«Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических игр и упражнений учителем -логопедом».
статья по логопедии (подготовительная группа)

Березенко Татьяна Александровна

Основная цель применения нейрогимнастики с детьми с речевыми нарушениями - это активизация развития речи у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_neyroigrah_leto_2024.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

  обобщение опыта по теме: «Коррекция речевых нарушений у дошкольников  с использованием нейропсихологических игр  и упражнений учителем -логопедом».

             За последние десятилетия наблюдается существенное повышение числа детей с различными речевыми нарушениями.  Отмечается  разнообразие форм речевой патологии, которые имеют многообразную этиологию и симптоматику, имеется          стойкая  тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений. У многих детей с которыми я работаю речевая недостаточность   переплетается с недостатками в двигательной, когнитивной и других сферах психической деятельности.

               В связи с этим,   стал  очень актуальным вопрос поиска и внедрения в практику новых педагогических инноваций.  Так как, целенаправленное системное логопедическое и динамичное воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с    нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволит значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. С этой целью в работе с детьми  я использую     инновационные технологии, такие как нейроигры и нейроупражнения.

             

Основная цель применения нейрогимнастики с детьми с речевыми нарушениями - это активизация развития речи у детей.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
Развивать слухоречевое внимание детей;

  • Развивать нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
  • Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).

          В своей работе я использую нейроигры и упражнения на всех этапах, от момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука на материале чистоговорок и стихотворений

На подготовительном этапе я включаю артикуляционные упражнения с движением рук, т.е. происходит нейростимуляция с помощью «биоэнергопластики».  

Выполняя Упражнение «Часики». Ребенок ставит обе руки на локти, держа в одной из них массажный мячик.         язык совершает движение в сторону правого уголка рта, при этом мяч находится в одноименной руке, затем, то же самое повторяется с левой стороной.

  При выполнении упражнения «Лопатка» мяч держим в  расслабленной ладони, на установку  «Иголка»- мяч сжимается

          Выполняя артикуляционное упражнения «Конфетка». Ребенок толкает языком в правую щеку , одновременно выполняет  круговые движения указательным пальцем у правой щеки (остальные пальцы сомкнуты в кулак). Тоже самое с левой щекой и левым указательным пальцем.      Упражнение «Расчёска»  выполняем в улыбке. Ребенок проталкивает  язык между сомкнутыми зубами и при этом чешет  ладони  рук попеременно.  

    Логопедическое упражнение «Лошадка» совершаем вместе с ритмичным  выполнением обеими руками  кинезиологического   жеста колечка   В упражнение «Индюк» также использую нейроподход. При  выполнении  языком   «болтушку» (бл – бл – бл) +  добавляем с детьми круговые движения обеими руками.  

 На этапе автоматизации   изолированного звука использую кинезиологические дорожки для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука.

   Кроме того на  этом этапе   применяю зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный звук.

На этапе автоматизации звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных)  применяю  Еще один вид  зеркального рисования, когда перед ребенком рисунок , изображенный штриховкой.  . он   рисует  одновременно обеими руками   зеркально-симметричные рисунки и узоры, произнося при этом закрепляемый слог.

 Кроме этого   я использую упражнение «Нейроклассики»,    Ребенок   одновременно двумя руками проходит по классикам и отрабатывает  нужные  слоги.   Еще  нейроклассики   использую на дифференциацию звуков.  

           На этом же этапе мы  играем в нейроигру  «Вертолёт». Правая рука детей движется от себя, левая  — к себе. По хлопку меняем направления движения рук при этом проговаривая  автоматизируемые  слоги  

            Еще одна  игра из моей копилки -это нейроигра «Домики». Где  На поле представлены картинки домиков  четырех цветов 2 - хэкземплярах и   геометрические фигуры  - круги в таких же цветах. Ребенок дотрагивается до круга ,затем  до домиков  одновременно двумя руками,  ориентируясь на цвет геометрической фигуры.   Во время совершения движений руками ребенок проговаривает  закрепляемые   слоги .

 На этапе автоматизации звука в словах (в начале слова, середине, конце) я  использую нейроигру «Гномики».

перед ребенком кладу  игровое поле. Он   одновременно двумя руками находить одинаковые предметы слева и права  при это произносит слова с отрабатываемым звуком.

         В нейроигре «Цепочка»  перед ребенком кладу  игровое поле его  Задача  состоит в том, что необходимо     соотнести цвет изображения и жест.

 Для начала ребенок выполняет комплекс упражнений вместе со мной, за тем самостоятельно. Упражнение выполняется поначалу правой рукой, затем левой рукой, затем обеими руками. Т.О. происходит закрепление  поставленного звука  в словах.  

  Для автоматизации звуков в с ловах   использую  игру «Парные картинки» .  На двух таблицах размещены одинаковых 16 картинок на автоматизацию одного звука. На первой таблице расположены картинки по порядку, на второй — хаотично. Ребенок называет первую картинку в верхнем ряду левой таблицы, прикасаясь к ней   пальцем левой руки. Одновременно ему необходимо найти такую же картинку на правой таблице и поставить на нее  палец правой руки. То есть  ребенок находит одновременно одинаковые картинки на двух таблицах, при этом называя правильно автоматизируемый звук в словах.

            Нейроигры «Слово – жест» также использую  для автоматизации звуков в словах. Ребенок одновременно называет изображение на картинке и выполняет  позу рук, которая указана под картинкой.

        Еще один из вариантов  этой нейроигры.  Дети  повторяют цепочку из слов и на каждое слово выполняют  изображенную   позу из рук.

 Также на этапе автоматизации звука в словах использую Нейроигру «заяц - волк».   Левой рукой ребенок показывает жесты попеременно  зайца и волка, а правой кинезиологическое упражнение  кулак – ладонь. Таким образом, работают одновременно две руки и ребенок проговаривает нужную цепочку из слов.      

          В Кинезиологический тренажер  играю с детьми для закрепления свистящих и шипящих звуков. Ребенок  бросает  кубик, называет  одну из картинок рядом с тем количеством точек, которые выпали на кубике. Одновременно с называнием картинки делаем позу руки, которая указана под тем же количеством точек, что выпали на кубике.  

          Нейроупражнение  «Последовательность ритма»  использую на  этапе автоматизации  звука в предложениях. Дети проговаривают предложения и выполняют движение, ориентируясь  на зрительные схемы. Еще одно из используемых мной

            Нейроупражнений «Прокати мяч.»  ребята прокатывают  массажный мячик  по контуру геометрических фигур, при этом идет проговаривание чистоговорок, стихотворений на нужный нам звук.

           Подводя итог, хочу отметить, что регулярное использование нейроигр в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического, эмоционального здоровья.          К тому же, использование нейроигр снижает уровень утомляемости у моих воспитанников, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует наиболее быстрому процессу коррекции недостатков речевого развития дошкольников.

В заключение следует отметить, что предложенные игры  включаю в любую организованную образовательную деятельность, как индивидуальную, так и групповую (подгрупповую

Следующий этап моей работы  по использованию нейроигр и нейроупражнений  это привлечение родителей в этот увлекательный и полезный процесс.   В апреле в рамках «Родительская гостиная» планирую  провести  мастер - класс  для родителей , на тему: «играем вместе в нейроигры,!».
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевых нарушений дошкольников с использованием нетрадиционных техник.

Работа с детьми должна быть динамичной и эмоционально приятной. С этой целью необходимо разнообразить работу с детьми.       В комплексном преодолении нарушений реч...

Городское методическое объединение "Логопед". Тема: "Повышение профессионального роста учителей-логопедов и дефектологов через использование театральной деятельности при коррекции речевых нарушений"

Цель: организация информационно-образовательного пространства для обмена педагогическим опытом в использовании театральной деятельности в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями учителей-логопед...

Использование инновационных образовательных технологий в коррекции нарушений устной и письменной речи, современные печатные , настольные дидактические игры используемые учителем логопедом и учителем дефектологом.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном ра...

Использование инновационных образовательных технологий в коррекции нарушений устной и письменной речи, современные печатные , настольные дидактические игры используемые учителем логопедом и учителем дефектологом.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном ра...

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нейропсихологиическая коррекция (нейрокорре́кция) — комплекс специальных психологических методик, которые направлена на изучение связей ум – тело, переструктурирование нарушенных функций и...

Использование инновационных образовательных технологий в коррекции нарушений устной и письменной речи. Современные печатные, настольные, дидактические игры, используемые учителем-логопедом и учителем-дефектологом.

Использование инновационных образовательных технологий  в коррекции  нарушений устной и письменной речи. Современные  печатные, настольные, дидактические игры, используемые учителем-лог...