Проект " Устранение речевых нарушений по средствам использования POP IT в работе логопеда у детей с ОВЗ »
проект по логопедии (подготовительная группа)

Татаркина Елена Викторовна

В проекте используются антистресс-игрушки .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2023.docx60.36 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Устранение речевых нарушений по средствам использования POP IT  в работе логопеда с детьми ОВЗ »

Разработчик: Татаркина Е.В., учитель-логопед МДОУ «Детский сад «Улыбка» г.Надыма»

Надым, 2022г

СОДЕРЖАНИЕ:

1.

Введение

2

1.1

Актуальность проекта

2

1.2

Цель и задачи проекта

3

1.3

Принципы реализации проекта

5

2.

 Реализации проекта

5

2.1

 Этапы и сроки реализации проекта

6

3.

Планирование ресурсного обеспечения

8

4.

Риски и их предупреждение.

12

5.

Предполагаемый результат

13

Список литературы

15

Приложение 1. Картотека игр с POP IT для детей с тяжелыми нарушениями речи.  

16

Приложение 2. Памятка для родителей « Использование POP IT  в домашних условиях»

23

Приложение 3. Мастер -класс для педагогов « Использование POP IT  на занятиях»

24

                                                   

1.Введение.

Какой бы ни был длинный путь,

всегда он начинается с первого шага.

Восточная мудрость

Своевременное и полноценное овладение речью является первым и важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие ребенка, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности. Ограниченность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, приводит к развитию нежелательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма.

Педагоги дошкольной организации, принимающие участие в коррекционно-воспитательном процессе, не только помогают становлению личности ребенка с нарушением речи, закладывают основы его нравственного воспитания, но и все вместе решают задачи преодоления умственного, сенсорного и физического развития детей, создавая тем самым благоприятные предпосылки для работы над речью.

Не секрет, что нарушение речи в последнее время стало всё более распространенным явлением среди детей дошкольного возраста. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Исходя из этого, следует, что детям с нарушениями речевого развития нужны новые методы коррекции развития речи.

1.1.Актуальность проекта.

Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития  ребенка.

Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур.
Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же период ползания оказывается сокращен, то недостаточно развиваются координация движений, координация деятельности полушарий между собой и координация мозга и тела в целом. Развивая координацию движений, моторику  рук ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.

В связи с актуальностью данной проблемы и необходимостью нахождения путей её решения определили тему работы логопеда в детском саду на весь учебный год: «Использование POP IT  в работе логопеда с детьми ОВЗ»

1.2.  Целью проекта  повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду, через использование POP IT  .  

Развитие речи и межполушарные связи тесно связаны между собой.  Наиболее полно и отчетливо воспринимается речь, и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное .

 Гипотеза: процесс коррекции речи будет более эффективным, если будут соблюдаться следующие условия при работе с антистресс- игрушкой POP IT:

  • Комплексный подход педагогического коллектива к преодолению речевой патологии у дошкольников.
  • Взаимосвязь и тесная работа педагогов и родителей в коррекции нарушений у детей.
  • Создание оптимальных условий и проведение мероприятий, направленных на устранение речевых нарушений.

В ходе реализации  Проекта заданная цель достигается путем решения следующих задач:
-познакомить детей с возможностями и условиями применения игрушки- антистресс POP IT при работе на занятиях ;

-развивать  у детей мыслительные операции;

-формировать потребности в организации познавательного общения со взрослыми;

-развивать абстрактного и логического мышления;

-активизировать и пополнять словарь ,понимать особенности грамматического строя речи родного языка.
-создать базу дидактических материалов, необходимую для занятий с детьми дошкольного возраста с использованием игрушкой POP IT:

-оказать консультационную помощь родителям в преодолении  речевых нарушений  дошкольников с использованием антистресс-игрушки.

Новизна проекта: устранение у детей дошкольного возраста  тяжёлых нарушений речи, через использование антистресс-игрушки POP IT.

Недавно стали популярны новые антистресс – игрушки «Pop it» (поп – ит).Силиконовые разноцветные пластинки с полусферами, которые так приятно лопать. Яркие, разнообразные по форме, прочные, приятные на ощупь – они есть у каждого ребенка.

Все дело в тактильном восприятии этих простых, на первый взгляд изделий. На кончиках пальцев находится большое количество рецепторов, которые соответствуют определенным участкам мозга. Массаж рецепторов развивает нейронные связи, то есть рецепторы мозга тренируются напрямую через сигналы от касания. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», говорил известный педагог Василий Сухомлинский. Поэтому однозначно можно отнести игрушку Поп - ит к полезным тренажерам.

1.3. Принципы реализации проекта.

Общедидактические  принципы: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.

2.  Реализация проекта

 Для реализации проекта требуется тесное сотрудничество  педагогов, родителей в ходе коррекционного процесса, личностно-ориентированный подход при выборе методов, приемов воздействия, определении конкретного содержания занятий. Система логопедической помощи построена в рамках комплексного подхода к преодолению тяжелых нарушений речи, с опорой на ведущую у дошкольников игровую деятельность. Одновременно с логопедом помощь детям с речевыми нарушениями оказывается педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, воспитателем.

Воспитание навыков правильной речи и поведения требует длительных и постоянных тренировок, не ограниченных рамками логопедических занятий, а имеющих место в процессе ежедневного речевого общения ребенка с окружающими.  

Логопедические занятия  являются основной формой логопедической работы, так как наиболее полно выражают непосредственное воздействие логопеда на ребёнка .

Логопедические занятия проводятся  индивидуально.

В своей работе я использую Поп - ит для автоматизации звуков и использую для различных развивающих игр. Поп - ит может применяться в различных играх, которые способствуют сенсорному и математическому развитию детей, способствуют концентрации внимания. Когда ребенок что-то мнет, нажимает, перебирает, он отвлекается, расслабляется, при этом происходит улучшение координации и развитие мелкой моторики. Детям это действительно нравиться, они с большим удовольствием будут участвовать в предложенных играх.

При использовании игрушки - антистресса, уменьшаются приступы тревоги, развиваются пальцы рук. В играх и игровых упражнениях с речевым сопровождением, Поп - ит улучшает координацию речи с движением, что благотворно влияет на развитие психических и речевых процессов.
POP IT - игрушка-хит.  Одна из главных игрушек 2021 года.
POP IT дословно переводится как «лопни это».Сами по себе эти игрушки были придуманы достаточно давно, просто сейчас «выстрелили».
Это детская игра, процесс в которой можно сравнить с лопанием воздушно-пузырчатой упаковочной плёнки. Но если в первом случае каждая «пупырка» одноразовая, то POP IT можно давить с характерными ощущениями и звуками «бесконечно»: десятки силиконовых пузырей просто выдавливаются в другую сторону.

Игрушки-антистресс привлекают внимание своими разнообразными расцветками,  формами и вариантами выполнения. Кроме того, они доступные и удобные. Полезность игрушек антистресс, отмечают учёные, в недавнем исследовании были отмечены положительные эффекты игрушек-антистрессов. При их использовании уменьшается чувство тревоги, развиваются пальцы рук.
 POP IT  я использую  на логопедических занятиях 1 раз в неделю ( из расчета на каждого ребёнка 2 занятия в неделю).Для старшей группы 20-25минут,для подготовительной 2 5-30минут.

В играх и игровых упражнениях с речевым сопровождением, улучшает координацию речи с движением, что благотворно влияет на развитие психических, познавательных и речевых процессов. Психологи отмечают, что хоть они и называются игрушками, на самом деле могут подходить для людей любого возраста.

 2.1. Этапы и сроки реализации проекта

1 этап. Подготовительный .

Цель: Выявить основные проблемы в речевом развитии детей.

Задачи:1.Определить направления дальнейшей работы по коррекции нарушений речи.  2.Разработать технологию коррекционной работы с речевыми детьми.

3.Донести до педагогов и родителей о необходимости в совместных действиях по устранению речевых нарушений  у детей.

                                     Мероприятия.

Название мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

1.

Диагностика детей

1.09.22-15.09.22

педагогический коллектив

2.

Изучение материалов: методической литературы, пособий,приемов,методов, программ по коррекции речи.

26.08.22-31.09.22

Учитель-логопед

3.

Подбор игр и упражнений для коррекции устной речи направленные

01.10.22-30.10.22

Учитель-логопед

4.

Круглый стол с участием педагогов и родителей:

 ««Использование POPIT в работе с детьми подготовительной группы»

15.10.22

Учитель-логопед, воспитатели, родители

2 этап. Практический 

Цель: Апробирование на практике  игрушку POPIT .

Задачи:

1.Корректирование правильной речи у детей со стороны взрослых в повседневной жизни. 2.Создание оптимальных условий для преемственности в работе педагогического коллектива и семьи.

3.Повышение уровня родительской мотивации в коррекции устной речи  детей.

4. Расширение знаний и практических умений у педагогов и родителей по устранению  речевых проблем у дошкольников.

Мероприятия

Направления

Задачи

Сроки проведения

1.

Работа над дыханием

Выработка правильного полного вдоха и выдоха.. Использование дыхательных упражнений с движениями, комплексной релаксационной гимнастики.

Октябрь 2022

2.

Работа над артикуляцией

Развивать  подвижность языка, челюстей, губ, укреплять мышцы глотки.

ноябрь

в течении года

3.

 Работа над звукопроизношением.

Формировать правильное звукопроизношения.

декабрь

в течении года 2022

4.

Работа над слоговой структурой речи

Учить воспроизводить слоговой состава слова. 

январь 2023 в течении года

5

Работа над звукобуквенным анализе слов

Развивать фонематические процессы в становлении речи.

февраль 2023

в течении года

6

Работа над предложением

Учить определять количество слов в предложении, составлять предложения из определенного количества слов

Развивать фонематическое восприятие при работе над деформированным предложением и работе над предложением

Тренироваться в составлении собственных предложений

Стимулировать развитие слуховой памяти

март 2023

 в течении года

7.

Работа над текстом

  • Учить определять главную мысль текста;
  • Учить озаглавливать текст;
  • Учить определять последовательность событий.

апрель 2023

в течении года

3 этап. Заключительный 

Цель: проверка эффективности реализованного проекта.

Задачи:

1. Анализ проведённой работы по коррекции устной речи  у дошкольников, с использованием антистресс –игрушки.

Название мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

1.

Отчёт о результативности работы  учителя-логопеда на итоговом педагогическом совете

май 2023

Учитель-логопед.

Мероприятия для родителей.

Название мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

1.

 Консультация для родителей «От чего может возникнуть неправильная речь»

20.09.2022

Учитель-логопед

2.

Памятка для родителей и воспитателей «Как заинтересовать ребёнка для занятий».

13.10.2022

Учитель-логопед

3.

Консультация для родителей «Сохранение психического здоровья детей в условиях детского сада и семьи».

16.11.2022

Учитель-логопед

4.

Консультация для родителей « Развитие фонематического слуха , с использованием POPIT .

15.12.2022

Учитель-логопед, воспитатели

5.

Индивидуальные консультации для родителей .

В течении года

6.

Цикл коррекционно-игровых занятий для родителей:

  • Упражнения для развития речевого дыхания, с игрушкой –антистересс.
  • Упражнения для развития фонематического воприятия с антистерсс –игрушкой .
  • Упражнения для развития слоговой структуры речи с использованием игрушки-антистресс.
  • Упражнения для работы над предложением ,с использованием игрушки антистресс.
  • Упражнения для работы над связной речью, с использованием игрушки антистресс.

Октябрь-апрель

Учитель-логопед

Мероприятия для педагогов

1.

Круглый стол с участием педагогов, родителей  «Как использовать антистресс –игрушки на занятиях».

11.11.2022

Учитель-логопед.

2.

Консультация для педагогов «Мастер –класс на тему « Развитие слоговой структуры речи, через использование  игрушки POPIT .

14.02.23

Учитель-логопед.

3.Планирование ресурсного обеспечения.  

1.Игрушки POP IT, по количеству детей
2.Карточки-схемы для выполнения заданий.
3.Камешки.
4.Помпоны.
5.Предметные картинки.
6.Карточки с изображением цифр и букв.

3.1.Финансовое обеспечение Проекта осуществляется в соответствии с потребностями ДОУ на осуществление всех необходимых расходов на обеспечение конституционного права на бесплатное и общедоступное дошкольное образование с учетом направленности группы, режима пребывания детей в группе, возрастом воспитанников и прочими особенностями реализации Проекта. Дополнительно при определении потребностей в финансовом обеспечении учитывается тип Организации, в зависимости от которого определяются гарантии по среднему уровню заработной платы педагогических работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597[1].

Объём финансового обеспечения реализации Проекта определяется исходя из Требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования ФГОС ДО и должен быть достаточным и необходимым для осуществления Организацией:

  • расходов на оплату труда работников, реализующих Проект, в том числе педагогических работников дополнительно привлекаемых для реализации Проекта для детей с нарушениями речи в количестве, необходимом для качественного педагогического сопровождения указанной категории детей.
  • расходов на средства обучения, включая средства обучения необходимые для организации реализации Проекта, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видео-материалов, средств обучения, в том числе, материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов образовательной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды (в том числе специальных для детей с заиканием), приобретения обновляемых образовательных ресурсов, в том числе, расходных материалов,  пополнение комплекта средств обучения и подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет;
  • расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их педагогической деятельности;

Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на основе нормативных затрат на оказание образовательных услуг, обеспечивающих реализацию Проекта в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Финансовое обеспечение реализации Проекта осуществляется с учётом распределения полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования между отдельными уровнями власти.

Государственное (муниципальное) задание учредителя на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации Проекта должно обеспечивать соответствие показателей объёмов и качества предоставляемых образовательными учреждениями данных услуг размерам средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляемых на эти цели.

Показатели, характеризующие выполнение государственного (муниципального) задания учредителя на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации Проекта, учитывают требования ФГОС ДО к условиям реализации Проекта, а также особенности реализации Проекта в отношении детей с тяжелыми нарушениями речи.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО при расчёте нормативных затрат на оказание услуг по реализации Проекта учитываются потребности в рабочем времени педагогических работников на выполнение всех видов работ в рамках реализации Проекта, а также расходы на создание соответствующей предметно-пространственной среды, в том числе расходы на приобретение средств обучения, учебных пособий. При реализации Проекта примерные нормативные затраты определяются отдельно для различных возрастов детей, направленностей и режимов групп, в которых реализуется Проект.

В отличии от расчета нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, при определении нормативных затрат на реализацию адаптированной для детей с тяжелыми нарушениями речи основной общеобразовательной программы дошкольного образования необходимо учитывать следующие потребности в дополнительном финансовом обеспечении при ее реализации:

  • необходимость приобретения дополнительных средств обучения, в которых нуждаются дети с тяжелыми нарушениями речи при освоении образовательной программы.

Объем финансового обеспечения реализации Проекта на уровне ДОУ осуществляется в пределах объёмов средств на текущий финансовый год и используется для осуществления расходов, необходимых для реализации Проекта, в том числе оплаты труда всех категорий персонала, участвующего в ее реализации, приобретения средств обучения, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников и организации функционирования ДОУ.

Порядок, размеры и условия оплаты труда отдельных категорий работников организации, в том числе распределения стимулирующих выплат, определяются в локальных правовых актах ДОУ и в коллективном договоре. В локальных правовых актах о стимулирующих выплатах, в том числе, определяются критерии и показатели результативности и качества, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации Проекта. В распределении стимулирующей части фонда оплаты труда предусматривается участие органов самоуправления ДОУ.

ДОУ самостоятельно устанавливает предмет закупок, количество и стоимость приобретаемых средств обучения, а также перечень работ для обеспечения требований к условиям реализации Проекта.

3.2Научно-методические:

В процессе реализации программы    используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности.

3.3.Материально-технические:

В ДОУ созданы материально-технические условия, обеспечивающие:

1) возможность достижения воспитанниками целевых ориентиров освоения Проекта;

2) выполнение Организацией требований:

– санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:

• к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность,

• оборудованию и содержанию территории,

• помещениям, их оборудованию и содержанию,

• естественному и искусственному освещению помещений,

• отоплению и вентиляции,

• водоснабжению и канализации,

• организации питания,

• медицинскому обеспечению,

• приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность,

• организации режима дня,

• организации физического воспитания,

• личной гигиене персонала;

– пожарной безопасности и электробезопасности;

– охране здоровья воспитанников и охране труда работников Организации;

3) возможность для беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры ДОУ, осуществляющей образовательную деятельность.

Организация имеет необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников (в т. ч детей с ТНР), педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:

– учебно-методический комплект Проекта (в т. ч. комплект различных развивающих игр);

– помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;

– оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста,

– мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты.

Проект оставляет за ДОУ право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходя из особенностей реализации Программы.

Проект предусматривает необходимость в специальном оснащении и оборудовании для организации образовательного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Проектом предусмотрено также использование ДОУ обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В настоящее время создано множество технических средств обучения, которые помогают учителям – логопедам в учебной, воспитательной и коррекционной работе с детьми. Использование развивающих компьютерных игр и технологий позволяет решать ряд коррекционных задач:

  • Развитие и коррекция психических процессов;
  • Активизация словаря;
  • Закрепление ранее полученных навыков;
  •  Развитие мелкой моторики и зрительно – моторной координации;
  • Знакомство с буквами и звуками;
  • Тренировка навыков слогового чтения;
  • Запоминание написания слов;
  • Умения составлять слова из  букв и слогов;
  • Освоение звукобуквенного анализа;
  • Развитие зрительной и слуховой памяти.

Программно-дидактический комплекс «Мерсибо плюс» (диски + флешка) - дидактические игры и материалы направленные на:

  развитие речи ребенка от 2 до 8 лет;

 работу над исправлением звукопроизношения;

 развитие внимания, памяти, логического мышления;

 стимуляцию развития творческого воображения;

 развитие связной речи;

 знакомство с цифрами;

 пополнение знаний об окружающем мире.

Интерактивный стол. Использование интерактивного стола помогает сделать коррекционно-развивающий процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с детьми. Интерактивный стол - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д.

Интерактивый Умный стол. Использование интерактивного стола на занятиях учителя-логопеда позволяет:

 повысить качество обучения детей с нарушением речи;  

 развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения;

 развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки, развивать точность движений руки;

 повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений;

 обеспечить психологический комфорт на занятиях.

 

3.4 Риски и их предупреждение оценка эффективности.

Риски

Предупреждения

1

Загруженность логопеда, отсутствие времени на реализацию проекта

Своевременная и добросовестная реализация Проекта.

2

Риски оценки сроков по исправлению у ребёнка устной речи

Систематическое посещение детского сада.

3

Недостаточная методическая подготовка воспитателей, при появлении ребёнка с тяжелым нарушением речи.

Изучение методической литературы.

4

Нежелание родителей принимать участие в проекте.

Просветительская и информационная работа  с родителями

3.5.Профилактика  речевых нарушений  у детей.

Как и любые игрушки-антистрессы — это инструменты саморегуляции, помогающие сосредоточиться , успокоиться, активно слушать. Могут, например, избавиться от суетливости, постукивания ногой, наматывания волос на палец или покусывание ногтей - это различные способы тела высвободить беспокойную энергию. Исследования показывают, что большинство детей обучаются лучше, когда их руки активны, направление расширяемой энергии позволяет им лучше сосредоточиться на том, что они пытаются узнать. Кроме того, эксперты пришли к выводу, что движение необходимо для обучения, поскольку учащийся должен использовать оба полушария мозга. Антистрессы уменьшают беспокойство, напряжение, повышают ловкость, улучшают координацию и мелкую моторику, развивают мышцы рук. Оказывают успокаивающее действие на тех, кто страдает от тревоги или сенсорных проблем, таких как СДВГ. Хотя игрушки не являются лекарством от этих проблем, они успокаивают.

Заключение.

Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приемы и методы, создаются благоприятные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферах. Игрушки –антистресс  является средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Благодаря этому виду деятельности, речь детей становится более содержательной, более выразительной, правильно построенной. Широкое применение игрушек  -антистресс в своей работе поможет нам подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации. возможность занять руки.

3.6.Предполагаемые результаты.

 По окончании интенсивного курса использования антистресс-игрушки дети должны:

-усвоить   содержание   программы  общеобразовательного детского сада;

-использовать антистресс- игрушку для развития познавательной деятельности, коррекции устной речи;

3.7.Оценка эффективности работы.

 - Работа с антистресс- игрушкой  способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. 

POP IT – универсальная игрушка, ее можно использовать дома и в поездках, ведь игрушка портативная и дети сами стремятся брать ее с собой повсюду .
Родителям можно предложить варианты, как играть с POP IT в туристических поездках, на природе, на детской площадке и во время ожидания, например в поликлинике или магазине.


Список литературы.

  1.  Зуева Л. Н., Костылева Н. Ю., Солошенко О. П. Занимательные упражнения по развитию речи. М., Астрель-АСТ, 2001.
  2. Колесникова Е.В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. М., 2003.
  3. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М., 2000.
  4. Нечаева Н. В., Белорусец К. С. Азбука. Самара, 1997
  5. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
  6. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 1000 слов для фонетического (звукобуквенного) разбора. Развитие фонематического слуха. М., 2003.

                                                                   

Приложение

  1. «Изучение звуков».

Цель: сформировать и закрепить знания о гласных и согласных звуков русского языка, их графическом (цветовом) обозначении.

Изучая звуки вместе с ребенком с помощью поп - ит, предложите выдавливать красный пузырек, если ребенок услышит гласный звук. А если ребенок слышит согласный твердый звук, то синий. И зеленый пузырек, если слышит согласный мягкий.

  1. «Повторение чисел».

Цель: закрепление знания соответствия количественного и зрительного образа цифры.

Для игры необходимы игральный кубик или карточки. Ребенок бросает кубик и нажимает столько пузырьков, какое количество выпало на грани кубика. Второй вариант - показывайте ребенку числа, а он нажимает на такое же количество пузырьков - пупырок.

  1.  «Сложение».

Цель: развитие навыка количественного счета.

Ребенок складывает числа и нажимает на верное количество пузырьков.

Аналогичную игру можно применить и на выполнение операции вычитания.

  1. «Бродилка».

Бросаете по очереди игральный кубик и делаете ходы по ячейкам поп-ита. Проиграл тот, на ком закончились ячейки. Вместо кубика можно использовать бумажные карточки, на которых рисуете точки как на кубике или цифры. Кладете в панамку, достаете по одной и ходите.

  1. «Выложи узор»

Цель: Развитие зрительного воображения, ориентировки в малом пространстве.

Ребенку предлагается выкладывать шарики небольшого размера в углубления таким образом, чтобы получился определенный рисунок или узор.

  1. «Две руки»

Цель: Развитие межполушарных связей.

Детям предлагают одновременно нажимать «пузырьки - пупырки» в определенной последовательности сразу двумя руками на двух поп - итах.

  1. «Морской бой»

Цель: Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.

Под одной из выемок лежит шарик. Дети по очереди нажимают на пузырьки - пупырки, и пытаются определить, под которой прячется шарик. Выигрывает тот, кто первым его обнаружит.

  1. «Кто быстрее»

Игра на время и скорость реакции. Кто быстрее лопнет все ячейки, тот победил. Или кто лопнет больше ячеек за указанное время (10, 15 секунд). Можно лопать через одну ячейку, через ряд и пр. – вариантов много. Главное не ошибиться.

  1. «Продолжи ряд»

Выкладываете начало ряда (камешек-бусинка), а ребенок должен повторить последовательность, пока не закончится ряд.

  1. «Повтори на слух»

Озвучиваете порядок нажиманий: в первом ряду оставить одну ячейку, во втором – две, а в красном три. Ребенок должен все правильно нажать по памяти.

  1. «Повтори узор»

Для игры понадобится две панели. На одной взрослый даёт образец узора, задача ребенка – выполнить у себя такой же. Задачу можно усложнить, предложив продавить рисунок в зеркальном варианте.

  1. «Составление слов»

Напишите маркером на выпуклых частях игрушки буквы. Нужно чтоб поп - ит был большого размера, и поместились все буквы, некоторые даже дважды. Дальше подготовьте карточки с изображением предметов, название которых состоит из трех - пяти букв. Задача ребенка в том, чтоб посмотрев на карточку составить слово, и нажать нужные буквы для его составления.

  1. «Подсчет слогов»

Это не только игра, это действенный способ научить ребенка считать слоги в слове в интересной форме. Напишите слова на карточках, и разложите на столе. Дальше ребенок берет одну из них на свое усмотрение, самостоятельно читает, проговаривает повторно, и определяет количество слогов, нажимая соответствующее количество пупыриков.

  1. «Чередование предметов»

Цель:Развивать умение сосредотачиваться, ориентироваться на полотне игрушки. Развивать   слух, мышление, речь, мелкую моторику рук, чувство цвета.

Понадобятся мелкие предметы, которые поместятся в углубления: пинцет, пуговицы, бусины, камешки, фасолины, горошины и т.д.

Пусть ребенок пинцетом раскладывает в углубления предметы. Усложнив, можно просить, чтобы раскладывал в определенной последовательности.

Либо раскладывает взрослый, а ребёнок определяет закономерность и продолжает ряд.  

  1. «Выложи цифру или букву»

Цель:Развивать умение сосредотачиваться, ориентироваться на полотне игрушки. Развивать   слух, мышление, речь, мелкую моторику рук. Закрепить зрительный образ цифр.

Ребенку предлагается выкладывать шарики небольшого размера в углубления таким образом, чтобы получилась цифра или буква.

  1. «Нажимай по очереди»

Цель:Развивать умение сосредотачиваться, ориентироваться на полотне игрушки. Развивать слух, мышление, речь, мелкую моторику рук.

Ребенку предлагают игрушку в виде квадрата. Задание: лопни пузырьки одним пальцем, двумя, тремя, большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем… и так же по аналогии с другими пальцами.

  1. «Тренируем счет»

«Пупырка» похожа на самые простые виды счет - отжимаем 1 плюс еще 3 и считаем сколько получилось.

  1. «Координация и предлоги»

Выше - ниже, правее -левее, над - под. Счет - три направо, две вниз и так далее. Можно при этом пользоваться дополнительными элементами (пуговицами, фигурками, бусинами). Например: давай поселим красную пуговку в домик по адресу - три пупырки вправо, одна пупырка вниз. А ее подружку, синюю пуговку рядышком - одна пупырка вниз и две пупырки влево.

Подводя итоги, мне эта игрушка показалась самой полезной из последних модных, и даже когда мода пройдет – игры останутся среди моих пособий, как приложение к сенсорной коробке. Мы с ребятами придумаем ещё игры, будем делиться с ребятами из других групп нашей «коробкой игр с поп – итами». Кроме того, они легко моются и занимают мало места, а еще играть с ними можно практически в любом возрасте.

Игры по речевому
развитию детей.
Игра «Если слышишь слово»
Цель: Развивать слуховое восприятие, речевой слух.
Ход игры:
1 вариант: Воспитатель произносит слова.
Задание: дети продавливают кружок голубого цвета если услышат слово
–снег-
Слова: снег, мороз, снег, сугроб, снеговик, снег, валенки, снег, лед, вьюга, снег, санки, лыжи, коньки, снег, Новый год, снег, Дед Мороз, снег.
2 вариант: Задание: дети продавливают кружок фиолетового цвета, если услышат «зимнее слово» (под музыкальное сопровождение): мороз, жара, сугроб, снеговик, валенки, ручьи, лед, вьюга, капель, санки, лыжи, коньки, снег, Новый год, Снегурочка, дождь, Дед Мороз.

При заучивании чистоговорок с детьми использую POP IT. Ребенок проговаривая чистоговорку, выделяет голосом заданный звук и продавливает пузырек на игрушке . Например при произношении чистоговорки «Зайка»
«Зайке холодно зимой.
Зайке голодно зимой.
Зубки зайкины стучат,
Так морковки хотят.» Дети выделяют голосом звук -з-, и произнося этот звук продавливают пузырек в синем ряду. При подведении итогов
наглядно видно на сколько у ребенка развиты слуховое восприятие, речевой слух.

Упражнение «Кто больше назовет»
Цель: обогащение знаний и словарного запаса.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры : взрослый и ребенок по очереди называют по одному слову из актуальной для ребенка категории предметов и одновременно продавливают кружок. Взрослый озвучивает правило: повторяться нельзя. Примеры категорий: названия овощей, фруктов, диких и домашних животных, одежды, посуды. Упражнение можно провести в группе детей, в этом случае взрослый задает категорию и наблюдает за тем, чтобы участники игры не повторялись. Дети называют слова и передают игрушку POP IT по кругу.

Игра «Какая буква»
Цель: развитие представлений о графическом видении букв, мелкой моторики, обогащение знаний и активизация речи.
Ход: Ребенку нужно по образцу выложить на POP IT букву из предлагаемых предметов (камушки,
помпончики, ) продавить пузырек, а затем произнести звук буквы.

Звуковой анализ слова.
Цель: сформировать и закрепить знания о гласных и согласных звуков русского языка, их графическом (цветовом) обозначении.
Ход: Делая звуковой анализ слова с помощью POP IT, предложите выдавливать красный пузырек, если ребенок услышит гласный звук. А если ребенок слышит согласный твердый звук, то синий. И зеленый пузырек, если слышит согласный мягкий.
Игра «Хлопочки»
Цель: развитие слоговой структуры слова и определение количества слогов в слове.
Ход: детям предлагаются предметные картинки. Ребенок продавливает кружок на каждом слоге, а затем подбирает карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов.

Познавательное развитие.
Игра «Выложи узор по схеме»
Цель: Развитие ориентировки в малом пространстве.
Ход: Ребенку предлагается продавливать пузырек таким образом, чтобы получился определенный рисунок или узор.

Игра «Бродилка»
Цель: развитие ориентировке в малом пространстве, закрепление понятий «лево-право», «верх-низ».
Ход. Игра проводится по принципу графического диктанта. В углубления на разных концах кладется два камешка.
Задание: перемещать первый камешек, чтобы довести его до второго, используя простые команды: «Вперед, вправо, назад, влево». Ребенок, выполняя команды, перекладывает предмет, перемещая его.
Как усложнение – игру можно проводить без взрослого. Обе роли выполняют дети

Игровое упражнение «Выложи цифру

Цель: Развивать умение сосредотачиваться, ориентироваться на полотне игрушки. Развивать   слух, мышление, речь, мелкую моторику рук. Закрепить зрительный образ цифр.
Ход: Ребенку предлагается продавливать пузырек а затем выкладывать помпоны в углубления таким образом, чтобы получилась цифра.

Игровое упражнение «Нажимай по очереди»
Цель:
Развивать умение сосредотачиваться, ориентироваться на полотне игрушки. Упражнять в счете до 5-10. Развивать слух, мышление, речь, мелкую моторику рук.
Ход игры:
Задание: лопни(задается количество) пузырьки одним пальцем, двумя, тремя, большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем и так же по аналогии с другими пальцами.

Игровое упражнение «Нажимай по очереди»

Цель: Развивать умение сосредотачиваться, ориентироваться на полотне игрушки. Упражнять в счете до 5-10. Развивать слух, мышление, речь, мелкую моторику рук.
Ход игры: Задание: лопни (задается количество) пузырьки одним пальцем, двумя, тремя, большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем и так же по аналогии с другими пальцами.
Упражнение «Ухо-нос» Возраст: 5-7 лет
Цель: развитие самоконтроля, межполушарного взаимодействия, мышления.
Ход игры.
Взрослый дает задание - левой рукой взяться за кончик носа, а правой нажать на ячейку определенного цвета или в нужном ряду. Затем – взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой нажать на ячейку. Далее чередовать до конца ячеек.
Упражнения с POP IT для развитии основных психических процессов, межполушарного взаимодействия.

Игра «Что изменилось»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
Возраст: 4–7 лет.
Ход игры:
1-й вариант: Воспитатель кладет камешки в три или четыре ячейки игрушки POP IT в зависимости от возраста и особенностей внимания ребенка. Ребенок рассматривает узор в течение минуты, а затем отворачивается. В это время взрослый убирает один из камешков и предлагает ребенку догадаться, в какой ячейке произошли изменения.
2-й вариант: воспитатель кладет камешки в три или четыре ячейки игрушки POP IT. Затем накрывает свою панель, просит ребенка так же расставить камешки на своей панели.

Игра «Гонки по вертикали»

Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания, межполушарного взаимодействия быстроты реакции, мелкой моторики рук.
Ход: Ребенку предлагается продавить ячейки в заданном педагогом направлении. Игра усложняется для детей старшего возраста путем добавления соревновательного эффекта, а также использованием двух рук одновременно или попеременно.

Примерные задания.

1. Составь звуковые модели слов, сравни их.

2. Составь звуковую модель слова, гласные звуки обозначь буквами.

3. Сколько всего звуков в слове? Напиши цифру в квадрате.

4. Соедини картинку со звуковой моделью.

5. Соедини между собой картинки и звуковые модели.

6. Исправь ошибки в звуковой модели слова.

7. Подбери по одному слову к каждой звуковой модели.

8. Подбери три слова к звуковой модели.

9. Составь слово по первым звукам названий картинок.

10. Составь слово по вторым звукам названий картинок.

11. Составь слово по последним звукам названий картинок.

12. Определи место звука в словах (в начале, середине, конце).

13. Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по твердости-мягкости.

14. Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по глухости – звонкости.

15. Запиши слово буквами. Какие еще слова можно составить из этих букв?

16. Сколько слогов в слове? Напиши цифру в квадрате.

17. Соедини картинку со слоговой схемой.

18. Соедини между собой картинки и слоговые схемы.

19. Подбери по одному слову к каждой слоговой схеме.

20. Составь слово по первым слогам названий картинок.

21. Составь звуковую модель слова. Сколько всего звуков в слове? Дай характеристику каждому звуку. Запиши слово буквами. Сколько всего букв в слове? Раздели слово на слоги, поставь ударение.

22. Составь предложение по картинке и графической схеме.

23. Составь по одному предложению по каждой графической схеме.

Паспорт проекта

1

Наименование образовательного учреждения, реализующего проект

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» г.Надыма»

2

Адрес учреждения

629735, ЯНАО, г.Надым, ул.Зверева ,

д.44 «А», тел. 8(3499) 526172

3

Должность и ФИО ответственного работника, утвердившего проект

 Заведующий МДОУ «Детский сад «Улыбка» г.Надыма»

Куликова Ольга Сергеевна

4

Дата утверждения проекта

30.08.2022

5

Полное название проекта

Педагогический проект «Использование POP IT  в работе логопеда у детей с тяжелыми нарушениями речи »

6

Возраст детей, на которых рассчитан проект

 5-7лет

7

Срок реализации проекта

1 год

8

Количество учебных групп, занимающихся по проекту

Занятия проводятся индивидуально на логопедических занятиях в 2-х группах

9

Сведения об авторе (ФИО, сведения об образовании, уровень квалификации, должность)

Татаркина Елена Викторовна, высшее профессиональное образование, учитель-логопед, первой квалификационной категории.

10

                                                  Характеристика проекта

-по основной направленности

Цель : развитие межполушарных связей мозга детей с ТНР, через использование POP IT;

 повышение уровня профессиональной компетенции педагогов через использование игрушки-антистресс  POP IT в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать литературу по данной теме.

2.Определить основные направления в системе коррекционных мероприятий по развитию межполушарных связей  у дошкольников, с использованием антисстрес-игрушки.

 3.Научить детей  использовать  игрушку  POP IT в разных условиях.

4. Познакомить педагогов  с возможностями и условиями применения игрушки-антистресс POP IT в работе с детьми дошкольного возраста;
5. Проверить эффективность коррекционной работы на практике.

Ожидаемый результат: уменьшается беспокойство , напряжение у детей, повышается ловкость, улучшается координация и мелкая моторика, развиваются мышцы рук,мышление.

- по усвоению программы

Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:

I этап (подготовительный):  сентябрь 2022г Цель: Выявить основные проблемы в речевом развитии детей. Определить направления дальнейшей работы по коррекции нарушений речи, с использованием антистресс-игрушки.  

II этап (практический):  октябрь 2022- апрель 2023г.

Цель: Апробирование на практике педагогически-коррекционной работы  с использованием РОР IТ.

III этап (итоговый):  май 2020г.

 Цель: Анализ проведённой работы по использованию РОР IТ у дошкольников.

Проект  рассчитан на 1учебный год (сентябрь-май)


[1] В соответствии с требованиями части 3 статьи 99 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальная образовательная программа коррекционной работы логопеда Устранение речевых нарушений у детей 6 лет в условиях логопедического пункта

Специальная образовательная программа коррекционной работы логопедаУстранение речевых нарушений у детей 6  летв условиях логопедического пунктаПериод освоения 2018-2019 учебный годРазработала учи...

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Специфика коррекционных дошкольных учреждений заключается в том, что, помимо решения общеобразовательных задач, решаются коррекционные задачи, связанные с преодолением речевого недоразвития у детей, а...

Логоритмические занятия как одна из форм коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

С начала изучения детей с речевыми нарушениями возникла идея использования музыкальной ритмики в системе коррекционно-педагогического процесса. В результате возникла проблема включения музыкальной рит...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДЭНС - терапия как дополнительное средство в коррекционно-развивающей работе логопеда».

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации коррекционной работы для детей с особыми образовательными потребностями.Ни для кого не секрет, что в ...