Коррекция речевых нарушений дошкольников с использованием нетрадиционных техник.
материал по логопедии на тему
Работа с детьми должна быть динамичной и эмоционально приятной. С этой целью необходимо разнообразить работу с детьми.
В комплексном преодолении нарушений речи, наряду с традиционными методами и приемами, использую в своей работе нетрадиционные логопедические методы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pro_netraditsionnye.docx | 41.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с детьми должна быть динамичной и эмоционально приятной. С этой целью необходимо разнообразить работу с детьми.
В комплексном преодолении нарушений речи, наряду с традиционными методами и приемами, использую в своей работе нетрадиционные логопедические методы:
1. С целью нормализации мышечного тонуса применяются расслабляющие релаксационные упражнения.
Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата
Релаксация проводится для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения, способствует расслаблению детей, развитию воображения.
1) «Олени»
Представим себе, что мы олени. Поднимаем над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами. Вот такие рога у оленя! Напрягите руки. Руки стали твердыми, как рога у оленя. Напряженье неприятно, быстро опустите руки. Посмотрите: мы – олени, рвется ветер нам навстречу! Ветер стих, расправим плечи, руки снова на колени, а теперь немного лени…Руки не напряжены и расслаблены. Знайте девочки и мальчики : отдыхают ваши пальчики! Дышится легко…Ровно…Глубоко.
2)«Хоботок»
Подражаю я слону: губы хоботком тяну, а теперь их опускаю, и на место возвращаю. Губы не напряжены, а расслаблены.
3)«Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо, а потом опять вперед – тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена. А Варвара смотрит вверх, выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно, расслабление приятно. Шея не напряжена и расслаблена…А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно – расслабление приятно. Шея не напряжена и расслаблена…
2.Биоэнергопластики.
Это сложное слово состоит из двух: биоэнергия и пластика.
Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри нас.
А слово «пластика», как мне кажется, в комментариях не нуждается.
То, что речевой аппарат связан с мелкой моторикой рук вы, конечно же, слышали. Области коры головного мозга, отвечающие за работу этих систем, находятся в непосредственной близости. И взаимовлияют друг на друга.
Кто-то умный решил: а чего тренировать артикуляционный аппарат и мелкую моторику кистей рук по отдельности? Если эти тренировки объединить, то может будет больше толку? И объединили. В результате появилось такое понятие, как биоэнергопластика.
Так вот, исследователи заметили, что при совместных движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно, если эти движения пластичны и свободны,
в организме происходит распределение энергии. Якобы было замечено, что биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию и мелкую моторику. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речь ребенка, но также память и внимание.
Упражнение № 1. «Птенчики»
Цель упражнения. Упражнение направлено на тренировку нижней челюсти. Мы будем учиться правильно открывать рот, что является одним из обязательных условий хорошей речи. А этим действием заведует нижняя челюсть.
Исходное положение. Артикуляционные упражнения лучше всего выполнять сидя. В этом положении ребенок наиболее расслаблен. Голова должна находится в прямом положении. Рот закрыт. Основная рука (в зависимости правша ребенок, или левша) согнута в локте.
Выполнение упражнения. Для правильного выполнения этого упражнения следует считать. Упражнение выполняется на четыре счета. На счет «раз» ребенок должен опустить челюсть на ширину своих двух пальцев. На счет «два» он должен зафиксировать такое положение челюсти. На счет «три» рот закрывается. На счет «четыре» ребенок отдыхает.
Когда ребенок открыл рот, язык должен находиться внутри в
расслабленном положении. Кончик языка находится у нижних резцов. Обратить внимание на то, чтобы губы у ребенка имели округлую форму, а зубы не должны обнажаться. Следить за головой: она не должна наклоняться, ни в какую сторону.
Работа кистью руки. Руку начинаем подключать тогда, когда ребенок освоит артикуляционное упражнение и будет выполнять его без ошибок.
Кисть ребенка должна быть параллельной полу. Пальцы прямые, прижаты друг к другу. Когда на счет «раз» нижняя челюсть пошла вниз, в этот момент и большой палец руки опускается вниз. А четыре оставшихся пальца поднимаются вверх. То есть пальцами ребенок показывает тот же открывающийся рот, только у…допустим, птенца. На счет «два» фиксируем открытый рот птенца. На счет «три» закрываем клюв. На счет «четыре» отдыхаем.
Упражнение № 2. «Хоботок»
Цель упражнения. Упражнения направлено на тренировку губных мышц.
Исходное положение. Губы находятся в привычном спокойном сомкнутом положении. Зубы тоже сомкнуты, но без напряжения.
Выполнение упражнения. Упражнение выполняется на два счета. На счет «раз» ребенок должен вытянуть губы вперед, сложив их в трубочку. Или в хоботок у слоненка. На счет «два» ребенок растягивает губы в сторону, как бы в улыбке. Только при этом нельзя показывать зубы. Разве слоненок, когда улыбается, показывает зубы? Растягивать сильно губы в стороны не надо. Главное в этом упражнении заключается в «хоботке».
Работа кистью руки. На счет «раз» ребенок собирает все пальцы правой (или левой) руки в щепоть. А на счет «два» пальцы должны «разбежаться» врозь, в открытую ладонь с растопыренными пальцами.
Упражнение № 3. «Зайчики»
Цель упражнения. Тренировка мышц языка.
Исходное положение. Рот должен находиться в открытом положении. Язык находится в спокойном, плоском положении у нижних резцов.
Выполнение упражнения. На счет «раз» ребенок должен поднять язык к верхним зубам, за них. На счет «два» ребенок опускает язык.
Работа кистью руки. В данном случае работают обе кисти. Руки
должны быть согнуты в локтях, а кисти свободно свисать вниз. Как лапки у зайчика. На счет «раз» кисти поднимаются вверх, на счет «два» опускаются.
Упражнение № 4. «Часики»
Цель упражнения. Тренировка мышц языка.
Исходное положение. Рот должен находиться в открытом положении. Язык находится в спокойном, плоском положении у нижних резцов.
Выполнение упражнения. Упражнение выполняется на два счета. На счет «раз» ребенок должен кончиком языка коснуться левой щеки. На счет «два» - правой щеки. Челюстью двигать нельзя.
Работа кистью руки. Все пальчики ребенка собраны в кулак, кроме указательного. Именно им он и выполняет упражнение, направляя его в ту сторону, в которую движется язык. Кисть должна находиться на месте.
Упражнение № 5. «Жало»
Цель упражнения. Тренировка мышц языка.
Исходное положение. Рот должен находиться в открытом положении. Язык находится в спокойном, плоском положении у нижних резцов.
Выполнение упражнения. Упражнение выполняется на два счета. На счет «раз» ребенок должен высунуть язык изо рта как можно дальше. До напряжения в в подъязычной связке. На счет «два» вернуть его в исходное положение.
Работа кистью руки. Пальцы собраны в кулак, который располагается пальцами вниз. На счет «раз» пальцы выпрямляются в напряженную ладонь, которая должна быть параллельна полу.
Упражнения повторяются по четыре-пять раз без перерыва.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
3. Широко используются элементы Су-Джок терапии (последнее мировое достижение восточной медицины). «Су» по-корейски - кисть, «джок» - стопа. Кисть и стопа - это уменьшенные проекции тела человека.
Главные достоинства Су Джок терапии:
• Высокая эффективность. При правильном применении выраженный эффект часто наступает уже через несколько минут, иногда секунд.
• Абсолютная безопасность применения. Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит вред человеку – оно просто неэффективно.
• Универсальность метода. С помощью Су Джок терапии можно лечить любую часть тела, любой орган, любой сустав.
• Доступность метода для каждого человека. В Су Джок терапии не нужно ничего выучивать и запоминать. Что заучивается – легко забывается. Метод достаточно понять один раз, затем им можно пользоваться всю жизнь.
• Простота применения. Ваша рука и знания всегда с вами. А подходящий инструмент для проведения лечения вы без труда найдете.
Су-джок терапия направлена на стимуляцию высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. На коррекционных занятиях происходит стимулирование точек массажными шариками, расположенных на пальцах рук. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.
Использование такого вида массажа способствует повышению физической и умственной работоспособности детей. Это позволяет значительно повысить эффективность логопедических занятий.
1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий
Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»
5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
6. Использование шариков при выполнении гимнастики
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
1 - руки развести в стороны;
2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
3 - руки развести в стороны;
4 - опустить руки.
7. Использование шариков для звукового анализа слов
Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
Сказка про «Маленького Ёжика»
• Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(шарик между ладошками)
• Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
• логопедический массаж пальцев рук!!!
• Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)
1) Пальчиковая игра «Ёжик»
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.
(дети катают су-джок между ладонями)
На спине иголки
(массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие.
(массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал,
(массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал,
(массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже
(массажные движения мизинца)
на ежа похожи.
(дети катают су-джок между ладонями)
2) Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
- Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(надеваем кольцо су-джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо су-джок на указательный палец)
С этим братцем щи варил,
(надеваем кольцо су-джок на средний палец)
С этим братцем кашу ел,
(надеваем кольцо су-джок на безымянный палец)
С этим братцем песни пел.
(надеваем кольцо су-джок на указательный палец)
4.Семянотерапия - перспективное направление в Су Джок медицине.
Зёрна - это живые и гармоничные структуры с большим потенциалом, безопасным в применении. Использовать можно любые зерна. Каждое семя несет в себе целебное воздействие за счет имеющейся в нем биоэнергии. Разумеется, больше всего такой энергии содержится в неповрежденных зернах недавнего урожая
С целью гармонизации функций организма используются семена однодольных (злаковые, лилейные), семена лимонника китайского, способствуют повышению трудоспособности и уменьшению умственной и физической усталости.
Метод семянотерапии является экологически чистым и безвредным.
Примеры игр:
- Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Для игры можно использовать тарелки разных цветов. Насыпьте фасоль в них, и пусть ребёнок считает – в какой больше всего, в какой меньше всего. Посадите разных животных возле каждой тарелки, причем по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, т.к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д.
- Насыпать крупу или семена на поднос (пшено, гречка и т.п) и рисовать по ней пальчиками. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из песка, определить, что ему попалось в руки.
- Предложите детям поиграть в «золушку» - отберите одну крупу от другой.
- Сделайте сухой бассейн. В емкость насыпается крупа или семена, и можно творить! Зарываться в нее ручками, закапывать и искать разные мелкие игрушки. Можно сделать несколько бассейнов с разной крупой и предложить ребенку найти игрушки в каждой из них. Попробовать дать характеристику каждой крупе.
- Игра «волшебный мешочек». Перед началом игры познакомьте ребенка с различной крупой, семенами и положить её в заранее подготовленный непрозрачный мешочек. Засунув ручку, ребенок должен выбрать семя, и отгадать его. Можно предложить закрыть глаза, положить ему семя в руку, покатать его, и ждать отгадки.
- Но и, конечно же очень интересное занятие – аппликация. Из арбузных, дынных и других семян получаются очень красивые работы. Для выполнения аппликаций вам потребуется картон, различные семена, крупы, клей ПВА.
На картоне нарисуйте изображение будущей картины. Намажьте клеем ПВА и густо посыпьте семенами. Можно использовать как один вид, так и создавать более сложные композиции, сочетая несколько видов семян и круп.
5. Применение камушков «Марблс» это один из приемов обучения, интересный для детей.
Это универсальное средство представляет собой набор стеклянных камушков разного цвета. В ходе упражнений предусмотрено не только развитие мелкой моторики, но и решение ребёнком сенсорных задач, профилактика оптико-пространственных нарушений, развитие фонематического восприятия, развитие звукового анализа и синтеза, знакомство с образом буквы, коммуникативных способностей, а также приобретение детьми новых умений и навыков, которые могли бы использовать в других видах деятельности.
- Сенсорное развитие.
Упражнение "Знакомство"
Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.
Оборудование: емкость с камушками "Марблс".
Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает по перебирать камушки руками.
Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкое, прозрачное; цветом - красный, синий, зеленый,..
Затем дается время для самостоятельного манипулирования.
Упражнение "Найдем предмет" или "Угадай-ка"
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков "Марблс" (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.)
Оборудование: емкость глубокая, камушки "Марблс", игрушки из киндер-сюрпризов.
Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.
Упражнение "Змейка"
Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки "Марблс". Для детей с низкой моторной ловкость: специально заготовленные камушки на липучке.
Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.
Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).
Упражнение "Помоги"
Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки "Марблс", карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).
Задание: Педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.
Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают , и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.
Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.
Упражнение "Выложи по заданию"
Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
Оборудование: карточки с заданиями.
Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.
Усложнение:
1. Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.
2. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
Примечание: для детей с низкой моторной ловкостью применяется шершавая поверхность для выкладывания и специально заготовленные камушки с липучкой на одной стороне.
Упражнение "Графический диктант"
Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: плоскость (лист бумаги, шершавая поверхность) разлинованная на квадраты (3*3; 4*4), камушки "Марблс".
Задание: Педагог дает устные задания типа:
Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.
Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.
II.Овладение звуковым анализом
Цель:
- воспитание слуховой дифференциации звуков речи путем различения на слух сходных по артикуляторно-акустическим признакам звуков.
- развитие фонематического восприятия путем выделения на слух места звука в слове, определения, с какого звука начинается слово (гласного или согласного)
- развитие звукового анализа и синтеза путем умения делить слова на звуки.
- знакомство с буквой.
"Знакомство с буквой"
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки "Марблс", карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы (с липучками)
Задание: Педагог уточняет название букв и закрепляет ее образ путем наложения камушков на ее контур.
"Гласная или согласная?"
Цель: развитие умения выделять первый (гласный или согласный) звук в слове.
Оборудование: камушки "Марблс", карточки для звукового анализа.
Инструкция: Определить первый звук в слове и поставить фишку-камушек необходимого цвета (гласный - красный, согласный - синий).
Дополнительные вопросы и задания:
1. Произвести звукобуквенный анализ слова.
Фишки-камушки выкладывать под буквами.
А Р Б У З
2. С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?
3. На каком мест находится звук (:) ( в начале, середине, конце?)
4. Сколько в слове гласных, сколько согласных?
Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс интересным. С ее помощью поддерживается стойкий интерес к познанию.
6. Широкое распространение получили игры с песком (пескотерапия).
Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму (выкладывание букв, рисование пальчиком по песку), счету, грамоте, звукопроизношению (поиск мелких игрушек на заданный звук).
Использование и внедрение в логопедическую работу нетрадиционных педагогических технологий дает возможность компенсировать нарушения речи. Данные методы могут быть введены в структуру индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий.
Такой подход предусматривает оптимальную коррекцию речевых дефектов, развитие психических функций, укрепления здоровья детей, через применение индивидуального подхода в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи.
Развитие диафрагмального дыхания
Перед началом работы необходимо обучить детей следующим правилам: «Набирай воздух через нос, не поднимай плечи, и не надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся дуть, чтобы воздушная струна была очень долгой.
«Выровняй дорогу»- от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребёнок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.
«Что под песком»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
«Ямка»- ребёнок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот, медленно и плавно, долгой струёй выдуваем ямку в песке.
«Помоги зайцу»- в песке делается три- четыре углубления- «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
«Дорога к другу»- на песке расставляется две игрушки. Нужно длительной плавной струёй образовать на песке дорожку от одной игрушки к другой.
«Песочный ветер»- дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок. Детям постарше можно предложить, сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
«Добрый великан»- из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка). Ребёнок, дуя на песочную гору, разрушая её, помогая герою продолжить свой путь.
«Путешествие»- на песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейка, жуки. С помощью воздушной струи ребёнок передвигает фигурки с заданного места. Выдох на язык- лопаточку можно использовать при постановке свистящих звуков.
Артикуляционные упражнения
«Лошадка»- щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично в такт щёлкать «скакать по песку». Или воде.
«Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл- бл- бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.
«Качели»- языком ритмично двигать вверх- вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
«Часики»- языком ритмично двигать вправо- влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать в том же направлении по песку.
«Накажи непослушный язычок»- губами ритмично шлёпать по высунутому языку «пя- пя-пя, бя- бя- бя», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
Автоматизация звуков
«Заведи мотор машины»- произносить звук [Р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения- рисовать по песку букву Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написанные буквы с произнесением звука.
«Горочка»- набрать в руку песок и произносить звук [C], насыпая горку. Вариант этого упражнения- выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек со звуком [С] и набрав песок , произнося этот звук, засыпать её.
«Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиками или легко отшлепывая по песку.
«Совпадение»- логопед закапывает в песок игрушки со звуком [Ш]: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы, игрушка на песке обозначать невысоким холмиком. Затем предлагает ребёнку вспомнить игрушки, в названиях которых есть звук [Ш]. Ребёнок называет игрушку и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребёнком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
Развитие фонематического слуха
«Спрячь ручки»- прятать руки в песок или воду, услышав заданный звук.
«Слоговые дорожки»- рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
«Два моря»- таз делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например: в «море [C]» и в «море [Ш]»).
«Два города »- под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок отхлопывает и раскладывает на две группы.
Формирование слоговой структуры слова.
«Полоски»- ребёнок чертит на песке заданной количество полосок, затем по их количеству придумывает слово.
«Исправь ошибку»- логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
«Раздели на слоги»- ребёнок печатает на песке заданное(или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
Словарная работа.
«Родные слова»- в играх с песком образуются родственные слова: песок, песочек, песочница, песочные (часы).
«Я делал – я сделал»- глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: закапываю (в песок)- закапывал и т.д.
Для обогащения словаря по разным темам используются мелкие муляжи, которые используются для игр с песком.
Совершенствование грамматического строя речи.
«Лодочка»- в этом игровом упражнении можно учить, правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:
Предлоги: от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед.
Приставочные глаголы: построили, пристроили, надстроили.
Наречия: далеко, близко, медленно, глубоко, быстро.
«Чего не стало»- игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.
Это упражнение используется в работе с песком, когда логопед стирает части предметов на песочной картинке, а затем просит ребёнка рассказать, что изменилось в картинке.
«Подбери слово»- ребёнок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка- полосатая, кораблик- лёгкий, блюдце- пластмассовое).
Звуковой анализ слова и предложения.
На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
Обучение грамоте.
«Напиши на песке»- ребёнок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребёнок читает.
Связная речь.
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые предложения, так и сложные.
«Дорисуй картинку и составь предложение»- логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребёнка- дорисовать песочную картину и составить по ней предложение (Таня держит в руке воздушный шар). Фрагмент проговаривается в момент действия.
«Начни предложение»- ребёнок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребёнок) заканчивает фразу.
«Друзья»- при рисовании на песке, ребёнок составляет сложные предложения (У Тани воздушный шар, а у Миши- резиновый мяч).
«Что случилось?»- при создании картины на песке ребёнок составляет сложноподчинённые предложения (Таня горько плачет, потому что её шарик лопнул. Кораблик перевернулся, потому что была буря).
Особенно любят дети сочинять сказки и небылицы.
В процессе рисования на песке и одновременного рассказывания дети, дополнительно используют короткие веточки, шишки, косточки плодов, пуговки, счетные палочки, которые становятся пришельцами из космоса, сказочными драконами, волшебниками.
Использование игр и игровых упражнений с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми со стёртой формой дизартрии достаточно эффективны. Они вызывают у детей положительные эмоции, желание вновь и вновь играть, и сочетаются с другими видами ежедневной коррекционной работы: с движениями, игрой с мячом, дыхательной гимнастикой, работой над звукопроизношением, грамматикой, связной речью и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование диалога в коррекции речевых нарушений дошкольников
Коррекция речевых нарушений детей средствами диалога легко и весело. Из опыта работы....
«Использование компьютерно-игровых технологий в коррекции речевых нарушений дошкольников»
консультация...
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников
В материале представлены формы работы, которые может использовать в своей деятельности учитель-логопед: пальчиковый театр, су-джок терапия. песочная терапия и др....
Опыт работы по использованию песочных игр в коррекции речевых нарушений дошкольников
Система работы по использованию песочных игр в коррекционной работе с дошкольниками....
Использование компьютерных и интерактивных игр в коррекции речевых нарушений дошкольников
Внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ, интерактивных игр позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей кон...
«Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников»
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, ...
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологи...