«Развития речи у детей младшего дошкольного возраста по средствам пальчиковых игр»
методическая разработка по логопедии
В процессе своей работы в ДОУ я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи? Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я занялась ее
изучением через самообразование, выбрав тему «Играем пальчиками – развиваем речь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_palchikami.docx | 458.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Играем пальчиками – развиваем речь»
или
«Развития речи у детей младшего дошкольного возраста по
средствам пальчиковых игр»
Анализ работы по самообразованию
«Играем пальчиками – развиваем речь»
Пояснительная записка
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на
кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он научится
различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму
предметов. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного
мозга. Поэтому пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность
рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и
,конечно, речь.
Актуальность
В процессе своей работы в ДОУ я заметила, что все чаще в детский сад
поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки
речи? Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я занялась ее
изучением через самообразование, выбрав тему «Играем пальчиками –
развиваем речь»
Что же такое «пальчиковые игры»
Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных
педагогов: Л. П. Савиной « Пальчиковая гимнастика для развития речи
дошкольников»; Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей
раннего возраста»; С. О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года
до 3 лет».
Техника «пальчиковых игр» очень проста, движения несложны. Однако они
убирают напряжение рук, способствуют расслаблению мышц всего тела.
Невероятно, но факт: благодаря развивающим пальчиковым играм у ребёнка
улучшается произношение «трудных» звуков. Замечена закономерность: чем
пластичней кисти, чем лучше работают детские пальчики — тем лучше
малыш разговаривает. Это происходит оттого, что руке отведено особое
значение в коре головного мозга. Поэтому, развивая кисти ребёнка, вы
вносите большую лепту в развитие всего головного мозга. Происходит
ускоренное и (что главное) правильное становление речи.
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют
на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно
переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные
ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше
нечем занять (например, в дороге или в очереди).
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека
было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Там особое
распространение приобрели упражнения с шариками (каменными или
металлическими — не важно). Если заниматься с ними постоянно — можно
отметить улучшение памяти, деятельности сердечно-сосудистой и
пищеварительной систем. Шарики снимают напряжение, развивают
координацию, ловкость и силу рук. А вот в Японии для упражнений с
пальцами и ладошками используют грецкие орехи. Также можно
перекатывать в сомкнутых ладонях шестигранный карандаш. А в России
детей с пелёнок обучали известным нам играм «Ладушки», «Сорока-ворона»
или «Коза рогатая». Сейчас этим развивающим методикам уделяется особое
внимание специалистов, ведь пальчиковые игры для детей — универсальный
дидактический материал, который помогает малышам в развитии, как
физическом, так и моральном. Поэтому в занятия и процесс режимных
моментов нужно обязательно включать пальчиковые игры и различные
упражнения, направленные на развитие тонкой ручной координации.
Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей
«Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум,
поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе
подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал
оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы
наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в
центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено
множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать
на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности
аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например,
массаж большого пальца повышает функциональную активность головного
мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка,
среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на
сердце.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию,
поэтому целесообразно будет разделить их на группы по их назначению:
1.Игры-манипуляции:
«Ладушки-ладушки», «Сорока - белобока», «Мы делили апельсин»,
«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик хочет спать», «Семья», «Раз,
два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?», «Пальчики пошли гулять».
Эти игры развивают воображение, и в каждом пальчике ребёнок видит тот
или иной объект.
Рассмотрим один из предложенных вариантов.
«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин - (сжимаем и разжимаем кулачки)
Много нас - (показываем ладошки)
А он один - (показываем указательные пальцы)
Эта долька для ежа - (сгибаем большой палец)
Эта долька для стрижа - (сгибаем указательный палец)
Эта долька для утят - (сгибаем средний палец)
Эта долька котят - (сгибаем безымянный палец)
Эта долька для бобрят - (сгибаем мизинец)
А для волка кожура - (имитируем выброс кожуры)
Ой, беда, беда прячьтесь, прячьтесь, кто куда (закрываем ладошками лицо), а
волк ищет того, кто не спрятался.
2.Сюжетные пальчиковые упражнения:
«Пальчики здороваются», «Цветы», «Грабли», «Ёлка» и др.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям
изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных,
птиц, насекомых, деревьев. Рассмотрим упражнение
«Пальчики здороваются».
Я здороваюсь везде – Дома и на улице. Даже «здравствуй!» говорю Я
соседской курице. Кончиком большого пальца правой руки поочередно
касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.
Проделать то же самое левой рукой.
3. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»):
«Колечко», «Кулак - ребро - ладонь», «Ухо - нос», «Симметричные рисунки»,
«Горизонтальная восьмёрка». Вот одно из упражнений. "Кулак - ребро -
ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь,
ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала
правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
4. Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных играх используются традиционные для массажа движения -
разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к
центру).
«Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка
капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку».
Для более эффективного самомассажа кисти рук можно использовать
грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш.
Рассмотрим массажное упражнение
"Надеваем перчатки" - большим и указательным пальцами правой руки
растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В
конце растираем ладонь.
5. Театр в руке:
«Бабочка», «Сказка», «Осьминожки».
Эти игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память,
снимают психоэмоциональное напряжение.
К примеру: "Бабочка" — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять
мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный
соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения
("трепетание пальцев").
Как уже было сказано, пальчиковыми играми можно пользоваться не только
для заучивания стихотворения, но и сказки.
Вот пример к сказке «Теремок». Эта пальчиковая игра с элементами
потягивания пальцев за ногтевые фаланги называется «потягивание».
Правая рука
Тянут, тянут мизинец
Бабка с дедом безымянный
Из земли средний
Большую репку: указательный
Вот пришла бы большой
Левая рука
Наша внучка, большой
Помогла б указательный
Собачка Жучка. Средний
Где же кошка, безымянный
Мышка-крошка?» мизинец
Хоть держалась крепко, (одноимённые пальцы подушечками друг к другу.)
Вытянута репка! (обе руки вверх в таком же положении.)
Хотелось бы отметить огромное значение музыкального сопровождения в
процессе пальчиковых игр. Очень выручает нас этом, методика Екатерины и
Сергея Железновых. Такая методика – подарок для каждого педагога: она
учит фокусировать внимание детей, позволяет им лучше контролировать
своё поведение. У этой методики, есть много несомненных положительных
моментов – это и музыкальное развитие, и развитие слуха, речи,
двигательных навыков, чувства ритма. Детям очень нравится выполнять
движения совместно с музыкой.
Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка,
большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни
пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с
названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх
малыш должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше
ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко -
низко, право – лево.
Основные правила по использованию пальчиковой гимнастики
Правило № 1.
Подбирайте игры, которые малышу окажутся по силам.
Сначала покажите все действия с пальчиками, а потом предложите
повторить. Терпеливо помогайте крохе ставить пальчики как положено. Если
снова не выходит – упростите игру, проработайте каждый этап отдельно.
Правило № 2.
Сопровождайте игры стихами и потешками. Их легко
сочинить на ходу, сопровождая действия или придумать движения на
подходящие стихи. Побуждайте кроху повторять за вами отдельные слова, а
затем и весь текст.
Правило № 3. В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-
и пальчиков малыша (все вместе или поочередно). Старайтесь, чтобы в игры
вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые
ленивые).
Правило № 4. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и
растяжение кисти!
Правило № 5. Играйте часто, но понемногу. В пальчиковых играх, как и
везде, стоит придерживаться системы и последовательность.
Рекомендации по игре в «пальчиковые игры»
Для того чтобы пальчиковые игры выполняли свои развивающие функции
необходимо соблюдать некоторые рекомендации.
Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и
выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Для лучшего
восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы не
только дети видели ваше лицо, но и чтобы вы видели их лица и наблюдали за
впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто
не должно мешать и слушать малышам. Но если кто-то из малышей не хочет
повторять за Вами движения пальчиковых игр, то просто играйте с теми
детьми, кто проявил интерес быстрее остальных. Даже если речь идёт о паре
ребят. А остальные потом рано или поздно к Вам присоединятся. Процесс
развития речи довольно длительный. Вводить ребёнка в мир звуков и слов
надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Как нельзя лучше для
этого подходят пальчиковые игры. Ведь в жизни ребёнка дошкольного
возраста игра занимает одно из ведущих мест.
Как еще активизировать пальчики?
1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не
отправлял эти «откуски»).
2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас
получится пальчиковый театр.
Использование пальчиковой гимнастики в моей работе с детьми
младшего дошкольного возраста
Игры по тренировке пальчиков начинают с детьми раннего возраста , с
так называемой пальчиковой гимнастики, провожу ее по возможности на
каждом занятии. С этой целью можно использовать разнообразные игры и
упражнения. Упражнения- игры без предметов универсальны, потому что ни
к чему не привязаны и могут быть использованы где и когда угодно.
Итак, в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я ставлю
следующие задачи:
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой
деятельностью детей;
- сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной;
- подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;
- установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию
звукопроизношения;
- повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в
занимательную игру.
В своей работе я широко использовала игры, которые являются
синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует
образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения.
При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий
смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на
эмоциональном уровне. Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к
заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных
установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма
совершенствуется произношение, происходит постановка правильного
дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.
Все эти, на первый взгляд, малозначительные моменты, в дальнейшем
сослужат хорошую службу, поскольку это предупреждает нарушения письма,
способствует выработке ровного почерка, помогает при запоминании стихов.
Я создала картотеку пальчиковых игр, которые направлены на устранение
имеющихся проблем речевого развития детей , развитие мелкой моторики
рук.
На начало года выстроила систему работы в данном направлении,
выбрав эту тему по работе по интересам с детьми раннего возраста, наметив главную цель
- формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых
игр.
Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:
-Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой
деятельностью детей.
-Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
-Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых
игр детей раннего возраста.
Для достижения хороших результатов использовала разнообразные формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы.
Консультации для родителей, на которых объясняла, что надо учить ребенка
манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были
такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, машинки,
конструкторы, куклы.
Рекомендации родителям определяла в виде памяток, в которых
рекомендовала давать больше самостоятельности детям при одевании:
самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так
как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
Консультации для родителей "Играем в пальчиковые игры дома", "Развитие
речи у детей 2-3 лет", "Волшебные пуговицы".
Практикум для родителей по изготовлению нетрадиционных игр для
развития речи.
Создание лепбука совместно с родителями «Наши пальчики играют».
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти проводила во время
утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время
утром и после сна. Упражнения подбирала так, чтобы в них содержалось
больше разнообразных движений пальцами.
Привожу примеры пальчиковой гимнастики, которые я использую в
своей работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Пальчиковые игры для разучивания с детьми
План на год:
сентябрь
1. «Ладушки – ладушки»
формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на
совместную работу, развивать ощущение собственных движений
2.«Сорока – сорока»
Активизировать движения пальцев рук.
3.«Как у нашего кота…»
Учить выполнять игровые задания, развивать мелкую моторику рук.
4.«Этот пальчик – бабушка»
Активизировать движения пальцев рук
5.«Где же ручки»
Активизировать движения пальцев рук.
октябрь
6.«Бумажный мячик»
Развивать моторику обеих рук.
7.«Водичка, водичка…»
Развивать моторику обеих рук.
8.«Пальчик о пальчик»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и
повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
9.«Волк раскроет свою пасть»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и
повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
ноябрь
10.«Сидит белка на тележке»
Развивать моторику обеих рук.
11.«Капуста»
Развивать моторику обеих рук.
12.«Пальчики»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и
повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
13.«Перчатка»
Активизировать движения пальцев рук.
декабрь
14."Дом"
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и
повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
15.«Два маленьких кузнечика…»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и
повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
16.«Маленькая мышка»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и
повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
17.«Паучок»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и
повторять за взрослым отдельные слова, фразы
январь
18.«Червячки»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и
повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
19.«Шалун»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и
повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
20.«Лягушка – попрыгушка»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и
повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
21.«На лесной лужайке»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и
повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
февраль
22.«В домике живёт волчок»
Активизировать движения пальцев рук
23.«Избушка на лужочке»
Активизировать движения пальцев рук.
24.«Встали пальчики»
Активизировать движения пальцев рук.
25.«Пальчики здороваются»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и
повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
март
26.«Кольцо»
Активизировать движения пальцев рук.
27.«Вымыли мы ручки»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и
повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
28.«Крылья нашей мельницы»
Активизировать движения пальцев рук.
29.«Пляшут в кухне на стене»
Активизировать движения пальцев рук.
апрель
30.«Мои веселые пальчики»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и
повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
31.«Повстречались»
Активизировать движения пальцев рук.
32.«Идет коза рогатая»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и
повторять за взрослым отдельные слова, фразы
33.«Котятки»
Развивать моторику обеих рук.
май
34.«Дарики-комарики»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и
повторять за взрослым отдельные слова, фразы
35.«Два медведя»
Развивать моторику обеих рук.
36.«Помощник»
Активизировать движения пальцев рук.
Вывод:
Систематическая работа по развитию речи у детей с использованием
пальчиковых игр, дает свои результаты: дети становятся более активными в
общении, начинают правильно произносить слова, в соответствии со
смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и
сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием. Считаю, что
для эффективного использования пальчиковых игр, необходимо подготовить
соответствующую картотеку, с учетом возрастных особенностей детей.
Необходимо, чтобы картотека включала в себя все пособия, игры и
упражнения на развитие мелкой моторики. Разнообразное использование
пальчиковых игр одно из важных средств, в развитии мелкой моторики и как
следствие - речи у детей младшего дошкольного возраста.
Все представленные методы, предложенный игровой материал могут быть
использованы не только во время проведения занятий, но и в свободной
игровой деятельности вне занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
Опыт работы...
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
самообразование...
Дополнительная программа "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
В младшем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Цель: повышение своего теоретического уровня, профессиона...
«Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста».
Аннотация к статье: В статье рассматривается использование пальчиковых игр как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Автором представлен опыт работы по исполь...
Пальчиковые игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Пальчиковые игры основаны на том, что детская ручка имеет огромное количество так называемых «представителей», которые расположены в коре головного мозга. Это объясняет то факт, что в стан...
самообразование на 2021-2022 г. "Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста".
Самообразование по теме: "Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"....
Доклад к педсовету "Пальчиковые игры и упражнения как средство развитие речи у детей младшего дошкольного возраста"
Для педагогов МО младших групп....