Модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов как условие речевого и личностного развития ребёнка
консультация по логопедии

Надежда Григорьевна Сушкова

        Выступление на семинаре-практикуме для педагогов дошкольного учреждения

 

        "На эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов, которые осуществляют комплексное воздействие на воспитанников".

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов как условие речевого и личностного развития ребёнка» подготовила учитель-логопед Сушкова Надежда Григорьевна

Слайд 2

Характеристика детей с ТНР Речь Психические процессы Моторика - нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон. - недостаточная координация движений во всех видах моторики – общей, мелкой, мимической и артикуляционной. - н изкий уровень познавательной активности; - низкий уровень представлений об окружающей действительности; - снижены различные параметры внимания и памяти; - недостаточно сформированы различные виды восприятия и пространственные представления; - отставание в развитии словесно-логического мышления, трудности установления причинно-следственных связей Эмоционально-волевая сфера - н евысокая продуктивность деятельности в результате повышенной истощаемости; - имеют место выраженные колебания настроения, неуверенность, тревожность; - раздражительность, капризность, агрессивность, особенно ярко проявляющаяся при столкновении с трудностями; - слабость сознательной и произвольной регуляции поведения

Слайд 3

Воспитатель Педагог-психолог Учитель-логопед Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов ДОУ Развитие общей моторики и координации движений. Развитие умения расслаблять и напрягать мышечный аппарат. Развитие физиологического дыхания. Развитие музыкального и речевого слуха. Развитие темпо-ритмической стороны речи. Формирование правильного речевого дыхания. Развитие силы и тембра голоса. Определение сложности и выраженности речевых отклонений. Развитие психомоторной базы речи. Максимальная коррекция всех компонентов речевой системы. Консультативная помощь родителям, воспитателям и специалистам ДОУ. Соблюдение единого речевого режима на занятиях и во время режимных моментов. Развитие мелкой моторики. Индивидуальные занятия с детьми по заданию логопеда. Коррекция основных психических процессов. Снятие состояния эмоционального напряжения и тревожности. Развитие коммуникативных навыков.

Слайд 4

Таким образом, на эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов, которые осуществляют комплексное воздействие на воспитанников. Помните: УМНЫМ покоряются машины, СМЕЛЫМ покоряются вершины, РЕЧЬ упорным покоряется, Тем, кто ЕЖЕДНЕВНО занимается!

Слайд 5

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов

как условие речевого и личностного развития ребёнка

Слайд 1. Характеристика детей с ТНР.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности. Недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).

Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с ТНР страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: значительно снижены различные параметры памяти и внимания; наблюдаются отставание в развитии словесно-логического мышления, трудности установления причинно-следственных связей; недостаточно сформированы различные виды восприятия (зрительное, слуховое, кинестетическое) и пространственные представления. Для таких детей зачастую характерен низкий уровень познавательной активности и, как следствие, низкий уровень представлений об окружающей действительности.

Если недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то наблюдается недостаточная координация движений во всех видах моторики – общей, мелкой, мимической и артикуляционной.

        Особенности эмоционально-волевой сферы детей с тяжёлыми нарушениями речи могут включать:

  • имеют место выраженные колебания настроения, неуверенность, тревожность;
  • раздражительность, капризность, агрессивность, особенно ярко проявляющаяся при столкновении с трудностями;
  • невысокая продуктивность деятельности в результате повышенной истощаемости;
  • слабость сознательной и произвольной регуляции поведения.

Слайд 2. Модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов

Учитель-логопед и воспитатель.

Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. И одной из таких форм взаимодействия являются занятия воспитателя по заданию логопеда.

Логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателями группы. Постоянно информирует их о том какие звуки поставлены у того или иного ребенка, просит в группах исправлять детей, с целью автоматизации поставленных звуков в речи.

Формы взаимодействия:

  1. Тетрадь взаимосвязи с воспитателями групп для организации коррекционно-развивающей работы.

Рекомендации воспитателям

  • по проведению артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики с детьми, имеющими нарушения речи;
  • по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий;
  • по организации двигательного режима детей на прогулках (подвижные игры с речевым сопровождением, закрепление логоритмических упражнений);
  • по проведению пальчиковых игр в стихах для использования их на физминутках, во время занятий изодеятельностью;
  • по проведению работы над развитием связной речи, контроля за правильным звукопроизношением.
  1. Консультации для воспитателей.
  2. Индивидуальные беседы с воспитателями о динамике речевого развития детей с нарушениями речи.

Учитель-логопед и педагог-психолог.

Формы взаимодействия:

  1. Участие в проведении совместной диагностики детей с нарушениями речи.
  2. Индивидуальные беседы о психолого-педагогических особенностях детей с речевыми нарушениями.
  3. Консультирование и направление родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом-психологом.

Учитель-логопед и музыкальный руководитель.

На музыкальных занятиях проводится работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной, мелкой и общей моторики, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировке в пространстве. Все это положительно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.

Формы взаимодействия.

  1. Беседы с музыкальным руководителем о развитии просодической, темпо-ритмической стороны речи, развитии речевого дыхания у детей-логопатов на музыкальных занятиях.
  2. Участие в составлении сценариев праздников, программ развлечений и досугов, распределении ролей.
  3. Помощь музыкальному руководителю в подготовке к утренникам и праздникам, присутствие на репетициях, участие в различных праздничных мероприятиях.
  4. Участие в организации и проведении театрализованных представлений.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закреплять с помощью подвижных игр моторные навыки, повышать двигательную активность, совершенствовать просодические компоненты речи. 

Инструктор по физической культуре осуществляет решение коррекционно-речевых задач путем использования на занятиях по физкультуре пальчиковой и дыхательной гимнастики, упражнений на развитие общей моторики, координации движений.

        

Слайд 3.

Таким образом, все педагоги работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет интегрированный календарно-тематический план, основу которого составляет лексическая тема, плюс события, проекты группы и учреждения.

На эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов, которые осуществляют комплексное воздействие на воспитанников.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности ДОУ в осуществлении коррекционно-развивающей помощи ребенку с нарушением речевой деятельности в условиях дошкольного логопедического пункта

Освещен опыт оказания всесторонней помощи ребенку с речевыми нарушениями в  условиях посещения логопункта при ДОУ....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Профессия воспитателя – одна из самых сложных и ответственных.  Найти подход к каждому ребёнку, познакомить его с окружающим миром, помочь раскрыть его способности, найти общий язык со сверс...

Организация игровой деятельности дошкольников, как метод социально- личностного развития ребёнка.

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Этот процесс очень сложный, требует от педагога большого труда. Понятие социально-лично...

Роль общения взрослого и ребёнка в речевом и личностном развитии

В процессе личностного развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста особую роль играет межличностная речевая коммуникация. На раннем этапе развития происходит формирование навыков обрабо...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) слуха в старшей группе для детей с ЗПР, тема: «Звук и буква К»

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) слуха в старшей группе для детей с ЗПР, с тяжелыми нарушениями речи и интелектуал...