Модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов как условие речевого и личностного развития ребёнка
консультация по логопедии
Выступление на семинаре-практикуме для педагогов дошкольного учреждения
"На эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов, которые осуществляют комплексное воздействие на воспитанников".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Характеристика детей с ТНР Речь Психические процессы Моторика - нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон. - недостаточная координация движений во всех видах моторики – общей, мелкой, мимической и артикуляционной. - н изкий уровень познавательной активности; - низкий уровень представлений об окружающей действительности; - снижены различные параметры внимания и памяти; - недостаточно сформированы различные виды восприятия и пространственные представления; - отставание в развитии словесно-логического мышления, трудности установления причинно-следственных связей Эмоционально-волевая сфера - н евысокая продуктивность деятельности в результате повышенной истощаемости; - имеют место выраженные колебания настроения, неуверенность, тревожность; - раздражительность, капризность, агрессивность, особенно ярко проявляющаяся при столкновении с трудностями; - слабость сознательной и произвольной регуляции поведения
Воспитатель Педагог-психолог Учитель-логопед Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов ДОУ Развитие общей моторики и координации движений. Развитие умения расслаблять и напрягать мышечный аппарат. Развитие физиологического дыхания. Развитие музыкального и речевого слуха. Развитие темпо-ритмической стороны речи. Формирование правильного речевого дыхания. Развитие силы и тембра голоса. Определение сложности и выраженности речевых отклонений. Развитие психомоторной базы речи. Максимальная коррекция всех компонентов речевой системы. Консультативная помощь родителям, воспитателям и специалистам ДОУ. Соблюдение единого речевого режима на занятиях и во время режимных моментов. Развитие мелкой моторики. Индивидуальные занятия с детьми по заданию логопеда. Коррекция основных психических процессов. Снятие состояния эмоционального напряжения и тревожности. Развитие коммуникативных навыков.
Таким образом, на эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов, которые осуществляют комплексное воздействие на воспитанников. Помните: УМНЫМ покоряются машины, СМЕЛЫМ покоряются вершины, РЕЧЬ упорным покоряется, Тем, кто ЕЖЕДНЕВНО занимается!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов
как условие речевого и личностного развития ребёнка
Слайд 1. Характеристика детей с ТНР.
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности. Недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).
Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).
Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с ТНР страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: значительно снижены различные параметры памяти и внимания; наблюдаются отставание в развитии словесно-логического мышления, трудности установления причинно-следственных связей; недостаточно сформированы различные виды восприятия (зрительное, слуховое, кинестетическое) и пространственные представления. Для таких детей зачастую характерен низкий уровень познавательной активности и, как следствие, низкий уровень представлений об окружающей действительности.
Если недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то наблюдается недостаточная координация движений во всех видах моторики – общей, мелкой, мимической и артикуляционной.
Особенности эмоционально-волевой сферы детей с тяжёлыми нарушениями речи могут включать:
- имеют место выраженные колебания настроения, неуверенность, тревожность;
- раздражительность, капризность, агрессивность, особенно ярко проявляющаяся при столкновении с трудностями;
- невысокая продуктивность деятельности в результате повышенной истощаемости;
- слабость сознательной и произвольной регуляции поведения.
Слайд 2. Модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов
Учитель-логопед и воспитатель.
Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. И одной из таких форм взаимодействия являются занятия воспитателя по заданию логопеда.
Логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателями группы. Постоянно информирует их о том какие звуки поставлены у того или иного ребенка, просит в группах исправлять детей, с целью автоматизации поставленных звуков в речи.
Формы взаимодействия:
- Тетрадь взаимосвязи с воспитателями групп для организации коррекционно-развивающей работы.
Рекомендации воспитателям
- по проведению артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики с детьми, имеющими нарушения речи;
- по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий;
- по организации двигательного режима детей на прогулках (подвижные игры с речевым сопровождением, закрепление логоритмических упражнений);
- по проведению пальчиковых игр в стихах для использования их на физминутках, во время занятий изодеятельностью;
- по проведению работы над развитием связной речи, контроля за правильным звукопроизношением.
- Консультации для воспитателей.
- Индивидуальные беседы с воспитателями о динамике речевого развития детей с нарушениями речи.
Учитель-логопед и педагог-психолог.
Формы взаимодействия:
- Участие в проведении совместной диагностики детей с нарушениями речи.
- Индивидуальные беседы о психолого-педагогических особенностях детей с речевыми нарушениями.
- Консультирование и направление родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом-психологом.
Учитель-логопед и музыкальный руководитель.
На музыкальных занятиях проводится работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной, мелкой и общей моторики, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировке в пространстве. Все это положительно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.
Формы взаимодействия.
- Беседы с музыкальным руководителем о развитии просодической, темпо-ритмической стороны речи, развитии речевого дыхания у детей-логопатов на музыкальных занятиях.
- Участие в составлении сценариев праздников, программ развлечений и досугов, распределении ролей.
- Помощь музыкальному руководителю в подготовке к утренникам и праздникам, присутствие на репетициях, участие в различных праздничных мероприятиях.
- Участие в организации и проведении театрализованных представлений.
Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закреплять с помощью подвижных игр моторные навыки, повышать двигательную активность, совершенствовать просодические компоненты речи.
Инструктор по физической культуре осуществляет решение коррекционно-речевых задач путем использования на занятиях по физкультуре пальчиковой и дыхательной гимнастики, упражнений на развитие общей моторики, координации движений.
Слайд 3.
Таким образом, все педагоги работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет интегрированный календарно-тематический план, основу которого составляет лексическая тема, плюс события, проекты группы и учреждения.
На эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов, которые осуществляют комплексное воздействие на воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности ДОУ в осуществлении коррекционно-развивающей помощи ребенку с нарушением речевой деятельности в условиях дошкольного логопедического пункта
Освещен опыт оказания всесторонней помощи ребенку с речевыми нарушениями в условиях посещения логопункта при ДОУ....
«Использование опорных схем, наглядных моделей, символов по познавательно-речевому и личностному развитию ребенка в непосредственно образовательной деятельности»
Сообщение для педагогического совета...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Профессия воспитателя – одна из самых сложных и ответственных. Найти подход к каждому ребёнку, познакомить его с окружающим миром, помочь раскрыть его способности, найти общий язык со сверс...
Методическая разработка по теме: «Организация коррекционно-развивающей работы по формированию предпосылок речевой деятельности у детей первого года жизни (в условиях ЦССВ)». Разработали: Борисова Н.А. Клименко Н.В.
Развитие детей первого года жизни по основным линиям развития для формирования предпосылок речевой деятельности....
Организация игровой деятельности дошкольников, как метод социально- личностного развития ребёнка.
В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Этот процесс очень сложный, требует от педагога большого труда. Понятие социально-лично...
Роль общения взрослого и ребёнка в речевом и личностном развитии
В процессе личностного развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста особую роль играет межличностная речевая коммуникация. На раннем этапе развития происходит формирование навыков обрабо...
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) слуха в старшей группе для детей с ЗПР, тема: «Звук и буква К»
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) слуха в старшей группе для детей с ЗПР, с тяжелыми нарушениями речи и интелектуал...