Консультация для педагогов « Досуговая деятельность как условия эффективного социально – личностного развития в ДОУ»
консультация

Наталья Алексеевна Медведева

Досуговая деятельность в дошкольном учреждении как средство формирования эмоционально – комфортных условий для каждого ребенка в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов « Досуговая  деятельность как условия эффективного социально – личностного развития в ДОУ»

Досуг – совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями (играми, чтением, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятием физкультурой и спортом).

Привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

Педагогу важно найти такой баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.

Основная цель - досуговая деятельность в детском саду – воспитание у ребенка потребности в эмоциональном восприятий жизни и движений.

Задача – досуговая деятельность в дошкольном учреждении как средство формирования эмоционально – комфортных условий для каждого ребенка в детском саду.

Виды досуговая деятельность:

1. Отдых

2. Развлечения

3. Праздники

4. Самостоятельную художественную и познавательную деятельность

5. Творчество.

Рассмотрим подробно все виды организации детского досуга.

Отдых - Воспитатель во время отдыха создаёт эмоционально-положительный климат в группе, обеспечивая чувство комфорта во время занятий детьми разными видами деятельности: играми, рассматриванием иллюстраций, лепкой, рисованием, конструированием, спортом, слушанием музыки, просмотром мультфильмов и т. д., т. е. под отдыхом понимается активность детей в разных видах деятельности.

Слайды

Развлечение – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада. носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Оно должно быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.

 Они являются яркими моментами в жизни детей:

• Радуют их

• Обогащают новыми, надолго запоминающимися впечатлениями

• Содействуют творческой активности

• Организации дружного коллектива

• Способствуют всестороннему развитию (дошкольники знакомятся с различными видами искусств и литературой, их лучшими образцами; возбуждают радостные чувства, повышают жизненный тонус; способствуют сплочению детей и взрослых, вызывают чувства доброжелательности, симпатии, доверия друг к другу; позволяют каждому ребёнку проявить свою индивидуальность и уверовать в свои возможности).

Виды развлечений: концерты: тематические, музыкально-литературные и др.; народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы и др.; познавательные вечера: КВН и викторины; спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы и др.; театрализованные представления: кукольный театр, инсценирование сказок, мюзиклы, оперы и др.; забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы, поговорки и др.; просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей.

Вечера развлечений бывают трёх видов:

1. Организованные для детей взрослыми.

2. Проводимые силами детей, но с помощью взрослых.

3. Организованные взрослыми при участии детей в составлении программы и исполнении номеров.

К организации развлечений предъявляются следующие требования:

- разнообразие содержания;

- художественные достоинства материала и качество его исполнения как взрослыми, так и детьми;

- занимательность содержания, новизна его элементов;

- доступность репертуара и разнообразные формы его проведения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития;

- направленность на развитие активности, воображения и инициативы ребёнка,

- соблюдение определённой продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей, его вида (от 10-15 до 30-40 минут).

К развлечениям нужно предварительно готовиться: продумать тему, содержание, оформление.

Чтобы не перегружать детей, нужно чередовать развлечения, требующие и не требующие подготовки, а также включать несложные спортивные аттракционы.

Праздники

Они занимают особое место в организации досуга и соединяют в себе разные виды искусств: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство и поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности. Тематика и содержание связаны с календарными праздниками.

-это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Деятельность в праздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми.

Структура праздника может быть различной. К составлению программы или сценария надо подходить творчески, учитывать конкретные условия детского сада.Праздники можно проводить в утреннее время или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут и не более 1 часа, в зависимости от возраста детей и содержания праздника.

Оформление яркое, красочное, торжественное. В подготовке участвует весь педагогический коллектив д. сада, но особая роль отводится муз. руководителю и воспитателю возрастной группы. Они должны из разученного муз. репертуара отобрать те произведения, которые наиболее ярко исполняются детьми, затем выстроить их в определённой последовательности, включая стихи, аттракционы, инсценировки, сюрпризы.

Основная нагрузка ложится на взрослых.

Праздники можно проводить в двух близких по возрасту группах.

На праздниках дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребёнка, стимулом его дальнейшего развития.

Особо следует рассмотреть физкультурные праздники, досуги, дни здоровья. Они зарекомендовали себя как наиболее приемлемые и эффективные формы активного отдыха детей.

При их организации важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы. И, конечно же, положительные результаты могут быть достигнуты только при условии тесного сотрудничества коллектива ОУ с семьёй.

Самостоятельная деятельность – это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники, управляемая самой личностью. Именно в процессе самостоятельной деятельности развивается личность ребенка, раскрываются его способности, творческий потенциал, реализуются духовные интересы. Самостоятельная деятельность происходит в свободное время, осуществляется под руководством взрослых и может быть опосредованной или прямой.

Виды самостоятельной деятельности. Игры: компьютерные, деловые, сюжетно-ролевые, настольные. Коллекционирование различных предметов, хобби. Экспериментирование. Самодеятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность. Познавательные беседы. Экскурсии: в парк, в лес, по историческим местам, местам боевой и трудовой славы. Посещение музеев, выставок, театров, цирка, зоопарка др.

Творчество – тоже рассматривается как - досуговая деятельность ребенка. Развитие творческого потенциала ребенка – это длительный процесс, который направлен на формирование его личности в целом, поэтому творческие задания должны способствовать развитию восприятия, мышления, воображения.

Досуги могут проводиться как для детей так же и совместно с родителями. Совместные спортивные досуги и праздники не только вызывают положительные эмоции у детей и их родителей, но так  же являются способом приобщения семей воспитанников к здоровому образу жизни. Все перечисленные виды досуговой деятельности очень интересные, разнообразные и доступные для маленьких детей. Каждый ребенок – это, прежде всего личность, обладающая своим характером, способностями, интересами, а также богатым внутренним миром. И задача взрослого помочь ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид досуговой деятельности.

Досуговая направленность в работе с родителями.

- праздник «Матери»;

- семейные посиделки;

- спортивные досуги;

- вернисаж «Наши дочки и сыночки»;

- семейные газеты;

- дни рождения детей;

- походы;

- экскурсии;

- выставки;

- дни открытых дверей.

Особенности организации досуга в летнее время.

1. Отсутствие систематических занятий значительно разгружает педагогов и позволяет им по новому подойти к планированию мероприятий. Например, при подготовке выставки можно несколько дней заниматься этим достаточно плотно, не организуя при этом других видов деятельности.

2. Оптимальной формой могут быть такие мероприятия, которые не требуют значительной подготовки со стороны детей и громоздкой подготовки со стороны взрослых.

Формы могут быть разными:

-музыкальные часы;

-кружки;

-выставки;

-игры-путешествия;

-творческие площадки;

-летние праздники на воздухе.

Приобретая опыт, дети к старшему возрасту могут самостоятельно организовать свой досуг: занять себя игрой и пригласить поиграть других детей, начинают проявлять свои индивидуальные творческие наклонности, появляется желание посещать кружки и центры творчества.

Воспитатель должен содействовать и умело направлять детей в разных творческих направлениях, побуждать их заниматься изобразительной деятельностью, рассматривать иллюстрации в книгах, играть в разнообразные игры, разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, обыгрывать народные потешки, а также поддерживать желание петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками, рисовать, лепить, раскрашивать картинки, экспериментировать, наблюдать, собирать коллекции.

Все перечисленные виды досуговой деятельности очень интересные, разнообразные и доступные для маленьких детей. Каждый ребенок – это, прежде всего личность, обладающая своим характером, способностями, интересами, а также богатым внутренним миром. И задача взрослого помочь ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид досуговой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей "Педагогические условия для социально - личностного развития дошкольников"

Формы,методы, приёмы, средства....для развития социальных навыков у дошкольников....

Презентация "Педагогические условия для социально - личностного развития дошкольников"

Формы, методы, приёмы, средства, материалы...для социального развития дошкольников...

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стан...

«Досуговая деятельность детей дошкольного возраста, как условие эффективного социально – личностного развития»

«Досуговая деятельность детей дошкольного возраста, как условие эффективного социально – личностного развития»...

Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников"

Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников". В данной консультации рассмотрены задачи, цели данного направления. Приведены примеры игр в ...

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

Создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей...

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

Создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей...