ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Основными целями ТРИЗ - технологии являются не просто развивать фантазию детей, а учить системно мыслить. ТРИЗ дает возможность проявить свою неповторимость, уникальность, учит детей нестандартно мыслить. Развивает такие нравственные качества как умение радоваться успехам других, стремление найти выход из затруднительного положения, желание помочь. ТРИЗ способствует формированию качеств творческой личности, помогает в развитии связной речи, позволяет получать знания без перегрузок, без длительных заучиваний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tehnologii_triz_v_rabote_logopeda.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА
В последнее время в дошкольном образовании применяются различные инновационные программы и технологии. Инновационные педагогические технологии изначально нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Именно такой технологией является ТРИЗ- теория решения изобретательских задач.
Основоположником ТРИЗ является Генрих Саулович Альдшуллер. Его идея состоит в том, что творчеству можно учить так же, как и другим видам деятельности. В дошкольной педагогике этот метод получил распространение благодаря доктору педагогических наук Анне Михайловне Страунинг. Адаптированная к дошкольному возрасту технология позволила воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».
Основными целями ТРИЗ - технологии являются не просто развивать фантазию детей, а учить системно мыслить. ТРИЗ дает возможность проявить свою неповторимость, уникальность, учит детей нестандартно мыслить. Развивает такие нравственные качества как умение радоваться успехам других, стремление найти выход из затруднительного положения, желание помочь. ТРИЗ способствует формированию качеств творческой личности, помогает в развитии связной речи, позволяет получать знания без перегрузок, без длительных заучиваний.
В ТРИЗ-технологии много методов. Я в своей работе часто использую некоторые из них.
1. Метод фокальных объектов
Впервые метод предложил профессор Берлинского университета Кунце в 1926 г., назвав его «методом каталога». Позже его исследованиями заинтересовался американский ученый Вайтинг, который в 1958 г. впервые применил термин «фокальные объекты», имея в виду, что совершенствуемый объект лежит в фокусе переноса характеристик. Метод отличается простотой и большими возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используется ассоциативные поиск и эвристические свойства случайности.
Суть метода заключается в том, что к определенному объекту «применяются» свойства и характеристики других, ни с чем с ним не связных объектов.
Алгоритм работы:
Выбрать объект, с образом которого будем работать.
Выбрать 2-3 других объекта.
Дети называют как можно больше свойств и качеств выбранных объектов.
Названные свойства приписываются к выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях может быть.
Рассмотреть любые ассоциации, отобрать наиболее интересные и эффективные решения.
Данный метод направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирования умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира.
2. Кольца Луллия (метод морфологического анализа)
Раймонд Луллий философ, богослов и алхимик 13 века, создал логическую машину для открытия новых истин и умозаключений, которая представляет собой несколько кругов разного диаметра нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка, круги подвижны, разделены на одинаковое количество секторов.
В настоящее время этот принцип используют педагоги, для создания развивающих игр и головоломок для детей.
В работе с дошкольниками целесообразно использовать 2-4 круга разного диаметра с количеством секторов 4-8.
Для детей 3-4 лет рекомендуется брать 2 круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4- 5 летнего возраста -2-3 круга с 4-6 секторами. Дети 6-7 летнего возраста справляются с 4 кругами с 8 секторами.
Со временем на основе колец Луллия появилось другое пособие. В нем одновременно используются только 2 круга. Сами круги помещаются в коробку с окошком посередине, в котором совмещаются нужные изображения. Края кругов выходят за край коробки, что обеспечивает удобное вращение.
Кольца Луллия позволяют формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, они вносят элементы игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Упражнения с кольцами Луллия способствуют обогащению словаря, развитию фонематических процессов, формированию правильного грамматического строя речи, развитию связной речи.
Какие игры можно предложить:
Игры на развитие артикуляционной моторики
1 круг - изображение упражнения
2 круг – картинки, соответствующие артикуляционным упражнениям.
Устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. Дети называют это упражнение и показывают его, повторяют стихи, разученные к данному упражнению.
Игры на слоговой анализ слова «Раздели на слоги»
1 круг- предметные картинки
2 круг – цифры, обозначающие количество слогов.
Дети подбирают слова к количеству слогов или , выбрав слово-определяют сколько в нем слогов.
Игры на развитие лексико-грамматических категорий «Один-много», «Сосчитай-ка», «Найди детеныша» и др.
1 круг - один предмет.
2 круг - много.
Ребенок находит пару один-много и называет ее
Игры на развитие связной речи «Придумай рифму», «Сочиняй-ка»
1 круг - предметные картинки
2 круг - предметные картинки, подходящие по рифме.
Дети находят пары, рифмуют слова, придумывают стихи.
Или 2 круга с предметными картинками – на основе выбранных нужно составить предложение, придумать небольшой рассказ.
Вариантов игр с кольцами Луллия великое множество. Можно придумывать различные комбинации и придумывать новые правила.
3. Игры с элементами ТРИЗ
«Теремок» можно играть со средней группы
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять сходства или различия объектов путем сравнения.
Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»
Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». В более старшем возрасте картинки не обязательны, дети могут сами придумывать кто они.
«Хорошо – плохо» (проводится со 2 младшей группы)
Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.
Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.
Ход игры:
Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?
Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.
Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?
Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.
«Да нет-ка» (со старшей группы)
Цель: классификация объектов, учить находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки.
Ход: Ведущая загадывает предмет. Дети задают вопросы, на которые можно ответить да или нет. В процессе игры дети должны угадать предмет.
Наблюдая за детьми, я отметила, что использование методов ТРИЗ – технологии помогают им придумывать, высказывать свои мысли, дети учатся находить выход из проблемных ситуаций, повышается уровень речевой активности, развивается свободное общение, мышление, внимание, воображение. Способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностей, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС, поэтому я вижу необходимость в дальнейшем использовать данные методы в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир. Как сформируется его мировоззрение, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раск...
Консультация для воспитателей «Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»
Исследования ученых, работа педагогов новаторов показывают, что каждыйребенок по своей сути творец. Как правило, его творческие способностинаходятся в скрытом состоянии, они как бы дремлют до поры до ...
Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию через общениеи игру.
Наше время – это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Дошкольное де...
«Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками».
Данная теория дает возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Ещё один огромный плюс этой теории заключа...
Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
Умелое использование ТРИЗ успешно помогает развивать у дошкольников изобретательность, смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Основное средство работы с детьми – педагогическ...
Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
Упражнения на раскрытие функций предметаУпражнения на нахождение путей развития ситуацииУпражнения на выявления связей между объектами и их ресурсовИгры и тренинги на формирование у детей системного м...
Использование технологии ТРИЗ в работе по развитию речи дошкольников
В условиях ФГОС, где дошкольное образование впервые рассматривается как первый уровень общего образования, коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного об...