Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
материал
Умелое использование ТРИЗ успешно помогает развивать у дошкольников изобретательность, смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Основное средство работы с детьми – педагогический поиск. Педагог не должен давать ребёнку готовые знания, раскрывать перед ним истину, необходимо научить находить её самостоятельно.
ТРИЗ недостаточно используется в развитии речи, поэтому предлагаю некоторые методы и приёмы ТРИЗ в работе с детьми с ОВЗ.
Включение технологии ТРИЗ позволяет эффективно исправлять их речевые нарушения, а также делать занятия наиболее интересными и необычными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tehnologii_triz_v_rabote_s_detmi_mladshego_i_srednego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
Умелое использование ТРИЗ успешно помогает развивать у дошкольников изобретательность, смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Основное средство работы с детьми – педагогический поиск. Педагог не должен давать ребёнку готовые знания, раскрывать перед ним истину, необходимо научить находить её самостоятельно.
ТРИЗ недостаточно используется в развитии речи, поэтому предлагаю некоторые методы и приёмы ТРИЗ в работе с детьми с ОВЗ.
Включение технологии ТРИЗ позволяет эффективно исправлять их речевые нарушения, а также делать занятия наиболее интересными и необычными.
Игра «Хорошо – плохо»
Задачи:
- учить находить в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны;
- обогащать и активизировать словарь.
Педагог предлагает догадаться, что лежит в сундучке (в чёрном ящике, под
платком). Дети фантазируют и называют различные варианты, пока кто-то из них не приблизится к отгадке.
Затем педагог представляет игрушку, которая будет помогать вести занятие
(желательно пустить её по кругу, чтобы дети могли «поздороваться» и
познакомиться с ней). Игрушка мокрая. Педагог её вытирает.
Логопед: Почему ты такая мокрая?
Игрушка: А я очень люблю дождь.
Логопед: Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть!
Игрушка: Нет, дождь хороший!
Логопед: Почему?
Игрушка: Можно бегать по лужам, он цветочки поливает, всё растёт, воздух
свежий после дождя.
Логопед: Нет, это солнышко хорошее, а не дождь.
Игрушка: Солнышко плохое.
Логопед: Почему?
Игрушка: Когда жарко - голова болит и пить хочется, все цветы вянут.
Логопед: Нашим ребятам солнышко, наоборот, нравится. Расскажите почему.
Дети: Когда солнечно, у людей хорошее настроение, хочется радоваться, загорать, купаться.
В зависимости от возраста дети могут частично сами давать ответы на вопрос
«Почему?» К обсуждению данной темы следует вернуться во второй половине дня или на другой день.
Игра «Кто что умеет делать?»
Задачи:
- развивать творческое воображение;
- расширять словарный запас.
Ведущий называет объект или загадывает о нём загадку. Дети должны сказать, что может делать объект или что делается с его помощью.
Логопед: Что может делать телевизор?
Дети: Может сломаться; показывать разные фильмы, мультфильмы; пылиться, включаться; выключаться.
Логопед: Что может растение?
Дети: Растение может расти, пить воду, расцветать, качаться от ветра, погибнуть, вкусно (или невкусно) пахнуть, колоться.
Игра «На что похоже?»
Задачи:
- развивать ассоциативность мышления;
- обучать сравнению разнообразных систем, актуализировать словарь.
Ведущий обозначает объект, а дети называют объекты, похожие на него по
самым разнообразным признакам: назначению, цвету, размеру, форме, материалу, запаху, звуку. На этапе ознакомления с игрой можно использовать предметные картинки как подсказку. В старшем дошкольном возрасте ведущий просит объяснить, почему названные объекты похожи.
Логопед: На что похож абажур?
Дети: на зонт, на Красную Шапочку; на колокол, потому что он большой; на
цаплю, потому что она стоит на одной ноге.
Логопед: На что похожа иголка?
Дети: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа (все металлические и
острые предметы), на стержень от ручки, на колючки у ёжика и кактуса, на
застёжку у серёжки (все они острые).
Игра «Где живёт?»
Задачи:
- уточнять имеющиеся знания;
- активизировать словарь;
- развивать воображение.
Ведущий обозначает предмет окружающего мира (живой, неживой или
фантастический). Дети называют среду обитания живых объектов и место
нахождения реальных и фантастических объектов.
Логопед: Где живёт собака?
Дети: в конуре, если она дом охраняет. В доме, в квартире. Бродячие собаки
живут на улице.
Логопед: Где живёт подорожник?
Ребёнок: у дороги, в поле, в лесу. Подорожник есть в аптеке. Когда его я пил, он жил у меня в животике. Когда я его прикладывал к ране, он жил у меня на ноге.
Игра «Да–Нет»
— игроки разгадывают “тайну”, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”. Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: “да”, “нет”, “и да, и нет”, “это не существенно”, “об этом нет информации”. К примеру:
– Я загадала слово (кошка).
– Это слово обозначает предмет?
– Да.
– Это растение?
– Нет.
– Это что-то неживое?
– Нет.
– Это животное?
– Да.
– Оно белого цвета?
– Это несущественно.
И т.д., пока слово не будет угадано.
Игра «Что умеет делать?»
Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Примерный ход:
В: Телевизор.
Д: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.
В: Что может мяч?
Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.
В: Что может дождь?
Д: Растворить лед.
В: Когда и почему?
Д: Когда ярко светит солнце, тепло.
В: Что еще может лед?
Д: Лед может расколоться, треснуть.
В: А какие полезные функции у льда?
Д: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.
В: Что можно делать со льдом?
Д: Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.
Игра «Мои друзья»
Воспитатель предварительно раздаёт карточки
В: Мои друзья - это то, что может говорить.
К ведущему подходят дети, взявшие образ человека, радио, книги, телевизора, робота, говорящей куклы…
Примечание: Ведущий может использовать игру при ориентировке в помещении, при формировании понятия обобщения и др.:
В: Мои друзья - это то, на чем можно сидеть в квартире.
К ведущему подходят дети, взявшие образ дивана, стула, ковра, мягкой игрушки, мяча.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Система коррекционной работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи"
В последние годы проблема раннего вмешательства резко обострилась в связи с тем, что с каждым годом все больше и больше детей раннего возраста страдают различными речевыми нарушениями. Це...
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
нетрадиционная техника рисования для детей дошкольного возраста...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей младшего и среднего дошкольного возраста"
Материал на основе которого была проведена стажерская площадка для педагогов ДОУ...
Использование дидактической игры «Сенсорный куб» с детьми младшего и среднего дошкольного возраста
Цель:Развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; формировать дифференцированное восприятие качества предметов; воспитыв...
«Использование игровых технологий в совместной деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста во 2 половине дня»
Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии....
ДОКЛАД на тему «Использование малых форм в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» + презентация
laquo;Использование малых форм в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»...
Опыт работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста
Модернизация содержания образовательного процесса, введение инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимоде...
- Мне нравится (1)