Использование технологии ТРИЗ в работе по развитию речи дошкольников
учебно-методический материал по развитию речи
В условиях ФГОС, где дошкольное образование впервые рассматривается как первый уровень общего образования, коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоением культуры общения и этикета, воспитанием толерантности.
Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ahmadeeva_r._v._ispolzovanie_tehnologii_triz_v_rabote_po_razvitiyu_rechi_doshkolnikov.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Ахмадеева Раиса Владимировна,
ГБОУ Самарской области СОШ №1 «ОЦ» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение Детский сад «Радуга»
Использование технологии ТРИЗ в работе по развитию речи дошкольников
"Каждый ребенок изначально талантлив
и даже гениален, но его надо научить
ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь
максимального эффекта"
(Г.С.Альтшуллер).
В условиях ФГОС, где дошкольное образование впервые рассматривается как первый уровень общего образования, коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоением культуры общения и этикета, воспитанием толерантности.
Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка.
ТРИЗ – это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно. Основная задача ТРИЗ- технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.
В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего:
- Выслушивать каждого желающего.
- Давать только положительные оценки, они раскрепощают!
- Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно!
- Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.
- Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая, что - то взамен или доказывая.
В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей
- снимается чувство скованности,
- преодолевается застенчивость,
- развивается воображение, речевая и общая инициатива,
- повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.
- ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ
- Метод мозгового штурма. - Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
- Метод фокальных объектов, перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.
- Метод морфологического анализа. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать
- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот
Как я использую технологию ТРИЗ в своей педагогической практике для развития речи дошкольников.
Использование мнемотаблиц
Позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.
Использование карт Проппа
При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки.
Составление сказки «по-новому»
Сказка - это кладезь народной мудрости в ней таится громадный ресурс для воспитания и развития детей. Сочинение сказки по-новому способствует развитию фантазии и воображения ребенка и сможет стать основой его творческих способностей.
Главная особенность сказки - это отражение жизненного опыта людей с помощью приемов символической аналогии.
За основу берется известная сказка, но главные герои наделяются противоположными качествами: зайчишка смелый и храбрый, лиса трусливая. Падчерица становится ленивой, а мачеха доброй, трудолюбивой и заботливой…
Составление «цветной сказки»
Цветовая сказкотерапия – это действительно невероятная возможность встретиться со своими чувствами и переживаниями и изменить их, превратив
серые будни в оранжевые радости, коричневую ностальгию в синее блаженство, фиолетовую печаль в розовую мечту и т.п. Создаем коробочки определенного цвета, в которых различные вырезки, бросовый материал, природный материал и т. п., можно составить сказку из того, что имеется в коробочке. И у каждого ребенка свои ассоциации, своя история.
Жило-было солнышко, оно было желтое-прежелтое, и любило все вокруг такого же цвета. Поэтому и подружилось с одуванчиком. Однажды они шагали по дорожке и встретили девочку в синем платье. Она горько плакала от того что хотела платье желтого цвета. И тогда…
Составление «сказки превращение»
Сказки с перевоплощение и проигрыванием дарят детям незабываемые эмоции, способствуют развитию фантазии, обогащают словарь.
Например, ребенок превращается в кота: «Скучно мне стало сидеть все время возле хозяйки и пустился я в путешествие по подъезду…»
Ситуативные ситуации по сюжетам сказок
Некто пострадал из-за собственной щедрости «Заюшкина избушка»
Он много хвалился, за что и поплатился «Колобок»
Он её освободил, потому что полюбил «Царевна- лягушка»
Она молчала, потому что любила «Дикие лебеди»
Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и наше «Золушка»
Они ушли, она пришла. Они пришли, она ушла. «Три медведя»
Игра «Угадай слово по описанию»
Цель игры объяснить слова, используя описания, синонимы и антонимы, прежде чем песок в песочных часах полностью пересыплется.
Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, придает занятиям развивающий характер, помогает поддерживать у детей интерес к познавательной деятельности, активизирует творческий и речевой потенциал у детей. Дает новые возможности воображению и фантазии детей.
Список литературы
- Альтшуллер Г. C. Краcки для фантазии. Прелюдия к теории развития творчеcкого воображения // Шанc на приключение. /Cоcт. Cелюцкий А. Б. - Петрозаводcк, 1991.
- Выготcкий Л. C. Воображение и творчеcтво в детcком возраcте. - М.: Проcвещение, 1991.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/05/10/ispolzovanie-metodov-tekhnologii-triz-v-dou
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников.
Выступление на Методическом объединении....
Мое портфолио: «Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников»
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...
Статья "Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников"
Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотвор...
«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат....
Практикум "Использование приёмов ТРИЗ в работе по развитию речи дошкольников"
Для старших воспитателей и педагогов ДОУ...
Использование технологий ТРИЗ в работе по развитию речи дошкольников
Презентация по использованию ТРИЗ...
Использование технологий ТРИЗ в работе по развитию речи дошкольников
Использование технологий ТРИЗ в работе по развитию речи дошкольников...
- Мне нравится (1)