Использование нейрологоритмических упражнений при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
статья по логопедии (старшая группа)

Моя педагогическая находка - это нейрологоритмические упражнения в развитии речи дошкольников. На сегодняшний день число детей с проблемами нервной системы заметно растет. Уже в младенчестве у многих современных детей наблюдаются различные задержки и искажения психомоторного развития. У данной категории детей, наряду с проблемой координации, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, памятью есть и речевые нарушения. Речь, являясь высшей психической функцией, инструментом мышления и основным средством общения, тесно связана с другими психическими функциями. Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических технологий. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы) ребёнка через движение, что способствует развитию межполушарного взаимодействия и речи. В своей работе я использую одну из таких нейрокоррекционных технологий - нейрологоритмические упражнения, которые объединяют в себе логоритмику и нейрокоррекцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_neyrologoritmicheskih_uprazhneniy.docx15.3 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нейрологоритмических упражнений при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Нейрологоритмика является современной, инновационной, комплексной и междисциплинарной технологией, представляющей систему терапевтических упражнений с элементами нейрогимнастики. Она объединяет в себе логопедический и нейропсихологический подход: логопедическую ритмику и нейрокоррекцию по методу замещающего онтогенеза А.В. Семенович.

Метод замещающего онтогенеза (МЗО) – базовая нейропсихологическая технология, направленная на активизацию всех ресурсов пластичности мозга.

Основания для возникновения нейрологоритмики:

-Увеличение количества детей с дисгенетическим синдромом.

-Поиск наиболее эффективных приемов групповой работы.

-Подготовка к полноценной курсовой нейрокоррекции.

Нейрологоритмика формирует:

- произвольную саморегуляцию;

- коммуникацию;

-психомоторную координацию;

- нейросоматический каркас;

- познавательные компетенции;

-слуховые функции;

-моторику артикуляционного аппарата;

-речевое поведение.

Кому подходит?

-детям с ЗПРР;

-СДВГ;

-РАС;

-малышам до 3-х лет;

-безречевым детям;

-ФФНР.

Нейрологоритмика включает в себя оригинальные упражнения, авторские тексты и музыку, нейросоматический каркас.

Принципы, лежащие в основе программы:

- цикличность;

-последовательность;

-системность;

-непрерывность;

-эмоциональное выгорание;

- ритуальность.

Основная задача:

-выработка динамического стереотипа.

Виды деятельности:

-разминка (растяжки, перекаты, расслабления, наклоны);

- дыхательные упражнения;

- психомоторные координации (глазодвигательные упражнения);

-развитие когнитивных процессов;

- игры на слуховое восприятие;

- пение;

- развитие мелкой моторики;

-игры с мячом на балансире;

-пространственные музыкальные игры.

Упражнение «Зонтик»

Цель: развитие социально-коммуникативных навыков.

Ход упражнения:

Дети сидят на стульях в кругу.

Учитель-логопед с зонтиком в руках садится рядом и поет песенку:

- «Зонтик открывается-занятие начинается».

(Передает зонтик соседу слева).

- «Это кто под зонтом – это я …(ребенок называет свое имя)

- Это ты …Здравствуй…(дети называют имя ребенка)»

(Передает зонтик соседу слева и т.д.)

Упражнение «Совушка»

Цель: развитие глазодвигательного репертуара, межполушарных связей, развитие артикуляционного праксиса, формирование содружественных и реципрокных координаций.

Ход упражнения:

Ребенок лежит на коврике. Учитель-логопед передвигает игрушку совушку в разные стороны и поет песенку: «Совушка летала, головой качала-влево посмотрела, села посидела, вправо посмотрела-села посидела». Затем при выполнении упражнения ребенок начинает движение языка за игрушкой.

Ключевые моменты успешного занятия:

-эмоциональная вовлеченность;

- простота инструкций;

- создание ситуаций успешности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда Позволяют •активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются•на разных этапах коррекци...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Сложная структура речевой патологии  определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Выготский Л.С.,1960). Несформированность...

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменим...

Методическая разработка "Использование метода Су Джок терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Ни для кого не секрет, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как же развивать мелкую моторику?Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого ранне...

Статья "Использование наглядного моделирования при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста."

Статья "Использование наглядного моделирования при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста."...

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нейропсихологиическая коррекция (нейрокорре́кция) — комплекс специальных психологических методик, которые направлена на изучение связей ум – тело, переструктурирование нарушенных функций и...

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логоритмических упражнений в условиях ДОУ

Регулярные использования логоритмических упражнений у детей способствуют нормализации речи вне зависимости от вида речевого нарушения,  формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению...