Конспект логопедического занятия для детей с ОНР , средняя группа . Тема : Форма. Гласные и согласные звуки (закрепление материала )
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Закрепление гласных и согласных звуков, учить выделять названый звук среди других звуков; упражнять в согласование существительных с прилагательными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_1.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила Брыль Ольга Георгиевна

учитель – логопед

ГКДОУ «Детский сад № 142

Г.О. Мариуполь» ДНР

Тема: Форма . Гласные и согласные звуки

Цели: Закрепить выученные гласные и согласные звуки;продолжать учить делать звуковой анализ открытых и закрытых слогов; учить выделять названый звук среди других звуков; согласовывать существительные с прилагательными, указывающими на форму предмета; составлять и распространять предложения с опорой на картинку;вводить в речь прилагательные для обозначения формы предмета; развивать зрительный гнозис, графические умения и навыки.

Оборудование: Пёрышко на ниточке на каждого ребёнка, предметные картинки со звуками, картинки с иллюстрациями «подушка» и «камень», «барабан» и «колокольчик», схемы - картинки звуков (предметные картинки), геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; дидактическая игра «На что похоже?», картинка «Незнайки», предметные картинки (пуговица, морковь, платок, скамейка, ...), рабочие тетради, цветные карандаши.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Игра «Продолжи дорожку»

Дети продолжают дорожку (чередуют геометрические фигуры по образцу). И садятся.

  1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Упражнения «Заборчик», «Трубочка», «Прятки», «Блинчик», «Лошадка», «Дятел», «Качели», «Конфетки», «Пулемёт».

  1. Упражнение на развитие дыхания «Подуй на пёрышко на ниточке»

У каждого ребёнка пёрышко на ниточке. Он на него дует. Губы при этом надо сделать «трубочкой», щёки не надувать.

  1. Закрепление звуков

Логопед напоминает детям, что звуки бывают гласные и согласные:

– Как называются звуки у которых нет преграды? (гласные звуки).

– Назовите гласные звуки которые знаете? ([а], [о], [у], [и]).

– Посмотрите на картинки с иллюстрациями и назовите звуки:

Мычит корова – [м]-[м'] – Мычит телёнок.

Плачет старший брат – [н]-[н'] – Плачет младший братик.

Индюк болбочет – [б]-[б'] – Индюшонок болбочет

Пыхтит большая кастрюля – [п]-[п'] – Пыхтит маленькая кастрюлька.

Дятел стучит в лесу – [д]-[д'] – Маленький дятел стучит в лесу.

Дерево наклонено сильно – [в]-[в'] – Дерево стоит прямо.

Большой молоток стучит – [т]-[т'] – Маленький молоточек стучит

Большой ёжик фыркает – [ф]-[ф'] – Маленький ёжичек фыркает.

Мужчина кашляет – [к]-[к'] – Ребёнок кашляет.

Гусь гогочет – [г]-[г'] – Гусёнок гогочет.

Греет руки мужчина – [х]-[х'] – Греет руки ребёнок.

– Какие это звуки? (согласные звуки).

– Согласные звуки бывают какие? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).

Логопед напоминает, что согласные звуки имеют преграду. Показывает изображения на картинках: «Подушка и камень», «Барабан и колокольчик»

Игра «Подумай, скажи и выложи»

Логопед называет звук, а дети определяют, какой он (гласный или согласный) и выкладывают схемы-картинки: – Какой звук [в]? (согласный, твёрдый, звонкий) и выкладывают картинки-схемы: дерево сильно наклонено, камень, колокольчик.

Аналогично с другими звуками.

Игра «Эхо»

Логопед называет слогоряды, а дети их запоминают и повторяют:

ам-ом-ум-им (менять очерёдность); ва-во-ву-ви (менять очерёдность).

Аналогично, с другими согласными звуками.

«Дружные звуки»

Логопед вызывает двоих детей и «превращает» их в звуки – гласные и согласные, а затем читает стишок:

Звуки дружно прибежали

И за руки взялись.

Дети сначала называют звуки изолированно, дают им характеристику, а затем называют слог: [а]+[м]=[ам] и делают звуковой анализ. Затем дети меняются местами и снова произносят звуки изолированно, дают характеристику звуков, потом произносят слитно: [м]+[а]=[ма]. Аналогично с другими звуками.

«Подушка – камень»

Дети работают с предметными картинками. Определяют, какой заданный звук (твёрдый или мягкий) и кладут картинку к нужной иллюстрации.

  1. Физкультминутка

«Нос, пол, потолок»

Если дети услышат слово «нос», нужно пальчиком показать свой нос, при слове «потолок» направить палец вверх, а если логопед говорит слово «пол» – направить пальцем вниз. Логопед намеренно путает детей, выполняет обманные движения: при произнесении слова «пол», показывает пальцем на нос, и т. д.

  1. «Форма»

Дидактическая игра «На что похоже?»

Дети называют геометрические фигуры и подбирают к ним предметы такой же формы:

круг – крышка, блюдце, пуговица, тарелка, ... ;

квадрат – окно, платок, скатерть, ...;

треугольник – ёлка, косынка, флажок, кусочек сыра, ...

прямоугольник – дверь, скамейка, стол, плитка шоколада, ...

Дидактическая игра «Назови какие»

Дети рассказывают о предметах:

– Это круглая пуговица, это круглое блюдце, это круглая тарелка. и т.д.

Игра «Что нарисовал Незнайка?»

Логопед предлагает детям рассмотреть рисунки Незнайки.

– Что нарисовал Незнайка? (Незнайка нарисовал тарелку).

– Какую тарелку нарисовал Незнайка? (Незнайка нарисовал круглую, жёлтую тарелку).

– Что ещё нарисовал Незнайка? (Незнайка нарисовал флажок).

– Какой флажок нарисовал Незнайка? (Незнайка нарисовал красный, треугольный флажок).

  1. Работа в тетради

«Волшебные превращения»

Дети дорисовывают детали к геометрической фигуре, чтоб она превратилась в предмет.

  1. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей 1 класса с ФФНР. Тема:"Твердые и мягкие согласные звуки".

В данном материале представлен конспект логопедического занятия и презентация к нему....

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Дифференциация звуков С - Ш"

В конспекте занятия логопеда представлены задания , которые можно использовать на  занятии по  дифференциации звуков....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с фонетико - фонематическим недоразвитием речи "Звуки [B], [B\'] и буква В"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с фонетико - фонематическим недоразвитием речи "Звуки [B], [B\'] и буква В"...

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Дифференциация звуков [с] – [ш]»

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группыТема: «Дифференциация звуков [с] – [ш]»Цель занятия: закрепление умения анализировать звуки [с] – ...

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группе с ТНР по теме: «Дифференциация звуков С — 3»

Цели: Коррекционно-образовательные: • учить давать сравнительную характеристику звуков С, 3; • формировать навыки словообразования; Коррекционно-развивающие: • развивать память; • развивать фон...

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР , средняя группа . Тема : Форма.

Закрепление и обобщение знания детей по теме - форма...

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР , средняя группа . Тема : Масленица

Закрепление и обобщение знаний детей о традициях народного праздника - Масленица...