Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группе с ТНР по теме: «Дифференциация звуков С — 3»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Шумова Ирина Дмитриевна
Цели: Коррекционно-образовательные: • учить давать сравнительную характеристику звуков С, 3; • формировать навыки словообразования; Коррекционно-развивающие: • развивать память; • развивать фонематический слух и восприятие; • учить детей координировать речь и движения; • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; Коррекционно-воспитательные: • формирование положительной установки на участие в занятии; • формирование доброжелательности, инициативности, ответственности, умение сотрудничать с детьми и взрослыми. Оборудование: наборы для составления схем, раз- резные азбуки, предметные картинки в названии которых присутствуют звуки С, 3, картинки с изоб- ражением посуды, тетради, карандаши. Ход занятия 1) Организационный момент Сядет тот, кто назовет гласный звук в словах. (Логопед называет односложные слова, ребенок называет гласный звук в этом слове) Пар, мак, сон, сыр, нос, куст, сын, дом, кот, мост. 2)Объявление темы. К нам в гости пришли Света и Захар. (Выставить на наборное полотно картинки с изображением девочки и мальчика.) С какого звука начинается имя девочки? (мальчика)? Какой звук «С»? («З»). Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.) Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий) Ребята, давайте почувствуем звонкость согласного звука З, руку положите на горлышко и произнесите: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой. (Логопед демонстрирует картинку с колокольчиками, один из которых перечеркнут) Сегодня на занятии мы будем следить за правильным произношением звуков С, 3. 3)Акустико-артикуляционный образ звуков Дети, давайте вспомним песенки – звуки, которые вы хорошо знаете: С –С – С – песня насоса, З – З – З – песня комара. (Логопед выставляет звуковые символы Т.Ткаченко) Произнесение звуков С, 3 хором, индивидуально. Характеристика звуков. Звук С — согласный, твердый, глухой, свистящий. Звук 3 — согласный, твердый, звонкий, свистящий. 4)Развитие фонематического слуха. а) Игра «Подвижные ладошки» Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т.к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то прогоняйте комара, чтобы он вас не укусил. б) Выделение звуков в слоговом ряду: СА, ЗА, КА, MA, СА, СУ, ЗЫ, ПУ и т.д. (на слог со звуком С — хлопаем. На слог со звуком 3 — топаем). в) Выделение звуков в словах: роза, насос, сок, коза, газон, коса, оса, забор, зуб, золото. 5)Связь звуков и букв. Демонстрация букв на доске на доске. Эти звуки обозначаются буквами С и З. 6)Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах. а) А теперь мы немного поиграем в игры со слогами, и первая наша игра называется «Скажи наоборот» (с мячом). са — за зу — су ста — зда зма — сма сту — зду змы — смы за-са, сы-зы, со-зо, ус-уз, зы-сы, су-зу соя - Зоя суп - зуб лиса - Лиза коса - коза сайка - зайка б) Игра «Назови лишний слог» Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог: Са-са-са-за Со-со-со-зо Су-су-су-зу Зы-зы-зы-сы Зи-зи-зи-си Зу-зу-зу-су в) Игра «Назови лишнее слово». Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке. – санки, забор, сова, сок; – роза, коза, ваза, нос; – самолет, сумка, стрекоза, суп. – В каком слове встречаются оба звука? Логопед выставляет картинки на наборное полотно. Посмотрите на картинки и назовите слова, в которых звук С живет в начале слова, середине, конце. Аналогично с картинками со звуком З. 7)Физкультминутка а)Фонетическая ритмика. Под музыку, пропевание слогов са-за, со-зо, су-зу, сы-зы. б)Развитие общей моторики. На горах высоких, Руки поднимают вверх. На степном просторе, Руки разведены в стороны. Охраняет нашу Родину солдат, Рука приложена к голове, как у солдата, отдающего честь. Он взлетает в небо, Руки вверх. Он уходит в море, Приседают. Не страшны защитнику, Дождь и снегопад. «Отдают честь». 8)Работа с тетрадями (Рабочие тетради №2 О.С.Гомзяк) • Звуковой анализ слогов СА, ЗА. • Закончить двустишия словами, подходящими по значению и смыслу. Распустились утром розы, На цветках сверкают... (росы). Щиплет травушку коза, Косит травушку... (коса). • Звуковой анализ слов коза, коса. Выкладывание схемы. Составление слов из букв разрезной азбуки. Печатание в тетрадях. • Работа над деформированной фразой. Соня, вкусный, хлеб, любить. Зоя, зуб, болит, у. • Деление на слова. Запись графической схемы. 9)Итог занятия и оценка деятельности детей. Рефлексия. Дети выполняют задание по карточкам. (Напечатать под картинками первую букву слова С или З. Чем отличаются звуки С, 3? А чем они похожи? Придумайте слова со звуком С,З.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

для детей подготовительной к школе группе с ТНР

по теме: «Дифференциация звуков С — 3»

Учитель-логопед: Шумова Ирина Дмитриевна

МДОУ № 14 «Шумовский детский сад «Светлячок»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • учить давать сравнительную характеристику звуков С, 3;
  • формировать навыки словообразования;

 Коррекционно-развивающие:

  • развивать память;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • учить детей координировать речь и движения;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Коррекционно-воспитательные:

• формирование положительной установки на участие в занятии;

• формирование доброжелательности, инициативности, ответственности, умение сотрудничать с детьми и взрослыми.

Оборудование: наборы для составления схем, раз- резные азбуки, предметные картинки в названии которых присутствуют звуки С, 3, картинки с изоб- ражением посуды, тетради, карандаши.

Ход занятия

1) Организационный момент

Сядет тот, кто назовет гласный звук в словах. (Логопед называет односложные слова, ребенок называет гласный звук в этом слове)

Пар, мак, сон, сыр, нос, куст, сын, дом, кот, мост.

2)Объявление темы.

К нам в гости пришли Света и Захар. (Выставить на наборное полотно картинки с изображением девочки и мальчика.)

С какого звука начинается имя девочки? (мальчика)?

Какой звук «С»? («З»).

Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.)

Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)

Ребята, давайте почувствуем звонкость согласного звука З, руку положите на горлышко и произнесите: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой. (Логопед демонстрирует картинку с колокольчиками, один из которых перечеркнут)

Сегодня на занятии мы будем следить за правильным произношением звуков С, 3.

3)Акустико-артикуляционный образ звуков

Дети, давайте вспомним песенки – звуки, которые вы хорошо знаете: С –С – С – песня насоса, З – З – З – песня комара. (Логопед выставляет звуковые символы Т.Ткаченко)

Произнесение звуков С, 3 хором, индивидуально. Характеристика звуков.

Звук С — согласный, твердый, глухой, свистящий. Звук 3 — согласный, твердый, звонкий, свистящий.

4)Развитие фонематического слуха.

а) Игра «Подвижные ладошки»

Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т.к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то прогоняйте комара, чтобы он вас не укусил.

 б) Выделение звуков в слоговом ряду: СА, ЗА, КА, MA, СА, СУ, ЗЫ, ПУ и т.д. (на слог со звуком С — хлопаем. На слог со звуком 3 — топаем).

в) Выделение звуков в словах: роза, насос, сок, коза, газон, коса, оса, забор, зуб, золото.

5)Связь звуков и букв.

Демонстрация букв на доске на доске.

Эти звуки обозначаются буквами С и З.

6)Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

а) А теперь мы немного поиграем в игры со слогами, и первая наша игра называется «Скажи наоборот» (с мячом).

са — за        зу — су

ста — зда    зма — сма

сту — зду       змы — смы

за-са, сы-зы, со-зо, ус-уз, зы-сы, су-зу

соя - Зоя
суп - зуб
лиса - Лиза
коса - коза
сайка - зайка

б) Игра «Назови лишний слог»

Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:

Са-са-са-за

Со-со-со-зо

Су-су-су-зу

Зы-зы-зы-сы

Зи-зи-зи-си

Зу-зу-зу-су

в) Игра «Назови лишнее слово».

Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке.

– санки, забор, сова, сок;

– роза, коза, ваза, нос;

– самолет, сумка, стрекоза, суп.

– В каком слове встречаются оба звука?

Логопед выставляет картинки на наборное полотно.

Посмотрите на картинки и назовите слова, в которых звук С живет в начале слова, середине, конце. Аналогично с картинками со звуком З.

7)Физкультминутка

а)Фонетическая ритмика. Под музыку, пропевание слогов са-за, со-зо, су-зу, сы-зы.

б)Развитие общей моторики.

На горах высоких,

Руки поднимают вверх.

На степном просторе,

Руки разведены в стороны.

Охраняет нашу Родину солдат,

Рука приложена к голове, как у солдата, отдающего честь.

Он взлетает в небо,

Руки вверх.

Он уходит в море,

Приседают.

Не страшны защитнику, Дождь и снегопад.

«Отдают честь».

8)Работа с тетрадями (Рабочие тетради №2 О.С.Гомзяк)

  • Звуковой анализ слогов СА, ЗА.
  • Закончить двустишия словами, подходящими по значению и смыслу.

Распустились утром розы, На цветках сверкают... (росы).

Щиплет травушку коза, Косит травушку... (коса).

  • Звуковой анализ слов коза, коса. Выкладывание схемы. Составление слов из букв разрезной азбуки. Печатание в тетрадях.
  • Работа над деформированной фразой.

Соня, вкусный, хлеб, любить. Зоя, зуб, болит, у.

  • Деление на слова. Запись графической схемы.

9)Итог занятия и оценка деятельности детей. Рефлексия.

Дети выполняют задание по карточкам. (Напечатать под картинками первую букву слова С или З.

 Чем отличаются звуки С, 3? А чем они похожи? Придумайте слова со звуком С,З. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы по теме: «Перелётные птицы весной » Остроуховой Татьяны Алексеевны учителя-логопеда высшей категории.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группыпо теме: «Перелётные птицы весной »Остроуховой Татьяны Алексеевны учителя-логопеда высшей категории.Интеграция образовательных...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с фонетико - фонематическим недоразвитием речи "Звуки [B], [B\'] и буква В"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с фонетико - фонематическим недоразвитием речи "Звуки [B], [B\'] и буква В"...

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы по теме “Транспорт”.

Цель: уточнение и расширение представлений детей подготовительной к школе группы о различных видах транспорта. Коррекционно-образовательные задачи:1. Закрепление словаря и знаний детей по те...

КОНСПЕКТ КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА ПО ТЕМЕ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Логопедическое занятие для детей подготовительного к школе возраста на материале лексической темы "Перелетнные птицы"...

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы на тему "Фрукты, овощи"

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы на тему "Фрукты, овощи"...

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы.

Закрепление умения детей дифференцировать звуки Ш, Ж. Активизация и актуализация словаря по теме  «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы»....