«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В КРУГУ СЕМЬИ»
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье представлены логопедические игры, подобранных из методической литературы и созданных самостоятельно, по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет. Данные игры могут использоваться в кругу семьи, на прогулке, в ходе режимных моментов. В ходе игры познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребёнка игровой деятельностью. Для преодоления имеющихся речевых трудностей необходима совместная и систематическая работа педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В КРУГУ СЕМЬИ»
Симона Семеновна Андреева
Учитель - логопед
Детский сад №1 «Звездочка» г.Якутск
Аннотация. В статье представлены логопедические игры, подобранных из методической литературы и созданных самостоятельно, по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет. Данные игры могут использоваться в кругу семьи, на прогулке, в ходе режимных моментов. В ходе игры познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребёнка игровой деятельностью. Для преодоления имеющихся речевых трудностей необходима совместная и систематическая работа педагогов и родителей.
Ключевые слова. Совместная работа с родителями, работа по развитию лексико-грамматической стороны речи, дидактические игры, преодоление речевых трудностей.
"SPEECH THERAPY GAMES FOR THE DEVELOPMENT OF THE LEXICAL AND GRAMMATICAL STRUCTURE OF SPEECH IN THE FAMILY CIRCLE"
Abstract. The article presents speech therapy games, selected from the methodological literature and created independently, for the development of the lexical and grammatical structure of speech in children 5-7 years old. These games can be used with family, on a walk, during regime moments. During the game, the cognitive content is combined with an attractive play activity for the child. To overcome the existing speech difficulties, joint and systematic work of teachers and parents is necessary.
Keywords. Joint work with parents, work on the development of the lexical and grammatical side of speech, didactic games, overcoming speech difficulties.
Игры и задания, которые можно использовать в любую свободную минуту дома. Это система взаимодействия слов в словосочетаниях и предложениях. К моменту поступления в школу речь ребенка не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Дети с трудом могут подобрать нужные слова при выражении мыслей, неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласовывают слова между собой. Причина в основном заключается в сложности грамматической системы русского языка, которые ребенок еще не в состоянии усвоить. Речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребёнок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом. Моделируйте данные игры, придумывайте новые. Играйте каждый день, используя 2-3 игры. Поощряйте ребенка жетонами или наклейками, которые он будет приклеивать в импровизированный дневник.
«Назови ласково»
Взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему уменьшительно-ласкательную форму (дом-домик, солнце-солнышко).
«Один-много»
Взрослый называет один предмет, а ребенок – много (мяч-мячи, лимон-лимоны).
«Веселый счет»
Считать до 5 и обратно любые окружающие предметы. Затем по мере усвоения добавлять по 1. И так до 10.
«Хвалилочка»
Расхваливать предметы, называя как можно больше слов-определений. Валенки новые, кра сивые, пушистые, белые, удобные, шерстяные, тёплые.
«Есть - нет»
Взрослый произносит предложение со словами «У меня есть…», а ребенок отвечает предложением со словами «У меня нет…» (У меня есть большая пушистая собака. У меня нет большой пушистой собаки.)
«Доскажи словечко»
Взрослый предлагает ребенку закончить предложения: Машина в гараж … (въезжает).
Мальчик из школы …(выходит). Шофёр к машине …(подходит). Девочка с горы…(съезжает). Лиза через лужу …(перепрыгивает). Птичка из клетки … (вылетает). И др.
«Чьё это?»
Взрослый предлагает ребенку словосочетания, которые он должен преобразовать. (Хвост собаки – собачий хвост. Перо ласточки – ласточкино перо. Грива льва, зубы тигра, копыта лошади, шерсть кролика, рога лося, усы кошки, следы зайца.)
«Волшебный мешочек»
Положите в небольшой непрозрачный мешочек различные предметы, игрушки. Доставайте по очереди попавшиеся предметы и описывайте их по алгоритму, о котором договоритесь заранее (Что это? Какого цвета? Из какого материала? Для чего необходимо? Или где применяется? Для каких целей?)
«Великаны, люди, лилипуты»
Представтье с ребенком игровую ситуацию: -Мы попали сказочную в страну, где живут Великаны Лилипуты. Давай расскажем: какие ни…Предложите изменять слова для обозначения частей тела, одежды, предметов обихода великанов и лилипутов. У людей – руки, у великанов ручищи, у лилипутов ручки, ручонки и др.
«Исправь ошибки Незнайки»
Научить слышать и исправлять данные ошибки.
У медведя самые большие уши.
Белка живет в норе.
Ствол у березы черный.
Рыбак ловит птиц.
Зимой очень жарко.
«Скажи наоборот»
Взрослый говорит ребенку словосочетание, ребенок должен подобрать слово с противоположным значением.
Пример:
Взрослый: Апельсин большой, а мандарин… (маленький). Яблоко гладкое, а ананас…(шершавый).
Ошибки: часто дети употребляют слова БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ вместо ВЫСОКИЙ, ДЛИННЫЙ, УЗКИЙ и т.д.
«Мой, моя, моё, мои» или «Жадина»
Цель: уметь согласовывать местоимение МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ с существительным.
Описание: так же по картинкам или слову взрослого, ребенок правильно проговаривает фразу.
Моделируйте данные игры, придумывайте новые. Играйте каждый день, используя 2-3 игры. Поощряйте ребенка жетонами или наклейками, которые он будет приклеивать в импровизированный дневник.
Вывод. Процесс коррекционной работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи будет наиболее успешным и эффективным, если сделать особый акцент на специальных играх и упражнениях по развитию лексико-грамматической стороны речи. Логопедические игры по развитию лексико-грамматического строя речи у детей позволяют:
- повысить познавательную активность детей;
- поддерживают положительный эмоциональный настрой;
- позволяют разнообразить ежедневную выполнение домашних заданий;
- одновременно способствуют формированию доброжелательного отношения к окружающим, инициативности и выразительности общения.
Список использованной литературы:
- Агронович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления
лексико– грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003. – 128 с.
2. Безрукова. О.А. Грамматика русской речи (учеб.-метод. пособие для работы с детьми дошк. и мл. шк. возраста: В 2 ч./ О.А. Безрукова; худ Н.Н. Бутусова
[и др.]. – М.: Русская Речь, 2011. -111с.: ил.
3. Гвоздев А. Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка. - В кн.: Вопросы изучения детской речи. М., 1961, с. 467.
4. Новиковская. О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет. - СПб.: КОРОНА принт, 2004-80с.
5. Пятница. Т.В. Лексика + Грамматика =…: Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи детей 4-6 лет. В 3ч.- Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004.-124с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема занятия - Домашние животные....
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема: Животные жарких стран....
Картотека логопедических игр по развитию лексико - грамматического строя речи и пополнению и обогащению активного словаря детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Логопедические пятиминутки"
Картотека словесных игр "Логопедические пятиминутки" подойдут для логопедов и воспитателей логопедических групп и групп общеразвивающего типа. Возможно использование даннных игр в занятиях п...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей младшей логопедической группы с ТНР по теме "Насекомые"
Данный методический материал представляет интерес для учителей-логопедов, учителей-дефектологов и воспитателей. Конспект позволяет построить полноценное занятие по развитию лексико-грамматическо...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию лексико - грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития. Тема: «Гости из Простоквашино»
Лексическая тема "Домашние животные"...
Логопедические задания на развитие лексико-грамматического строя речи "Профессии моей семьи"
Цель: сформировать представления о профессиях своей семьи. Ребята, скажите, а куда каждый день ходят ваши мамы и папы, взрослые (Взрослые, мамы и папы ходят на работу)Для...
Логопедические задания на развитие лексико-грамматического строя речи «Профессии моей семьи»
Цель: сформировать представления о профессиях своей семьи...