Конспект занятия Родной край
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Никитина Оксана Шяфкатьевна

Конспект занятия Родной край

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_rodnoy_kray.doc421.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по теме "Родной свой край люби и знай"

(старший дошкольный возраст)

Учитель-логопед

Никитина Оксана  

                                                                                 Шяфкатьевна        

Цели:

I Образовательные (программное содержание).

Расширять представление детей о родной стране, об обычаях и традициях русского народа. Формировать интерес к своей Родине. Уточнять и активизировать в речи детей названия разнообразных предметов по теме. Учить находить на карте Россию, находить реки, озера, моря. Закреплять знания детей о гербе и флаге России, о Москве, как столице нашей Родины.

Обогащение словарного запаса детей, уточнение слов: гостеприимный, хлебосольный, доброжелательный.

II Коррекционные.

- Совершенствование связной речи.

- Формирование у детей навыков разговорной речи. Образование форм имен существительных множественного числа Родительного падежа.

- Работа над грамматическим строем речи. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка:

учить правильно употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе;

введение в спонтанную речь детей антонимов, существительных множественного числа в Родительном падеже;

согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

- Закрепление понятия "гласный звук".

- Формирование правильного произношения, артикуляционных навыков. Развитие фонематического восприятия.

- Развитие слухового и зрительного внимания, логического мышления, памяти.

- Развитие динамической координации движений. Тренировка слухо-речевой памяти. Развитие пространственно-временных отношений.

- Развитие мелкой моторики рук.

- Развитие счетных операций.

Ход занятия.

I. Приветствие.

Дети входят в группу.

Логопед: - Ребята, у нас сегодня необыкновенный день: к нам приехали гости. Поздоровайтесь с ними.

Дети: Разные варианты приветствия. Например: Здравствуйте! Доброе утро! Добро пожаловать. Мы рады Вас видеть.

Логопед: - Поприветствуем дорогих гостей по русскому обычаю поклоном. Положить правую руку на левое плечо, а затем наклониться и коснуться ею пола. Выполнить вместе с детьми со словами: "Добро пожаловать, дорогие гости".

II. Организационный момент. Речевая зарядка.

Дети (хором):  Пусть каждый день и каждый час

Нам новое добудет.

Пусть будет добрым ум у нас,

А сердце умным будет.

III. Сопряженная речь. Стихотворение о малой Родине.

Логопед: - Ребята, как называется наш детский сад?

Дети: - "Ивушка".

Логопед: - Ива – это дерево, которое родилось из земли.

А где вы родились? Как называется наша малая Родина?

Дети: - Ульяновск

Логопед: - Посмотрите в окно. Что вы видите красивого?

(Ответы детей)

- Расскажем стихотворение.

"Все, что вижу из окна –

Это Родина моя …"

Логопед: - Наша Родина находится под особым Покровом Божией Матери. Как называется наша Родина?

Дети: - Россия.

Логопед: - Малая Родина – это наш город, а большая Родина – вся страна.

IV. Логоритмика.

Песня "Умывает красно солнышко".

Дети поют песню и выполняют движения.

V. Работа с глобусом, картами.

(Образование форм имен существительных

 множественного числа Родительного падежа).

Логопед: - Ребята, что у меня в руках?

Дети: - Глобус.

Логопед: - Что такое глобус?

Дети: - Глобус – это модель Земли.

Логопед: - Кто покажет нашу Родину на глобусе?

1 – 2 ребенка показывают.

Логопед: - Карта мира – это развернутый глобус. Ее удобнее рассматривать.

Все переходят к карте мира на стене.

Логопед: - Посмотрим на глобус внимательным взглядом:

Америка Южная с Северной рядом,

Евразия, Африка неподалеку,

Внизу – Антарктида, Австралия – сбоку.

Кто покажет, на каком материке находится Россия?

Дети показывают.

Логопед: - А теперь посмотрим на карту России. На ней более отчетливо все видно.

Дети подходят к карте России.

Логопед: - Ребята, скажите, пожалуйста, чего много в нашей стране?

Дети (например): - Много морей, рек, лесов, гор, озер, островов, городов, деревень, болот …

Логопед: - Ребята, а кого много в наших лесах?

Дети: - Животных, птиц.

Игра с пальчиками. "Я по дереву стучу".

Логопед: - Поиграем в игру "Не ошибись!" У меня картинки с видом разных животных. Если животное живет в нашей стране, то надо картинку положить на карту, где обозначена Россия. Если это животное не живет в России, то на карту класть нельзя.

Дети получают карточки и по очереди говорят:

- В нашей стране много медведей.

- В России нет львов. Их можно увидеть только в зоопарке.

(Картинки: дикие животные наших лесов и животные жарких стран. Игра проходит, сидя на ковре).

VI. Логоритмика "Гласные звуки".

Угадай звук по артикуляции.

Логопед: - Ребята, какой наш родной язык?

Дети: - Русский.

Логопед: - Нам надо научиться красиво говорить на родном языке. Ведь как говорится в одной сказке:

"А как речь-то говорит,

Будто реченька журчит".

Из какой сказки эти слова? Кто ее написал?

Дети: - Сказка о царе Салтане. Написал ее великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Логопед: - Речь и реченька – похожи. Наша речь звучит, будто течет речка.

Расскажите стихотворение о гласных звуках и угадайте, какой звук я хочу назвать.

Дети: - "Этот звук легко поется …" Затем отгадывают звук по артикуляции.

VII. Подбор антонимов. Игра с мячом "Скажи наоборот".

Логопед говорит слово и бросает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, противоположное по смыслу:

Логопед: - Волга широкая, а Клязьма?

Дети: - Узкая.

Жарко – холодно, глубоко – мелко, быстро – медленно, светло – темно, далеко – близко, высоко – низко, друг – враг …

VIII. Герб, флаг России.

Конструирование из полосок цветного картона.

Логопед: - Ребята, мы говорили сегодня о том, чего много в нашей стране и кого много. А что, вы знаете, есть одно у нашей России? (Герб и флаг).

Показываю герб Москвы.

Логопед: - Что это? (Икона).

Кто изображен здесь?

Дети: - Это святой Георгий Победоносец. Он поражает змея.

Логопед: - Почему эта икона у нас здесь всегда стоит?

Дети: - Это герб Москвы и Московской области. На гербе России тоже есть Георгий Победоносец.

Логопед: - Вспомните флаг России. Перед вами полоски из картона. Какого они цвета? 

Дети: - Желтого, зеленого, красного, белого, синего.

Логопед: - Выберите себе полоски и выложите на столе так, чтобы получился флаг России.

Включаю магнитофон. Под фонограмму песни "Моя Россия" дети выкладывают полоски.

Показываю флаг России.

- Сравните. Так ли вы выполнили задание? Какая полоска сверху? Какая снизу? Какая посередине?

IX. Подведение итогов.

Логопед: - Ребята, вспомните, о чем мы сегодня говорили? Что вы успели показать и рассказать гостям? 

Дети отвечают. Выдаю фишки за ответы. Подсчет фишек.

X. Прощание.

- До свидания, дорогие гости!

- Рады будем видеть Вас снова!

- До встречи!

- Счастливого пути!

- Всего Вам доброго!

- Ангела-хранителя в дорогу!

- Спаси Вас, Господи!


Речевой материал.

1. Стихотворение:

Все, что вижу из окна –

Это Родина моя.

Вижу поле, вижу речку,

Вижу облака – овечки,

А за полем, там вдали,

Вижу часть святой земли,

Где стремится к небесам

Православный дивный храм.

(Автор Филькина Л.В.)

2. Песня:

Умывает красно солнышко

Руки теплые в росе,

И Россия, как Аленушка,

Предстает во всей красе.

Припев:

Ни вблизи, ни вдали

Не найти мне земли

Лучше той, что меня растила.

Синих рек рукава,

В небе синь-синева,

И светла от берез Россия.

У нее коса пшеничная,

Родниковые глаза,

И поляны земляничные

Щедро дарят ей леса.

Припев.

(муз. П. Аедоницкого, слова И. Шаферана)

3. Гласные звуки:

Этот гласный звук поется,

Этот звук, как песня льется,

Называть мы будем гласным,

Будем красить цветом красным.

А, О, У, И, Э, Ы.

Литература

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. Издательский дом "Воспитание дошкольника", М. 2004.

2. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. "Аркти", М. 2002.

3. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Д.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей и учителей. "Баласс", М. 2003.

4. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старшая группа). ЦГЛ, М. 2004.

5. Шорыгина Т.А. "Родные сказки". Нравственно-патриотическое воспитание. "Прометей", "Книголюб", М. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Коми край родной"

Занятие по окружающему миру формирует у детей представления о Республике Коми, её символах государственности. Воспитывает интерес к родному краю, желание узнавать о его истории, культуре, традициях; з...

Конспект занятия "Арктика, край родной-север мой"

    НООД на тему «Арктика, край родной - север мой»                В подготовительной груп...

Конспект занятия «Мой край – Кубань моя родная».

Конспект занятия "Мой край-Кубань моя родная"...

Конспект занятия "Мой край родной-Югра"

В дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о мире, которое начинается с самого родного и близкого, того, что окружает ребёнка - с семьи, детского сада, улицы на которой он живё...

Комплект конспектов занятий «Мой край родной - Кузбасс»

Любой город, своей природе, традициям, быту, архитектуре. Каждому из них присущи и свои особенности исторического развития, специфические черты природы и культуры, которые формируют в человеке патриот...

Конспект занятия «Родной край.»

Конспект занятия  «Родной край.»...