Конспект занятия Родной край
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по теме "Родной свой край люби и знай"
(старший дошкольный возраст)
Учитель-логопед
Никитина Оксана
Шяфкатьевна
Цели:
I Образовательные (программное содержание).
Расширять представление детей о родной стране, об обычаях и традициях русского народа. Формировать интерес к своей Родине. Уточнять и активизировать в речи детей названия разнообразных предметов по теме. Учить находить на карте Россию, находить реки, озера, моря. Закреплять знания детей о гербе и флаге России, о Москве, как столице нашей Родины.
Обогащение словарного запаса детей, уточнение слов: гостеприимный, хлебосольный, доброжелательный.
II Коррекционные.
- Совершенствование связной речи.
- Формирование у детей навыков разговорной речи. Образование форм имен существительных множественного числа Родительного падежа.
- Работа над грамматическим строем речи. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка:
учить правильно употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе;
введение в спонтанную речь детей антонимов, существительных множественного числа в Родительном падеже;
согласование прилагательных с существительными в роде, числе.
- Закрепление понятия "гласный звук".
- Формирование правильного произношения, артикуляционных навыков. Развитие фонематического восприятия.
- Развитие слухового и зрительного внимания, логического мышления, памяти.
- Развитие динамической координации движений. Тренировка слухо-речевой памяти. Развитие пространственно-временных отношений.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие счетных операций.
Ход занятия.
I. Приветствие.
Дети входят в группу.
Логопед: - Ребята, у нас сегодня необыкновенный день: к нам приехали гости. Поздоровайтесь с ними.
Дети: Разные варианты приветствия. Например: Здравствуйте! Доброе утро! Добро пожаловать. Мы рады Вас видеть.
Логопед: - Поприветствуем дорогих гостей по русскому обычаю поклоном. Положить правую руку на левое плечо, а затем наклониться и коснуться ею пола. Выполнить вместе с детьми со словами: "Добро пожаловать, дорогие гости".
II. Организационный момент. Речевая зарядка.
Дети (хором): Пусть каждый день и каждый час
Нам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у нас,
А сердце умным будет.
III. Сопряженная речь. Стихотворение о малой Родине.
Логопед: - Ребята, как называется наш детский сад?
Дети: - "Ивушка".
Логопед: - Ива – это дерево, которое родилось из земли.
А где вы родились? Как называется наша малая Родина?
Дети: - Ульяновск
Логопед: - Посмотрите в окно. Что вы видите красивого?
(Ответы детей)
- Расскажем стихотворение.
"Все, что вижу из окна –
Это Родина моя …"
Логопед: - Наша Родина находится под особым Покровом Божией Матери. Как называется наша Родина?
Дети: - Россия.
Логопед: - Малая Родина – это наш город, а большая Родина – вся страна.
IV. Логоритмика.
Песня "Умывает красно солнышко".
Дети поют песню и выполняют движения.
V. Работа с глобусом, картами.
(Образование форм имен существительных
множественного числа Родительного падежа).
Логопед: - Ребята, что у меня в руках?
Дети: - Глобус.
Логопед: - Что такое глобус?
Дети: - Глобус – это модель Земли.
Логопед: - Кто покажет нашу Родину на глобусе?
1 – 2 ребенка показывают.
Логопед: - Карта мира – это развернутый глобус. Ее удобнее рассматривать.
Все переходят к карте мира на стене.
Логопед: - Посмотрим на глобус внимательным взглядом:
Америка Южная с Северной рядом,
Евразия, Африка неподалеку,
Внизу – Антарктида, Австралия – сбоку.
Кто покажет, на каком материке находится Россия?
Дети показывают.
Логопед: - А теперь посмотрим на карту России. На ней более отчетливо все видно.
Дети подходят к карте России.
Логопед: - Ребята, скажите, пожалуйста, чего много в нашей стране?
Дети (например): - Много морей, рек, лесов, гор, озер, островов, городов, деревень, болот …
Логопед: - Ребята, а кого много в наших лесах?
Дети: - Животных, птиц.
Игра с пальчиками. "Я по дереву стучу".
Логопед: - Поиграем в игру "Не ошибись!" У меня картинки с видом разных животных. Если животное живет в нашей стране, то надо картинку положить на карту, где обозначена Россия. Если это животное не живет в России, то на карту класть нельзя.
Дети получают карточки и по очереди говорят:
- В нашей стране много медведей.
- В России нет львов. Их можно увидеть только в зоопарке.
(Картинки: дикие животные наших лесов и животные жарких стран. Игра проходит, сидя на ковре).
VI. Логоритмика "Гласные звуки".
Угадай звук по артикуляции.
Логопед: - Ребята, какой наш родной язык?
Дети: - Русский.
Логопед: - Нам надо научиться красиво говорить на родном языке. Ведь как говорится в одной сказке:
"А как речь-то говорит,
Будто реченька журчит".
Из какой сказки эти слова? Кто ее написал?
Дети: - Сказка о царе Салтане. Написал ее великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.
Логопед: - Речь и реченька – похожи. Наша речь звучит, будто течет речка.
Расскажите стихотворение о гласных звуках и угадайте, какой звук я хочу назвать.
Дети: - "Этот звук легко поется …" Затем отгадывают звук по артикуляции.
VII. Подбор антонимов. Игра с мячом "Скажи наоборот".
Логопед говорит слово и бросает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, противоположное по смыслу:
Логопед: - Волга широкая, а Клязьма?
Дети: - Узкая.
Жарко – холодно, глубоко – мелко, быстро – медленно, светло – темно, далеко – близко, высоко – низко, друг – враг …
VIII. Герб, флаг России.
Конструирование из полосок цветного картона.
Логопед: - Ребята, мы говорили сегодня о том, чего много в нашей стране и кого много. А что, вы знаете, есть одно у нашей России? (Герб и флаг).
Показываю герб Москвы.
Логопед: - Что это? (Икона).
Кто изображен здесь?
Дети: - Это святой Георгий Победоносец. Он поражает змея.
Логопед: - Почему эта икона у нас здесь всегда стоит?
Дети: - Это герб Москвы и Московской области. На гербе России тоже есть Георгий Победоносец.
Логопед: - Вспомните флаг России. Перед вами полоски из картона. Какого они цвета?
Дети: - Желтого, зеленого, красного, белого, синего.
Логопед: - Выберите себе полоски и выложите на столе так, чтобы получился флаг России.
Включаю магнитофон. Под фонограмму песни "Моя Россия" дети выкладывают полоски.
Показываю флаг России.
- Сравните. Так ли вы выполнили задание? Какая полоска сверху? Какая снизу? Какая посередине?
IX. Подведение итогов.
Логопед: - Ребята, вспомните, о чем мы сегодня говорили? Что вы успели показать и рассказать гостям?
Дети отвечают. Выдаю фишки за ответы. Подсчет фишек.
X. Прощание.
- До свидания, дорогие гости!
- Рады будем видеть Вас снова!
- До встречи!
- Счастливого пути!
- Всего Вам доброго!
- Ангела-хранителя в дорогу!
- Спаси Вас, Господи!
Речевой материал.
1. Стихотворение:
Все, что вижу из окна –
Это Родина моя.
Вижу поле, вижу речку,
Вижу облака – овечки,
А за полем, там вдали,
Вижу часть святой земли,
Где стремится к небесам
Православный дивный храм.
(Автор Филькина Л.В.)
2. Песня:
Умывает красно солнышко
Руки теплые в росе,
И Россия, как Аленушка,
Предстает во всей красе.
Припев:
Ни вблизи, ни вдали
Не найти мне земли
Лучше той, что меня растила.
Синих рек рукава,
В небе синь-синева,
И светла от берез Россия.
У нее коса пшеничная,
Родниковые глаза,
И поляны земляничные
Щедро дарят ей леса.
Припев.
(муз. П. Аедоницкого, слова И. Шаферана)
3. Гласные звуки:
Этот гласный звук поется,
Этот звук, как песня льется,
Называть мы будем гласным,
Будем красить цветом красным.
А, О, У, И, Э, Ы.
Литература
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. Издательский дом "Воспитание дошкольника", М. 2004.
2. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. "Аркти", М. 2002.
3. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Д.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей и учителей. "Баласс", М. 2003.
4. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старшая группа). ЦГЛ, М. 2004.
5. Шорыгина Т.А. "Родные сказки". Нравственно-патриотическое воспитание. "Прометей", "Книголюб", М. 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Коми край родной"
Занятие по окружающему миру формирует у детей представления о Республике Коми, её символах государственности. Воспитывает интерес к родному краю, желание узнавать о его истории, культуре, традициях; з...
Конспект занятия "Арктика, край родной-север мой"
НООД на тему «Арктика, край родной - север мой» В подготовительной груп...
Конспект занятия «Мой край – Кубань моя родная».
Конспект занятия "Мой край-Кубань моя родная"...
Конспект занятия "Мой край родной-Югра"
В дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о мире, которое начинается с самого родного и близкого, того, что окружает ребёнка - с семьи, детского сада, улицы на которой он живё...
Комплект конспектов занятий «Мой край родной - Кузбасс»
Любой город, своей природе, традициям, быту, архитектуре. Каждому из них присущи и свои особенности исторического развития, специфические черты природы и культуры, которые формируют в человеке патриот...
Конспект занятия «Родной край.»
Конспект занятия «Родной край.»...
Конспект занятия "Родной свой край, люби и знай."
Путешествие по родному краю....