Комплект конспектов занятий «Мой край родной - Кузбасс»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Любой город, своей природе, традициям, быту, архитектуре. Каждому из них присущи и свои особенности исторического развития, специфические черты природы и культуры, которые формируют в человеке патриотические чувства, интерес и привязанность его к родному краю. Знакомство детей с родным краем позволяет воспитывать у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, как правило, остаются в памяти человека на протяжении всей его жизни. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Очевидно, что малая родина, отечество, родной край играют огромную роль в жизни каждого человека. Но только говорить о любви к родному краю недостаточно, нужно знать его богатую духовную культуру, его прошлое и настоящее, народные традиции и природу. С целью воспитания любви к родному краю – Кузбассу, гордости за его прошлое и настоящее разработан комплект конспектов занятий «Мой край родной – Кузбасс», в котором особый акцент сделан на знакомство дошкольников с достопримечательностями нашего края «Семь чудес Кузбасса».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuzbass.docx | 49.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплект конспектов занятий «Мой край родной - Кузбасс»
Пояснительная записка
Любой город, своей природе, традициям, быту, архитектуре. Каждому из них присущи и свои особенности исторического развития, специфические черты природы и культуры, которые формируют в человеке патриотические чувства, интерес и привязанность его к родному краю. Знакомство детей с родным краем позволяет воспитывать у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, как правило, остаются в памяти человека на протяжении всей его жизни. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Очевидно, что малая родина, отечество, родной край играют огромную роль в жизни каждого человека. Но только говорить о любви к родному краю недостаточно, нужно знать его богатую духовную культуру, его прошлое и настоящее, народные традиции и природу. С целью воспитания любви к родному краю – Кузбассу, гордости за его прошлое и настоящее разработан комплект конспектов занятий «Мой край родной – Кузбасс», в котором особый акцент сделан на знакомство дошкольников с достопримечательностями нашего края «Семь чудес Кузбасса».
Наша родина – Кузбасс
Возрастная группа: подготовительная
Цель: знакомство детей с историей родного края - Кузбасса
Задачи: дать детям представление о том, что для каждого человека малая Родина – это то, место, где он родился и вырос; познакомить детей с картой Кемеровской области, с флагом и гербом Кузбасса, научить понимать символический смысл изображений на гербе; углублять знания о главных богатствах Кузбасса, изображенных на гербе области: угле, хлебе и лесе; расширять кругозор детей о достопримечательностях области, показать уникальность природы Кузбасса;
вызвать интерес к изучению истории, природы и культуры Кузбасса;
воспитывать интерес к родному краю, чувство ответственности за сохранение его красоты и природных богатств, уважение к шахтерскому труду.
Материалы и оборудование: глобус, карта Кузбасса, уголь, иллюстрации о труде шахтера, фото-презентация «Кузбасс», фотоиллюстрации с видами Кузбасса, иллюстрации деревьев и животных Кузбасса, пазлы «герб» и «флаг».
Ход занятия:
- Организационный момент
(В приемной слышится шум, как при падении тяжелого предмета)
Воспитатель: ребята, вы слышали шум в приемной? Как вы думаете, что это? Давайте посмотрим (дети заглядывают в приемную, там, на полу сидит испуганный Незнайка).
Незнайка: здравствуйте, ребята. Меня зовут Незнайка, я летел на воздушном шаре, хотел облететь весь мир, но тут подул сильный ветер, моя корзина с воздушным шаром зацепилась за крышу здания, и я влетел в это открытое окно. Где я? (ответы детей)
А что это за место? (город Полысаево)
Полысаево? Ни разу не слышал. Что это за город такой?
Воспитатель: Полысаево, это один из городов Кузбасса. Незнайка, ты слышал что- нибудь о Кузбассе?
Незнайка: я не слышал о таком месте, но очень хотел бы о нем узнать. Вы мне расскажите?
Воспитатель: ну что, ребята, расскажем Незнайке? Давайте пригласим нашего гостя к нам в группу.
2.Основной этап
Воспитатель: ребята, как называется наша страна? (ответы детей). Верно, Россия!
Посмотрите, какая она большая! (дети с Незнайкой рассматривают Россию на глобусе).
Воспитатель: Россия – это наша Родина, большая страна, в которой мы живем. А место, где человек родился, где он живет, растет, это его малая Родина. Каждый человек помнит и любит свой родной край.
А кто из вас знает, как называется наш край? (ответы детей). Правильно – Кузбасс или Кемеровская область (рассматривают карту Кемеровской области).
Незнайка: эх, если бы мой шар был исправен, мы могли бы вместе посмотреть на это сверху.
Воспитатель: не переживай Незнайка, мы и так это сможем увидеть, для этого у нас есть большой экран и интернет. Мы приглашаем тебя вместе с нами на виртуальную экскурсию.
Кемеровская область – часть нашей огромной страны. Столица Кузбасса – город Кемерово. Очень давно на его месте было небольшое село – Щеглово. Первые жители нашего края были охотники и рыболовы, собирали плоды и коренья. С давних пор на территории Кемеровской области живут томские татары, шорцы и телеуты. Сейчас это очень большой и красивый город со множеством больших домов, широких улиц и площадей. В городе Кемерово много фабрик, заводов, школ и больниц (показ иллюстраций).
Много в нашей области и полезных ископаемых. Но главное богатство Кузбасса – каменный уголь. Впервые, в нашем краю, залежи каменного угля обнаружил Михайло Волков в 1721 году. На одной из площадей города Кемерово ему установлен памятник (показ иллюстрации).
Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь, зачем нужен уголь? А вы, ребята?
Люди используют уголь не только для обогрева, но и для света и движения. Когда по железным дорогам ездили паровозы, они двигались от энергии сжигаемого угля; пароходы тоже плавали с помощью угля (показ иллюстраций). Его используют для топки в котельных. Поэтому у нас с вами в домах, квартирах, детском саду всегда тепло. На угольном топливе работают и электрические станции, и благодаря этому появляется свет в наших квартирах, без которого мы сейчас не представляем жизни. Без света не будут работать электроприборы. А как вы думаете, много ли запаса угля в земле? Они огромны. Если бы можно было собрать весь уголь Кузбасса и засыпать в железнодорожные вагоны, то получился бы состав длинной, равной расстоянию от Земли до Солнца и обратно!
А где его добывают?
Кто добывает уголь?
Верно, шахтеры. Труд шахтеров очень тяжелый и опасный. Раньше уголь добывали вручную, а сейчас шахтерам помогают специальные, транспортеры, машины-комбайны (показ иллюстраций).
Нашу область называют Кузбассом, потому что здесь расположен Кузнецкий угольный бассейн, прославивший наш край. Из Кузбасса во все уголки страны направляются не только уголь, но и химические продукты, машины, сталь.
У нашей области есть свой герб и флаг (показ иллюстраций). В центре герба расположен черный треугольник, это символ главной ценности Кузбасса – уголь. Внутри треугольника мы видим хлебные колоски, они символизируют сельское хозяйство. Нижняя часть щита – зеленая, такая же, как наши леса и другие природные богатства (на столах собраные картинки-пазлы «Герб Кемеровской области» и «флаг Кемеровской области»). Незнайка случайно путает детали картинки, расстраивается.
Воспитатель: не переживай Незнайка, наши ребята быстрые и ловкие, сейчас все соберут заново (девочки собирают герб, мальчики – флаг).
Молодцы, ребята! Вы быстро и правильно все собрали.
Воспитатель: давайте внимательно рассмотрим карту Кемеровской области. Карта
– это уменьшенный чертеж участков земной поверхности. Расстояния на карте уменьшены иногда в сотни и тысячи раз. Земные объекты (реки, горы, населенные пункты) изображены специальными значками. Территория Кемеровской области окрашена в три цвета. Так условно изображают поверхность. Коричневый цвет – это горы, желтый – возвышенности, а зеленый – равнины, леса и низменности (вместе с Незнайкой, дети рассматривают карту и находят, где что находится).
Природа нашего края очень красива: зеленая тайга, высокие горные хребты и плодородные степи Кузбасса и конечно богатый животный мир.
Всех зову я по порядку на звериную зарядку
«Звериная зарядка»
Раз – присядка, два – прыжок (присесть, подпрыгнуть). Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся, (потереть кулачками глаза). Любят долго потянуться, (потянуться руками вверх).
Обязательно зевнуть, (открыть рот, прикрыть его ладошкой). Ну и хвостиком вильнуть. (движения бедрами в стороны).
А волчата спинку выгнут (прогнуться в спине вперед). И легонечко подпрыгнут. (подпрыгнуть на месте).
Ну а мишка косолапый, (руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч, переступать с ноги на То одну, то обе вместе, (ногу, раскачивать туловище в стороны).
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – (хлопать в ладоши, подняв руки над головой). Начинает все сначала!
Какие деревья растут в нашей тайге?
А какие животные обитают в наших лесах?
Предлагаю разделиться на две команды для того, чтобы ответить на эти вопросы: первой команде задание – «Найди лишние деревья», второй команде задание – «Найди лишнее животное», из предложенных изображений убрать те, которые не относятся к нашему краю).
Воспитатель: синий цвет на карте – это реки, голубой цвет – озера.
Найдите на карте крупные реки. Давайте прочитаем их название (Томь, Кия, Иня, Яя). Кружками на карте обозначены населенные пункты – села, поселки, города величина которых зависит от количества проживающих в них людей. А черно – белые полоски между городами – это железные дороги.
Места, где находятся полезные ископаемые Кузбасса также обозначены условными значками: черным квадратом обозначен каменный уголь, заштрихованным квадратом – бурый уголь, а черным с белым кругом обозначено золото. Посмотрите, как много его в Кузбассе! Вы можете рассмотреть каменный уголь поближе
Незнайка, чтобы тебе было не только о чем рассказать, но и показать, мы сейчас вместе с ребятами для всех малышей сказочного города изготовим фото-коллаж с иллюстрациями нашего края (вырезают по контуру достопримечательности Кузбасса и вклеивают в альбом).
Незнайка благодарит детей, хочет положить альбом в сумку, из сумки падает сверток.
Ой, что это Незнайка у тебя выпало?
(Незнайка удивленно пожимает плечами, разворачивает сверток, а там карта Кемеровской области с отметками).
Незнайка: ребята, я должен вам признаться, я взял воздушный шар, который сделал Знайка, без спроса, думал немного полетаю и вернусь, но сильный ветер унес меня далеко от дома. Эта сумка Знайки, наверное он собирал экспедицию для полета в ваши края. Но что же значат эти флажки?
Воспитатель: Незнайка, я кажется поняла. Есть в Кузбассе семь чудес. Они находятся в разных городах Кузбасса. Знайка, наверное, хотел их посетить, вот и отметил на карте. Если хочешь, мы расскажем тебе о них?
Незнайка: конечно хочу, а я бы потом рассказал Знайке и всем друзьям. Воспитатель: хорошо, но только это будет в следующий раз.
Итог занятия
Воспитатель: понравилось тебе Незнайка наше виртуальное путешествие? А вам, ребята?
О чем еще вы бы хотели узнать и рассказать Незнайке?
Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
Незнайка: спасибо, ребята! Мне пора прощаться, нужно чинить воздушный шар и лететь домой. Очень не терпится рассказать друзьям обо всем, что со мной произошло. До скорой встречи!
Томская Писаница
Возрастная группа: подготовительная
Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации дошкольников Задачи: познакомить детей с экспозициями музея-заповедника, с комплексом «Писанные скалы»;
формировать нравственные ориентиры дошкольников, патриотические чувства, отзывчивость;
развивать интерес к окружающему миру; расширять кругозор, знания о редких животных и растениях Кузбасса;
воспитывать уважение и бережное отношение к культурному наследию предков.
Материалы и оборудование: иллюстрации видов музея-заповедника «Томская писаница», иллюстрации видов памятников: исторических, архитектурных и природных, планшеты для рисования петроглифов (парафин на картоне), бамбуковые палочки для рисования на парафине, проектор и экран для демонстрации слайдов.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель: ребята, нам пришло письмо от Незнайки. Давайте его, прочитаем.
Незнайка: здравствуйте, дорогие ребята. Мне очень понравилось наше прошлое виртуальное путешествие, надеялся прилететь, чтобы и дальше знакомиться с чудесами Кузбасса, но, к сожалению, погода у нас не летная и прилететь к вам я не смогу. Мне очень интересно узнать, чем так знаменит музей – заповедник «Томская писаница». Чтобы вы могли побывать там и потом рассказать мне, я отправляю вам свой ковер-самолет. На нем можно переместиться куда угодно. Удачного вам путешествия!
Основной этап
Воспитатель: ребята, а вы знаете, что такое музей? (ответы детей).
Да, это место (помещение), где люди занимаются сбором, изучением, хранением предметов-памятников. А музей-заповедник – это музей под открытым небом, в котором находятся архитектурные (постройки, помещения), исторические (предметы из прошлого) и природные памятники и другие экспонаты (предметы, которые выставляют на показ другим людям), которые важны для сохранения наследия страны или региона. В России – почти 100 музеев-заповедников. И один из них находится в Кузбассе! И называется он… (ответы детей). Верно, «Томская писаница». «Томская писаница» находится под особой защитой нашего государства. Все жители Кузбасса считают ее очень важным и ценный заповедником. Как вы думаете, почему «Томская писаница» так важна для кузбассовцев? (ответы детей). Да, вы правы, «Томская писаница» – это красивое, живописное место. Назвали так музей-заповедник потому что он расположен возле реки Томь.
В «Томской писанице» можно не только отдохнуть и полюбоваться видами окружающей природы, но и увидеть и даже потрогать то, к чему прикасались люди, жившие много тысяч лет назад! Ведь в «Томской писанице» есть экспонаты, которым 100 раз по 100 лет!!! А некоторым много тысяч лет!!! Хотели бы вы узнать, что это за экспонаты? Тогда садитесь на ковер – самолет, закрывайте глаза и повторяйте за мной волшебные слова:
Ты ковер – самолет Отправляйся в полет
В «Томской писанице» враз Мы окажемся сейчас
(на экране пейзажи Кузбасского края).
Воспитатель: ребята, посмотрите, как красив наш край! Что вы видите? (леса, шахты, поля, реки).
Вот мы с вами и на месте. Посмотрите, какие живописные места и какой богатый животный мир в заповеднике! (На экране – виды природы и животных заповедника).
Здесь можно не только увидеть этих животных, но и узнать много интересного об их жизни и даже можно приобрести угощение здесь же, в «Лавке лакомств» и покормить их.
А сейчас предлагаю подойти к одной из главных достопримечательностей музея- заповедника, к Писанным скалам. Интересное название? Как думаете, почему эти скалы так назвали? (предположения детей).
На высоком правом берегу реки Томь сама природа создала уникальное место – гладкие вертикальные выходы камня, а перед ними – небольшая площадка, как-будто сцена. С воды скала смотрится очень живописно. Она – как экран, с трех сторон украшена зеленым «занавесом» – богатым растительным покровом. Древние люди не могли не воспользоваться таким «подарком» природы.
25 тысяч лет назад, а может быть и раньше, у томских скал появились первые обитатели Сибири – люди древнекаменного века. Их потомки оставили на скалах рисунки, рассказывающие об их жизни, замечательные произведения творчества. Они выбили на каменных поверхностях рисунки и превратили это место в святилище, куда потом приходили по суше или сплавлялись по реке, чтобы помолиться своим богам, попросить у них удачной охоты. Такие наскальные рисунки ученые называют петроглифами.
Ребята, теперь вам понятно, почему скалы назвали писаными? (ответы детей).
Всего на скалах музея-заповедника около 300 рисунков. Ребята, кого вы здесь видите? Что изображено на этих древних рисунках? Это лоси, хищники, птицы, медведи, птицелюди и лодки. Люди конца каменного века занимались рыболовством и охотой. Это отразилось в наскальном искусстве.
Среди рисунков преобладают изображения лосей. Но лоси были не только объектом добычи, но и объектом поклонения, сосредоточения жизненных сил и мощи. Здесь можно встретить рисунки людей в звериных масках, во время охоты на зверей. Многие рисунки по праву можно назвать шедеврами искусства.
Очень искусно выбиты изображения птиц. Своеобразным символом «писаницы» стало изображение совы. Среди изображений встречаются знаки солнца.
Особый интерес представляют рисунки лодок. Лодка была связана с повседневной жизнью человека. Посмотрите, какие красивые изображения! Давайте попробуем найти изображение совы, лося, лодки… (дети рассматривают иллюстрации).
Эти древние рисунки – «писаницы», сохранились до нашего времени. Современные люди нашли их и вокруг этих скал создали замечательный музей-заповедник.
А вы, ребята, хотите изобразить писаницы для своих потомков? (Детям предлагается на заготовленных планшетах с парафиновой основой нарисовать палочками петроглифы (наскальные рисунки) с образца или по своему замыслу).
Расскажите, что вы изобразили на писаницах? Кому вы хотели бы их подарить?
А хотите увидеть, как жили ваши предки? (видеоролик о жизни предков, виды Томской писаницы и комплекс построек «Шорский улус Кезек»). Это жилые и хозяйственные постройки шорцев (людей, которые проживали в этих местах еще в прошлом веке. Называется этот комплекс – «Шорский улус Кезек». Посетители «Томской Писаницы» могут побывать в жилом доме зажиточного шорца «эм», в летней кухне
«сенек», увидеть кузницу, амбары «анмарак», баню «мыльча», скотный двор.
А зимой здесь находится резиденция Российского Деда Мороза.
Ну а сейчас нам пора возвращаться. Нам нужно сесть на ковер – самолет и произнести волшебные слова:
Ты ковер – самолет Отправляйся в полет
В Детском садике у нас Мы окажемся сейчас
Итог занятия
Во время полета ребята делятся впечатлениями о путешествии. Ребята, понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей).
Где мы с вами побывали? Что вам запомнилось? Что больше всего понравилось? (воспитатель записывает впечатления детей в письмо для Незнайки).
Кузнецкая крепость
Возрастная группа: подготовительная
Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации дошкольников Задачи:познакомить детей с одним из семи чудес Кузбасса – Кузнецкой крепостью города Новокузнецка;
продолжать знакомить детей с историческими объектами Кузбасса; побуждать свободно мыслить, фантазировать;
развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь детей; совершенствовать монологическую речь, помочь детям овладеть понятийным содержанием слов: крепость, осада, оборона, музей, экскурсия, история, острог;
воспитывать чувство уважения к далеким предкам, землякам кузнецкого края, бережное отношение и интерес к достопримечательностям своей малой Родины.
Материалы и оборудование: посылка с письмом от Незнайки, «приборы для телепортации и перемещения во времени» – маски для сна, аудиозапись веселой музыки, фотоиллюстрации видов Кузнецкой крепости до и после реставрации, фотоиллюстрации достопримечательностей музея.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: ребята, нам только что почтальон доставил посылку. Хотите узнать от кого она? Давайте прочитаем.
Посылка от Незнайки из Цветочного города. Кому – детям детского сада
«Сказочная страна» группы «Почемучки».
Интересно, что в ней? (открывают посылку, в ней письмо).
Незнайка: дорогие ребята группы «Почемучки»! Я рассказал малышам из Цветочного города о нашем виртуальном путешествии, и им тоже захотелось узнать о чудесах Кузбасса. А для того чтобы продолжить путешествовать по вашему замечательному региону Знайка даже изобрел приборы, которые способны перемещать не только в пространстве, но и во времени. Мы отправляем их вам! Удачного путешествия, и ждем от вас новостей и интересных рассказов!
Основной этап
Воспитатель: ребята, вам нравится предложение Незнайки? Тогда отправляемся. Но сначала нам нужно надеть приборы для перемещения в пространстве («маски для сна»). (Звучит музыка. Детям предлагается снять маски. На экране изображения пустынного поля).
Ребята, где это мы? Как выдумаете? (ответы детей).
Ребята, давным-давно, по царскому указу на кораблях по реке Томи прибыл в Кузнецкие земли сын боярский Астафий Харламов. Приплыл он не один, а со служилыми (военными) людьми – казаками и стрельцами, чтобы построить здесь Кузнецкий острог (показ иллюстрации).
На что, по-вашему, похож острог? (показ иллюстрации, ответы детей).
Верно, острог – и есть крепость, пограничное укрепление. В остроге расположился небольшой отряд военных людей.
А как вы думаете, для чего был нужен такой острог – крепость? (для защиты от врагов).
Острог был построен, чтобы защищать местных жителей (шорцев, телеутов). От постоянных набегов врагов, которые угоняли скот, жгли посевы (показ иллюстрации)
Подумайте, почему враги нападали на наших предков? Чем им так приглянулся наш край? (богатые земли: много лесов, плодородной земли, зверей и птиц в лесах, природные богатства).
Кузнецк – это путь к богатству земли Сибирской. Плодородная земля, бескрайние леса, пушнина, полезные ископаемые. «Хочешь – землю паши, хочешь – охотой занимайся, хочешь – собирай ягоды, грибы, орехи. А в реках рыбы полно (показ иллюстрации).
Стены крепости были сделаны из толстых бревен, которые плотно соединялись между собой. Верхняя часть бревен была заострена. Стена из таких бревен называется
«частокол». Башни стоят на три стороны. В центре острога построили церковь, а рядом соорудили дом воеводы – командира острога. Отсюда, из острога, воевода всем краем правил: суды судил, гостей – послов принимал, дань (налог) собирал. Жизнь людей была не легкой в остроге. Им приходилось и строить, и воевать, и дань собирать, и пищу себе добывать рыбалкой и охотой (показ иллюстрации). Чтобы все успевать нужно было быть очень ловкими.
А хотите проверить свою ловкость и сообразительность? Предлагаю по образцу собрать изображение иллюстрации Кузнецкой крепости. Для этого нужно разделиться на две команды. Кто быстрее выполнит задание тот и победит. Отличные картинки у вас получились. Что на них изображено? А давайте после нашего путешествия приклеим эти пазлы на картон и отправим получившиеся картинки Незнайке, в знак благодарности за интересное путешествие?
Шло время, служилые (военные) люди создавали семьи, селились за стенами острога. И очень скоро Кузнецкий острог стал городом.
Понравилось вам путешествие в прошлое? А теперь давайте перенесемся в наше время. Одеваем приборы машины времени (звучит музыка. Дети снимают маски, на экране виды Кузнецкой крепости нашего времени).
Ребята, это то же место, но в наше время. Что сейчас находится на месте кузнецкого острога? (варианты ответов).
Сейчас на месте кузнецкого острога находится музей Кузнецкая крепость. Крепость расположена на вершине Вознесенской горы. Построена она была много-много лет назад для обороны рубежей Российского государства. Но такая крепость простояла недолго, ведь построена была из дерева и насыпной земли. Тогда соорудили новую, каменную. Сегодня, после восстановления, Кузнецкая крепость – это музей. Здесь жители и гости города могут узнать много нового и интересного об истории Новокузнецка. При входе в музей нас встречают пушки. Они настоящие. Когда-то давно они стояли на страже
Земли Кузнецкой, на стенах Кузнецкой крепости (показ иллюстрации). Давайте посмотрим, какие еще экспонаты представлены в музее Кузнецкой крепости (предметы быта, одежда, оружие, документы, рисунки, на которых показана история возникновения и развития родного города) (показ иллюстрации).
В Новокузнецке есть замечательная традиция: каждый год, день рождения города начинают праздновать в Кузнецкой крепости (показ иллюстрации). Глава города поздравляет горожан с праздником и начинается праздничный концерт, в котором принимают участие творческие коллективы города. Есть еще одна традиция, связанная с Кузнецкой крепостью: молодожены во время катания по городу, обязательно приезжают в Крепость, ведь это начальная точка истории города, который начал свое существование почти 400 лет назад.
Вот мы и побывали в прошлом и настоящем Кузнецкой крепости города Новокузнецка. Ну а нам пора возвращаться в наш детский сад (с помощью масок, под музыку, дети вновь оказываются в детском саду).
Итог занятия
Ребята, понравилось вам наше путешествие? В каком месте мы с вами побывали?
В каком городе находится эта достопримечательность?
А я предлагаю вам на прогулке построить снежную крепость и поиграть в защитников крепости.
А фотографии, на которых запечатлены достопримечательностями нашего путешествия, мы отправим Незнайке.
Мариинск – город-музей под открытым небом
Возрастная группа: подготовительная
Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации дошкольников Задачи: познакомить с достопримечательностью Кузбасса – Мариинском, городом-музеем; развивать интерес к родному краю, достопримечательностям, событиям из прошлого и настоящего своей малой Родины; развивать связную монологическую речь, расширять словарный запас; закреплять умение отвечать полным ответом на вопросы воспитателя; воспитывать любовь и интерес к своей Родине через стихи, беседу, рассматривание иллюстраций.
Оборудование: слайд-шоу с изображением достопримечательностей города, выставка детских рисунков на тему «Город-музей Мариинск», разметка проезжей и пешеходной части дорог, светофор, муляжи – имитация берестяных коробов, крупный модуль для постройки автобуса.
Ход занятия:
- Организационный момент
Воспитатель: ребята, мне звонит Незнайка. Я сейчас включу телефон на громкую связь, и мы все его услышим (звучит аудиозапись).
Незнайка: здравствуйте, ребята! От вас давно не было вестей, а мы с друзьями очень ждем интересных рассказов о Кузбассе. Помните, вы обещали и дальше знакомить нас с его чудесами?! Нам очень хотелось бы узнать про город – музей Мариинск, и чем он так знаменит. Вот было бы здорово, если бы вы побывали там, а потом в письме все нам рассказали о нем. С нетерпением будем ждать от вас письмо».
Воспитатель: ну что, ребята, поможем Незнайке? Предлагаю вам совершить виртуальное путешествие в этот замечательный город.
Основной этап
Воспитатель: у каждого человека есть Родина – место, где он родился. Ребенок: Малая Родина – островок Земли.
Под окном смородина, вишни расцвели. Яблоня кудрявая, а под ней – скамья.
Ласковая, Малая Родина моя.
Воспитатель: а как называется город, в котором мы с вами живем? (ответы детей). Воспитатель: да, ребята, название нашего города – Полысаево.
Наш город является частью Кузбасса. А какие еще города Кузбасса вы знаете? О каких особенных местах нашего края вы знаете? Что за места, которые еще называют чудесами Кузбасса? (Томская писаница, Кузнецкая крепость). Чем они знамениты?
В нашем городе, как и в любом другом, есть свои достопримечательности. Но город, в котором мы сегодня побываем, сам является городом-музеем. А почему, мы сейчас с вами и узнаем. На чем мы можем туда поехать? (варианты ответов). Хорошо, поедем на автобусе. Но сначала давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте.
Занимайте места в автобусе (из крупного модуля контур автобуса со стульями в центре). А чтобы нам не было скучно в дороге, давайте споем песню («Мы едем, едем, едем…»).
Мы приехали (на экране Стела с надписью Мариинск на въезде в город (показ иллюстрации).
Прежде чем мы выйдем из автобуса, давайте вспомним правила дорожного движения, как нужно правильно переходить дорогу (ответы детей). Дети переходят дорогу, соблюдая правила дорожного движения.
Мариинск – это старейший город Кемеровской области. Мариинск сохранил вид старинного сибирского города, поэтому его по праву называют городом-музеем. Центральная улица Мариинска почти вся застроена деревянными домами. (показ иллюстраций) В этом прекрасном городе очень много памятников. (показ иллюстраций). Здесь 74 памятника архитектуры. Но один памятник выделяется из всех. Отгадайте загадку и вы узнаете, чему посвящен этот памятник.
Кругла, рассыпчата, бела На стол она с полей пришла. Ты посоли ее немножко
Ведь правда вкусная... (Картошка).
Верно, это единственный в России памятник картошке, без которой не обходится ни одна русская семья. (показ иллюстрации).
Как вы думаете, почему установили этот памятник? (потому что, именно в этом городе собрали самый большой урожай картофеля).
Мариинск является старейшим городом Кузбасса после Новокузнецка. Основан очень давно как село Кийское, по названию реки, на левом берегу которой и поселились первые жители. Здесь проходила главная дорога, по которой перевозилась почта. Через 60 лет село стало именоваться городом, а чуть позже, город поменял свое название и стал называться Мариинском, в честь императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Сейчас в Мариинске им установлены памятники.
С давних времен Мариинск был крупным торговым и транспортным центром. Через город проходит всё движение транспорта с запада на восток и обратно. Здесь велась добыча золота, люди успешно занимались земледелием.
Специально, в честь посещения города императором Николаем II была создана Памятная арка, она стоит на берегу реки Кия, рядом со скульптурой городового (показ иллюстрации).
Мариинску присвоен статус города-музея. Его так назвали из-за того, что в городе сохранилось очень много улиц с домами, украшенными необычной резьбой. Но самый известный музей в Мариинске – это музей Бересты. Он открыт в старинном купеческом доме (показ образца бересты).
Береста – это очищенная подготовленная березовая кора. Из бересты Кузбасские мастера делали украшения, предметы быта и многое другое. У нас здесь небольшая выставка изделий из бересты, которые вы можете рассмотреть поближе (сувенирные, бытовые берестяные изделия). Как вы думаете, для чего их можно использовать?
Такие берестяные изделия пользовались популярностью у наших прабабушек и прадедушек. Особенно красивы картины из бересты. К природному рисунку не было добавлено не единого штриха! Картины создала сама природа, а человеку надо только обладать талантом увидеть готовую красоту и сохранить ее для потомков.
Недавно мы с вами изготавливали из картона похожие на берестяные короба. Предлагаю вам почувствовать себя древними мастерами и украсить наши короба узорами (расписывают красками).
В Мариинске сохранилось большое количество домов старой купеческой постройки.
В городе есть краеведческий музей, и дом-музей писателя В. А. Чивилихина. (показ иллюстрации).
А еще в Мариинске хорошая экология, так как в этом городе нет предприятий, загрязняющих окружающую среду. С одной стороны, от города расположены поля с многолетние насаждения, пашни, сенокосы и пастбища. А с другой стороны – тайга. Места вокруг красивые, живописные в любое время года.
А нам пришло время возвращаться. Предлагаю занять свои места в автобусе. А чтоб в дороге было веселей споем нашу дорожную песню, «Мы едем, едем, едем…»
- Итог занятия
Воспитатель: ребята, вам понравилась наша экскурсия? В каком месте мы побывали? А что запомнилось больше всего? А вы помните, с чего началась наша экскурсия? (Незнайка попросил рассказать о Мариинске и нарисовать иллюстрации к увиденным местам). Предлагаю сегодня, после сна, нарисовать то, что вам больше всего понравилось на этой экскурсии и затем в письме отправить это Незнайке, чтобы они, вместе с друзьями, смогли узнать об этом чуде Кузбасса, городе-музее Мариинске.
Монумент «Память шахтерам Кузбасса»
Возрастная группа: подготовительная
Цель: обобщение знаний и представлений детей о шахтерском труде через знакомство с монументом «Память шахтерам Кузбасса»
Задачи: совершенствовать знания детей о шахтерских профессиях, рассказать о не простом труде шахтеров; познакомить с памятником, созданном в честь шахтёров Кузбасса; развивать воображение, внимание, логическое мышление, вызвать интерес к изучению незнакомых мест родного края; воспитывать уважение к труду шахтеров, любовь к своей малой Родине.
Оборудование и материалы: фотографии монумента «Память шахтёрам Кузбасса», набор картинок к дидактическим играм, иллюстрации по теме, каска.
Ход занятия:
- Организационный момент
Воспитатель: ребята, у нас видеозвонок от Незнайки. Подходите поближе.
Незнайка: ребята, не так давно, вы писали мне и рассказывали о некоторых из семи чудесах Кузбасса. А сегодня я хотел бы сам быть вашим гидом к одному такому чуду. На днях я побывал в столице Кузбасса и хочу поделиться с вами очень интересной информацией. Хотите узнать, о каком месте я говорю? Тогда отгадайте загадку:
Я черный и блестящий, Я самый настоящий
Волшебник, чародей, Я нужен для печей. В печах переливаюсь
Я золотистым цветом, В морозы я стараюсь
Дома нагреть, как летом.
(ответы детей).
Незнайка: верно, это уголь. Почему Кузбасс называют шахтерским краем? Зачем нужен уголь? Где его добывают?
Речь пойдет о столице Кузбасса – городе Кемерово и об одном его чуде. А чтобы было интересней, я снял видеоролик, которым хочу поделиться с вами.
- Основной этап
Незнайка: давайте заглянем в глубь шахты (видеоролик сопровождается рассказом Незнайки). Сначала шахтеры проходят в ламповую, получают аккумуляторы и само спасатели. Потом, в рабочей одежде, с лампочками на касках, влезают в просторную кабинку лифта и очень быстро едут вниз. Всего за минуту кабина опускается на глубину несколько сотен метров. Потом шахтеры идут по подземному проспекту. Здесь повсюду горят лампы дневного света. Тут шумно, как на улице, со звоном туда и обратно катятся маленькие подземные трамвайчики с длинным хвостом вагонеток. От «угольного проспекта» отходят в сторону «угольные переулки – лавы. Если на пути встала сплошная угольная стена, значит добрались до забоя. Вот здесь-то и работают шахтеры, здесь они и вырубают из черной стены уголь. Вырубают комбайном. Во время работы, он рычит и лязгает стальными зубьями. В одном угольном комбайне трудятся сразу несколько машин. Одна машина острыми зубьями вырезает из стенки глыбы угля, другая – дробит глыбу на мелкие кусочки, третья – грузит их на дорожку-транспортер. Медленно, шаг за шагом, передвигается комбайн вперед по забою, а уголь мчится по самоходной дорожке в обратную сторону, прямиком по подземному проспекту, к трамвайной остановке. Тут он делает пересадку с дорожки в трамвай прочь и едет в вагонетке до самого лифта. Вскоре бывший подземный житель уже наверху, там он грузится на поезд и отправляется в дальнейший путь.
Воспитатель: а наши ребята сейчас покажут небольшую сценку, называется она
«Разговор с угольком». Хочешь послушать?
Незнайка: да, с удовольствием! Уголек: Я – черный уголь, Я хитер
- Не возьмешь меня, шахтер! Ты – вверху, я – в глубине, Как ты спустишься ко мне? Шахтер: Ты хитер, и я хитер
- Я тебя добуду – шахту строить буду.
Незнайка: а вы знаете ребята, что уголь используют и для рисования. Я предлагаю вам нарисовать шахтёра художественным углём (дети выполняют рисунок).
Незнайка: какие замечательные рисунки у вас получились! Воспитатель: мы обязательно их разместим на выставке рисунков!
Незнайка: работа шахтера опасна и трудна. Сколько трудностей бывает на пути в забое. Может, скопиться под землей опасный газ – горючий и ядовитый. Может прорваться вода в «шахтные» «проспекты», «улицы» и «переулки». Чтобы этого не случилось, за этим следят инженеры, техники, машинисты насосных установок, подъемников, диспетчера. Шахта – это огромный, подземный лабиринт, за любым поворотом может произойти обвал.
За такой тяжелый и важный для народа и страны труд, шахтёров награждают медалями, орденами, хорошо оплачивают их работу, выпускают про них газеты, пишут о труде и шахтерах книги, стихи, слагают песни. В последнее воскресенье августа в Кузбассе отмечают праздник «День Шахтера!» и запускают салют.
Физминутка
Летит высоко самолёт (руки вверх)
Над нашею страною (руки в стороны, покачивание) Работа на земле идет, (имитация копания лопатой) Идёт и под землёю (приседание на корточках)
Богатство есть у нас в стране (разведение руками)
Невидимые взору (прикрывание глаз руками)
Внизу в подземной глубине (приседание)
Работают шахтёры. (имитация работы шахтёров).
В честь таких сильных и мужественных людей создают памятники. Монумент
«Память шахтёрам Кузбасса», считается одним из семи чудес Кузбасса. Посмотрите на фото, которое я приготовил (показ иллюстрации). Шахтёр держит в руках пылающий уголёк – сердце, у основания памятника размещены «куски угля», представленные как человеческие лица, высота монумента12 м. У шахтёра сильные крепкие руки с мускулами. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Труд шахтёра тяжёлый, требует от людей хорошей физической подготовленности, выносливости, силы. Памятник находится на территории музея «Красная Горка». В этом произведении скульптор воспевает героизм тяжелейшего и опасного труда, равноценного подвигу. Он посвящен всем шахтерам, которые, несмотря на опасности, продолжают спускаться в шахты, и тем, кто погиб, добывая уголь. Установлен монумент был в 2003 году на Красной горке, откуда открывается один из красивейших видов на город. Монумент, посвященный шахтерам, Эрнст Неизвестный создал по просьбе бывшего Губернатора Кемеровской области Амана Тулеева. Рядом с монументом обустроена смотровая площадка, это одно из любимейших мест для свадебных фотосессий и просто снимков на память о городе. Люди подносят к монументу цветы, выражая уважение и благодарность за нелегкий и опасный труд.
- Итог занятия
Незнайка: ребята, понравился вам мой рассказ? О чем мы сегодня с вами говорили? С каким памятником познакомились? Почему его называют одним из чудес Кузбасса?
Сегодня мы с вами поговорили о шахтах, о людях работающих там – шахтёрах и их труде. Познакомились с монументом «Память шахтерам Кузбасса» в честь людей шахтёрской профессии, который находится в музее «Красная горка» на берегу нашей реки Томь.
А сейчас я предлагаю наши рисунки, с изображением шахтеров, разместить на выставке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наш край родной Кузбасс
- Что означает слово Кузбасс? ( Кузнецкий угольный бассейн)- Почему нашу область называли Кузнецкой землей?(Оно появилось ещё в 16 веке. Коренные жители (шорцы) занимались здесь кузнечным делом)...
Конспект занятия "Коми край родной"
Занятие по окружающему миру формирует у детей представления о Республике Коми, её символах государственности. Воспитывает интерес к родному краю, желание узнавать о его истории, культуре, традициях; з...
Конспект занятия "Арктика, край родной-север мой"
НООД на тему «Арктика, край родной - север мой» В подготовительной груп...
Проект "Мой край родной Кузбасс"
Проект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Комплект конспектов занятий «Родной Кузбасс», разработан для детей подготовительной группы в рамках празднования 300-летия Кузбасса.
Кузбасс – земля особенного рода,Ее не спутать ни с какой другой.И днем, и ночью жаркая работаКипит и на земле, и под землей....
Комплект конспектов занятий «Родной Кузбасс», разработан для детей подготовительной группы в рамках празднования 300-летия Кузбасса.
Все места для русского святые,Где бы ты в России не бывал....
Конспект занятия "Мой край родной-Югра"
В дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о мире, которое начинается с самого родного и близкого, того, что окружает ребёнка - с семьи, детского сада, улицы на которой он живё...