Конспект занятия «Родной край.»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Родной край.»
(с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, ТРИЗ)
Возрастная адресованность: воспитанники подготовительной к школе группы.
Длительность мероприятия: 30 минут.
Цель: Выявить знания о растительном и животном мире родного края; воспитывать чувство гордости за родную природу.
Педагогический замысел:
- Закрепить и расширить представление детей о природе родного края, желание беречь и охранять её.
- Развивать творческие способности детей воображение, речь, память, внимание.
- Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
- Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу.
Предварительная работа: Беседы о родном крае, заучивание стихотворений, загадывание загадок, знакомство с произведениями М.М Пришвина, чтение пословиц рассматривание картин, наблюдения в природе, беседы о правилах поведения в природе.
Материально-техническое обеспечение: макеты деревьев, иллюстрации птиц, животных, следы животных, музыка из серии «звуки природы», ларец.
Примерный ход занятия:
1.Организационный момент:
Воспитатель: «Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любит народ ее, много сложил о ней пословиц и поговорок.»
Воспитатель: « Ребята, а какие пословицы о родном крае вы знаете?(Ответы детей)
Нет земли краше, чем Родина наша
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Береги землю любимую, как мать родимую.»
Воспитатель: «Дети, как понимаете эту пословицу - Береги землю любимую, как мать родимую (нужно беречь землю так, как маму, потому что мама у нас одна и земля одна).
"Наша планета Земля
Очень щедра и богата,
Горы, леса, степи, поля-
Дом наш родимый, ребята!"»
Воспитатель: «Один замечательный писатель и большой любитель окружающей среды Михаил Михайлович Пришвин писал: "Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая с великими сокровищами жизни". Как вы думаете ребята, о каких сокровищах говорил Михаил Михайлович Пришвин?»
(рассуждения детей)
2.Основная часть.
Воспитатель: «Правильно, это растения, животные, птицы, которые живут рядом с нами на нашей земле. Их очень много, и все они разные. А сейчас я приглашаю вас отправиться со мной в лес и сложить все сокровища в этот удивительный ларец. Но прежде чем мы с вами отправимся в лес, я сейчас проверю, знаете ли вы правила поведения в природе. Я буду вам говорить свои действия, если я буду поступать хорошо, вы все хлопайте, если плохо, то все «топайте»!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (топают)
***
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (топают)
***
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (хлопают)
***
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (хлопают)
***
Если разведу костер,
А тушить не буду? (топают)
***
Если сильно насорю
И убрать забуду. (топают)
***
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (хлопают)
***
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (хлопают)
Воспитатель: «Молодцы ребята! А сейчас давайте закроем глаза, и произнесём волшебные слова. Один, два, три, четыре, пять
Надо глазки закрывать
Полетели, закружились
И в лесу все очутились
Подойдите поближе, вот мы и оказались с вами в лесу, посмотрите, как красив зимний лес!»
Воспитатель: «Что мы видим в лесу? (Ответы детей) Как можно узнать деревья? (Ответы детей) Мы наблюдали за деревьями в разное время года, какие вы были внимательные во время наблюдений, покажет
игра "Что я знаю о деревьях?"
*Какое дерево не меняет окраску? (ель, сосна)
*Плод, какого дерева называется желудь? (дуб)
*Какое дерево осень красит в желтый цвет? (берёза)
*У какого дерева листья умеют "дрожать"? (осина)
*Из плодов, какого дерева можно сделать алые бусы? (рябина)
Воспитатель: «Молодцы, а скажите ребята, какую пользу приносят деревья? (Ответы детей). Ребята, а что будет, если не будет деревьев – высохнет лесная речка, звери без питания пропадут, испортится земля и воздух. А чтобы этого не случилось, мы с вами ребята должны беречь и охранять природу нашего края. Деревья первое сокровище, о котором говорил Михаил Михайлович Пришвин, давайте сложим деревья в наш ларец. Отправляемся дальше, посмотрите ребята поляна и она покрыта вся снежным покрывалом, а на нем какие- то узоры. Как вы думаете, что это?»
(следы зверей),
Воспитатель: «давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:
1) Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
-Почему говорят, что волк голодный? (трудно найти пищу)
2)Рыжая кума всех провела (Лиса)
-Чем питается лиса? (ловит зайцев, полевых мышек).
Воспитатель: «В каких русских народных сказках мы встречаемся с лисой? («Лиса и волк», «Заюшкина избушка», « Кот, петух и лиса», « Лиса и журавль»).
3) Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (Заяц)
-Какой окраски шубка зайца зимой? Почему? (белая, чтобы быть не заметным на снегу)
4) Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Ответы детей)
Воспитатель: «Как белка готовится к зиме (Ответы детей) А как вы думаете, следы каких животных мы зимой никогда не встретим в лесу? И почему? (Ответы детей)»
Воспитатель: «А теперь давайте поиграем в словесную игру «Что не так». Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верную фразу.
У волка – лисята, они живут в логове
У медведя – зайчата, они живут в норе
У белки – волчата, они живут в берлоге
У волка - бельчата они живут в дупле
У зайца - медвежата они живут в берлоге
У лисы – волчата они живут в дупле
Динамическая пауза игра «Закончи предложение и покажи движение»
Хитрая, как ….
Быстрый, как…
Голодный, как…
Неуклюжий, как…
Воспитатель: «Животные — это второе сокровище, о котором говорил Михаил Михайлович Пришвин, мы их сложим в наш ларец. Ребята тихо, а чьи это голоса слышны? (Ответы детей)
(звучит запись с голосами птиц)
Воспитатель: «все ли птицы остаются в лесу на зиму? (Ответы детей) Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях? (Ответы детей) А почему они улетают? (Ответы детей) Каких перелетных птиц вы знаете? (Ответы детей) Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму? (Ответы детей) Чем питаются зимующие птицы? (Ответы детей) Каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы детей) Почему воробья назвали воробьём? (Ответы детей) Почему Сороку назвали сорокой (Ответы детей) А сейчас мы проверим, как вы знаете зимующих и перелетных птиц:»
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»
Цель: закрепить умение детей классифицировать птиц по видам – перелётные, зимующие.
Описание игры: разделить детей на подгруппы. Одной подгруппе предлагается найти в коробке картины с изображением перелётных птиц, а другой зимующих птиц и выложить у себя на столе.
Воспитатель: «Молодцы ребята!
Физкультминутка «Зимующие птицы»
Прилетайте, птички!
Сала дам синичке.
Приготовлю крошки
Хлебушка немножко
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
Воспитатель: «А как вы думаете ребята, почему я вам дала именно эту физкультминутку. (так как зимой птицам холодно, и мы должны помогать им, делать кормушки, не забывать добавлять туда корм). Правильно ребята вы сказали птицам зимой холодно и трудно найти пищу, мы с вами должны заботиться о них. Вот наша кормушка, давайте добавим в неё корм, а когда пойдём на прогулку, то повесим нашу кормушку. Вы согласны?
Воспитатель: «Птицы, это третье сокровище, о котором говорил Михаил Михайлович Пришвин, и их мы тоже положим в наш ларец. Вот и подошло к концу наше лесное путешествие. А сейчас давайте закроем глаза, и произнесём волшебные слова
Один, два, три, четыре, пять
Надо глазки закрывать
Полетели, закружились
И в саду все очутились
Вот мы с вами вернулись в детский сад. Проходите, занимайте свои места. Ребята, когда мы с вами были в лесу, я у вас спросила, какую пользу нам приносят деревья? Вы мне ответили (Предают красоту, чистый воздух, укрытие от солнца, древесину). А сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться с древесинной.
Исследовательская деятельность:
Цель: Рассмотреть и сравнить свойство древесины и камня.
Воспитатель: «Ребята, у каждого из вас на столах лежит природный материал, как вы думаете, что это? (древесина, камень). Итак, давайте с вами рассмотрим камень на ощупь? Какой он? (тяжелый, холодный), а теперь давайте рассмотрим древесину? Какая древесина на ощупь? (тёплая, лёгкая, жёсткая). А сейчас давайте проверим, что случится с камнем, если мы его опустим в ёмкость с водой? (тонет), а если мы опустим древесину, (плавает, не тонет), значит древесина легче камня. Древесина – это натуральный материал, он полезный для здоровья, поэтому издавна люди широко его использовали при строительстве домов, делали мебель, тетради, карандаши и даже спички. Оглянитесь вокруг себя и назовите мне предметы, сделанные из древесины. Ребята мы с вами проверили, что древесина не тонет, но древесина легко горит. Поэтому в лесу нельзя разводить костры, а что ещё нельзя делать в лесу: нельзя сорить на природе, нельзя разрушать гнезда, нельзя ломать ветки, нельзя пугать птиц и зверей, нельзя шуметь. Правильно ребята, необходимо бережно к ним относится.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: «Ребята мы сегодня с вами были в лесу. Что мы делали в лесу? (знакомились с сокровищами леса), с какими сокровищами леса сегодня с вами познакомились? (Деревьями, животными, птицами). Сегодня наш ларец наполнился сокровищами леса, но в наших краях есть много других сокровищ – это поля, степи, реки, луга. Об этом мы поговорим на следующих занятиях. И будем наполнять наш ларец другими сокровищами. А так как природа родного нашего края богата, красива, разнообразна, то перед нами стоит задача - беречь её. Наше занятие подходит к концу, кто-нибудь, из вас может рассказать стихотворение о природе родного края?
"Эту истину знают от роду,
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Родину свою.
Нам понятней теперь год от года,
Что с природою надо дружить,
Ведь без нас прожила бы природа,
Без неё мы не сможем прожить!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"
Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...
Конспект занятия «Родная Кубань. Краснодар-Екатеринодар-столица Кубани»
Знакомлю детей с названием "Кубань, Краснодар, Екатеринодар", довожу до их понимания, что они живут на Кубани. Даю понятие "казаки", выделяем столицу Кубани - Краснодар - Екатеринодар". Продолжаю знак...
Конспект занятия "Родной город"
Конспект занятия "Родной город" предназначен для детей подготовительной группы с целью закрепления знаний о родном городе Аша, его достопримечательностей....
Конспект занятия «Родная природа»
Тема: «Родная природа».Цель: Приобщить ребенка к культуре своего народа; воспитывать уважение к наследию, гордость за землю, на которой живет.Задачи:...
Комплект конспектов занятий «Родной Кузбасс», разработан для детей подготовительной группы в рамках празднования 300-летия Кузбасса.
Кузбасс – земля особенного рода,Ее не спутать ни с какой другой.И днем, и ночью жаркая работаКипит и на земле, и под землей....
Комплект конспектов занятий «Родной Кузбасс», разработан для детей подготовительной группы в рамках празднования 300-летия Кузбасса.
Все места для русского святые,Где бы ты в России не бывал....
Конспект занятия "Родной свой край, люби и знай."
Путешествие по родному краю....