Профилактика дисграфии у детей на занятиях по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ДОО
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

В данном материале даны понятия дисграфии и дислексии, а также игры и упражнения, способствующие предупреждению ошибок формирования письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Профилактика дисграфии у детей на занятиях по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ДОО».

Учитель-логопед

Никифорова Е.С.,

город Ульяновск.

Подготовка к школьному обучению - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, обеспечивающая формирование у него психологической базы для последующего качественного усвоения школьных знаний.

Навык чтения и письма формируется у ребенка по звукобуквенному принципу, следовательно, для успешного усвоения этих навыков необходимо обучить дошкольника звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии (способность воспринимать и различать фонемы) каждого звука родного языка. Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при норме речевого развития) требует планомерного специального обучения. Таким образом, фонематическое восприятие- первая ступень к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая.

Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон устной речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития в устной речи находят отображение в письме и чтении.

Специально подобранные педагогом упражнения, игры и задания помогут будущему школьнику избежать стойких ошибок при письме и чтении.

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые являются серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка на более поздних. По мнению многих исследователей, нарушения письма и чтения основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы, чувства ритма.

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащихся.

Чтобы избежать подобных проблем, легче и правильнее предотвратить нарушения письменной речи в дошкольном возрасте путем различных профилактических мероприятий. Коррекция уже устоявшихся нарушений письменной речи во время школьного обучения, процесс длительный и сложный.

Особенно важна работа по профилактике нарушений письменной речи для детей:

- с логопедическими проблемами;

- с СДВГ;

- родители которых в школьном возрасте страдали дисграфией, дислексией.

Какие же игры и упражнения необходимо использовать на занятиях по обучению грамоте, чтобы способствовать предупреждению ошибок формирования письменной речи.

Игра “Услышишь — стой!”

Цель игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия. Назначается запретный звук, например [л]. Дети становятся в шеренгу лицом к учителю-логопеду. Логопед громко называет слова. На каждое слово дети должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук [л] в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.

Упражнение «Камушки».

Детям предлагается собрать слово, выкладывая каждую букву камушками. Затем дети называют получившиеся слова.

Упражнение «Считай-отвечай». Детям нужно определить количество звуков и их последовательность в словах, предложенных учителем-логопедом.

Игра «Новое слово». Детям предлагается образовать слово с помощью изменения одного звука в слове. Например: лук- лак – так – ток – кок – кот и т.д.

Упражнение «Каждой вещи свое место».

Ориентировка в окружающей обстановке, использование в речи предложных конструкций: внизу, вверху, слева, справа, между и т.д.

Игра с мячом «Назови братца».

Учитель-логопед называет большого братца (твердый звук), а тот, кому бросают мяч, должен назвать его маленького братца (мягкий звук)». В игре должны принять участие все дети. Затем задание меняется - логопед называет маленького братца, а дети – его пару.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»

Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема "Дифференция звуков [р]-[л]"

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:·        закреплять понятия «звук», &la...

ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «СКОРО В ШКОЛУ»

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Скоро в школу»Программное содержание.Коррекционно-образовательные цели:Закреплять понятия «звук», «слово&r...