Методическая разработка интегрированного характера с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Мосты повисли над водами»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Никитина Ирина Адольфовна

Данный методическая разработка позволяет обогатить и систематизировать знания детей о достопримечательностях г. Санкт-Петербурга, а также решает ряд коррекционных и воспитательных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Обогащение представлений детей о своем родном городе, о красивейших мостах Санкт –Петербурга.

Коррекционно-образовательные задачи: Систематизация знаний о Санкт- Петербурге, Петербуржских мостах. Активизация и актуализация словаря по теме Санкт- Петербург. Совершенствование навыка звукобуквенного анализа и синтеза. Совершенствование навыка составления и чтения слов. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных от существительных). Совершенствование навыка пересказа.

Коррекционно- развивающие задачи: Развитие связной речи, общих речевых навыков, просодической стороны речи. Развитие фонематических представлений, тонкой и общей моторики, зрительного внимания и конструктивного праксиса, координации речи с движением.

Воспитательные задачи: Воспитание навыков сотрудничества, взаимопонимания, умения работать в команде, самостоятельности, активности, инициативности. Воспитание любви к родному городу.

Оборудование: Магнитные доски, карточки с ребусами, кубики с буквами, звуковые схемы на слайдах, презентация «Мосты Санкт – Петербурга, резиновый мяч среднего размера, картинки с видами Санкт – Петербурга, рисунки детей с видами мостов Санкт – Петербурга, Дидактическая игра «Строители».

Предварительная работа: Прогулка по Санкт-Петербургу с родителями и подготовка рассказов о мостах Санкт- Петербурга. Просмотр слайдов с видами города. Рассматривание фотографий с видами города и карты Санкт- Петербурга на занятиях и в свободное время. Разучивание с детьми стихов о Санкт- Петербурге, работа над общими речевыми навыками и просодической стороны речи. Обучение разгадыванию ребусов, составлению и чтению слов из букв.

Ход занятия

СЛАЙД С ВИДОМ ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

Организационный момент.

Дети входят в актовый зал под музыкальную композицию.

ВОСПИТАТЕЛЬ

Доброе утро, ребята. Сегодня я предлагаю совершить экскурсию по нашему городу. Давайте вспомним стихотворение (Дети читают стих)

В этом городе портовом,

Ровно в полдень пушка бьет.

В этом городе Аврора

Знаменитая живет.

Тихо скользят по Неве корабли

Шпиль Петропавловки виден в дали.

Если ты знаешь тот город, мой друг,

Мне подскажи. Это …. Санкт-Петербург

ВОСПИТАТЕЛЬ - Молодцы, правильно.

ПОКАЗАТЬ ФОТОВЫСТАВКУ С ВИДАМИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА МОЛЬБЕРТЕ.

Посмотрите, какой красивый наш город! Дети рассматривают фотографии.

Предлагаю поиграть в игру «Закончи предложение». Ваше предложение должно начинаться со слов: «В нашем городе много красивых…». (… парков, музеев, соборов, памятников, рек, каналов, мостов, островов).

Проводится игра

(Ребёнок берёт перевёрнутую картинку, рассматривает её и произносит предложение). ВОСПИТАТЕЛЬ

Молодцы., Ребята кто основал наш город?( Петр Первый) А вот знаете ли вы, что Санкт-Петербург стоит на островах.( Ответы детей) . Какие вы знаете острова? Предположительные ответы детей: (Васильевский, Крестовский, Петроградский,…)

Вот у меня в руках волшебная палочка. Я предлагаю прикоснуться к ней руками. Сейчас мы подзарядим её нашей энергией.

И перенесемся на один из островов.

Для этого надо произнести волшебные слова:

Мы на остров нам известный

Попадём в одно мгновенье,

Сделав к палочке волшебной

Лишь одно прикосновенье.

СЛАЙД ЗАЯЧЕГО ОСТРОВА.

ВОСПИТАТЕЛЬ

Вы узнали, где мы оказались? Почему вы так думаете?

Предположительные ответы детей: видна Петропавловская крепость, заяц на пенёчке,…

ВОСПИТАТЕЛЬ

Да. Действительно мы оказались на Заячьем острове.

Интересно, а если мы еще раз прикоснемся к волшебной палочке. Где мы окажемся?

СЛАЙД ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА

Вы узнали, где мы оказались? Почему вы так думаете?

Предположительные ответы детей: видны Ростральные колонны, Зоологический музей.

ВОСПИТАТЕЛЬ

Ребята, как вы думаете, почему в Санкт-Петербурге образовалось много островов?

Предположительные ответы детей: потому, что много рек и каналов.

ЛОГОПЕД: Вы правы. Санкт – Петербург можно назвать городом рек и каналов.

СЛАЙД КАРТА ГОРОДА С РЕКАМИ И КАНАЛАМИ.

ЛОГОПЕД: Какие реки и каналы вы знаете?

Фонтанка, Мойка, …

Разгадывание ребусов.

ЛОГОПЕД: Ребята, я предлагаю вам разгадать ребусы. Посмотрите внимательно, названия, каких рек в них спрятаны?

Предположительные ответы детей: Нева, Фонтанка, Мойка.

ЛОГОПЕД: Почему вы так думаете? Как вы догадались?

Ответы детей.

Упражнение: «Подбери слово»

На экране по очереди появляются карточки со звуковыми схемами слов - названий рек.

ЛОГОПЕД: К какому из угаданных вами названий подходит эта звуковая схема и почему?

Дети выполняют задание. Объясняют свой выбор. Оценка выполненной работы.

Игра: «Собери слова из букв»

ЛОГОПЕД: Ребята, перед вами кубики с буквами. Я разделю вас на три команды и раздам карточки с ребусами. Каждая команда составит названия реки из вашего ребуса.

Дети выполняют задание.

ЛОГОПЕД: Прочитайте слова все вместе. Оценка выполненной работы.

ЛОГОПЕД: Какая река в Санкт-Петербурге самая главная?

Самая главная река-это конечно Нева. Наш город называют «городом на Неве».

ВОСПИТАТЕЛЬ А кто знает, как можно перебраться через Неву с острова на остров?

Предположительные ответы детей: переплыть вплавь, на лодке, перейти по мосту,…

Игра: «Строители» Конструирование на магнитной доске.

ВОСПИТАТЕЛЬ Давайте вместе построим мост. Под прочтение стихотворения дети выбирают нужные детали к мосту и прикрепляют на доску.

ВОСПИТАТЕЛЬ Как бывает сделан мост?

Дети Есть опоры, чтоб стоять,

Есть пролёты, чтоб держать.

Есть решётки, чтобы в воду

Не свалиться пешеходу.

ПОЯВЛЯЕТСЯ СЛАЙД С ВИДОМ ДВОРЦОВОГО МОСТА.

ВОСПИТАТЕЛЬ

Вы узнали этот мост? Как он называется?

Предположительные ответы детей: Дворцовый,…

Кто был у этого моста?

Предложить ребёнку рассказать о своем путешествии к мосту.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА. Проводится 2 раза.

Мост нагнулся над рекой (дети нагибаются, доставая кончиками пальцев до пола)

Над водою ровной: (разводят руки, согнутые в локтях от груди в разные стороны)

«Ах, красивый я какой, (маршируют на месте)

Ах, какой огромный!» (разводят руки над головой, показывая большой мост).

Дидактическая игра: «Какие бывают мосты» образование относительных прилагательных от существительных.

ЛОГОПЕД: Какой огромный мост у вас получился, а если мост построен из камня он какой?

Предположительные ответы детей: педагог: мост построенный их дерева? ребёнок – деревянный, из камня? -…, из металла?- …,из чугуна, из железобетона?

ВОСПИТАТЕЛЬ

Предлагаю послушать стихотворение о мостах.

Возьмите свои рисунки. Ребенок будет читать медленно.

Когда вы услышите про свой мост, покажите и назовите его.

Проводится игра: «Узнай мост».

Знаю я, и знаешь ты,

Бывают разные мосты:

Мосты красивые, цепные, СЛАЙД Банковский мост.

Мосты с секретом – разводные. СЛАЙД Дворцовый мост.

Мосты украшены конями. СЛАЙД Аничков мост.

Мосты, что сделаны из камня, СЛАЙД мост Ломоносова.

Мосты, что тайны все хранят, СЛАЙД Египетский мост.

И никому не говорят.

ВОСПИТАТЕЛЬ Давайте поиграем и вспомним, какие мосты вы ещё знаете?

Проводится игра с мячом. «Назови мост». Самый широкий мост (Синий), Самый узкий мост (Банковский), самый длинный мост (Вантовый), самый старый мост (Иоановский), самый первый

гранитный мост (Эрмитажный), самый первый чугунный мост (Зелёный),

Предположительные ответы детей: Синий, Дворцовый, Львиный,…

ВОСПИТАТЕЛЬ: Найдите на картинке и покажите мост, который вы назвали.

Молодцы. Вы все старались, очень хорошо справились со всеми заданиями.

Я предлагаю вам рассказать о том, к какому мосту вы ходили с родителями и что интересного узнали.

РЕФЛЕКСИЯ

ЛОГОПЕД:

Вам понравилось наша экскурсия? А что больше всего понравилось?

На этом занятие заканчивается.

Дети выходят из зала под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Я решила апробировать методику, которая позволила бы решать не только общие, но и специфические коррекционные задачи (коррекция речи, психических процессов и познавательной деятельности). Кроме того, ...

Совместная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по социально-коммуникативному развитию «Виртуальный тур в Город Мастеров»

Конспект открытого занятия «Виртуальный тур в город Мастеров» для детей старшего возраста с ТНРЦель: уточнить и расширить представления детей о профессиях людей.Задачи:ü  Коррекционно – образоват...

Актуальность применения методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию реб...

Конспект коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по образовательной деятельности «Речевое развитие» «Зимушка – Зима»

выполняя задания снежинок, дети собирают пазл с изображением Зимы, которая появляется в конце занятия и дарит ларец с конфетами....