Структура группового (подгруппового) коррекционно-логопедического занятия по формированию связной речи.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Лайкова И.Е.

Составление описательного рассаза о насекомом по опорным схемам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТАКИЕ РАЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ

Цель: Составление рассказов – описаний по опорным схемам.

Задачи:

Коррекционно-образовательная: обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;

Коррекционно- развивающие:         пополнять словарный запас детей по теме «Насекомые»;
                                        развивать умение логически последовательно выстраивать своё высказывание;

учить детей правильно согласовывать имена существительные  с собирательными числительными 1,2,3,4;

                                        учить ориентироваться в пространстве;

                                        развивать произвольное внимание, логическое мышление детей;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей интерес к природе, самоконтроль за речью.

Оборудование: предметные картинки с насекомыми, карточки с парными цифрами, интерактивный комплекс: Лесная полянка, презентация со схемами, Комплект Робопчёлка.

Предварительная работа: развитие лексико-грамматических категорий по Теремковой, рассматривание картин, иллюстраций с насекомыми.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.

Ритуал.

1,2,3 – слушай и смотри.

3,2,1, - мы начнём сейчас.

Наводящие вопросы: Какое время года сейчас? Кого мы можем уже увидеть? Кто жужжит над цветами? Кто ползает под скамейкой? Кто порхает на лугу? Кто прыгает в траве? А кто они одним словом?

  1. Объявление темы. СЛАЙД 1 ЛЕСНАЯ ПОЛЯНКА Сегодня мы с вами поговорим о насекомых и будем учиться составлять о них свои рассказы.
  2. Игра «Посчитай» На доске сюжетная картина с лесной полянкой и насекомыми. Каждому ребёнку раздаётся карточка с записанными на ней цифрами (1-2, 1-3, 2-3, 1-4). Дети должны составить предложения по образцу: «Я посажу одну  пчелу на цветок, а двух жуков на пеньки»
  3. Игра «Робопчёлка». А теперь давайте вы выберите себе насекомое, про которое будете рассказывать. Помогать будет наша Робопчёлка. Выбери насекомое и отправь за ним Робопчёлку (каждый ребёнок делает свой ход и получает картинку с насекомом).

  1. Беседа по схемам. Отгадайте, про какое насекомое я говорю (по мере отгадывания появляются насекомые, СЛАЙД 2 НАСЕКОМЫЕ по щелчку).

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок…(бабочка)

Я по комнате летаю,

 Неприятная для слуха.

Извини, но я такая,

Надоедливая …. (Муха)

Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет. (Кузнечик) 

Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом…(муравей)

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее…(пчела)

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза

Называют ее…(стрекоза)

А теперь давайте сравним насекомых ( СЛАЙД 3 Схема 1)

Сначала назовём части тела.

У муравья какая головка? А у кузнечика? И.т.д.

 Головка, усики, лапки, крылья, окраска. А помните, что у насекомых может быть защитная окраска? (Ответы детей)

А может быть отпугивающая (ответы детей).

Пришло время выяснить, чем питаются насекомые? (СЛАЙД 4 схема 2)

Чем питается бабочка?  - БАБОЧКА ПИТАЕТСЯ НЕКТАРОМ ЦВЕТОВ.

…кузнечик? - …травой, листвой.

…муравей? - … соком растений.

… пчела? - …нектаром и пыльцой растений.

…стрекоза? - …другими насекомыми.

А кто ещё питается другими насекомыми? – Божья коровка.

ФИЗМИНУТКА

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)

А за нею шмель - шмелёк

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)

От усталости упали. (Падают на коврик.)

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась (потягиваются)

Раз-росой она умылась (подражание умыванию)

Два-изящно покружилась (кружатся)

Три нагнулась и присела (наклон, приседают)

На четыре-полетела («летают пот группе»)

У реки остановилась (стоп)

Над водою закружилась. (кружатся)

Ну а теперь осталось выяснить, где живут насекомые? СЛАЙД  5 Схема 3 + ГДЕ ЧЕЙ ДОМ НАСЕКОМЫЕ + ГДЕ КТО ЖИВЁТ. Беседа по картинке.

Помогите насекомым добраться домой. Проводите каждого по дорожке, соединяя цифры по порядку.

А как вы уже знаете, насекомые бывают полезными и вредными. Ответы детей, подсказка логопеда.

  1. Составление рассказа с опорой на схему. Логопед предлагает детям образец рассказа.

Это пчела. Пчела – это насекомое. У нее маленькая головка, полосатое тельце, короткие усики, есть крылья и 6 лапок. Пчелка питается нектаром и пыльцой цветов. Живёт она в улье вместе со своей семьёй. Пчела полезное насекомое – она делает полезный мёд и воск.

  1. Рассказы детей. Обращать внимание детей, кто про что  забыл рассказать или похвалить, что ничего не забыл.
  2. Итог занятия. О ком составляли свои рассказы? Что было для вас интересно? А что сложно?

Ритуал прощания:

Спасибо нашим пальчикам,

Спасибо язычку,

Красиво, чётко, правильно

Я говорить хочу.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система занятий по формированию связной речи у детей билингвистов

В представленных материалах даны образцы занятий по развитию речи у двуязыяных детей в условиях детского сада....

Конспект занятия по формированию связной речи у дететй с ОНР старшего дошкольного возраста "Проделки зимушки-зимы"

У ребят с Общим  недоразвитием речи  проблема  носит  системный  характер. Логопеды  в своей  практике сталкиваются  с  самымми разными  вариантами по...

Конспект занятия по формированию связной речи в средней группе детского сада для детей с ТНР.

В коспекте представлены материалы по совершенствованию лексико-грамматической стороны языка и формированию связной речи у детей средней логопедической группы....

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи у детей с ОНР (подготовительная группа). Тема: Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы".

Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи является одной из главных задач учителя- логопеда. Предложенное занятие рекомендуется для прове...

Конспект открытого подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи посредством сюжетно-ролевых дидактических игр. Тема: «Волшебники в гостях у Колобка». «Автоматизация звука «Л»

Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешно­го обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития....

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи с применением ИКТ.  Целью методической разработки ...