Рабочая программа для детей с нарушениями речи в логопедическом пункте
рабочая программа по логопедии

Лайкова И.Е.

Пример рабочей программы учителя-логопеда для детей с нарушениями речи в условиях логопедического пункта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

МОУ  СОШ

Протокол от «___» августа  г. № ___

УТВЕРЖДЕНА

Приказом от «___» августа г. № ___

Директор МОУ СОШ

________________ / _________________

СОГЛАСОВАНА

Заседанием Совета родителей

Протокол от «____» августа г. № ___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для детей с нарушениями речи

в логопедическом пункте

на 2023-2024 учебный год

Срок реализации 1 год.

Программу составила учитель-логопед

 квалификационной категории

 Ф.И.О.

Г.о.

Содержание

I РАЗДЕЛ – ЦЕЛЕВОЙ

1. Пояснительная записка ----------------------------------------------------------------------------------------стр.

1.1.Принципы  к реализации программы---------------------------------------------------------------------- стр.

2. Характеристика  возрастных  особенностей

воспитанников------------------------------------------------------------------------------------------------------ стр.

3. Особые образовательные потребности

воспитанников.

3.1.  Особые образовательные потребности воспитанников

 с нарушениями речи --------------------------------------------------------------------------------------------- стр.

4. Аналитическая справка по логопункту----------------------------------------------------------------------стр.

5. Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной

области «Речевое развитие»-------------------------------------------------------------------------стр.

5.1. Промежуточные планируемые результаты по образовательной

области «Речевое развитие»--------------------------------------------------------------------------------------стр.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

6. Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической  деятельности

 в условиях логопедического пункта дошкольного отделения МОУ.

6.1.Содержание логопедической работы дошкольного отделения МОУ -----------------------------стр.

6.2. Оценка здоровья детей, посещающих логопедический пункт

дошкольного отделения МОУ--------------------------------------------------------------------------------- стр.

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

7. Форма организации обучения ------------------------------------------------------------------------------ стр.  

8. Обеспеченность методическими материалами и средствами

 обучения коррекционного логопедического процесса---------------------------------------------------стр.

Список литературы ---------------------------------------------------------------------------------------------- стр.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Регламент коррекционной логопедической образовательной

деятельности и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда----------------------------------- стр.

Примерная циклограмма рабочего времени учителя-логопеда ----------------------------------------- стр.

Перспективный план образовательной деятельности

 по коррекции речи детей 5-7 лет с ФФНР  

зачисленных на логопедический пункт дошкольного отделения МОУ

(Образовательная область по ФГОС ДО «Речевое развитие»)------------------------------------------стр.

Календарно-тематический план непосредственно

организованной образовательной деятельности -----------------------------------------------------------стр.

I  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа логопедического пункта (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012г.  N 273-ФЗ, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.  №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе  Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Основной базой рабочей программы являются:

  •  «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» под ред. Т.Б.Филичевой, Т.Б.Тумановой, Г.В.Чиркиной;
  • Коррекционная программа Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой «Обучение детей с недоразвитием фонетико-фонематического строя речи».
  • «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С.Гомзяк.

Использование нескольких программ одновременно обусловлено наличием в логопедическом пункте ДО  детей как c ФФНР, так и с ОНР.

Срок реализации данной программы в логопедическом пункте: 1 год.

  1.  Цель и задачи Программы

Цель: построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с речевыми нарушениями в возрасте 5-7 лет, предусматривающей интеграцию действий участников образовательного процесса.

Задачи:

  • Овладение детьми с речевыми нарушениями самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы начального образования;
  • Развитие познавательной активности детей, интереса к совместной со взрослым и самостоятельной деятельности (игровой, познавательно-речевой, продуктивной);
  • Развитие экспрессивной речи воспитанников, артикуляционной моторики и просодической стороны речи;
  • Совершенствование фонематических процессов речи;
  • Способствование развитию психических функций: наглядно-образного и логического мышления, активизация мыслительных операций (обобщение, классификация).

  1.  Принципы   реализации программы

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих  принципов:

  • онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип обеспечения активной языковой практики.

  1.  Характеристика детей, занимающихся в логопедическом пункте.

В логопедический пункт МОУ СОШ дошкольного отделения в 2023-2024 учебном году зачислены дети с ФФНР, ФНР и ОНР 3 уровня речевого развития.

Характеристика речевого развития детей 5 -7 лет с фонетическим недоразвитием речи.

Фонетическое недоразвитие речи (далее - ФНР) - расстройство речи, проявляющееся в нарушениях звукопроизношения, связанное либо с анатомическими дефектами артикуляторного аппарата, либо с неблагоприятными условиями развития речи, либо с нарушениями фонематического восприятия или движений артикуляторных органов при сохранном слухе.

При ФНР нарушается произношение лишь согласных звуков и, как правило, сложных по артикуляции.

Звукопроизношение характеризуется нарушением не более двух групп звуков. Чаще всего нарушаются свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары); Ц, шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ; сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары).

Внешне дефекты звукопроизношения могут быть выражены в одном из следующих вариантах:

  • отсутствие звука лапа – апа;
  • замена одного звука другим лапа – япа – ляпа – гапа;
  • смешение звуков (проявляется в том, что один и тот же звук может одновременно иметь несколько звуков-заменителей, т. е. смешиваться с другими) япа, маляко;
  • искаженное произнесение звуков (такое, которое не соответствует языковым нормам родного языка, например, картавость).

Во всех случаях нарушения речи имеются нарушения артикуляционной моторики. Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук.

Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звуко-слоговая структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном сохранна, имеются некоторые незначительные проблемы в лексико-грамматическом развитии.

Для детей с ФНР характерно неустойчивое внимание, отвлекаемость, низкая познавательная активность. Объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой, при этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал. Отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала, выполнение заданий с ошибками.

Речь звучит некрасиво и неправильно. Раннее выявление детей с нарушениями речи является необходимым условием для успешной коррекции. Недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте могут привести к нарушению письма и чтения.

Дизартрический компонент. Дизартрия (минимальный дизартрический компонент, стёртая дизартрия) — нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.

В более лёгкой степени проявляются нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также нарушения произносительной стороны речи — она понятна для окружающих, но нечёткая.

Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа.

Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.

                В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

  • трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
  • при сформированной артикуляции не различение сходных фонем на слух, сходных фонем в произношении;
  • невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления, характеризующие ФФНР:

  • недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;
  • замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;
  • смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных.  Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается в:

  • нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
  • неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
  • затруднениях при анализе звукового состава речи.

    У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших     психических процессов:

  • внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
  • объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
  • отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.

         Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФНР в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

  • поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
  • могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
  • возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
  • в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития.

        Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь становится развернутой, отсутствуют грубые фонетические и лексико-грамматические нарушения. Звуковая сторона относительно сформирована, но остаются нарушения произношения сложных по артикуляции звуков и нарушения звуко-слоговой структуры слова. Особенно большие нарушения наблюдаются во всех формах связной речи (рассказ по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему). Есть неточности употребления многих слов, вербальные парафазии. Имеется несформированность семантических полей. В активном словаре присутствуют существительные, глаголы, но мало прилагательных, сложных предлогов и союзов. В активной речи используются преимущественно простые распространенные предложения. Возникают большие трудности при употреблении сложноподчиненных предложений. Наблюдается недостаточная сформированность и неточная дифференциация форм словоизменения и словообразования. Аграмматизмы наблюдаются в тех формах, которые поздно появляются в онтогенезе. Например, согласование существительных и прилагательных в среднем роде, употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Очень часто отсутствуют связующие звенья в сложноподчиненных предложениях. Наблюдается нарушение сложных форм фонематического анализа и синтеза. Выражены нарушения в овладении чтением и письмом. Таким образом, на третьем уровне ОНР наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной фразы.

  1.  Планируемы результаты освоения Программы

Главной идеей рабочей программы является реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушением речи, зачисленных в логопедический пункт.

        Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.

      К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДО относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

  • Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
  • Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
  • Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
  • Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
  • Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
  • Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
  • Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
  • Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
  • У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

        Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

        Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.

        Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, индивидуальных и подгрупповых протоколах обследования, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, ежегодном отчете учителя-логопеда. Для диагностики используются методики логопедического обследования Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, Е.В. Мазановой, И.Д.Коненковой. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май.

        Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является ДОСТИЖЕНИЕ КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В УСВОЕНИИ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ЕГО СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ И ИНТЕГРАЦИЮ В ОБЩЕСТВЕ.

        Промежуточные планируемые результаты.

Ребенок 6-7 лет, выпущенный из логопедического пункта дошкольного отделения МОУ может:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и
  • пересказывать их;
  • выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописания.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности в условиях логопедического пункта дошкольного отделения МОУ

2.1.  Содержание логопедической работы по коррекции ФНР, ФФНР и ОНР 3 уровня речевого развития.

        В целом логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развёртывания коррекционно-образовательного процесса и, следовательно, может быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – реализуются в строго определённой последовательности.

        В процессе работы над активной речью детей большое внимание уделяется переработке накопленных знаний, дальнейшей конкретизации и дифференциации понятий, формированию умений устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями с целью определения их последовательности и ориентировки во времени. Расширение и уточнение понятий и представлений, словаря импрессивной и экспрессивной речи, овладение разнообразными способами словоизменения и словообразования и синтаксическими конструкциями, установление логических связей и последовательности событий является основой для дальнейшего обучения детей составлению связных рассказов.

        В этот период продолжается и усложняется работа по совершенствованию анализа и синтеза звукового состава слова, отрабатываются навыки элементарного фонематического анализа и формируется способность к осуществлению более сложных его форм с постепенным переводом речевых умений во внутренний план.

        На логопедических занятиях большое внимание уделяется накоплению и осознанию языковых явлений, формированию языковых обобщений, становлению «чувства языка», что становится базой для формирования метаязыковой деятельности и способствует подготовке детей с нарушениями речи к продуктивному усвоению школьной программы.

        Обучение грамоте детей с ФФНР рассматривается как средство приобретения первоначальных школьных навыков. Одним из важнейших направлений работы по обучению грамоте является изучение детьми звукобуквенного состава слова. Наблюдение над звуковым составом слов, выделение общих и дифференциация сходных явлений, развитие фонематического анализа и синтеза создают основу для формирования у детей чётких представлений о звуковом составе слова, способствует закреплению правильного произношения. Дети обучаются грамоте на материале правильно произносимых звуков и слов. Последовательность изучения звуков и букв определяется усвоенностью произношения звуков и возможностями из различения на слух.

        Наряду с развитием звукового анализа слова на этой ступени проводится работа по развитию языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова (слогового). Параллельно с изучением звуков и букв предусматривается знакомство с элементарными правилами грамматики и правописания.

        Сформированные на логопедических занятиях речевые умения закрепляются другими педагогами и родителями.

2.2. Учебный план и структура логопедической работы в логопедическом пункте.

        Основными формами организации работы в логопедическом пункте являются:

  • индивидуальные;
  • подгрупповые занятия.

Учебный план

коррекционно-логопедической работы с детьми, зачисленными в логопедический пункт

в 2023-2024 учебном году.

                       Форма работы

Параметры

Индивидуальные

 занятия

Подгрупповые

занятия

Неделя

Год

Неделя

Год

Количество занятий

2

64

2

63

Длительность логопедических занятий

10-20 мин.

25-30 мин.

Примечание: состав детей в подгруппах может меняться в зависимости от изучаемой темы и достижений детей.

Структура

коррекционно-логопедической работы с детьми, зачисленными в логопедический пункт

в 2023-2024 учебном году.

Период

Недели

Содержание деятельности

Количество индивидуальных

занятий

Количество подгрупповых занятий

1 период

Сентябрь – 4 недели

Октябрь – 4 недели

Ноябрь – 5 недель

13 недель

2 недели – обследование;

11недель– коррекционная

работа.

22 занятия

(2 раза в неделю)

21 занятие

(2 раза в неделю)

2 период

Декабрь – 4 недели

Январь – 4 недели

Февраль – 4 недели

12 недель

коррекционная работа

22 занятия

(2 раза в неделю)

23 занятия

(2 раза в неделю)

3 период

Март – 4 недели

Апрель – 4 недели

Май – 4 недели

12 недель

10 недель – коррекционная работа;

2 недели – обследование.

20 занятий

(2 раза в неделю)

19 занятий

(2 раза в неделю)

Всего:

37 недель

Из них:

4 недели – обследование

33 недели – коррекционная работа.

64 занятия

63 занятия

        2.3.  Перспективное планирование.

        Перспективное планирование коррекционно-логопедических занятий с детьми адаптировано на основе программы «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С.Гомзяк.

        Индивидуальные занятия по произношению планируются 2 раза в неделю. В это время осуществляются:

  1. уточнение произношения простых звуков;
  2. постановка и первоначальное закрепление отсутствующих или нарушенных звуков;
  3. развитие фонематического слуха;
  4. формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи у детей с ОНР 3 ур.р.р.

Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения звуков на подгрупповом занятии (II и III период) все дети могли правильно их артикулировать.

Подгрупповые занятия планируются 2 раза в неделю.

Перспективный план образовательной деятельности в логопедическом пункте

на 2023-2024 учебный год

Период

Звукопроизношение

Фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез

Подготовка к обучению грамоте

1 период

1.Постановка отсутствующих звуков.

2.Закрепление правильно произносимых звуков.

3.Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

4.Развитие речевого дыхания.

5.Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

6.Формирование грамматически правильной речи.

7.Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произношения звуков.

1.Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки.

2.Последовательное знакомство с буквами на основе чёткого правильного произношения твёрдых и мягких звуков.

3.Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка. 4.Последовательное называние гласных из ряда двух – трёх гласных (аи, уиа).

5.Анализ и синтез прямых и обратных слогов.

6.Выделение последнего согласного из слов типа: мак, крот.

7.Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов типа: ком, сом,  кнут.

8.Выделение первого согласного в слове.

9.Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов («кит», «суп»).

10.Выкладывание из цветных фишек обратных слогов.

11.Преобразование слогов.

12.Звуко-слоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек.

13.Усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук».

14.Составление графической схемы слова.

15.Называния порядка следования звуков в слове.

16.Выделение и называние гласных, согласных звуков в слове.

17.Умение давать качественную характеристику звуку.

18.Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.

Повторение, сравнение звуков, букв:

У, А, И, П-Пь, К-Кь, Т-Ть, К-Т, П-Т-К, О, Х-Хь, К-Х, Ы, М-Мь, Н-Нь, Н-М, Б-Бь, П-Б.

2 период

1.Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

2.Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков.

3.Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар, экскаватор, перекрёсток и др.) в связи с закреплением правильного произношения.

4.Усвоение многосложных слов (учительница, часовщик, электрический и др.)в связи с закреплением правильного произношения.

5.Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.

6.Совершенствование дикции и  интонационной выразительности речи.  

1.Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов.

2.Составление схемы слов из фишек и полосок.

3.Звуко-слоговой анализ слов различной сложности типа: вагон, кошка, плот, красный, краска.

4.Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой».

5.Закрепеление слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук).

6.Развитие умения находить в слове ударный гласный.

7.Развитие умения подбирать слова к данным схемам.

8.Преобразование слов за счёт замены звука (суп – сук, вата – дата, угол – уголь).

9.Определение количества слов в предложении и их последовательности.

10.Деление слов на слоги.

11.Формирования операции звуко-слогового анализа на основе наглядно-графических схем слов.

12.Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.

13.Выкладывание из полосок схемы предложения.

14.Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами, исправлять деформированное предложение.

Знакомство, повторение, сравнение звуков, букв:

С, Сь, З, Зь, В-Вь, Д-Дь, Т-Д, Г-Гь, Г-К, Э, Й, Е, Я, Ш, Ш-С.

3 период

1.Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков.

2.Усвоение слов сложного слогового состава.

3.Закрепление слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произношения звуков.

1.Продолжать совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов.

2.Составление схемы слов из фишек и полосок.

3.Звуко-слоговой анализ слов различной сложности  без предлогов и с предлогами.

4.Выделение и называние гласных, согласных звуков. Выкладывание из полосок схемы предложения и слов в нем.

Знакомство, повторение, сравнение звуков, букв:

Ж, Ж-З, Ж-Ш, Ш-Ж-С-З, Л, Ль, Ц, Ц-С, Ю, Р, Рь, Р-Л, Ч, Ч-Ть, Ф-Фь, Ф-В, Щ, Щ-Ч, Щ-Ть, Щ-Ч-Сь-Ть.

        

2.4. Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедической работы в условиях логопедического пункта на 2023-2024 учебный год 

Период

Месяц

Недели

Лексико-грамматическая тема

Звуко-буквенный анализ и синтез. Подготовка к обучению грамоте.

1 период

Сентябрь

04.09.23-08.09.23

Обследование речи

11.09.23-15.09.23

18.09.23-22.09.23

Осень.

Звук и буква У.

Звук и буква А.

25.09.23-29.09.23

Деревья осенью.

Звуки У-А.

Звук и буква И.

Октябрь

02.10.23-06.10.23

Овощи.

Труд взрослых на полях и огородах.

Звуки П-Пь. Буква П.

Звуки К-Кь.

Буква К.

09.10.23-13.10.23

Фрукты.

Звуки Т-Ть. Буква Т.

Звуки К-Т.

16.10.23-20.10.23

Насекомые.

Звуки П-Т-К.

Звук и буква О.

23.10.23-27.10.23

Перелётные птицы.

Звуки Х-Хь. Буква Х.

Звуки К-Х.

Ноябрь

30.10.23-03.11.23

Грибы. Ягоды.

Звук и буква ы.

Звуки А, У, И, ы, О.

07.11.23-10.11.23

Домашние животные и их детёныши.

Звуки М-Мь. Буква М.

Звуки Н-Нь.

Буква Н.

13.11.23-17.11.23

Дикие животные и их детёныши.

Звуки Н-М.

Звук Б.  Буква Б.

20.11.23-24.11.23

Одежда, обувь, головные уборы.

Звуки Б-Бь. Буква Б.

Звуки П-Б.

27.11.23-01.12.23

Зима.

Звук и буква С.

Звук Сь.

2 период

Декабрь

04.12.23-08.12.23

Зима. Дикие животные зимой.

Звуки С-Сь.

Звук и буква З.

11.12.23-15.12.23

Мебель.

Звук Зь.

Звуки З-Зь.

18.12.23-22.12.23

Посуда.

Звуки Сь-Зь.

Звуки С-З.

25.12.23-29.12.23

Новый год.

Звуки В-Вь. Буква В.

-

Январь

Зимние каникулы

09.01.24-12.01.24

Животные жарких стран.

Звуки Д-Дь. Буква Д.

Звуки Т-Д.

15.01.24-19.01.24

Семья.

Звуки Ть-Дь.

Звук и буква Г.

22.01.24-26.01.24

Инструменты.

Звуки Г-Гь. Буква Г.

Звуки Г-К.

29.01.24-02.02.24

Рыбы.

Звук и буква Э.

Звук и буква Й.

Февраль

05.02.24-09.02.24

Комнатные растения.

Буква Я.

Буква Я.

12.02.24-16.02.24

Транспорт.

Звук и буква Ш.

Звук и буква Ш.

19.02.24-22.02.24

День Защитников Отечества.

Буква Е.

-

26.02.24-01.03.24

Весна.

Звуки Ш-С.

Звук и буква Ж.

3 период

Март

04.03.24-07.03.24

Весна.

Мамин Праздник.

Звуки Ж-З.

-

11.03.24-15.03.24

Перелётные птицы.

Звуки Ж-Ш.

Звуки Л- Ль.

18.03.24-22.03.24

Растения и животные весной. Цветы.

Звук и буква Ц.

Звуки Ц-С.

25.03.24-29.03.24

Наша страна.

Буква Ю.

Звук и буква Р.

Апрель

01.04.24-05.04.24

Профессии.

Звук Рь.

Звуки Р-Рь.

08.04.24-12.04.24

Наш дом.

Звуки Р-Л.

Звуки Р-Л.

15.04.24-19.04.24

Школа.

Звук и буква Ч.

Звуки Ч-Ть.

22.04.24-26.04.24

Человек.

Звуки Ф-Фь. Буква Ф.

Звуки Ф-В.

Май

02.05.24-03.05.24

-

-

-

06.05.24-07.05.24

Лето.

Звук и буква Щ.

-

20.05.24-24.05.24

Обследование речи

27.05.24-31.05.24

Всего:

63 занятия

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие (индивидуальные и подгрупповые) занятия, в соответствии с Рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

         3.1. Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная.

         Исходя из неоднородности состава детей в логопедическом пункте, обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать требования данного возраста.

        Непосредственно коррекционно–образовательная деятельность с воспитанниками проводится как индивидуально, так и по подгруппам. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависит от характера нарушения речевого развития.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе артикуляционных упражнений,  направленных  на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии.

           На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, коррегировать речевой дефект, сгладить невротическую реакцию.

                 В каждое занятие входит –психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и артикуляторной моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на развитие фонематического слуха и внимания, для детей с ОНР 3 ур. подбираются упражнения и задания для формирования лексико-грамматических средств языка.

        Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

        На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, развитию фонематического восприятия, обучению навыкам звуко-буквенного анализа и синтеза,  расширению словаря, развитию связной речи.

Речевое нарушение

Количество занятий в неделю

(не менее)

Предельная наполняемость

подгрупп детей

индивидуальных

подгрупповых

ОНР

2

2

3 – 4

ФФНР

2

2

4 – 6

ФНР

1-2

1-2

4 - 6

        Содержание подгрупповой работы отражается в календарно-тематическом планировании. Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными Рабочей программой. Учебный год длится с 1 сентября по 31 мая, условно делится на 3 периода:

  • 1 период – сентябрь – ноябрь;
  • 2 период – декабрь – февраль,
  • 3 период – март – май.

С 1 по 15 сентября и с 20 по 31 мая проводится логопедическая диагностика индивидуального развития детей, сбор анамнеза, корректировка ИОМ. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября. В соответствии с СанПин продолжительность подгрупповых занятий с детьми 5-го года жизни – 20-25 минут, 6-го года жизни -  25-30 минут.  Для подгрупповых занятий объединяются дети старшей и подготовительной групп, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.  Количество детей в подгруппе от 2 до 6 человек. Дополнительно проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми с ОНР  по развитию ЛГСР и обучению грамоте.

3.2. Взаимодействие участников образовательного процесса.

3.2.1. Работа учителя-логопеда с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста должна строиться на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДО.

Виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей), используемые в ДО в процессе воспитательной работы:

  • родительское собрание;
  • систематические консультации и индивидуальные беседы с родителями;
  • приглашение родителей (законных представителей) на индивидуальные коррекционные занятия.

3.2.2. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями ДО

  • Методические консультации логопеда для воспитателей;
  • Максимальное обогащение речевой практики детей в процессе режимных моментов;
  • Контроль воспитателя за речью детей в свободное время.

3.2.3. Взаимодействие учителя-логопеда с педагогом-психологом и дефектологом ДО

  • Совместная диагностика воспитанников ДО;
  • Проведение психолого-педагогических консультаций для педагогов и родителей;
  • Создание и реализация совместной программы работы с конкретным ребёнком или группой детей;
  • Анализ результатов. Решение о прекращении или изменении коррекционной работы.

Подробное содержание взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса находится в годовом плане, утверждённом руководителем ОО.

3.3. Технологии в коррекционно-логопедической работе.

  • Технология логопедического обследования (Мазанова Е.В. Обследование речи детей 5-6 лет, 6-7 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал. - М., 2014.);
  • Технология преодоления ФФНР (ФиличеваТ.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.);
  • Технология преодоления ОНР (Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе. – М., 2007.);
  • Технологии формирования слоговой структуры слова (Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М., 2019., Агранович З.Е. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей. – СПб., 2014.);
  • Технология коррекции звукопроизношения (Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.);
  • Технология развития связной речи (Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда. – М., 2013.);
  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
  • Здоровьесберегающие технологии.

3.4. Развивающая предметно-пространственная среда (РППС)

        В логопедическом кабинете имеется оборудование и наглядно-дидактические материалы по следующим разделам:

  • Коррекция звукопроизношения;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Развитие лексико-грамматического строя речи;
  • Коррекция нарушений слоговой структуры;
  • Развитие высших психических функций;
  • Комплексные игры;
  • Развитие речевого дыхания.

Подробное содержание каждого раздела находится в паспорте логопедического кабинета.

3.5. Материально-технические условия реализации Программы

        В пространстве логопедического кабинета условно можно выделить следующие зоны:

  • Зона для индивидуальных занятий, в которой пространственно-организующим элементом выступает настенное зеркало (проводится работа по артикуляционной гимнастике, по постановке и автоматизации звуков и другие упражнения);
  • Зона для подгрупповых занятий – образуется из столов и стульев для детей, настенной магнитной доски и интерактивной доски;
  • Зона рабочего места учителя-логопеда – состоит из шкафов для пособий, книг и др., ноутбука.

Мебель и оборудование:

  • Шкафы для пособий – 2 шт.;
  • Столы для детей – 5 шт.;
  • Стулья детский – 5 шт.

Аппараты и приборы:

  • Ноутбук – 1 шт.;
  • Индивидуальные зеркала – 12 шт.;
  • Настенное зеркало – 1 шт.;
  • Песочные час 1,3,5 минут.

Оборудование для демонстраций:

  • Настенная магнитная доска – 1 шт.;
  • Интерактивная доска – 1 шт.;
  • Тематические плакаты.

Дидактический материал: игры, пособия, игрушки по разделам.

Подробное содержание материально-технических условий содержится в паспорте логопедического кабинета.

3.6. Программно-методическое обеспечение

        1) Мазанова Е.В. Обследование речи детей 5-6 лет, 6-7 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал. - М.: Издательство ГНОМ, 2014.

        2) ФиличеваТ.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М.: Гном-Пресс, 1999.

        3) Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М.: Просвещение, 2021.

        4) Колесникова Е.В. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. – М.: Просвещение, 2023.

        5) Ткаченко Т.А. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2021.

        6) Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

        7) Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М.: ТЦ Сфера, 2019.

        8) Агранович З.Е. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

        9) Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «БИБЛИОПОЛИС», 1994.

        10) Теремкова Н.Э Логопедические домашние занятия для детей 5-7 лет с ОНР. В 4-х альбомах. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2020.

        11) Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.

Цифровые образовательные ресурсы:

  • logoped.ru
  • https://mersibo.ru/
  • https://www.defectologiya.pro/

                Подробное содержание программно-методического обеспечения находится в паспорте логопедического кабинета.

        

            

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа старшей группы с нарушением речи

Рабочая программа старшей группы с нарушением речи разработана в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября ...

Рабочая программа для детей 5-6 лет старшей логопедической группы на 2020 – 2021 учебный год (на основе примерной основной образовательной программы МБДОУ №4 «Золотой ключик»)

Пояснительная записка.Рабочая программа для детей 5-6 лет логопедической группы  на 2020-2021 учебный год разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образовани...

«Программа коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи в логопедическом пункте ДОУ»

laquo;Программа коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи в  логопедическом пункте ДОУ»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с нарушениями речи в условиях комбинированной группы

Пример рабочей программы учителя-логопеда  для детей с ОВЗ в условиях комбинированной группы...