«Программа коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи в логопедическом пункте ДОУ»
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Мельникова Валентина Миндыкановна

«Программа коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи в  логопедическом пункте ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_melnik_onr_iii_urovnya_2020.docx67.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение                                                                                            «Детский сад № 77»                                                    

   Энгельсского муниципального района Саратовской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для детей  старшей группы (5-6 лет)

с общим недоразвитием речи

 «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи в  логопедическом пункте ДОУ»

Составитель:

                                     Учитель-логопед 1 категории

Мельникова Валентина Миндыкановна

Содержание

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка………………………………………………..4

Характеристика детей с общим недоразвитие речи………………...5

Задачи и принципы построения программы…………………………7

Планируемые результаты освоения программы……………………..8

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРГРАМЫ

Система коррекционно-развивающей работы……………………...11

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы………………………………………………18

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Взаимодействие с семьями воспитанников…………………………19

Интеграция учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений…………………………………………………………….20

Взаимосвязь участников коррекционно-развивающего процесса……………………………………………………………….20

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Организация предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете……………………………………………………………….24

Сетка занятий…………………………………………………………26

Циклограмма деятельности учителя-логопеда……………………..27

Программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса………………………………………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………30

Дополнительный раздел

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….31

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. от 25.11.2013).

       Содержание рабочей программы соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС ДОУ), от 17 октября 2013 г. N 1155  ;

целям и задачам образовательной программы учреждения.

Программа предназначена для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

Основная цель рабочей программы – обеспечение своевременного и эффективного развития речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности  в условиях логопедического пункта.

Основными задачами выступают:

- выявление, преодоление и своевременное предупреждение  речевых нарушений у воспитанников МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77»;

- формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии;

- обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.

Образовательная деятельность логопедического пункта

 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77»

регулируется нормативно-правовыми документами:

  • «Закон об образовании РФ» (29.12.2012.№273-ФЗ)
  • Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998.;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДОУ), от 17 октября 2013 г. N 1155  ;
  • Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008г. №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
  • Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Приказ комитета по образованию  администрации г. Саратова № 325 от 17.05.2006 «Об утверждении примерного положения о логопедическом пункте муниципального дошкольного учреждения»
  • Устав МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77»
  • Положение о логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77»
  • Программа развития МБДОУ «Детский сад № 77» на 2016-2017 уч. год
  • "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.052013 года., регистрационный №26)

При организации работы учитель-логопед опирается на следующие программы:

  • Комплексная образовательная программа дошкольного образования                        «Детство» (авторы Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.)

  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» – М. Просвещение, 2016

Характеристика детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонема-тического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

        Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении задания.

      Преодоление ОНР у детей осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. Она предусматривает:

- Развитие речи с опорой на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме).

       -Взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка).

      -  Индивидуальный и дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения.

- Связь речевой деятельности с другими сторонами психического развития.

Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы.

Основная задача рабочей программы– овладение детьми самостоятельной, связной грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Кроме того, задачами выступают:

- выявление, преодоление и своевременное предупреждение  речевых нарушений у воспитанников МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77»;

- формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии;

- обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.

Программа основывается на следующих принципах:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка; принцип интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным потребностям и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип учета зоны ближайшего развития
  • онтогенетический принцип (общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР)

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Планируемые результаты

Дети:

-понимают обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

-фонетически правильно оформляют звуковую сторону речи;

- правильно передают слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- пользуются  в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

- владеют элементарными навыками пересказа и диалогической речи;

- владеют навыками диалогической речи;

- владеют навыками словообразования: продуцируют названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и пр.;

-  грамматически правильно оформляют самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Четко проговаривают падежные, родовидовые окончания слов; простые и почти все сложные предлоги – употребляются адекватно;

- используют  в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий;

- владеют элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов в пределах программы.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

ГЛАВА I. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями речи и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушениями речи, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

 (Приложение №1.Годовой план)

Организованная образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений речи проводятся с третьей недели сентября.

Форма организации организованной образовательной деятельности

Основной формой работы является игровая деятельность, поэтому все коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповыезанятия носят игровой характер.

При формировании подгрупп (подгрупповые занятия) учитывается индивидуальный темп деятельности, его функциональное состояние, сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.

На подгрупповых занятиях также  осуществляется:

- Расширение лексического запаса;

- Формирование лексико-грамматических категорий;

Содержание подгрупповых и индивидуальных занятий фиксируется в журнале «Календарное планирование» (Приложение №2)

Индивидуальные занятия включают в себя:

  • Развитие фонематического слуха;
  • Выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
  • Постановку отсутствующих у ребенка звуков общепринятыми в логопедии методами;
  • Автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.

      Учет индивидуальных занятий фиксируется в календарном плане и журнале учета посещаемости детьми индивидуальных занятий (Приложение №3.) и отражается в тетрадях для индивидуальных занятий.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10-15 минут  2-3 раза в неделю;

Все виды коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи реализуются через индивидуальный образовательный маршрут и осуществляются в рамках психолого-педагогического консилиума

Принципы планирования коррекционной работы в подготовительной группе для детей с нарушениями речи.

    Отражая специфику работы в логопедической группе и учитывая основную ее направленность, задачи речевого развития включены во все разделы.

Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» осуществляется по следующим направлениям:

  • развитие словаря;
  • формирование и совершенствование грамматического строя речи;
  • развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия; развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза);
  • развитие связной речи;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • обучение элементам грамоты.

программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

ПЛАН-ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ  ДЕТЕЙ  С ОНР  (ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)                                                    (старшая группа)

I ПЕРИОД

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Обследование детей (вторая половина сентября)

- Обследование состояния речи и неречевых психических функций.

        - Заполнение речевых карт на каждого ребенка.

- Развитие общей и мелкой моторики, высших психических функций осуществляется во всех видах деятельности с детьми.

Развитие лексико-грамматических средств языка

- Развитие умения вслушиваться в обращенную речь

- Выделение названий предметов, действий, признаков.

- Преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного лица (спи-спит, спят, спали, спала).

- Использование притяжательных местоимений (мой, моя, моё) в сочетании с существительными мужского и женского рода.

- Словообразование с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-).

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

- Закрепление навыка составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:

  • существительное им.п +согласованный глагол+прямое дополнение (мама пьет чай);
  • существительное им.п +согласованный глагол+2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах (мама режет хлеб ножом).

- Формирование навыка составления короткого рассказа.

Формирование произносительной стороны речи

Уточнение произношения сохранных звуков, постановка отсутствующих звуков и закрепление их на уровне слогов, слов, предложений.

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

- Различение на слух гласных и согласных звуков.

- Выделение первого гласного и согласного звуков в словах, анализ звуковых сочетаний (уа, ау)

II ПЕРИОД

(декабрь, январь, февраль, март)

Формирование лексико-грамматических средств языка

- Уточнение представлений об основных цветах и их оттенках.

-Образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания, растениям, различным материалам.

- Различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и по вопросам «Какой? Какая? Какое?»

- Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе.

- Составление сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов (лежи-лежит-лежу).

- Изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа (идет-иду-идешь-идем).

- Использование предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

- Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации).

- Расширение навыка построения разных типов предложений.

- Распространение предложений введением в него однородных членов.

- Составление наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

- Составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.

Формирование произносительной стороны речи

- Закрепление навыков правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода.

- Постановка отсутствующих и искаженно произносимых звуков, автоматизация их на уровне слогов, слов, предложений.

- Закрепление навыка практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.

- Формирование фонематического восприятия на основе четкого  различения звуков по признакам: глухость-звонкость; твердость-мягкость.

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

- Выделение звука из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов.

- Определение наличия звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова.

- Выделение гласного и согласного звука в прямом и обратном слогах и односложных словах.

III ПЕРИОД

(апрель, май, июнь)

Формирование лексико-грамматических средств языка

- Закрепление навыка употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (выехал-подъехал-въехал-съехал).

- Закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян-).

- Образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных (волчий, лисий), прилагательных, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк-, -оньк-

- Употребление наиболее доступных антонимических отношений между словами (добрый-злой)

- Уточнение значений обобщающих слов.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

- Формирование навыков согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:

  • с основой на твердый согласный (новый, новая, новое).
  • с основой на мягкий согласный (зимний, зимняя, зимнюю).

- Расширение значения предлогов: к-употребление с дательным падежом, от-с родительным падежом, с-со – с винительным и творительным падежами. Отработка словосочетаний с данными предлогами в соответствующих падежах.

- Составление различных типов предложений:

  • простые распространенные из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
  • предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте, с противительном союзом «или»;
  • сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими  желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы!..)

- Определение количества слов в предложении в собственной и чужой речи.

- Выделение предлога как отдельного служебного слова.

- Развитие и усложнение навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдение за серией выполняемых детьми действий.

- Закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п)

Формирование произносительной стороны речи

       - Использование в самостоятельной речи звуков [л, с, ш, с-з, р-л, ы-и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях.

      - Дифференциация звуков по участию голоса, по твердости-мягкости, по месту образования.

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

      -Формирование навыков звукового анализа и синтеза, преобразование прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов (лак-лик).

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования три в год (сентябрь, январь, май).Мониторинг позволяет провести исследование состояния речевого развития дошкольников с ОНР. В процессе мониторинга  учитель-логопед имеет возможность сравнить количественные и качественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов  в начале, середине и конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом. Кроме этого позволит выявить компоненты речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуально для каждого ребенка.

       Результаты мониторинга используются при:

  • Планировании коррекционно-образовательной деятельности (подгрупповой и индивидуальной);
  • Отборе методов, приемов и технологий;
  • Комплектовании подгрупп для организованной деятельности.

Результаты мониторинга находят отражение:  в аналитической справке,  ежегодном отчете, годовом анализе коррекционной работы учителя-логопеда ДОУ.       (Приложение № 4.).  

  В конце учебного  логопед составляет и подает администрации МБДОУ отчет (цифровой, статистический) о проделанной коррекционно-развивающей работе.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Взаимодействие с семьями воспитанников

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитании.

       Для успешного преодоления и коррекции речевых дефектов и сопутствующих нарушений логопеду необходима помощь не только воспитателей, но и родителей.

В логопедическом пункте логопед проводит для родителей открытые и совместные занятия, привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций.Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних консультациях,  еженедельно в письменной форме в индивидуальных тетрадях и на стендах родительского уголка. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.

Формы работы с родителями:

- тематические консультации для родителей;

- консультативно-методическая помощь;

- индивидуальные беседы;

- информационные стенды;

- открытые занятия. (Приложение №5. План работы с родителями)

Интеграция учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений

Планирование и организация четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей группы для детей с нарушениями речи осуществляется по направлениям: коррекционно-воспитательное, общеобразовательное.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых познавательных процессов.

   Совместная коррекционно-логопедическая работа воспитателя и логопеда в ДОУ осуществляется следующим образом:

- логопед формирует у детей первичные речевые навыки;

- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Формы работы логопеда с воспитателями:

-  консультации;

- индивидуальные беседы;

-совместная подготовка проектов . (Приложение №6. План работы с педагогами)

Взаимосвязь участников коррекционно-развивающего процесса

Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:

  • Создание единого коррекционно-образовательного пространства;
  • Оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;
  • Пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов;
  • Расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, медицинских работников, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре,  медицинских работников и  родителей.

У детей с ОНР в дошкольном возрасте  возникают трудности в усвоении программы дошкольного образовательного учреждения, они малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи таких детей оказывается более низким по сравнению с их сверстниками.

Поэтому каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ,  принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, объединение усилий всех специалистов ДОУ, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как физиологического, так психологического и социального характера.Организация,  планирование и координация психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи реализуется через индивидуальные образовательные маршруты детей.

Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Организация предметно-пространственной развивающей среды логопедического кабинета

Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов.

Организация образовательного процесса в условиях логопедического кабинета  обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком);
  •  двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх;
  •  эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  •  возможность самовыражения детей.

предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.

Предметно-развивающая среда обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей, эмоциональное благополучие, способствует укреплению и закаливанию их организма. Вся структура предметно-развивающего пространства помогает установить необходимый баланс между занятиями, самостоятельной игрой и творческими видами деятельности.

Основные принципы построения развивающей среды:

1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»).

2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды (центров песка и воды).

3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка.

5. Принцип  эстетической организации среды.

6.  Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру реализуется в выборе: темы, сюжета игры; необходимых игрушек; места; времени.

8. Предметно-пространственная среда ориентированана зону «ближайшего развития», т. е. содержит предметы и материалы, известные детям, предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, совсем незнакомые предметы и материалы.

В кабинете представлены следующие центры:

  • Центриндивидуальных занятий;
  • Центр подгрупповых занятий;
  • Центр развития фонематического слуха и звукопроизношения;
  • Центр развития мелкой моторики;
  • Центр речевого дыхания;
  • Центр подготовки к обучению грамоте;
  • Центр песка;
  • Центр методического сопровождения

Наполняемость данных центров представлена в паспорте логопедического кабинета (Приложение №7. Паспорт логопедического кабинета)

График

работы учителя-логопеда

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

2016-2017 учебный год

День недели

Время

Количество часов

Понедельник

08.00-12.00

4

Вторник

13.30-17.30

4

Среда

08.00-12.00

4

Четверг

13.30-17.30

4

Пятница

08.00-12.00

4

Количество часов в неделю

20

Циклограмма

                           деятельности учителя-логопеда

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

День недели

Вид деятельности

Часы

Понедельник

Индивидуальные /подгрупповые занятия

Работа с документацией

Индивидуальные /подгрупповые занятия

Самообразование через интернет-ресурсы

08.00-08.45

08.45-09.00

09.00-11.00

11.00-12.00

Вторник

Работа с документацией

Методическая работа с педагогами

Подготовка к занятиям

Индивидуальные /подгрупповые занятия

Индивидуальные консультации для родителей (оказание практической помощи)

13.30-14.30

14.30-15.00

15.00-15.10

15.10-17.00

17.00-17.30

Среда

Индивидуальные /подгрупповые занятия

Работа с документацией

Индивидуальные /подгрупповые занятия

Самообразование через интернет-ресурсы, работа с документацией.

08.00-08.45

08.45-09.00

09.00-11.00

11.00-12.00

Четверг

Работа с документацией

Работа над пополнением материально-методической базы логопедического кабинета

Подготовка к занятиям

Индивидуальные (подгрупповые) занятия

Консультации для родителей (посещение индивидуальных логопедических занятий)

13.30-14.00

14.30-15.00

15.00-15.10

15.10-17.00

17.00-17.30

Пятница

Индивидуальные /подгрупповые занятия

Работа с документацией

Индивидуальные /подгрупповые занятия

Самообразование через интернет-ресурсы

08.00-08.45

08.45-09.00

09.00-11.00

11.00-12.00

  • с 1 по 15 сентября проводятся диагностические мероприятия по определению уровня речевого развития
  • с 1 июня проводятся индивидуальные занятия.

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ                                                                                                                                                  Содержание образования  коррекционно-развивающей работы в группе для детей с нарушениями   речи определяется:

  1. Программами:

  • Комплексная образовательная программа дошкольного образования                        «Детство» (авторы Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.)СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» – М. Просвещение, 2016

2.Технологиями/методиками:

  • Агранович З.Е. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2014
  • Антропова Т.А., Мареева Г.А. Страна чудесных слов: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017
  • Нищева Н.В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. СПб.: Детство-пресс, 2013
  • Нищева Н.В. Веселые диалоги для развития выразительности детей с 2 до 8 лет. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014
  • Нищева Н.В. Употребление предлогов. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013
  • Морозова В.В. «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб.: Детство-пресс, 2014
  • Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь.- СПб.: Литера, 2011
  • Организация работы дошкольного логопедического пункта: Методическое пособие/ Под ред. Л.С. Вакуленко. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013
  • Журнал Логопед.

Интернет-ресурсы:http://nsportal.ru,  http://www.maam.ru,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы ДОУ на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Помимо задач развивающего обучения и всестороннего развития, основной задачей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Перечень приложений:

Приложение № 1- Годовое  планирование  коррекционно-развивающей работы

Приложение № 2 – Календарное планирование коррекционно-развивающей работы

Приложение № 3 – Журнал учета посещаемости детьми индивидуальных занятий

Приложение № 4 – Мониторинг логопедической работы

Приложение № 5 – План работы учителя-логопеда с родителями

Приложение № 6 – План работы учителя-логопеда с педагогами

Приложение № 7 – Паспорт логопедического кабинета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи» (старшая/подготовительная к школе группа)

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные уме...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи» (старшая/подготовительная к школе группа)

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные уме...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада

ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада       Учитель-логопед: ...

Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Целью программы является развитие когнитивного потенциала, социализация ребенка с синдромом Дауна, повышение его самостоятельности и автономности, создание условий для развития эмоционального, социаль...

Дополнительная общеобразовательная программа коррекционно – развивающей направленности «Абвгдейка» по профилактике фонетических нарушений для подготовки к обучению чтению и письму у детей от 6 до 7 лет

Настоящая дополнительная коррекционно-развивающая образовательная программа «Абвгдейка»  по обучению дошкольников грамоте является целостной, интегрированной по подготовке детей к шко...