Подгрупповое занятие для детей с ОНР старшей группы компенсирующей направленности в сенсорной комнате «Звук Н. На помощь Гномику»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кушнир Татьяна Николаевна

Целью данного занятия является: формирование лексико-грамматических категорий, стимуляция познавательной активности ребенка, коррекция психоэмоционального состояния.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка подгруппового занятия для детей с ОНР группы компенсирующей направленности в сенсорной комнате

на тему «Звук Н. На помощь Гномику»

для детей 5- 6 лет

Цель: формирование лексико-грамматических категорий, стимуляция познавательной активности ребенка, коррекция психоэмоционального состояния.

Задачи:

Коррекционно - развивающие: Развитие речевой активности, связной речи, речевого слуха.  Развитие общей, мелкой моторики, координации речи с движением. Развитие воображения, тактильной чувствительности, длительного выдоха, воображения. Развитие творческого самовыражения детей, способствующего развитию у них коммуникативных навыков. Развитие прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве (вверх, вниз, справа, слева). Развитие координированных движений глаз и рук.

Коррекционно – образовательные: Активизация словаря по теме «Деревья». Формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Формирование навыков выделения твердых согласных в словах (звук Н). Формирование умения образовывать относительные прилагательные, употреблять в активной речи антонимы. Совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными. Употребление в речи простых предлогов.

Коррекционно – воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, укрепление самооценки и уверенности в себе. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство сопереживания, взаимовыручки.

Оборудование: оборудование сенсорной комнаты: сенсорная дорожка, световой стол   для рисования песком, двусторонний прозрачный мольберт, рельефные мячи и валики; предметные картинки: листья деревьев, аппликация «Клен»; на листе: контуры дома с недостающими линиями; фонарик, лампа красного света, трубочки для коктейля, игрушка «Гном», искусственная сосна, маркеры, письмо в конверте.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.  Объявление темы занятия.

Учитель – логопед. Здравствуйте, дети. Сегодня утром я получила письмо:

«Ребята, я попал в беду! Сломался мой домик, а ведь зима уже на пороге! Что мне делать? Живу я за лесом на большой поляне. Гном»

- Как вы понимаете выражение «зима уже на пороге»? А что будет, если Гном не сможет отремонтировать свой домик к зиме?

 (Рассуждения детей)

- Ребята, что мы можем сделать? (Дети: поспешить на помощь и отремонтировать дом Гномика). Правильно, нам надо торопиться! Мы отправляемся в путешествие!

2. Координация речи с движением.

- Но, лес далеко. Как нам быстро до него добраться?  (Предложения детей)

Учитель – логопед. Мы произнесем нужные слова! Повторяйте за мной!

Хлопни, топни, повернись,

Перед лесом очутись!

(Дети повторяют слова и выполняют движения в соответствии с текстом)

  1. Сенсорная дорожка. Игра «Пройди по тропинке»

(На полу расстелен плед зеленого цвета, усыпанный осенними листьями (Болото). На пледе – сенсорная дорожка)

Учитель – логопед. Ребята, лес за этим болотом. Чтобы до леса добраться, надо пройти через болото по этой узкой тропинке. (Дети представляют, что идут по тропинке. Наступают на камешки, траву, веточки)

Учитель – логопед. Что чувствуют ваши ноги?  Где приятно ступать? Какая на ощупь тропинка? (Ответы детей: гладкая, шершавая, скользкая, мягкая, твердая и т.д.)

  1. Световой стол   для рисования песком. Упражнение на развитие речевого дыхания «Листья»

Учитель – логопед. Узнаем, через какой лес нам надо пройти. Подуем на песок на песочной поляне через трубочку. (Дети дуют через трубочки на песок, не раздувая щеки. Находят картинки с изображением кленового, рябинового и осинового листьев)

Учитель – логопед. Листья каких деревьев вы нашли? (Ответы детей) Лес, в котором растут клены какой лес?

Дети. Кленовый лес.

Учитель – логопед. Осины, рябины?

Дети. Осиновый, рябиновый лес.

5. «Мозговой штурм»

Учитель-логопед. А что будет, если начнут гибнуть и исчезать леса? (Ответы детей) А как мы можем защитить наши леса? (Ответы детей)

6. Двусторонний прозрачный мольберт. (С обратной стороны стекла прикреплена аппликация клена)

Учитель – логопед. Вот и лес. Какое дерево вы видите? Какой лес?

Дети. Это клен. Лес кленовый.

Учитель – логопед. Давайте поищем дорогу через кленовый лес (аппликация леса убирается). Где же дорога?

А) игра «Ладошки» Педагог и дети через стекло прикладывают свои ладони друг к другу. Затем дети по очереди прикладывают ладони друг к другу.

Учитель – логопед. Дорогу через лес нам поможет найти солнечный зайчик! Ловите его!

Б) игра «Солнечный зайчик» Педагог светит фонариком с обратной стороны стекла в разных местах мольберта (вверху, внизу и т. д.) Дети должны «поймать» «зайчика» через стекло.

Учитель – логопед. Где спрятался солнечный зайчик?

Дети. Вверху, справа, внизу, за кленом, под кленом, над кленом)

Учитель – логопед. А вот и сломанный дом Гномика.

В) игра «Дорисуй дом» Детям предлагается с помощью маркеров дорисовать недостающие линии контура дома, нарисованного на листе картона и прикрепленного с обратной стороны стекла мольберта. 

Учитель – логопед. Вы молодцы, помогли Гномику отремонтировать его домик, и он не замерзнет зимой!

7.Массаж рук. Упражнение «Елочка» (Дети подходят к полянке. Полянка: стол засыпан осенними листьями и сосновыми иголками, в центре стоит искусственная сосна. Под сосной игрушка «Гном»)

Учитель – логопед. Мы подошли к полянке. На поляне растет дерево. Какое?

Дети. Сосна.

 Учитель – логопед. Какая она?

Дети. Высокая, зеленая, колючая.

(Педагог раздает рельефные мячи и валики и предлагает детям произнести за ним слова, вращая предметы между ладонями)

Учитель-логопед. У сосны, у елки колючие иголки! (Дети произносят слова, одновременно вращают предметы в ладонях, то, усиливая, то, уменьшая нажим)

Учитель – логопед.  А где же Гномик?

Дети. Под сосной!

8.Сюрпризный момент. Релаксация.

Учитель – логопед. Гномик благодарен вам, ребята и, зажигает для нас свой любимый фонарь, чтобы мы не заблудились по дороге в детский сад. Нам пора возвращаться! (Включается воздушно-пузырьковая труба «Ручеек»)

9.Сенсорная дорожка. Игра «Пройди по тропинке»

Учитель – логопед. Дети, пока мы идем по тропинке в детский сад, назовите слова, прозвучавшие во время путешествия, в которых вы услышали звук «Н»

Дети. Гномик, тропинка, песочная поляна, клен, осина, кленовый, осиновый, рябиновый, солнечный, фонарь, сосна.

10.Итог занятия.

Учитель – логопед. Почему нам пришлось отправиться в путешествие?

Дети.  Гномик попал в беду.  Надо было помочь ему. 

Учитель – логопед. А что мы для это сделали?

Дети. Чтобы помочь Гномику мы прошли через болото, нашли дорогу через лес, отремонтировали его дом.)

(Оценка работы детей педагогом и детьми)

                                         

                                            Литература

  1. Колос, Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: практические рекомендации / Г.Г. Колос. – 4-е изд. – М: АРКТИ, 2010. – 80 с.
  2. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии: [пособие] / В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.- 109, [2]с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подгрупповое занятие с элементами логоритмики в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР и ФФНР «Профессии в детском саду»

Данный конспект, надеюсь, поможет Вам вместе с детьми совершить увлекательное путешествие по детскому саду. Повторить и закрепить  знания детей о профессиях в детском саду. При помощи логоритмиче...

Конспект открытого подгруппового занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект открытого подгруппового занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности. Название: «В поиске солнечных лучиков» Форма: Игра-путешествиеТема: «Весн...

План работы с детьми 5-7 лет группы компенсирующей направленности в сенсорной комнате

План занятий на учебный год с детьми 5-7 лет группы компенсирующей направленности в сенсорной комнате....

КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»

Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...

Конспект подгруппового занятия для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности. Тема "Покормим птиц"

Закрепление навыков дифференциации звуков С-Ш. Используемые технологии: дыхательная гимнастика; самомассаж пальцев; пальчиковая гимнастика; упражнение на развитие общей моторики....