Познавательный, исследовательский проект "Мир насекомых"
проект по логопедии (старшая группа)

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в природе.  Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие существа всегда вызывают интерес у детей. Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, жучков, бабочек - мир насекомых.

Проект разработан для воспитанников старшей логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye_prekt.docx41.27 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мир насекомых» в старшей логопедической группе.

Сентябрь 2019

Цель проекта: создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых.

Возраст детей: 5-6 лет.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, учитель - логопед.

Проблема: формирование навыков правильного поведения детей в природе.

Игровая мотивация: помочь детям понять своеобразие каждого насекомого, его уникальность.

Актуальность проекта:

Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому проект направлен на то, чтобы дети группы научились любить и беречь окружающий мир. И мы начали эту работу с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается интересным и занимательным.

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в природе. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие существа всегда вызывают интерес у детей. Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, жучков, бабочек - мир насекомых.

Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут? На сколько велика их роль в природе?

Если ребёнка научить понимать всю важность роли в экологической цепи, то он несомненно будет ценить и беречь всё, что его окружает.

Цель проекта: развитие познавательного интереса старших дошкольников к изучению особенностей мира насекомых, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о природе, воспитывать желание и стремление сохранять окружающий мир.

Задачи проекта:

Общеобразовательные:

- расширение и систематизация знаний детей о насекомых, их разнообразии, местах обитания, характерных особенностях;

- формирование познавательного интереса к насекомым.

Воспитательные:

- воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе.

Развивающие:

- усваивать лексико – грамматические категории, активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь;

- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать эмоциональную отзывчивость.

Методы и формы работы:

- наблюдения

- беседы

- рассматривание иллюстраций

- настольные игры

- подвижные игры

- пальчиковые гимнастики

- дидактические игры

- заучивание стихотворений, пословиц

Предполагаемый результат:

- Консультации для родителей на темы: «Первая помощь при укусах насекомых».

- Дидактические игры, пособия, методические материалы для проведения НОД.

- Презентация собранных материалов (фотоотчёт).

Работа над проектом:

I этап – аналитический

1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей.

2. Вовлечь дошкольников в решение проблемы.

3. Определить задачи и предполагаемый результат проекта.

4. Наметить план движения к цели для поддержания интереса детей и их родителей.

5. Обсудить с родителями возможность проведения и содержание возможных совместных мероприятий проекта.

6. Собрать материал, информацию.

7. Разрабртать задания вне детского сада родителям и детям.

II этап – созидательный

1. Проведение намеченных мероприятий.

2. Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала участниками проекта.

3. Сбор и обобщение материала, подготовка к презентации.

III этап – обобщающий

1. Проведение намеченных мероприятий.

2. Самостоятельные творческие работы.

3. Сбор и обобщение материала, показ презентации, фотоотчёта по проделанной работе.

Мероприятия по реализации

Игровая деятельность

Дидактические игры

1. «Собери насекомое» из многоугольников.

2. «Четвёртый лишний»

Воспитатель: Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвертый лишний»:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, бабочка;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;

10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

3. «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе).

- Муравей сидел около… .

- Божья коровка полезла по … .

- Жук спрятался под… .

- Муха села на… .

- Гусеница сидела на… .

- Муха ползла по… .

4. «Хорошо-плохо»

Воспитатель: «Что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут

Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые — это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять.

5. «Один – много»

1 муха - много мух.

1 комар - много комаров.

Словарь: бабочка, стрекоза, кузнечик, паук, шмель, пчела и др.

6. «Закончи предложение»

Майский жук большой, а божья коровка… (маленькая).

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы… (длинные).

У жука усы толстые, а у бабочки… (тонкие).

У шмеля спина широкая, а у водомерки… (узкая).

7. «Назови ласково»

Комар — … (комарик)

Жук – … (жучок)

Пчела – … (пчелка)

Усы – … (усики)

Лапы – … (лапки)

Голова – … (головка)

Муравей — … (муравьишка)

Муха – … (мушка)

8. Составление описательных загадок о насекомых с опорой на мнемотаблицу.

9. «Подбери признак»

Бабочка какая?

Муравей какой?

Пчела какая? Т.д.

10. Двигательная деятельность

- Физкультминутка «Бабочка»

- Подвижная игра «Поймай комара», «Птицы и бабочки»

- Пальчиковая гимнастика «Гусеница», «Паучок», «Червячки», «Жук»

Познавательно-исследовательская деятельность

- Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т. д.).

- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада и на природе с родителями.

-Подбор иллюстраций, картинок о насекомых из старых журналов, книг, из интернета.

- Конструирование насекомых при помощи счётных палочек.

Коммуникативная деятельность

- Беседы-обсуждения «В чём польза насекомых, «Кто такие насекомые, чем они отличаются от других существ?», «От чего зависит окраска насекомого, «Польза муравьев, стрекоз, тараканов», «Интересные факты из жизни насекомых», «Почему божья коровка красная», «Паук и дождевые черви – это насекомые или нет?».

Составление рассказов по теме проекта.

Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга».

Примерные вопросы:

1. Как вы думаете, что такое луг?

2. Чем насекомые отличаются от птиц?

3. Чем похожи жук, стрекоза и бабочка?

4. Как вы считаете, насекомые полезны?

5. Если бы ты был насекомым, то каким?

Чтение художественной литературы.

Чтение и заучивание стихов, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок о насекомых.

Чтение и обсуждение произведений Н. Романовой «Что узнал дождевой червяк», К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук», И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», В. Драгунского «Он живой и светится» и. т. д.

Продуктивная деятельность

Рассматривание иллюстраций к книгам

Рисование

Раскраски «Мир насекомых»

Рисование красками картинки «Бабочка» с использованием нетрадиционных методов.

Аппликация

Коллективная аппликация «Божья коровка» (познакомить детей с новым видом аппликации – мозаика, развивать воображение, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность)

Трудовая деятельность

Беседы «Каких насекомых можно назвать трудолюбивыми?», «Откуда у нас мёд?», «Трудолюбивый муравей».

Музыкальная деятельность

Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля».

Работа с родителями

В начале проекта воспитанникам совместно с мамами, папами было предложено изучить жизнедеятельность одного насекомого на выбор, оформить свои знания в виде книги и на одном из занятий поделиться своими знаниями с ребятами группы.

Результаты проектной деятельности

1. Сформировался устойчивый интерес детей к природе.

2. Повысился уровень экологической грамотности воспитанников, сложилась система знаний детей о насекомых.

3. У детей воспиталось чувство сопереживания и желание помочь маленьким обитателям.

4. Значительно обогатился словарный запас воспитанников группы, расширился опыт употребления в речи грамматических категорий, улучшилась связная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект «Насекомые вокруг нас»

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится ...

Познавательный исследовательский проект «Насекомые»

Познавательный исследовательский проект «Насекомые»...

Познавательно-исследовательский проект «Насекомые»

Данный проект формирует у детей элементарные представления о насекомых, реалистическое представление об окружающей нас природе. Развивает умение делать выводы, устанавливая причинно-сле...

Познавательно- исследовательский проект «Насекомые» старшего дошкольного возраста

Познавательно-  исследовательский проект «Насекомые» старшего дошкольного возраста...

ПРОЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ «Царство насекомых»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад 16 оздоровительной направленности»     ПРОЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ«Царство насеком...

Познавательно-исследовательский проект "Насекомые вокруг нас"

Проект ориентирован на изучение вопросов,связанных с разнообразием видов насекомых,образом их жизни....

Познавательно-исследовательский проект « Насекомые» (группа раннего возраста)

Животный мир огромен, однако подавляющее большинство его видов недоступно для близкого контакта с ним детей. В то же время объектами для наблюдения могут стать такие животные, которые окружают нас в п...