КОНСПЕКТ занятия: «Одинокий лебедь»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Илюхина Оксана Викторовна

Развитие связной речи по теме "Перелетные птицы" у детей С ОНР в подготовительной логопедической группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odinokiy_lebed.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

комплексного занятия:

«Путешествие в сказку: «Одинокий лебедь»

Тема:  «Развитие связной диалогической речи по теме: «Перелетные птицы»

Тема: «Перелетные птицы».

Программное содержание:

  1. Развитие диалогической связной речи.
  2. Актуализация словаря по темам: «Перелетные птицы», «Осень».
  3. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов –АТ; -ЯТ).
  4. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза.
  5. Развитие координации движений и мелкой моторики.
  6. Развитие зрительного и слухового внимания.
  7. Воспитание бережного отношения к природе.
  8. Развитие творческого воображения.

Оборудование:

Иллюстрация к сказке; сюжетные картинки к сказке «Одинокий лебедь». Магнитофон. Осенние листья разных цветов; Аудиозапись  Предметные картинки с изображением птиц, ребус «Грач», природные материалы для поделки, зеркало.

Ход занятия:

Логопед: Ребята, посмотрите, на какой чудесной осенней поляне мы очутились, сколько вокруг разноцветных листьев! Давайте вспомним  и скажем, какая бывает осень?

Пример: Осень теплая, ..осень золотая  и т.д.

Логопед: Сегодня я приглашаю вас в осеннюю сказку. Если вы хотите попасть в нее,  выполните мои задания.

Упражнение: Кто лишний?

Логопед открывает наборное полотно, на котором выставлены предметные картинки: ласточка, грач, лебедь, аист, снегирь, журавль.

Логопед: Посмотрите внимательно и подумайте, какая картинка здесь лишняя? Почему? Постарайтесь ответить на мой вопрос не одним словом, а предложением.

Дети: Здесь лишняя картинка, на которой нарисован снегирь, потому что снегирь зимующая птица, а все остальные – перелетные.

Логопед: А каких птиц мы называем перелетными?

Дети: Перелетными мы называем тех птиц, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются обратно.

Разгадывание ребуса.

Логопед: А теперь давайте постараемся разгадать ребус, чтобы узнать название перелетной птицы.

Логопед помещает на наборное полотно карточку с изображением врача.

Логопед: кто нарисован на картинке?

Дети: врач

Логопед: Замените звук «В» на звук «Г» в слове врач. Название, какой перелетной птицы у вас получилось?

Дети: получилось название перелетной птицы «грач».

Логопед: Молодцы! Вы справились с моими заданиями. Рассаживайтесь удобнее  на ковре и слушайте сказку. Сказка называется: «Как лебедь остался один».

4. Рассказывание логопедом сказки.

Логопед: Наступила осень. По небу плыли рваные черные тучи. Листья на деревьях стали красными, оранжевыми, желтыми. В выходной день девочка пошла на прогулку в парк. Под ногами шуршала опавшая листва. Разноцветные листья кружились в воздухе.

-   Осень, осень к нам пришла

     И в подарок принесла

     Листик клена,

     Лист березы.

     Лист осины,

     Лист дубка!

     Чудо – осень! Хороша!

Возьмите в руки осенние листочки. Давайте  покружимся вместе с ними.

 (Дети свободно кружатся под музыку)

Подбросьте листочки вверх. Какой красивый листопад у нас получился.

Логопед: Садитесь на стулья.

(Музыка выключается, и дети садятся на стулья) 

Продолжим нашу сказку.

Логопед: Итак, девочка пошла на прогулку в парк. Вдруг она увидела на зеркальной глади пруда прекрасного белого лебедя. Он медленно плыл, печально опустив голову. Девочка вспомнила, что летом видела здесь двух лебедей с целым выводком лебедят. Их было семеро.

Логопед: Сколько лебедят вывелось у лебедей?

Дети: Семеро.

Логопед: Давайте их пересчитаем. Приготовьте пальчики.

5. Упражнение «Лебедята»

Дети считают: «Один лебеденок, два лебеденка, …», и, одновременно, загибают пальцы рук, начиная с мизинца правой руки.

6. Игра: «У кого, кто?»

Логопед: А теперь давайте вспомним, как называются птенцы других перелетных птиц.

-У скворца – скворчата.

-У гуся – гусята.

-У утки – утята.

-У журавля – журавлята.

Логопед: Продолжаем нашу сказку. Вдруг девочка услышала у себя над головой чьи-то голоса. Она подняла глаза, и увидела двух ворон, которые беседовали между собой.

-Да, все лебеди улетели, - сказала старая ворона.

-А почему остался этот красавец? – спросила ворона, которая была помоложе.

-Злые люди хотели поймать его лебедят, он защищал их и сломал крыло. Все лебедята выросли и улетели на юг, а этот, со сломанным крылом, улететь не смог, и теперь будет зимовать в парке, - ответила ей старая ворона.

Девочка посмотрела на лебедя, и ей стало очень жаль его.

-Ведь он остался совсем один, подумала она, и решила, что зимой будет обязательно приходить в парк и кормить лебедя хлебом. И все-таки девочке было грустно. Начинался нудный осенний дождь. Девочка раскрыла зонт и пошла домой. У ворот она обернулась и посмотрела на лебедя. Он все также медленно кружил по пруду, печально опустив голову.

Логопед: Осень, хоть и печальное, но очень красивое время года. Это и время сбора урожая. Давайте вспомним поговорки об осени:

-Осенью серенькое утро, красненький денек.

-Осень – запасиха, зима – подбериха.

-Осень со снопами, зима с пирогами.

-Осенняя муха сильнее кусает.

-Гуси летят – зимушку на хвосте тащат.

-Лебедь несет на носу снег.

Логопед: Ну а теперь побеседуем с вами о сказке.

7. Беседа по сказке.

Логопед: Какую сказку я вам рассказала?

Дети: Сказка называется «Как лебедь остался один».

Логопед: Расскажите, какое время года описано в сказке?

Дети: Наступила осень. По небу плыли тучи. Листья на деревьях стали желтыми.

Логопед: Куда пошла девочка?

Дети: Девочка пошла на прогулку в парк.

Логопед: А почему в сказке лебедь остался один?

Дети: Он защищал своих лебедят от злых людей, сломал крыло и не смог улететь на юг. А другие лебеди улетели.

Логопед: А почему ворона назвала этих людей злыми?

Дети: Эти люди хотели поймать лебедят,

Логопед: Ребята, как нужно относиться к природе?

Дети: К природе надо относиться бережно. Пусть птицы живут на воле, их не надо ловить.

Логопед: Где же остался зимовать лебедь?

Дети: Он будет зимовать в парке.

Логопед: А что решила девочка?

Дети: Девочка будет приходить зимой в парк, и кормить лебедя хлебом.

Логопед: Какое у вас было настроение, когда я рассказывала вам сказку и читала стихотворение?

Дети: Было грустно. Было очень жалко лебедя.

Логопед: Чтобы вам не было так грустно, давайте сделаем поделку «Лебеди в пруду».

8. Коллективная работа над поделкой из природного материала.

(Дети заранее сделали лебедей на занятии ручным трудом. Логопед раскладывает на столе мох, лебедей, маленькие сухие листочки с декоративного кустарника, пластилин, камешки.

Логопед: Рассмотрите все, что я приготовила для поделки. Как вы думаете, для чего я принесла зеркало?

Дети: Это будет пруд.

Логопед:  Хорошо. Положим зеркало на середину стола и представим, что это пруд. Чем мы можем окружить пруд?

Дети: Давайте окружим его мхом и камешками. Дети закрепляют мох и камешки по краю зеркала с помощью пластилина.

Логопед: Что мы сделаем, чтобы было видно, что наступила осень?

Дети: Мы положим кругом разноцветные осенние листочки.

Логопед: Ну а теперь давайте посадим в пруд наших лебедей.

Логопед помогает детям. Все вместе рассматривают поделку. Логопед положительно оценивает работу детей.

9. Организация окончания занятия.

Логопед: Где мы побывали сегодня?

Дети: Мы побывали в сказке «Как лебедь остался один».

Логопед: Чем мы занимались сегодня?

Дети: Мы слушали сказку, играли в игры, разгадывали ребус, слушали музыку, делали поделку.

Логопед: Если вам понравилась сказка, расскажите ее маме и папе, а потом попробуйте нарисовать картинку к сказке. Постарайтесь передать в картинке свое настроение. А завтра мы устроим выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи

Конспект занятия по развитию речив подготовительной к школе группена тему:«Рассматривание картины «Школа»...

Конспектзанятия "Снегири на ветке рябины"

Цель: Учить детей рисовать  птиц. Задачи: Учить детей отражать в рисунке представление о зимующих птицах – снегире;      Закреплять умения детей делать на...

КОНСПЕКТЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БОЛЬШОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

В ходе занятия дети закрепляют знания о различных видах транспорта....

Конспектзанятия ФЭМП "Путешествие в космос" в формате сидим дома(с 06.04 по 10.04.2020г.)

КонспектНепосредственной образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийна тему: «Путешествие в космос» для детей средней гру...

Конспектзанятия поФЦКМ Дорожные знаки

Конспект занятия в разновозрастной группе по формированию целостной картины мира «Дорожные знаки»Цель: совершенствовать представления о дорожных знаках.Задачи: Образовательные:...

Конспектзанятия по окружающемумиру "Овощи и фрукты"

КОНСПЕКТ НОД В МЛАДШЕЙ ГРУППЕПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМПО ТЕМЕ: «ФРУКТЫ И ОВОЩИ».Цель: расширять представления детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследо...