Методика коррекционной работы при коррекции нарушений голоса
учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)

В данном материале представлена методика коррекционной работы при коррекции нарушений голоса, описаны этапы коррекционной работы, и упражнения, которые можно включить в коррекционную работу по формированию голоса у детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_nar_golosa.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Методика коррекционной работы при коррекции нарушений голоса        3

Этапы коррекционной работы        4

Упражнения по коррекции нарушения голоса у детей        9

Заключение        12

Список использованных источников        13

Методика коррекционной работы при коррекции нарушений голоса

Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз.

В зависимости от этиологии и механизма нарушения голоса при его восстановлении выдвигаются две задачи.

Первая задача определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма. Компенсация может наступать только с включением значительного числа физиологических компонентов, расположенных в различных частях нервной системы и рабочей периферии.

Второй задачей является ликвидация патологического способа голосообразования, то есть нужно создать «такую разветвлённую систему возбуждений или побуждающих мотивов, которые по силе своих возбуждений значительно превосходили бы силу возбуждения нежелательной деятельности».

Для реализации этих задач требуется:

1) активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани;

2) предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата, то есть появление псевдоорганических наслоений при функциональных расстройствах;

3) положительное воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций;

4) восстановление утраченных кинестезий голосоведения, то есть непосредственно самой фонации;

5) восстановление координации дыхания и фонации.

В зависимости от задачи восстановления применяются дифференцированные приёмы обучения, однако для всех форм нарушений голоса можно определить общие этапы коррекционной работы:

  • рациональная психотерапия;
  • коррекция физиологического и фонационного дыхания;
  • тренировка кинестезий и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями;
  • автоматизация восстановленной фонации.

Перед началом занятий для установления контакта, взаимопонимания выясняется, что является определяющим в настроении и поведении обучающегося, как он относится к своему дефекту. Это позволяет правильно выбрать тактику поведения и приемы убеждения. При первой беседе объясняется сущность нарушения, в доступной форме раскрывается механизм голосообразования, намечаются пути восстановительной работы.

Обучающегося необходимо убедить в обратимости нарушения, вселить бодрость, надежду на успех восстановления и одновременно поставить перед ним условие активного включения в восстановительный процесс. Механическое выполнение упражнений не приведет к положительному результату. Психотерапевтическая направленность осуществляется на протяжении всего обучения. Для взрослых прогноз восстановления должен быть реалистическим. Следует заранее предупредить, что в некоторых случаях функция голосового аппарата не полностью восстанавливается, а голос не всегда достигает нормы. Но обязательно увеличивается его сила, звучность, исчезает утомляемость при речевой нагрузке, нормализуется дыхание.

Этапы коррекционной работы

Психотерапия.

Занимает существенное место в коррекционной работе. Основная задача психотерапии – оздоровление психики детей. Оздоравливающее воздействие на обучаемых детей оказывает и прямая психотерапия.

Под косвенной психотерапией понимается обстановка, коллектив, отношение обслуживающего персонала, режим, игры и т.д.

Прямая психотерапия – это лечебное воздействие словом в виде разъяснения, убеждения, внушения и обучения. В современной психотерапии различают два основных вида воздействия словом: рациональную и суггестивную терапию.

Для маленьких детей рациональная психотерапия выражается в использовании разнообразных игровых приёмов, красочного дидактического материала, труда, музыки, ритмики. Эти формы психотерапии тесно смыкаются с психопрофилактикой и психогигиеной.

Коррекция физиологического и фонационного дыхания.

Основой качественного голосообразования является правильная организация речевого выдоха или опоры дыхания.

Опоры дыхания – это термин, употребляемый в речевой и вокально-педагогической практике, определяющий сознательное замедление фразы выдоха, благодаря точной координированной работе мышц – вдыхателей и выдыхателей. Опора дыхания вызывает своеобразное ощущение столба воздуха, поддерживаемого внизу мышцами брюшного пресса и упирающегося в нёбный свод.

Опорный пояс голоса – мышцы живота и спины. Голос формируется в нижней части живота. Главная задача логопеда – скоординировать работу этих мышц с голосоведением. Голос – озвученное дыхание, и если дыхание свободно, то и голос свободный.

Так как дети неправильно используют выдох, пользуются только верхним дыханием, проводятся упражнения по развитию нижерёберного дыхания и нижних резонаторов. Такие упражнения позволяют поставить голос на опору, снять завышенное звучание и сформировать длительный экономный выдох, а также увеличивают ёмкость лёгких и улучшают подвижность грудной клетки. Для этой цели можно использовать «отдышечные упражнения»:

1. Ложимся на живот, руки за голову, на выдохе произносим «ф», животом отталкиваемся от пола.

2. Руки на поясе, произносим «ф» на выдохе и стараемся животом разорвать руки.

3. Обвязываем широким поясом чуть ниже талии и пробуем раздвинуть узел мышцами живота, на выдохе произносим «ф».

4. Правое колено к левому локтю – выдох «ф», и наоборот.

5. Наклоняемся – выдох «ф».

Для коррекции физиологического дыхания используют различные виды дыхательной гимнастики. Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика Стрельниковой, которая тонизирует и тренирует группы мышц, нужные для голосоведения. Основной принцип этой гимнастики – неправильное, парадоксальное дыхание – вдох на скрученной грудной клетке и шумный короткий выдох.

На первом этапе губы и зубы разомкнуты, затем сомкнуты. Во всех позициях плечи, шея и голова напряжены. Количество знаков должно делиться на 8, так как это не сбивает ритм сердца.

Упражнения:

1. Резкий вдох носом – голова в сторону – 8 раз по 4 – в одну и по 4 – в другую сторону.

2. Обнять себя за плечи – резкий вдох носом – 8 раз.

3. «Понюхать» коленку 4 раза по 4.

4. Плечи поднять – вдох, опустить – резкий выдох – 8 раз.

5. Руки перед грудью вверх – вдох, вниз – выдох – 8 раз.

6. «Насос» - наклоны полностью, не распрямляясь, резкий вдох и выдох – 8 раз.

Речевое дыхание – это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны, поэтому необходимо выработать в процессе занятий плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование.

Тренировка кинестезий и координаций голосового аппарата фонопедическими упражнениями.

В логопедической практике при постановке голоса опираются на приёмы, используемые отечественными и зарубежными специалистами, педагогами по вокалу и сценической речи.

В работе над голосом большое значение имеет умение говорить и петь на открытом глотке. При постановке голоса необходимо вызвать и запомнить ощущение открытой глотки. Этого можно добиться, активизируя движение мягкого неба. Для этого ребенка учат открывать глотку указательным пальцем. Указательный палец вводят глубоко в рот, не прикасаясь ни к языку, ни к мягкому небу. На начальных этапах это упражнение выполняет логопед, а затем ребенок выполняет его самостоятельно. Затем логопед уточняет правильную артикуляцию гласных звуков и обучает ребенка «вынимать указательный пальцем гласные звуки». Ребенок вводит глубоко в рот указательным палец, глотка рефлекторно открывается, на выдохе «вынимается» долгое «а», как озвученное дыхание, а затем подобным образом отрабатываются остальные гласные в следующем порядке: «о», «у», «ы», «и», «э». После того, как таким образом отработаны все гласные звуки, можно переходить к следующему упражнению— «Цветок». Упражнение выполняется так: ребенку предлагается понюхать вырезанный из бумаги маленький цветок — рука отведена в сторону, цветок плавно подносится к носу — вдох; рука медленно поднимается вверх на выдохе пропевается «а», рука медленно плавно опускается вниз — продолжаем пропевать «а». Таким образом отрабатываем все гласные звуки в том же порядке. Далее «нюхаем цветок» и распеваем два звука на подъеме и два звука на спуске «ао-оа»; затем три звука на подъеме и три на спуск «аоу-уоа»; далее четыре звука «аоуы-ыуоа»; пять звуков «аоуыи-иыуоа» и, наконец, шесть звуков «аоуыиэ-эиыуоа». Все эти упражнения выполняются на одном выдохе. Если ребёнок прерывает пропевание и пытается вдохнуть, то упражнение выполняется снова.

Работая над голосом, необходимо помнить о тесной всаимосвязи речевой и певческой функции.

Используя пение в коррекционной работе, можно добиться лёгкости и непринуждённости звукоизвлечения, затем перенести эти навыки в речь. Во время пения следует следить за положением рта. Важно, чтобы губы при пении не напрягались и полностью раскрывался рот. Целесообразно использовать «жестовое пение», когда все пропеваемые гласные связываются с определёнными кодовыми знаками. Когда голос звучит на опоре и не «зажат», звуки сначала произносятся как бы механически и в них «нет жизни». Поэтому необходимо постоянно уточнять артикуляцию.

По Д.Е. Огородникову «артикуляция – это своего рода и жестикуляция, только более тонкая и более богатая. Техника артикуляции определяет технику дикции».

Закрепляя правильное голосоведение, используем пропевание гласных звуков с жестами (жестовое пение). В ходе этой работы звуки пропеваем ниже или выше, тише или громче.

Для правильного голосоведения большое значение имеет артикуляция. Для развития артикуляции можно использовать традиционную артикуляционную гимнастику, активизирующую мышцы губ, языка, глотки и гортаноглотки.

Голос становится тусклым, если не работают резонаторы. Для активизации резонаторных зон используется резонаторный массаж (постукивание пальцами рук по частям тела).

1. Постукивание по груди – звучим «м».

2. Лоб от центра к вискам – звучим «м, н, ми, ни».

3. Крылья носа – зажимать и отпускать ноздри – «м-м-м».

4. Постукивать над верхней губой «ви-ви-ви».

5. Постукивать над нижней губой «зи-зи-зи».

6. Постукивать по второму подбородку ребром ладони «м-м-м» (губы сомкнуты, челюсти разомкнуты).

7. По спине в области лопаток – звучим – «м-м-м».

8. Кончик языка между губами – звучим – «м-м-м».

Развитию диапазона детского голоса способствуют такие упражнения, как:

  • работа над скороговорками, следуя за чёткой артикуляцией, вначале в медленном темпе, а потом в обычном разговорной манере;
  • использование слов и стихотворных текстов – голос при этом движется, как по лестнице – живот, грудь, ротовая полость;
  • сомкнуть зубы и выговаривать словосочетания и скороговорки за счёт губ, а затем свободно;
  • озвучка: один произносит без голоса знакомые скороговорки, а другой синхронно озвучивает;
  • пение отдельных слогов – «ма, мо, му, на, но, ну» по хроматической гамме в наиболее удобной для ребёнка тональности на опоре дыхания и в «маске»;
  • пение несложных мелодий, в которых сначала пропеваются только гласные, а затем всё полностью.

Автоматизация восстановленной фонации.

Задача этого этапа – закрепление навыков в спонтанной речи, воспитание выносливости к голосовым нагрузкам, научить ребёнка пользоваться громким, звонким голосом легко, свободно, без напряжения, утомления и форсирования звука, совершенствование техники речи. На этом этапе преобладают самостоятельные тренировки под контролем логопеда. Дети умеют выбирать оптимальное для себя звучание, фиксировать внимание на интонации. Навыки, полученные на занятиях с логопедом, закрепляются самостоятельно и автоматизируются в спонтанной речи.

Все занятия с детьми необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Они должны быть эмоциональными, яркими, живыми, образными, наглядными, доступными и разнообразными.

Упражнения по коррекции нарушения голоса у детей

Артикуляционная гимнастика.

Одновременно с психотерапией проводится артикуляционная гимнастика. Цель этой гимнастики – выработать чёткость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования.

Примерные артикуляционные упражнения:

1. Движения языка: высовывание языка; укладывание языка за верхнюю и нижнюю губу; щёлканье языком и т.д.

2. Движение губ: вытягивание губ вперёд трубочкой; растягивание губ в стороны (улыбка) и т.д.

3. Движение челюстей: опускание нижней челюсти, имитация жевания и т.д.

4. Движения мягкого нёба: покашливание, зевота, произнесение гласного звука а на твёрдой атаке и т.д.

5. Расслабление мышц шеи: опускание головы вниз; повороты головы вправо-влево и т.д.

6. Движение гортани и голосовых складок: поглаживающий и вибрационный массаж гортани; подражание мычанию и т.д.

7. Упражнения для развития чёткой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания (работа над дикцией):

1) произнесение гласных медленно, сначала одной артикуляцией, затем на шепоте и громко

а-о-у-ы-э произнесение гласного ряда: а-э, о-у произнесение двух гласных на одном выдохе; о-у-и произнесение трёх гласных на одном выдохе; а-о-у-э произнесение четырёх гласных на одном выдохе;

2) произнесение слогов и слов на выдохе, на шёпоте, что подготавливает артикуляционный, дыхательный и голосообразующий аппараты к последующим интенсивным голосовым упражнениям (па-по-пу-пы-пэ, пап-пап-пап на одном выдохе);

3) произнесение пословиц, поговорок, скороговорок одной артикуляцией, на шёпоте и громко;

Все бобры добры для своих бобрят. (отработка звука б)

Колпак на колпаке, под колпаком колпак. (отработка звука п)

Нашего непоседы ни дома, ни у соседа. (отработка звука н)

На безрыбье и рак – рыба. (отработка звука р)

Развитие силы голоса.

Сила голоса зависит от уровня подсвязочного давления воздуха и плотности смыкания голосовых складок. Если мы хотим увеличить силу звука в два раза, мы должны увеличить подсвязочное давление в четыре раза. Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств.

Упражнения:

  • удлиненное произнесение звуков (при средней громкости голоса)

у________ у_________

о________ о_________

а________ а_________

з________ з_________

ж________ ж________

  • постепенно произнесение звуков на одном выдохе всё более удлиняется, но сила голоса остаётся неизменной (средней)

ау________ ув________ ав________

аи________ ус________ас_________

ои________ уш________ аш________

  • усиление голоса: артикуляция – шёпот – тихо – громко (о о о о ау ау ау ау ауи ауи ауи ауи);
  • ослабление звука: громко – тихо – шёпот – артикуляция: ж ж ж ж эу эу эу эу аза аза аза аза;
  • усиление голоса с увеличением длительности звучания: а__а__а__а ау__ау__ау__ау;
  • счёт с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1;
  • чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса

Развитие высоты голоса.

Изменение высоты голоса – одно из наиболее значительных средств его выразительности. Высота голоса создаёт мелодику тона, то есть движение голоса вверх и вниз. Мелодика тона окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли: осуждения, разочарования, восхищения и т.д.

Упражнения:

  • речевое произношение: повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетание из двух и трёх звуков, слогов
  • «укачивание» (имитация укачивания ребёнка, куклы)
  • напевное произнесение

Развитие тембра голоса.

Тембр (окраска) голоса зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, от его строения и функции.

Выработка звонкого, собранного, свободного звучания голоса. Развитие диапазона голоса.

  • произнесение сонорных согласных (м, н) с гласными (ммуммоммэммиммамм);
  • повышение и понижение голоса на сонорных согласных м, н с паузами и без пауз (то речевым, то полунапевным способом произнесения): мму мму, мму мму;
  • для тренировки собранного звучания предлагается упражнение «Гудок» - произнесение гласных у, о, а в одной тональности, в «позиции резонатора», а затем с повышением и понижением голоса
  • произнесение фраз слитно, на стоне, сначала монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса (сонорные согласные при этом удваиваются) (Мам, мёду нам);
  • произнесение стихотворений на стоне с изменением диапазона голоса (стихотворения должны быть короткими и несложными).

Развитие мелодико-интонационной стороны речи при помощи упражнений, развивающих модуляции, тембр, диапазон голоса.

Интонация является одним из важнейших выразительных средств речи. Она уточняет семантическую сторону речи, выявляет её эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействия на слушателя. Интонация проявляется в мелодическом, силовом и тембральном звучании голоса, а также в ритмико-темповой организации речи.

Огромное эмоциональное влияние на детей оказывают русские народные сказки, песенки, потешки, считалки. При чтении сказок ребёнок подражает голосам сказочных героев.

УУУУ – громко и низко рычит Михайло Иваныч

УУУУ – рычит Настасья Петровна не так громко

Уууу – тихо пищит Мишутка

Заключение

Безусловно, степень выразительности голоса определяется его природными возможностями, но систематическая тренировка делает голос более выносливым.

Одним из самых важных факторов предупреждения нарушений голоса у детей является обучение технике голосоведения и речи, знание правил гигиены голоса и их соблюдение.

Знание по гигиене голоса, бережное отношение к своему голосовому аппарату, систематические занятия по воспитанию правильной техники голосообразования и голосоведения, расширению диапазона звучания и повышению выносливости голоса позволяют не только исправить нарушения голоса, но и развить природные качества голоса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей.- М.: Айрис-пресс.

2. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей. – М.: АСТ: Астрель.

3. Таптапова С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Кн. для логопеда. — М.: Просвещение, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов

В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднение в произнесении отд...

Статья. Коррекция нарушений голоса у неслышащих детей.

В статье разьясняются способы коррекции нарушений голосовой функции у неслышащих детей. Предложены виды выработки голоса, звуков, слогов при помощи различных средств....

Методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов

В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова....

«Содержание этапов логопедической работы по коррекции нарушения голоса у детей»

                      Целью сообщения «Содержание этапов логопедической работы по коррекции нарушения голоса у детей» является...

Содержание этапов логопедической работы по коррекции нарушения голоса у детей

Расстройства голосовой функции у детей могут быть самостоятельными (дисфония и афония) и входить в структуру речевого нарушения, являясь составной его частью. Нарушения голоса оказывают существ...