Статья. Коррекция нарушений голоса у неслышащих детей.
статья по коррекционной педагогике
В статье разьясняются способы коррекции нарушений голосовой функции у неслышащих детей. Предложены виды выработки голоса, звуков, слогов при помощи различных средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_narusheniy_golosa.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция нарушений голоса
Работа над голосом в первом направлении, то есть развитие голоса детей с нарушением слуха предполагает формирование у ребенка голоса, пригодного для полноценного речевого общения; приближенного (насколько это возможно для каждого ребенка) к нормальному.
Как мы уже отмечали (см 1. 3.), те или иные голосовые реакции есть у всех детей. Однако, некоторые из них (чаще дети с минимальными остатками слуха) не могут по просьбе сурдопедагога вызвать свой голос. И педагог должен помочь такому ребенку.
Остановимся на подробном рассмотрении упражнений, направленных на вызывание голоса. Ф. Ф. Рау рекомендует для вызывания голоса использовать произнесение по подражанию простейших лепетных слов. Упражнения по вызыванию голоса необходимо связывать с игрой (баюканье куклы: а-а; поезд: у-у; самолет: в-в). Эмоциональное содержание упражнений, выразительная мимика, разнообразные движения способствуют появлению у детей более естественного голоса. Крайне важно дать возможность ребенку услышать свой голос с помощью звукоусиливающей аппаратуры, дать почувствовать вибрацию (гортани, груди) при наличии голоса; соотнести свой голос с голосом учителя. Ф. Ф. Рау предупреждает, что не следует требовать от ребенка сразу громкого голоса. Важно проявить терпение и настойчивость, и в результате постоянных упражнений даже самый слабый голос окрепнет, хриплый– очистится.
Упражнения по развитию голоса проводятся на доступном произношению ребенка речевом материале. Они должны постепенно видоизменяться и усложняться. В логопедической методике работы над качествами голоса существуют рекомендации (Алмазовой Е. С. , Правдиной О. В. ) начинать с улучшения тембра голоса. Известно (см 1. 1.), что тембр зависит не только от строения голосового аппарата, но и от навыков пользования им, то есть он поддается некоторой обработке. Для улучшения тембра необходимо выработать звонкость и собранность звука. Навести (настроить) голос на звонкость помогают упражнения со звуком “м_”, резонирующим в передней части рта. При этом ребенок ощущает вибрацию щек, вибрацию в зубах, челюстях и щекотание в зубах. Затем упражнения проводятся на протяжном произнесении слогов: “му”, “ма”, “мо”… У ребенка с нарушенным слухом, по нашему мнению, не возникнет особых сложностей при выполнении этих упражнений. Звук “м” прост по артикуляции, его легко контролировать, прикладывая руки к щекам и ощущая вибрацию.
Собранность звука достигается тем, что перед началом речи как исходное положение губы принимают овальную установку (как на гласном “о”). В целях улучшения тембра следует снять напряжение в области мышц щек, глотки и гортани; снять зажатость челюстей.
С нашей точки зрения выделенные логопедами рекомендации помогут и в работе над тембром голоса детей с нарушенным слухом. По мнению Правдиной О. В. работа над тембром сразу облегчает голосообразование: голос становится звучным и свободным, что очень важно для глухих и слабослышащих.
Работа над силой голоса предполагает формирования навыка пользоваться в речи голосом средней громкости. Ребенка со сниженным слухом необходимо научить различать голос разной громкости. Прежде всего на слух, так как большинству детей это доступно (с помощью ЗУА). Работая с маленькими детьми, можно использовать их подражательные способности, хорошие результаты дает использование фонетической ритмики. Учить ребенка изменять голос по силе, по нашему мнению, нужно после того, как сформируется устойчивость звука. Усложнять материал нужно очень осторожно, так как перегрузка может нанести вред голосу ребенка.
При работе над высотой голоса прежде всего необходимо найти основной тон голоса и сформировать устойчивость основного звука. Устойчивости основного тона Вильсон Д. , Правдина О. В. рекомендуют добиваться путем плавного, протяжного произнесения гласных (звук должен быть ровным по силе и высоте). Затем можно постепенно упражнять ребенка в изменении высоты голоса, используя, насколько это возможно, слуховое восприятие. В качестве вспомогательного средства используется тактильно-вибрационный контроль и зрительные опоры (графические изображения). Мы заметили, что изменение силы голоса дается детям (особенно глухим) значительно легче, чем изменение высоты. Поэтому работу необходимо проводить именно в таком порядке.
Таким образом, упражнения по развитию голоса нужно усложнять постепенно, ориентируясь на индивидуальные особенности детей, используя речевой материал, доступный их произносительным навыкам. Важно подбирать материал эмоционального содержания. Необходимо создать условия, при которых дети будут использовать закрепленные в упражнениях навыки в самостоятельной речи. Кроме того, необходимо формировать у детей навыки самоконтроля над голосом (главным образом слуховой и тактильно-вибрационный).
Второе направление работы над голосом в детском саду с глухими и слабослышащими детьми предполагает коррекцию нарушений голоса.
По ряду причин, основная из которых, по нашему мнению, недостатки специальной работы (позднее ее начало, недостаточный объем), у детей часто возникают те или иные дефекты голоса. Описание этих дефектов и методы их коррекции подробно рассмотрены Ф. Ф. Рау. Мы остановимся лишь на основных его рекомендациях. Последовательность коррекционной работы над голосом определяется оценкой тяжести того или иного нарушения. Сначала нужно исправлять наиболее грубые нарушения голоса, значительно влияющие на внятность речи. К грубым нарушениям Ф. Ф. Рау относит: фальцетный голос, а также повышение голоса или переход на фальцет на некоторых звуках; голос низкий, беззвучный (так называемый “глухой”) с придыханием; гнусавый голос. Так же, с нашей точки зрения, к грубым дефектам можно отнести хриплый и сдавленный голос, так как эти нарушения отрицательно влияют на состояние голосового аппарата, а иногда являются симптомами органических поражений голосового аппарата.
При коррекции всех нарушений голоса сначала необходимо помочь ребенку отдифференцировать нормальное звучание и дефектное. При этом основное внимание следует уделять возможности ребенка услышать разницу звучаний; ориентироваться на слуховой контроль. В качестве вспомогательного средства используются тактильно-вибрационные ощущения (контроль за вибрацией груди, гортани, отсутствием вибрации крыльев носа). Для детей с небольшими остатками слуха тактильно-вибрационный контроль является основным. Получив требуемое звучание голоса, его нужно закреплять в различных слоговых упражнениях, в словах, фразах. Эту работу важно проводить систематически, на протяжении всего времени обучения ребенка, так как без тренировки навыки быстро исчезают. Таким образом, работа над голосом в детских садах для детей с нарушенным слухом проводится одновременно в двух направлениях: развитие голоса и его коррекция. И для того, чтобы достичь максимальных успехов, необходимо правильно организовать работу. Учитывая особенности детей дошкольного возраста, следует избегать монотонных, изо дня в день повторяющихся упражнений. Чтобы ребенок не терял интерес к занятиям, нужно их как можно больше разнообразить: постоянно сменяющейся деятельностью, красочным материалом, игровыми приемами. В, казалось бы, монотонное повторение слогов, слов и фраз можно внести и движение (элементы фонетической ритмики), и интересный ребенку наглядный материал (соответствующим образом оформленные зрительные опоры), и разнообразные игры. Все это значительно повысит эффективность занятий и благоприятно скажется на результатах работы.
Таким образом, работа над голосом одна из важнейших составляющих работы над устной речью детей с нарушенным слухом, так как качество голоса напрямую отражается на устной речи: на звукопроизношении, словесном и логическом ударении, интонации, слитности, темпе; поэтому голос наряду с другими факторами определяет внятность устной речи.
Изучение теоретических основ работы над голосом позволяет сделать следующий вывод:
Для организации полноценной работы необходимо учитывать знания: общих сведений о голосе, его акустических характеристиках; о физиологии голосообразования; о развитии голоса у слышащих и особенностях развития голоса детей с нарушенным слухом; и о характерных для глухих и слабослышащих нарушениях голоса. —Учитывая знания о развитии голоса ребенка в норме, необходимо как можно раньше начинать работу над голосом с неслышащими дошкольниками.
—В соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием слуха ребенка необходимо варьировать программные требования, приемы и темпы работы. Ведущей формой организации должны быть индивидуальные занятия.
—Учитывая физиологические основы голосообразования, работу над голосом необходимо строить в единстве с работой над дыханием и артикуляцией (звукопроизношением). Только такой подход поможет скоординировать работу речевого аппарата.
—В работе над голосом необходимо максимально использовать остаточный слух ребенка, так как слуховой контроль благоприятно отразится на качестве голоса. Наряду со слуховым контролем необходимо использовать тактильно-вибрационный. —Для развития голоса ребенка с нарушенным слухом большое значение имеет комплексное воздействие: сурдопедагога, воспитателя, родителей, которые должны побуждать ребенка пользоваться своим голосом в общении с окружающими, должны помогать контролировать звучание голоса.
—В соответствии с требованиями аналитико-синтетического метода голосовые упражнения должны проводиться на материале слогов, слов и фраз. Весь речевой материал ребенок должен уметь произносить.
—Материал для работы над голосом должен быть эмоционально насыщенным, разнообразным.
—В процессе работы над голосом необходимо развивать голосовые возможности ребенка, формировать правильные навыки пользования голосом и исправлять его нарушения.
—Только хорошо организованная, систематическая работа поможет достичь основной цели: формирования у ребенка навыка пользоваться в речи голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.
Рекомендуемая литература:
1. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М.: IIросвещение, 1969.
2. Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха у глухих. М.: Педагогика,1983.
3.Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование игровых приемов для коррекции нарушений мелкой моторики у детей с нарушениями речи"
Игры и упражнения для развития мелкой моторики....
Логопедическая работа по коррекции нарушений голоса у дошкольников.
Игры и упражнения для развития голоса....
Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»
Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитаннико...
Игровые упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляции и силы голоса у неслышащих детей младшего возраста.
Рекомендации для родителей и педагогов по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания и силы голоса у неслышащих дошкольников младшего возраста....
«Содержание этапов логопедической работы по коррекции нарушения голоса у детей»
Целью сообщения «Содержание этапов логопедической работы по коррекции нарушения голоса у детей» является...
Содержание этапов логопедической работы по коррекции нарушения голоса у детей
Расстройства голосовой функции у детей могут быть самостоятельными (дисфония и афония) и входить в структуру речевого нарушения, являясь составной его частью. Нарушения голоса оказывают существ...
Методика коррекционной работы при коррекции нарушений голоса
В данном материале представлена методика коррекционной работы при коррекции нарушений голоса, описаны этапы коррекционной работы, и упражнения, которые можно включить в коррекционную работу по формиро...