«Содержание этапов логопедической работы по коррекции нарушения голоса у детей»
статья по логопедии

Суханова Татьяна Викторовна

                        Целью сообщения «Содержание этапов логопедической работы по коррекции нарушения голоса у детей» является: познакомить участников ГМО с методикой и особенностями логопедической работы по коррекции нарушения голоса у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №243 г.Челябинска»

 «Содержание этапов логопедической работы по коррекции нарушения голоса у детей»


Суханова Татьяна Викторовна

учитель-логопед

2024 г        

Аннотация

                        Целью сообщения «Содержание этапов логопедической работы по коррекции нарушения голоса у детей» является: познакомить участников ГМО с методикой и особенностями логопедической работы по коррекции нарушения голоса у детей.

                        Форма проведения: круглый стол.

                                                                  Введение
   
Расстройства голосовой функции у детей могут быть самостоятельными (дисфония и афония) и входить в структуру речевого нарушения, являясь составной его частью. Нарушения голоса оказывают существенное влияние на формирование коммуникативной функции речи, так как снижаются её разборчивость и внятность, вызывают затруднения у окружающих в её восприятии, а у самого ребёнка патологические изменения голоса нередко сопровождаются вторичными психологическими отклонениями.
 
    Многие исследователи подчёркивают роль голоса в передаче интонации, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказывания, отражает сложные оттенки сознания (Е.С. Алмазова, Л.И. Белякова, Е.В. Лаврова, О.С. Орлова, Г.В. Чиркина).                                    Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное звукопроизношение в словах, грамматически верное построение предложений или точное использование лексических средств. Голос является выражением духовного мира человека, передаёт его душевное состояние и отражает психологическую жизнь человека.

                                         Методика коррекционной работы
 
  Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз.
    В зависимости от этиологии и механизма нарушения голоса при его восстановлении выдвигаются две задачи.                                                                                                                Первая задача определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма. Компенсация может наступать только с включением значительного числа физиологических компонентов, расположенных в различных частях нервной системы и рабочей периферии.
Второй задачей является ликвидация патологического способа голосообразования, то есть нужно создать «такую разветвлённую систему возбуждений или побуждающих мотивов, которые по силе своих возбуждений значительно превосходили бы силу возбуждения нежелательной деятельности». 
     
Для реализации этих задач требуется:
1) активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани;
2) предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата, то есть появление псевдоорганических наслоений при функциональных расстройствах;
3) положительное воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций;
4) восстановление утраченных кинестезий голосоведения, то есть непосредственно самой фонации;
5) восстановление координации дыхания и фонации.
 
В зависимости от задачи восстановления применяются дифференцированные приёмы обучения, однако для всех форм нарушений голоса можно определить общие этапы коррекционной работы:
* рациональная психотерапия;
* коррекция физиологического и фонационного дыхания;
* тренировка кинестезий и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями;
* автоматизация восстановленной фонации.

                                          Этапы коррекционной работы
Психотерапия.
   
Занимает существенное место в коррекционной работе. Основная задача психотерапии – оздоровление психики детей. Оздоравливающее воздействие на обучаемых детей оказывает и прямая психотерапия.
   
Под косвенной психотерапией понимается обстановка, коллектив, отношение обслуживающего персонала, режим, игры и т.д.
   
Прямая психотерапия – это лечебное воздействие словом в виде разъяснения, убеждения, внушения и обучения. В современной психотерапии различают два основных вида воздействия словом: рациональную и суггестивную терапию.
   
Для маленьких детей рациональная психотерапия выражается в использовании разнообразных игровых приёмов, красочного дидактического материала, труда, музыки, ритмики. Эти формы психотерапии тесно смыкаются с психопрофилактикой и психогигиеной.


 
Коррекция физиологического и фонационного дыхания.
  Основой качественного голосообразования является правильная организация речевого выдоха или опоры дыхания.
  Опоры дыхания – это термин, употребляемый в речевой и вокально-педагогической практике, определяющий сознательное замедление фразы выдоха, благодаря точной координированной работе мышц – вдыхателей и выдыхателей. Опора дыхания вызывает своеобразное ощущение столба воздуха, поддерживаемого внизу мышцами брюшного пресса и упирающегося в нёбный свод.
   Опорный пояс голоса – мышцы живота и спины. Голос формируется в нижней части живота. Главная задача логопеда – скоординировать работу этих мышц с голосоведением. Голос – озвученное дыхание, и если дыхание свободно, то и голос свободный.
Так как дети неправильно используют выдох, пользуются только верхним дыханием, проводятся упражнения по развитию нижерёберного дыхания и нижних резонаторов. Такие упражнения позволяют поставить голос на опору, снять завышенное звучание и сформировать длительный экономный выдох, а также увеличивают ёмкость лёгких и улучшают подвижность грудной клетки. Для этой цели можно использовать «отдышечные упражнения»:
1. Ложимся на живот, руки за голову, на выдохе произносим «ф», животом отталкиваемся от пола.
2. Руки на поясе, произносим «ф» на выдохе и стараемся животом разорвать руки.
3. Обвязываем широким поясом чуть ниже талии и пробуем раздвинуть узел мышцами живота, на выдохе произносим «ф».
4. Правое колено к левому локтю – выдох «ф», и наоборот.
5. Наклоняемся – выдох «ф».
   
Для коррекции физиологического дыхания используют различные виды дыхательной гимнастики. Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика Стрельниковой, которая тонизирует и тренирует группы мышц, нужные для голосоведения. Основной принцип этой гимнастики – неправильное, парадоксальное дыхание – вдох на скрученной грудной клетке и шумный короткий выдох.
На первом этапе губы и зубы разомкнуты, затем сомкнуты. Во всех позициях плечи, шея и голова напряжены. Количество знаков должно делиться на 8, так как это не сбивает ритм сердца.
 

Упражнения:
1. Резкий вдох носом – голова в сторону – 8 раз по 4 – в одну и по 4 – в другую сторону.
2. Обнять себя за плечи – резкий вдох носом – 8 раз.
3. «Понюхать» коленку 4 раза по 4.
4. Плечи поднять – вдох, опустить – резкий выдох – 8 раз.
5. Руки перед грудью вверх – вдох, вниз – выдох – 8 раз.
6. «Насос» - наклоны полностью, не распрямляясь, резкий вдох и выдох – 8 раз.
Речевое дыхание – это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны, поэтому необходимо выработать в процессе занятий плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование

                              Тренировка кинестезий и координаций голосового аппарата     фонопедическими упражнениями.
    В логопедической практике при постановке голоса опираются на приёмы, используемые отечественными и зарубежными специалистами, педагогами по вокалу и сценической речи.
    В работе над голосом большое значение имеет умение говорить и петь на открытом глотке.
При постановке голоса необходимо вызвать и запомнить ощущение открытой глотки. Этого можно добиться, активизируя движение мягкого нёба. Для этого ребёнка учат открывать глотку указательным пальцем. Указательный палец вводят глубоко в рот, не прикасаясь ни у языку, ни к мягкому нёбу. На начальных этапах это упражнение выполняет логопед, а затем ребёнок выполняет его самостоятельно. Затем логопед уточняет правильную артикуляцию гласных звуков и обучает ребёнка «вынимать указательным пальцем гласные звуки». Ребёнок вводит глубоко в рот указательный палец, глотка рефлекторно открывается, на выдоже «вынимается» долгое «а», как озвученное дыхание, а затем подобным образом отрабатываются остальные гласные в следующем порядке: «о», «у», «ы», «и», «э». После того, как таким образом отработаны все гласные звуки, можно переходить к следующему упражнению – «Цветок». Упражнение выполняется так: ребёнку предлагается понюхать вырезанный из бумаги маленький цветок – рука отведена в сторону, цветок плавно подносится к носу – вдох; рука медленно поднимается вверх на выдохе пропевается «а», рука медленно плавно опускается вниз – продолжаем пропевать «а». Таким образом отрабатываем все гласные звуки в то же порядке. Далее «нюхаем цветок» и распеваем два звука на подъёме и два звука на спуске «ао-оа»; затем три звука на подъёме и три на спуске «аоу-уоа»; далее четыре звука «аоуы-ыуоа; пять звуков «аоуыи-иыуоа» и, наконец, шесть звуков «аоуыиэ-эиыуоа».
 
Все эти упражнения выполняются на одном выдохе. Если ребёнок прерывает пропевание и пытается вдохнуть, то упражнение выполняется снова.
   
Работая над голосом, необходимо помнить о тесной всаимосвязи речевой и певческой функции.  Используя пение в коррекционной работе, можно добиться лёгкости и непринуждённости звукоизвлечения, затем перенести эти навыки в речь. Во время пения следует следить за положением рта. Важно, чтобы губы при пении не напрягались и полностью раскрывался рот. Целесообразно использовать «жестовое пение», когда все пропеваемые гласные связываются с определёнными кодовыми знаками. Когда голос звучит на опоре и не «зажат», звуки сначала произносятся как бы механически и в них «нет жизни». Поэтому необходимо постоянно уточнять артикуляцию.
   
По Д.Е.Огородникову «артикуляция – это своего рода и жестикуляция, только более тонкая и более богатая. Техника артикуляции определяет технику дикции».
   
С точки зрения эвфонии, науки о благозвучии, каждый звук имеет только ему присущую красоту и свою душу и связывается с определённым кодовым знаком и мимикой: «у» - изображается в виде рупора, уводящего звук в бесконечность; «о» - солидный объёмный звук в виде широкого круга; «а» - солнечный, радостный, изображается движениями рук, как расходящиеся в обе стороны лучи.
     
Закрепляя правильное голосоведение, используем пропевание гласных звуков с жестами (жестовое пение). В ходе этой работы звуки пропеваем ниже или выше, тише или громче.
     
Для правильного голосоведения большое значение имеет артикуляция. Для развития артикуляции можно использовать традиционную или кинезотерапевтическую артикуляционную гимнастику, активизирующую мышцы губ, языка, глотки и гортаноглотки. При её проведении большое значение имеет тактильнопроприоцептивная стимуляция, развитие статикодинамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий.
     
Голос становится тусклым, если не работают резонаторы. Для активизации резонаторных зон используется резонаторный массаж (постукивание пальцами рук по частям тела).
1. Постукивание по груди – звучим «м».
2. Лоб от центра к вискам – звучим «м, н, ми, ни».
3. Крылья носа – зажимать и отпускать ноздри – «м-м-м».
4. Постукивать над верхней губой «ви-ви-ви».
5. Постукивать над нижней губой «зи-зи-зи».
6. Постукивать по второму подбородку ребром ладони «м-м-м» (губы сомкнуты, челюсти разомкнуты).
7. По спине в области лопаток – звучим – «м-м-м».
8. Кончик языка между губами – звучим – «м-м-м».
       Развитию  диапазона детского голоса способствуют такие упражнения, как:
* работа над скороговорками, следуя за чёткой артикуляцией, вначале в медленном темпе, а потом в обычном разговорной манере;
* использование слов и стихотворных текстов – голос при этом движется, как по лестнице – живот, грудь, ротовая полость;
* сомкнуть зубы и выговаривать словосочетания и скороговорки за счёт губ, а затем свободно;
* озвучка: один произносит без голоса знакомые скороговорки, а другой синхронно озвучивает;
* пение отдельных слогов – «ма, мо, му, на, но, ну» по хроматической гамме в наиболее удобной для ребёнка тональности на опоре дыхания и в «маске»;
* пение несложных мелодий, в которых сначала пропеваются только гласные, а затем всё полностью.

                                   Автоматизация восстановленной фонации.
Задача этого этапа – закрепление навыков в спонтанной речи, воспитание выносливости к голосовым нагрузкам, научить ребёнка пользоваться громким, звонким голосом легко, свободно, без напряжения, утомления и форсирования звука, совершенствование техники речи. На этом этапе преобладают самостоятельные тренировки под контролем логопеда. Дети умеют выбирать оптимальное для себя звучание, фиксировать внимание на интонации. Навыки, полученные на занятиях с логопедом, закрепляются самостоятельно и автоматизируются в спонтанной речи.
     
Все занятия с детьми необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Они должны быть эмоциональными, яркими, живыми, образными, наглядными, доступными и разнообразными.

                 Упражнения по коррекции нарушения голоса у детей
Артикуляционная гимнастика.
Одновременно с психотерапией проводится артикуляционная гимнастика. Цель этой гимнастики – выработать чёткость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования.
    Примерные артикуляционные упражнения:
1. Движения языка: высовывание языка; укладывание языка за верхнюю и нижнюю губу; щёлканье языком и т.д.
2. Движение губ: вытягивание губ вперёд трубочкой; растягивание губ в стороны (улыбка) и т.д. 
3. Движение челюстей: опускание нижней челюсти, имитация жевания и т.д.
4. Движения мягкого нёба: покашливание, зевота, произнесение гласного звука а на твёрдой атаке и т.д.
5. Расслабление мышц шеи: опускание головы вниз; повороты головы вправо-влево и т.д.
6. Движение гортани и голосовых складок: поглаживающий и вибрационный массаж гортани; подражание мычанию и т.д.
7. Упражнения для развития чёткой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания (работа над дикцией):

1) произнесение гласных медленно, сначала одной артикуляцией, затем на шепоте и громкоа-о-у-ы-э произнесение гласного ряда-э
о-у произнесение двух гласных на одном выдохе
у-ы
а-э-о
о-у-и произнесение трёх гласных на одном выдохе
а-э-ы
а-э-о-у
а-о-у-э произнесение четырёх гласных на одном выдохео-у-а-и
2) произнесение слогов и слов на выдохе, на шёпоте, что подготавливает артикуляционный, дыхательный и голосообразующий аппараты к последующим интенсивным голосовым упражнениям:
па-по-пу-пы-пэ
тат-тот-тут-тыт-тэт
са-со-су-сы-сэ 

пас-пос-пус-пыс-пэс
пап-пап
пап-пап-пап на одном выдохе
пап-пап-пап-пап
пат-пат
пат-пат-пат на одном выдохе
пат-пат-пат-пат

3) произнесение пословиц, поговорок, скороговорок одной артикуляцией, на шёпоте и громко
Все бобры добры для своих бобрят. (отработка звука б)
Колпак на колпаке, под колпаком колпак. (отработка звука п)
Нашего непоседы ни дома, ни у соседа. (отработка звука н)
На безрыбье и рак – рыба. (отработка звука р)

                                                Развитие силы голоса.
Сила голоса зависит от уровня подсвязочного давления воздуха и плотности смыкания голосовых складок. Если мы хотим увеличить силу звука в два раза, мы должны увеличить подсвязочное давление в четыре раза. Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств.
Упражнения:
* удлиненное произнесение звуков (при средней громкости голоса)
у________ у_________
о________ о_________
а________ а_________
з________ з_________
ж________ ж________
постепенно произнесение звуков на одном выдохе всё более удлиняется, но сила голоса остаётся неизменной (средней)
ау________ ув________ ав________
аи________ ус________ас_________
ои________ уш________ аш________

* усиление голоса: артикуляция – шёпот – тихо – громко
о о о о ау ау ау ау ауи ауи ауи ауи 
* ослабление звука: громко – тихо – шёпот – артикуляция:
ж ж ж ж эу эу эу эу аза аза аза аза 
* усиление голоса с увеличением длительности звучания
а__а__а__а ау__ау__ау__ау 
* счёт с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
* чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса


                                                       
 Развитие высоты голоса.
Изменение высоты голоса – одно из наиболее значительных средств его выразительности. Высота голоса создаёт мелодику тона, то есть движение голоса вверх и вниз. Мелодика тона окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли: осуждения, разочарования, восхищения и т.д.
Упражнения:
* речевое произношение: повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетание из двух и трёх звуков, слогов
у у у у
у у у у
у у
* «укачивание» (имитация укачивания ребёнка, куклы)
а а а а 
а а а
* напевное произнесение 


                                                         

                                                 Развитие тембра голоса.
Тембр (окраска) голоса зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, от его строения и функции.
               

                                             Выработка звонкого, собранного, свободного звучания голоса. Развитие диапазона голоса.
* произнесение сонорных согласных (м, н) с гласными
ммуммоммэммиммамм
ннанноннэнниннанн 
* повышение и понижение голоса на сонорных согласных м, н с паузами и без пауз (то речевым, то полунапевным способом произнесения)
мму мму
мму мму
мму мму 
* для тренировки собранного звучания предлагается упражнение «Гудок» - произнесение гласных у, о, а в одной тональности, в «позиции резонатора», а затем с повышением и понижением голоса
уууу
ууоууоууо 
* произнесение фраз слитно, на стоне, сначала монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса (сонорные согласные при этом удваиваются)
Мам, мёду нам.
ммаммммёдуннамм
ннамм
ммёду
ммамм
ммамм
ммёду
ннамм
* произнесение стихотворений на стоне с изменением диапазона голоса (стихотворения должны быть короткими и несложными)

                                   Развитие мелодико-интонационной стороны речи при помощи упражнений, развивающих модуляции, тембр, диапазон голоса.
    Интонация является одним из важнейших выразительных средств речи. Она уточняет семантическую сторону речи, выявляет её эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействия на слушателя. Интонация проявляется в мелодическом, силовом и тембральном звучании голоса, а также в ритмико-темповой организации речи.
     Огромное эмоциональное влияние на детей оказывают русские народные сказки, песенки, потешки, считалки. При чтении сказок ребёнок подражает голосам сказочных героев.
УУУУ – громко и низко рычит Михайло Иваныч
УУУУ – рычит Настасья Петровна не так громко
Уууу – тихо пищит Мишутка


                                                                   Заключение
    Безусловно, степень выразительности голоса определяется его природными возможностями, но систематическая тренировка делает голос более выносливым.
    Одним из самых важных факторов предупреждения нарушений голоса у детей является обучение технике голосоведения и речи, знание правил гигиены голоса и их соблюдение.
   
Знание по гигиене голоса, бережное отношение к своему голосовому аппарату, систематические занятия по воспитанию правильной техники голосообразования и голосоведения, расширению диапазона звучания и повышению выносливости голоса позволяют не только исправить нарушения голоса, но и развить природные качества голоса.


                        Литература:

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей.- М.: Айрис-пресс.
2. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей. – М.: АСТ: Астрель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения

Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения...

Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения.

Консультация для родителей«Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения»Учитель-логопед С.А. Позднякова...

Этапы логопедической работы при коррекции звукопроизношения

Это консультация для родителей, для того чтобы они лучше представляли как работает логопед с их ребенком....

Роль логопедического воздействия и последовательность работы по коррекции нарушения звукопроизношения у детей

В начале учебного года, после обследования речи детей, учитель-логопед отражает информацию о нарушенных звуках в речевой карте и доводит информацию до сведения родителей.  Длительность кор...

Логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста....

Этапы логопедической работы при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Этапы логопедической работы при коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи...