Методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов
статья по логопедии
В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_korrektsionnoy_raboty_po_preodoleniyu_slogovoy_struktury_slova.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика коррекционной работы
по преодолению нарушений слоговой структуры слов
В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой патологии. Эти требования обусловливаются усложняющейся слоговой структурой слов, а также характером звукового состава этих слов.
Формирование фонетической системы речи у детей-логопатов может идти по-разному: у одних детей трудности вызывает преимущественно усвоение произнесения звуков при сохранной слоговой структуре слов, у других наблюдается как затруднение усвоения звуков, так и недоразвитие слоговой структуры слова. При этом уровни недоразвития лексико-грамматического и фонематического компонентов речи этих групп детей, как правило, различны.
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа: - подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
- собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).
Подготовительный этап
На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.
Работа на невербальном материале
- Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (Слуховой гнозис узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).
- Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.
3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.
Данные виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике, если коррекция осуществляется в условиях логопедического дошкольного образовательного учреждения.
- Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.
- Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.).
- Графические упражнения на переключение (продолжи строчку). Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого раз вития ребенка.
Работа на вербальном материале
Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слоговым рядом можно рекомендовать создание дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка». В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: пер вый последний, начало середина конец, между за перед после.
Коррекционный этап
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Уровень гласных звуков
Уровень слогов
Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков.
Уровень слова
Таким образом, характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка-логопата, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Как уже отмечалось, развитие слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фраз.
В ходе отработки слов различной слоговой структуры не обходимо обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов
В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднение в произнесении отд...
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)
1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)
Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...
Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением речи по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Методика работы по формированию слоговой структуры слова....
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...