Рабочая программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности для детей 6-7 лет "Хочу все знать"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Ирина Петровна Ильичова

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_st._gruppa.docx261.99 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Desktop\аттестация ильичова\\3\Хочу все знать.jpg

Целевой раздел

  1. Пояснительная записка __________________________________________2

Цели и задачи реализации РП _________________________________2

Задачи и направления образовательной области _________________3

«Познавательное развитие»

Принципы формирования Программы___________________________4

Планируемые результаты освоения РП __________________________4

II. Содержательный раздел ______________________________________6

Интеграция образовательной области «Познавательное развитие»

с другими образовательными областями. ____________________________7

Методы и средства познавательно – исследовательской деятельности _7

Содержание образовательной деятельности в соответствии

с возрастом детей. ________________________________________________8

III. Организационный раздел_____________________________________9

Материально - техническое обеспечение РП ______________________9

Методические материалы и средства познавательного развития ______12

Педагогическая оценка индивидуального развития детей ____________13

Приложение _____________________________________________________14 1. Возрастные особенности развития детей. ________________________14

  1. Примерное комплексно – тематическое планирование работы с детьми

5 – 6 лет _________________________________________________17

Литература ______________________________________________________24

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Цели и задачи реализации РП

Нормативными основаниями разработки рабочей программы «Познавательного развития детей дошкольного возраста» являются:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от года);
  • Основная образовательная программа дошкольного образования.

Рабочая программа по познавательному развитию детей дошкольного возраста является структурной единицей основной образовательной программы дошкольного образования (далее Программа).

Реализация Рабочей программы предусматривает решение ведущих целей и задач, отраженных в общей направленности Программы, и конкретных задач образовательной области «Познавательное развитие».

Общая направленность Программы (ФГОС, п. ):

  • создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;
  • создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
  • решение задач федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС, п. ):
  1. охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  2. обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка;
  3. создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  4. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  5. формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  6. формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  7. обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Задачи и направления образовательной области
«Познавательное развитие»
(ФГОС, п. )

1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

  1. Формирование познавательных действий, становление сознания;
  2. Развитие воображения и творческой активности;
  3. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
  4. О малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Принципы формирования Программы

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • принцип учета специфики дошкольного образования, предусматривающего решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
  • принцип возрастной адекватности форм работы с детьми и приоритетности ведущего вида деятельности – игры.

1.5. Планируемые результаты освоения РП

Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (к 7 годам):

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Достижения ребенка шести лет:

- Умеет использовать обобщённые способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий

- умеет устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий

- умеет самостоятельно действия экспериментального характера для выявления скрытых свойств

- умеет получать информацию о новом объекте в процессе его исследования

- умеет действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом

- умеет определять алгоритм собственной деятельности

- умеет с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно – исследовательской деятельности

II. Содержательный раздел

Интеграция образовательной области «Познавательное развитие»
с другими образовательными областями

«Социально-коммуникативное развитие»

Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментирование с разнообразными материалами).

Обогащение представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.

Проявление интереса к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-либо образа, изменять полученное.

«Речевое развитие»

Развитие познавательных и речевых умений по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур).

Освоение слов, обозначающих свойства и отношения предметов. Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.

«Физическое развитие»

В части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности), формирования элементарных математических представлений (ориентировка в пространстве, временные, количественные отношения и т. д.

Использование подвижных игр и физических упражнений для реализации задач образовательной области «Познавательное развитие».

«Художественно-эстетическое развитие»

Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.

Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области «Познание»

Методы и средства познавательно – исследовательской деятельности

Наглядные

Словесные

Практические

  • наглядно-зрительные приемы (показ, использование наглядных пособий);
  • тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя)
  • объяснения, пояснения, указания;
  • вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы
  • вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;
  • Проведение циклов познавательных, эвристических бесед.
  • загадки
  • схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
  • метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.
  • Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки.).
  • Совместная детско-взрослая познавательно – исследовательская деятельность

Содержание образовательной деятельности
в соответствии с возрастом детей

Старший дошкольный возраст:

  • формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;

  • развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

Дети могут:

Старшая группа:

  • Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы.
  • Даются задания по прогнозированию результатов.
  • Опыты проводятся поэтапно.
  • Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы.
  • Вводятся длительные эксперименты.
  • Воспитанники хорошо запоминают правила безопасности, но из-за несформированности произвольного внимания могут их забыть.

III. Организационный раздел

Количество занятий.

Занятия проводятся с группой детей 5-6 лет 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 25 минут. Всего -32 занятие в год. Количество детей в группе - 12 человек.

Материально - техническое обеспечение РП

Примерное содержание среды

Аудио- видеокассеты, DVDдиски и т.п.

Изучение, планирование, организация, поиск новых путей, внедрение передовых методик

Лаборатория «Хочу все знать»

Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов.

Накопление и расширение опыта.

Материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и т.д.)

Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и т.п.)

Элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации

явлений, свойств.

Наглядные модели познавательной деятельности: алгоритмы (программы) деятельности.

Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования

Опыты, эксперименты, исследования.

Уголок природы

Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности

Растения (по возрасту), оборудование для труда на природе

Наблюдение, проведение опытов, экспериментов, исследований, труд в природе

Познавательная литература, наглядный материал для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, коллекции, макеты, гербарии и т.п.

Рассматривание, чтение, слушание, составление коллекций, гербариев, систематизация (раскладывание) наглядных материалов.

Дидактические игры различного содержания в соответствии с возрастом

Игровая деятельность

Уголок моделирования

Развитие способностей овладения моделирующей деятельностью. Систематизация познавательного опыта

Условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и т.п.), изобразительные средства

«Чтение», составление, рисование моделей, действия в соответствии с ними.

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности.

Природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и т.п.), клей, изобразительные материалы, глина, пластилин, проволока, иголки. Нитки, дырокол, степлер, тесьма и пр.

Изготовление поделок, макетов, построек, игрушек, тематических альбомов, стенгазет, преобразование накопленного опыта

Наблюдение за погодными явлениями

Флюгер, уличные термометры. Наблюдения, проведение опытов, экспериментов, ведение календарей природы

Территория детского сада

Наблюдения за природными объектами и окружающим, труд в природе.

Растительность (различные деревья, кустарники, травы, цветы)

Клумбы.

Песочницы.

Выносной материал.

Наблюдения, проведение опытов, экспериментов, накопление познавательного опыта, преобразование и использование его в разных видах деятельности

Наблюдения за природными объектами, изучение природных объектов, взаимосвязей в природе.

Воспитание экологической культуры, любви к природе

Наблюдения, проведение опытов, экспериментов,

накопление экологических знаний и их использование.

Творческий центр

Проявление творческой активности

Постановка творческой задачи, нахождение способа решения, планирование

Мини-музей «Волшебный мир предметов»

Коллекции, гербарии, предметы

Материалы, находящиеся в Уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

В уголке экспериментирования содержит:

Приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожа, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски).

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и т. д.

Разработки картотеки опытов и экспериментов: «Опыты с водой», «Опыты с песком» и др. Альбомы: «Край мой родной», «Мой любимый город», «Морские жители и жители аквариумов», «Комнатные растения, садовые и полевые цветы», «Растения нашего края», «Природа и фантазия», «Необыкновенный мир магнитов», и др.

Дидактические пособия и игрушки

Игрушки для сенсорного развития (цвет, форма, размер, тактильные ощущения и пр.), наборы для классификаций. Кубики, шарики, всевозможные вкладыши (в рамку, в основание, один в другой

. Пазлы, мозаики, лото, домино. Блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера и пр. Наглядные пособия, иллюстрации художников. Аудиозаписи со звуками природы, голосами птиц и др.

Игрушки и оборудование для экспериментирования

Игрушки и орудия для экспериментирования с водой, песком, снегом (комплекты различных формочек, грабли, совки, сита, сосуды для переливания, ведра, лопатки и пр.) Разноцветные пластиковые мячики,

ракушки и пр. Непромокаемые фартуки. Вертушки, флюгеры для наблюдений за ветром, крупные лупы и пр.

Строительные материалы и конструкторы

Строительные наборы (деревянные, пластмассовые) разного размера; конструкторы разного размера, в том числе типа лего.

Педагогическая оценка индивидуального развития детей

Умение видеть проблему;

Умение формулировать и задавать вопросы;

Умение выдвигать гипотезы;

Умение делать выводы и умозаключения;

Умение доказывать и защищать свои идеи;

Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.

Приложение

Приложение #1042;озрастные особенности развития детей.

Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п.

Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Приложение 2. Примерное комплексно – тематическое планирование

работы с детьми 5 – 6 лет

Название эксперимента

Цель эксперимента

сентябрь

1 – 2 неделя мониторинг

3.

Надувание мыльных пузырей

Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

4.

Что в коробке?

Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

октябрь

5.

Бумага, ее качества и свойства

научиться узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) свойства (мнется, рвется, режется, горит).

6.

Древесина, ее качества и свойства

научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности- гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде

7.

Ткань, ее качества и свойства

Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

8.

Зачем пауку паутина?

Дать детям понятие о пауке, паутине, развивать любознательное отношение к живому миру.

ноябрь

9.

Погружение предметов в мокрый и в сухой песок.

Показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

1о.

Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

11.

Мы — фокусники

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

12.

Волшебный шарик

Установить причину возникновения статического, электричества

декабрь

13.

Чудо — прическа.

Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов.

14.

Как увидеть и услышать электричество?

Понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предметов.

15.

Вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета

Доказать, что вода не имеет формы, запаха, вкуса и цвета.

16.

Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.

Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

январь

17.

Волшебники

Установить причину возникновения статического электричества

18.

Воздух имеет вес, который зависит от его объема

Доказать, что воздух имеет вес, который зависит от его объема.

19.

В пустой бутылке есть воздух.

Доказать, что в пустой бутылке есть воздух

20.

Плавающий апельсин.

Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух

февраль

21.

22.

Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы.

Доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде ( пресная вода – вода без соли).

23

Волшебный театр

Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

24.

Вода может перемещаться.

Доказать, что вода может перемещаться по различным причинам.

март

25.

Погружение предметов в плотный и в рыхлый сухой песок.

Показать, что в рыхлый сухой песок предметы погружаются глубже, чем в плотный сухой песок

26.

Танцующая фольга.

Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

27.

Прыгающие рисовые хлопья.

Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.

28

Способ разделения перемешанных соли и перца.

Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

апрель

29.

Где снег не тает?

Выявить зависимость изменений в природе от сезона.

30.

Песчаный конус.

Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.

31.

«СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА»

Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность

32.

«Секреты подсолнечного масла»

Расширить знания о пользе подсолнечного масла для здоровья человека.

Познакомить со свойствами масла.

Май

33.

«Волшебный лимон»

Познакомить со свойствами лимона

34.

«Волшебный шарик»

Расширить свойства надувного шарика

3 – 4 неделя мониторинг

Литература

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика/Синтез, 2014. — с. 368 с.

2. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М., 2006.

3. Дыбина. О.В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010. -192с.

4. Баталина Т.С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 13-18.

5. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель». – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 96 с.

– М.: Аркти, 144с.

6. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от #1075;

7. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»

8. Приказ Минобрнауки от г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

9. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Михайлова З. А Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011

10. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

11. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера, 2010

12. Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Учитель, 2011

13. Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2011

14. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...

Рабочая программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности для второй группы раннего развития

ЦЕЛИ ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»            Первичные представления об объектах окружающего мира:формировать у...

Дополнительная образовательная программа по развитию познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в стране Наурандии»

В игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадо...

Рабочая программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности "Почемучка"

Цель программы: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности....

Рабочая программа «Одаренный ребенок. Познавательно - исследовательская деятельность»

Поддержка и развитие талантливых детей для реализации их потенциальных возможностей....

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...

проект по познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности старшей группы детского сада "Хочу все знать"

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....