Рабочая программа «Одаренный ребенок. Познавательно - исследовательская деятельность»
рабочая программа (старшая группа)
Поддержка и развитие талантливых детей для реализации их потенциальных возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа «Одаренный ребенок. Познавательно - исследовательская деятельность» | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Жемчужинка»
Рабочая программа
«Одаренный ребенок. Познавательно - исследовательская деятельность»
Возраст детей 5-6 лет
Руководитель:
Никонорова Эльвира Николаевна
Первая квалификационная категория
П.Харп
2019г.
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 | |
1.1. | Цель и задачи программы | 4 | |
1.2. | Планируемые результаты освоения программы | 4 | |
2. | Содержание Программы | 4 | |
2.1. | Методическое обеспечение | 7 | |
3. | Материалы мониторинга освоения программы | 8 | |
4. | Список литературы | 10 | |
Приложения |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
К группе «одаренных детей», относятся дети, которые испытывают: большой интерес к обучению; имеют более высокие, по сравнению со своими сверстниками, интеллектуальные способности; ярко выраженные творческие наклонности. Отличительным признаком «одаренных детей» является познавательная способность, а именно:
- Любознательность и живое воображение.
- Хорошая память и концентрация внимания.
- Большой словарный запас, позволяющий свободно и четко излагать свои мысли.
- Большое упорство в решении той или иной задачи.
В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам.
Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Проектная деятельность, как форма работы с одаренными детьми – одна из инновационных технологий, используемых в дошкольной образовательной практике, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой (темой).
Нормативно - правовая база организации работы с одарёнными детьми в условиях ФГОС ДО:
- ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- указ Президента РФ от 01.06.2012г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2015 – 2017 гг.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) (далее - ФГОС ДО),
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам– образовательным программам дошкольного образования»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
В основу рабочей Программы положены принципы:
1. Системный подход – основанный на понимании ребёнка как целостной системы;
2. Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка;
3. Принцип личностно ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком (учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития);
4. Принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества.
5. Принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
6. Принцип ведущей деятельности;
Список детей:
№ п/п | ФИО ребенка |
График занятий:
Дни недели | Часы работы |
Понедельник (2-4 неделя) | 17.15-17.40 |
Вторник (1-3 неделя) | 17.15-17.40 |
Среда (2-4 неделя) | 17.15-17.40 |
Четверг (1-3 неделя) | 17.15-17.40 |
- Цель и задачи Программы
Цель Программы: поддержка и развитие талантливых детей для реализации их потенциальных возможностей.
Задачи Программы:
1.Содействовать самореализации одаренных детей через проектную деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах.
2.Развивать интеллектуальную сферу, эмоциональный мир, социальные умения и коммуникативную гибкость детей старшего дошкольного возраста с признаками одарённости;
3. Удовлетворять потребность детей в новой информации;
4. Повышать психологическую компетенцию участников педагогического процесса (педагоги и родители) в вопросе сопровождения и развития детской одаренности.
Данная Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) имеющими предпосылки одаренности – высокий, превосходящий возрастные нормы, уровень развития способностей, а также для работы с педагогами и родителями.
Занятия проводятся 2 раза в неделю индивидуально и с подгруппой детей. Продолжительность занятий – 25 минут.
Срок реализации Программы: 1 год
- Планируемые результаты:
- Развитие интеллектуальной и коммуникативной сферы, формирование адекватной самооценки и уверенности в себе.
- Развитие эмоционально-волевой сферы, формирование позитивной мотивации к дальнейшему обучению.
- Повышение психологической компетенции участников педагогического процесса (педагоги, родители) в вопросе сопровождения и развития детской одаренности.
- Самореализация детей через проектную деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Примерное годовое планирование работы
№ | Мероприятие | Форма работы | Срок выполнения |
1 | Составление плана работы с одаренными детьми, воспитателями, родителями | Наблюдение, беседы | Сентябрь |
2 | Представление педагогической информации родителям, общественности | Консультации, беседы | Октябрь- Ноябрь |
3 | Проведение занятий с использованием различных технологий | Групповые, индивидуальные занятия | Ноябрь – апрель |
4 | Проведение профилактических и просветительских работ Работа с родителями | консультации, рекомендации | В течении года |
5 | Итоговая диагностика (мониторинг) | Диагностика, наблюдение | Май |
6 | Систематизация материалов по итогам реализации Программы | Отчеты, документация, диаграммы, анализ, банки данных |
Учебный план
№п/п | Название темы | Срок проведения | Количество часов | Формы контроля | ||
Теория | Практика | Всего: | ||||
1. | Познавательно – исследовательский проект «Мир воды» | Октябрь-Ноябрь | 1ч 40м (2недели) | 1ч. 90 м. (3 недели) | 3ч. 30 м | Презентация проекта Результаты участия в конкурсах. Игра – лото « Кому нужна вода» |
2. | Познавательно – исследовательский проект «Солнце» | Декабрь | 1ч 40м (2недели) | 1ч. 90 м. (3 недели) | 3ч. 30 м | Презентация проекта Результаты участия в конкурсах |
3. | Исследовательский проект «Радуга - дуга» | Январь | 1ч 90м (3недели) | 2ч. 40 м. (4 недели) | 4ч. 30 м | Презентация проекта Результаты участия в конкурсах |
4. | Познавательно – исследовательский проект «Купите мне собаку!» | Февраль | 1ч. 40 м. (2 недели) |
1ч.90 м. (3 недели) | 3ч. 30м. | Презентация Результаты участия в конкурсах |
5. | Познавательно – исследовательский проект «Волшебник- воздух» | Март | 1ч. 90 м. (3 недели) | 1ч.90 м. (3 недели) | 3ч. 30м. | Презентация Результаты участия в конкурсах |
6. | Познавательно исследовательский проект «Мобильный телефон» | Апрель | 1ч. 90 м. (3 недели) | 2ч.40 м. (4 недели) | 4ч. 30м. | Презентация Результаты участия в конкурсах |
Содержание учебного плана.
№ | Название темы | Теория | Практика | Цель |
1. | Познавательно – исследовательский проект «Мир воды» | Изучение материала по теме проекта | 1) Проведение опытов экспериментов 2) Презентация проекта | Расширить и уточнить представления детей о свойствах воды. Её качестве, о значении в жизни человека. |
2. | Познавательно – исследовательский проект «Солнце» | Изучение материала по теме проекта | 1)Проведение опытов экспериментов 2)Презентация проекта | Выявить влияние солнечного света и тепла на природу. |
3. | Исследовательский проект «Радуга- дуга» | Изучение теоретического материала по теме. | 1)Проведение опытов экспериментов 2)Презентация проекта | Узнать, что такое радуга и как она появляется. |
4. | Познавательно – исследовательский проект «Купите мне собаку!» | Изучение теоретического материала | 1)Проведение опытов и экспериментов. 2.)Презентация проекта | Выяснить для чего собака нужна человеку. |
5. | Познавательно – исследовательский проект «Волшебник-воздух» | Изучение теоретического материала | 1)Проведение опытов и экспериментов. 2.)Презентация проекта | Выявить для чего нужен воздух. Развить желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом. |
6. | Познавательно исследовательский проект «Мобильный телефон» | Изучение теоретического материала | 1)Проведение опытов и экспериментов. 2.)Презентация проекта | Выяснить , для чего мобильные телефоны ( культура пользования). Сформировать представление о пользе и вреде мобильного телефона. |
- Методическое обеспечение
Методы:
-словесный (беседы, рассказывание, объяснение)
- наглядный (показ иллюстраций, презентаций, видео и фото материалы)
- практический (проведение опытов, экспериментов, выполнение практических заданий конкурсов и т.д.)
-игровой
-дискуссионный
Формы работы с одарёнными детьми в рамках программы:
-индивидуальные занятия;
-участие в конкурсах;
-участие в олимпиадах, викторинах;
-исследовательская деятельность.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей с целью получения информации о характере, направленности интересов, склонностей и способностей детей.
- памятки – рекомендации, консультации, папки передвижки, индивидуальные беседы, публикации.
- совместные проекты исследовательской деятельности детей и родителей.
3. МАТЕРИАЛЫ ДИАГНОСТИКИ СВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Участие в конкурсах, олимпиадах (Приложение 1).
Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы.
Форма представления результатов внедрения Программы:
-обобщение и диссеминация, опыта работы на различных уровнях;
-печатной продукции (статьи, индивидуальных программ развития детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста);
-использования информационных технологий (презентация, сайт).
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение Волгоград: Учитель, 2012.
- Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/– М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду (Организация проектирования .Конспекты проектов) Волгоград :Учитель,2012г.
- Дементьева, Л.А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми / Л.А. Дементьева. – Курган: РАГС, 2009. – 82 с.
- Понасенкова С.В. «Одаренные дети: формирование и развитие способностей». - 2003.
- Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва: Педагогическое общество России, 1999 г.
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.
- Интернет-ресурсы:
- http://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti
Приложение 1
Участие детей в конкурсах
№ | Ф.И. участника | Мероприятие | Место | Сроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по экспериментально – исследовательской деятельности «Юные исследователи».
рабочая программа...
Рабочая программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности для второй группы раннего развития
ЦЕЛИ ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Первичные представления об объектах окружающего мира:формировать у...
Рабочая программа по развитию поисково-исследовательской деятельности дошкольников "Лаборатория Почемучки"
Программа «Лаборатория Почемучки» направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 5-7 лет....
Рабочая программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности "Почемучка"
Цель программы: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности....
Рабочая программа «Одаренный ребенок. Художественно - эстетическое развитие"
Рабочая программа "Одаренный ребенок" Художественно - эстетическое развитие"...
рабочая программа "Одаренный ребенок"
Современное общество остро нуждается в неординарной творческой личности, способной проявлять не только высокую активность, но и способности нестандартного поведения. Благодаря одаренным людям происход...
Рабочая программа «Одаренный ребенок» Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимос...