Конспект занятия в старшей группе. Тема «Звуки и буквы Ы, А , О. Предлоги за, перед».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Сизова Ирина Владимировна

Данное занятие является эффективным приемом закрепления правильного произношения  Звуков А,О,Ы. Представленные   задания и упражнения проводятся в игровой форме, развивают слуховое восприятие, фонематический слух, наглядно-образное мышление,зрительную и слуховую память.

Дети тренируются в правильном использовании предлогов За,Перед. Конспект занятия будет полезен педагогам, работающим с детьми с нарушением речи, и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе.

Тема «Звуки и буквы Ы, А , О. Предлоги за, перед».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звуков ы, а, о; умение условно обозначать гласные звуки; составлять по картинкам предложения, состоящие из двух слов; распространять предложения (до четырех слов); выделять из них слова; сравнивать распространенные и нераспространенные предложения; правильно использовать в речи предлоги за, перед. Упражнять в умении образовывать однокоренные слова.

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое восприятие, фонематический слух, наглядно-образное мышление, зрительную и слуховую память, зрительно-моторную координацию.

Коррекционно-воспитательные: развивать умение слушать педагога и сверстников, развивать умение работать в группе; учить доброжелательности.

Оборудование: Демонстрационный материал. Чашка, сахарница; картинки, на которых изображены сыр, мак, сок, нос, рысь, сад.

Раздаточный материал. Карточки с буквами Ы, А, О; полоски для обозначения предложений, полоски для обозначения слов.

Ход занятия.

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей.

Организационный:

1. Игра «Узнай букву».

Цель: организация детей на занятии, активизация внимания детей.

На доске написаны части букв Ы, А, О: только верхние или только нижние части. - По очереди указывайте на части букв, и определяйте, что это за буквы и называйте их.

Дети по очереди указывают на части букв, определяют, что это за буквы и называют их.

.

Основной:

2. Характеристика звуков а, о, ы.

Цель: Закреплять правильное произношение звуков А, О, Ы. закреплять знания о буквах.

3. Дифференциация звуков в словах.

Цель: развитие фонематического слуха.

4. Упражнение на словообразование.

Цель: Упражнять в умении образовывать однокоренные слова.

5. Физкультминутка.

Цель: развитие общей моторики.

6. Игра «Вспомни имена».

Цель: учить выделять звук в слове.

7. Составление схемы предложения.

Цель: учить составлять предложения.

8. Составление предложения по схеме.

Цель: учить составлять предложения.

9. Работа с кассой букв.

Цель: Закреплять правильное произношение звуков А, О. закреплять знания о буквах.

10. Работа в тетрадях.

Цель: развитие графо-моторных навыков, мелкой моторики руки.

Дефектолог вместе с детьми дает характеристику звукам а, о, ы.

- Какие звуки обозначают буквы А, О, Ы?

- Когда мы произносим звук А, рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая преграды. Как называется такой звук? Почему а — это Звук?

- Когда мы произносим звук о, мы вытягиваем губы в форме овала, при этом воздух проходит свободно, не встречая преграды. Как называется этот звук?

- Когда мы произносим звук ы, нижняя челюсть слегка выдвигается вперед, воздух проходит свободно, не встречая преграды. Как называется этот звук?

- Фишками какого цвета мы договорились обозначать гласные звуки?

- Как отличить эти звуки друг от друга?

- В какой части слова можно услышать каждый из этих звуков?

Перед каждым ребенком карточки с буквами Ы, А; О. Дефектолог называет слова.

Слова: арбуз, дыня, груши, ананас, помидор, огурец, морковь и т.д.


- Что лежит в сахарнице?

- Какую одинаковую часть имеют слова сахар и сахарница!

- Придумайте еще слова с частью сахар-.

Дефектолог дает детям указания.

        Спрячьтесь за дверь (шкаф, стул, кровать...).

—        Встаньте перед окном (доской, шкафом...).

Дефектолог беззвучно произносит различные звуки.

- Вы должны определить звуки по беззвучной артикуляции, а затем вспомнить и назвать имена с этими звуками.

Дефектолог предлагает детям составить схему предложения:  «Мальчик собирает смородину».

- Вы должны определить, есть ли в словах предложения звуки о и а и положить соответствующие буквы под словами.

На доске картинка с изображением смородины, полоска для обозначения предложения, под ней — две полоски, обозначающие слова. Дефектолог задает детям вопросы.

  • Что обозначает верхняя полоска? Что обозначает уголок слева? Как пишется первое слово предложения? Что обозначает точка на схеме? Сколько слов в этом предложении? Как пишутся слова в предложении? Какое первое слово в предложении? Что может произойти с крыжовником? Придумайте слово-действие. \

Перед детьми кассы букв. Дефектолог дает детям задания.

  • Найдите букву А. Справа от буквы А положите букву О. Прочитайте, что получилось. Какая буква стоит на первом месте? Какая на втором? Переставьте буквы. Прочитайте, что получилось. Какая буква стоит на первом месте теперь? Какая на втором?

Педагог раздает детям тетради

- Написание буквосочетаний: АО (ОА); ао (оа).

Дети дают ответы.

Дети определяют, есть ли в словах звуки ы, а или о, и показывают соответствующую букву.

Дети дают ответы.

Дети выполняют соответствующие действия.

Дети выполняют задания.

Дети выполняют задание.

Дети выполняют задания.

Дети выполняют задания.

Заключительный:

8. Подведение итогов занятия, обобщение материала.

Педагог задает детям вопросы.

- Какой звук мы сегодня изучали? Какой это звук? Придумайте слово со звуком А и О.

Дети дают ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе Тема: «Звук и буква ы».

Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематических представлений «Звук и буква ы»....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ш».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Ш"....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Т. В гостях у медвежонка Топа».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Т. В гости к медвежонку Топу"....

Конспект занятия в старшей группе «Дифференциация звуков и букв З-Ж»

Цель. Совершенствовать слуховое восприятие  детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж, на определение по­зиции звука в слове.Задачи.&bull...

Конспект 2 занятия в старшей группе Тема «Звук и буква А».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звука А. Учить голосом выделять звук А в словах, определять его место в слове. Учить условно обозначать гласные звуки (фишкой кр...

Конспект занятия в старшей группе. Тема «Звук и буква И».

Коррекционно-образовательные задачи: Учить выделять звук и в словах, определять место зву­ка в слове; развивать навыки словообразования. Закреплять умение условно обозначать гласные звуки.Коррекци...

Конспект занятия в старшей группе Тема «Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звуков к, къ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-...