Конспект занятия в старшей группе «Дифференциация звуков и букв З-Ж»
проект по развитию речи (старшая группа)
Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж, на определение позиции звука в слове.
Задачи.
• Закреплять правильное произношение звуков [З], [Ж] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;
• Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;
• Развивать умения внимательно вслушиваться в речь взрослого,
• Способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi_z-zh.docx | 23.47 КБ |
doc4.docx | 87.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе «Дифференциация звуков и букв З-Ж»
Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж, на определение позиции звука в слове.
Задачи.
• Закреплять правильное произношение звуков [З], [Ж] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;
• Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;
• Развивать умения внимательно вслушиваться в речь взрослого,
• Способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.
План занятия.
1. Загадки
2. Проговаривание звуков Ж ,З
3. Дифференциация звуков З-Ж в слогах.
4. Физминутка «Жук»
5. Звуковой анализ слов.
6. Подведение итога.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
-Ребята, к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы подросли, как занимаетесь, какие вы молодцы!
Чтобы научиться правильно и красиво разговаривать, нужно ежедневно делать специальную гимнастику для язычка.
Выполнение артикуляционных упражнений («Блинчик», «Качели», «Кошка сердится», «Маляр», «Иголочка»).
Сегодня мы с вами будем придумывать сказку. А кто же будет героем нашей сказки? Мы узнаем, когда отгадаем загадки.
Тёплым днем, весною, в мае | - Правильно Жук Жора. Какой первый звук в слове ЖУК ? (Ж) Проговаривание звуков Ж Давайте все назовем этот звук. |
Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов/. Этот звук "Ж" - звонкий, согласный. |
Есть у меня еще одна загадка.
Лежит верёвка, Шипит плутовка, Брать её опасно- Укусит, ясно? (ЗМЕЯ) | -Правильно Змея Зоя Какой первый звук в слове ЗМЕЯ ? (З) Проговаривание звуков З |
|
2. Дифференциация звуков З-Ж в слогах.
Итак, сегодня мы будем различать звуки З и Ж.
Жили- были змея Зоя и жук Жора.
- Наша змея Зоя (показать картинку) какая? (ответы детей: длинная, зеленая, веселая)
- А что она умеет делать? (дети говорят: ползать, шипеть, сворачиваться клубком…)
- А жук Жора какой? (дети отвечают: маленький, овальный, рогатый, зеленый, шестилапый)
- А что он умеет делать? (ответы детей: ползать, летать, жужжать, переворачиваться,)
- Вот встретились они однажды на тропинке (вызываем двух детей для драматизации ,показывать героев, а дети называют их : жук Жора и змея Зоя.)
- И что они стали делать? (ответы детей)
- Они стали разговаривать друг с другом, но каждый по-своему.
Змея говорит: "З-з-з"
- Как змея говорит? (дети повторяют)
Жук отвечает: "Ж-ж-ж"
- Как отвечает жук? (дети повторяют).
А теперь змейки девочки и жуки мальчики
Девочки з-з-з-з
Мальчики ж-ж-ж-ж
И/у «Повтори не ошибись»
жа, жа, за — вот идет коза
за, за, жа — мы видели ежа
жу, зу, зу — мы ведем козу
зу, жу, жу — на лужок хожу
зы, зы, зы — новые тазы
Соня будет говорить за змею, а вы будете повторять.
Змея:за-за-за, зо-зо-зо, зу-зу-зу, зы-зы-зы
Кирюша будет говорить за жука Жору
Жук: жо-жо-жо, жу-жу-жу, жи-жи-жи
(за - жа, зо - жо, зу - жу, зы – жи, жа-за, жо-зо, жу-зу, жи-зы.)
Разобиделись наши герои – не получается у них разговор- не понимают они друг друга. И разошлись они по домам.
Жук что сделал? (улетел к себе – отвечают дети) и зажужжал:
ЖУ-ЖУ-ЖУ, Я НА ВЕТОЧКЕ СИЖУ И ЖУЖЖУ (дети повторяют хором).
А змея к себе.
- Что сделала змея? (поползла- отвечают дети).
ЗУ-ЗУ-ЗУ, Я ДОМОЙ К СЕБЕ ПОЛЗУ ( дети хором повторяют).
- Бежал мимо кузнечик, увидел грустных жука и змею и ....
- Что он сделал, как вы думаете ? (ответы детей: помирил их, предложил поиграть, подарил подарки..)
И решил он наших героев помирить и развеселить.
И станцевать веселый танец. Веселая физминутка под музыку.
Садимся на стульчики.
4. Физминутка «Жук»
Дети имитируют движения по ходу текста стихов. Картинки.
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
5. Звуковой анализ слов
У вас на столах лежат картинки со звуками Ж и З. Давайте подарим их
картинки со звуком З - Змее, со звуком Ж- а жуку. И составим с вашим словом предложение.
Например, я подарю журнал Жуку, потому что в слове журнал есть звук Ж.
Примеры ответов | |
Я подарю зонтик змее, в слове есть звук З. | Зонтик очень красивый. Зонтик нужен, чтобы укрываться от дождя. |
Я подарю вазу змее. | Змея поставит цветы в вазу. В вазу ставят цветы. |
Я подарю козу змее. | Змея будет играть с козой. Коза дает молоко. Из шерсти козы вяжут варежки |
Я подарю телевизор змее. | По телевизору показывают интересные мультфильмы. |
Я подарю розу змее. | Роза самый красивый цветок. |
Я подарю ножницы жуку. В этом слове есть звук Ж. | Ножницы помогают резать бумагу. |
Я подарю мороженое жуку. В этом слове есть звук Ж. | Мороженое очень вкусное. Мороженое надо есть потихоньку, чтобы не заболеть. Мороженое любят все дети. |
Я подарю медвежонка жуку. В этом слове есть звук Ж. | С медвежонком можно играть. |
Я подарю флажки жуку. В этом слове есть звук Ж. | Флажки можно брать на праздник. Флажками украшают улицы во время праздника. |
Я подарю замок змее. В этом слове есть звук З. | Замок висит на двери. Замок нужен, чтоб закрывать дом, когда уходишь из дома. На двери гаража висит замок. |
Я подарю березу змее. В этом слове есть звук З. | Береза красивое дерево |
Я подарю жабу жуку. В этом слове есть звук Ж. | Жаба живет в болоте. Жаба и жук теперь друзья. |
Дети берут картинку, называют, определяют наличие звука З или Ж и прикрепляют на магнитную доску у домика змеи или жука).
4. Развитие фонематического слуха Игра “Узнай звук”
Дифференциация з-ж в слогах: - Я произношу слоги, а вы услышав звук [Ж] хлопаете в ладоши, а если услышите звук [З], поднимаете руки вверх: за, жа, оз, ож, зла, кож
А теперь я называю вам слова, будьте внимательны:
кружечка, вазелин, кузнец, вязанка, зима, жакет, жара, жук, жёлудь, зеркало, зонт, живот, жираф, журавль, зерно, шиповник, жук, шишка, жаба, лягушка, жмых, ромашка, зефир, школа, животные, карандаш, жёлтый, зябнуть, мышка, вышка, жильцы, зелень, жеребёнок, машина, зелёнка, варежки, земля ,шапка, дорожка, кружок, мишень, снежок, снежный, ошибка, пирожное, пушистый, вежливый, ежи, шоколад.
5. Подведение итога.
- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались:
Учились различать и проговаривать звуки з и ж .
- Как вы думаете, ребята, будут теперь дружить змея Зоя и жук Жора?
- А чтобы вы не забыли о нашем занятии, змейка и жук дарят вам свои портреты на память, которые вы раскрасите дома.
- Дружно жили, не тужили,
Печку в домике топили.
Вместе пели и плясали,
Да трудиться не забывали…
Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Артистами ребята побывали
И сказочку ребята показали.
Артисты были очень хороши,
Похлопайте героям от души!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [В]-[Ф]; [В’]-[Ф’]»
Конспект занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [В]-[Ф]; [В’]-[Ф’]» Цель: Сформировать умение дифференцировать согласные звуки [В] и [Ф] на слух и в произнош...
Конспект логопедического занятия в старшей группе "Дифференциация звуков С-Ш"
Конспект фронтального занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей логопедической группе для детей с ОНР....
Конспект занятия "Проказы Старухи Шапокляк" (дифференциация звуков и букв С-Ш)
Конспект открытого занятия по дифференциации звуков и букв С-Ш....
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Дифференциация звуков С и Ш в словах»
Цель: Учить детей различать звуки С и Ш по акустическим и артикуляционным признакам.Упражнять в произнесении слов со звуками С и Ш различной трудности (в стечении с согласными, с наличием оппозиционны...
Конспект занятия в старшей группе. Тема «Звук и буква И».
Коррекционно-образовательные задачи: Учить выделять звук и в словах, определять место звука в слове; развивать навыки словообразования. Закреплять умение условно обозначать гласные звуки.Коррекци...
Конспект занятия в старшей группе Тема «Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки».
Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звуков к, къ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-...
Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...