Конспект занятия в старшей группе «Дифференциация звуков и букв З-Ж»
проект по развитию речи (старшая группа)

Журова Оксана Юрьевна

Цель. Совершенствовать слуховое восприятие  детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж, на определение по­зиции звука в слове.

Задачи.

•        Закреплять правильное произношение звуков [З], [Ж] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;

•        Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

•        Развивать умения внимательно вслушиваться в речь взрослого,

•        Способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_z-zh.docx23.47 КБ
Файл doc4.docx87.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Дифференциация звуков и букв З-Ж»

Цель. Совершенствовать слуховое восприятие  детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж, на определение позиции звука в слове.

Задачи.

•        Закреплять правильное произношение звуков [З], [Ж] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;

•        Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

•        Развивать умения внимательно вслушиваться в речь взрослого,

•        Способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.

План занятия.

1. Загадки

2.  Проговаривание звуков Ж ,З

3. Дифференциация звуков З-Ж в слогах.

4. Физминутка «Жук»

5. Звуковой анализ слов.

6. Подведение итога.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

-Ребята, к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы подросли, как занимаетесь, какие вы молодцы! 

Чтобы научиться правильно и красиво разговаривать, нужно ежедневно делать специальную гимнастику для язычка.

Выполнение артикуляционных упражнений («Блинчик», «Качели», «Кошка  сердится», «Маляр», «Иголочка»).

Сегодня мы с вами будем придумывать сказку. А кто же будет героем нашей сказки? Мы узнаем, когда отгадаем загадки.

Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский .. жук

- Правильно Жук Жора. Какой первый звук в слове ЖУК ?  (Ж)

Проговаривание звуков Ж

Давайте все назовем этот звук.

  • Давайте скажем все вместе "Ж-Ж" / Когда мы произносим звук Ж

Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов/. Этот звук "Ж" - звонкий, согласный.

Есть у меня еще одна загадка.

Лежит верёвка,

Шипит плутовка,

Брать её опасно-

Укусит, ясно? (ЗМЕЯ)

-Правильно Змея Зоя Какой первый звук в слове ЗМЕЯ ?  (З) 

Проговаривание звуков З

  • Этот звук тоже звонкий.
  • Когда мы произносим звук “З” – Губы в улыбке, язык – за нижними зубками
  • Давайте скажем все вместе.

2. Дифференциация звуков З-Ж в слогах.

Итак, сегодня мы будем различать звуки З и Ж.

Жили- были змея Зоя и жук Жора.

- Наша змея Зоя (показать картинку) какая? (ответы детей: длинная, зеленая, веселая)                                    

- А что она умеет делать? (дети говорят: ползать, шипеть, сворачиваться клубком…)

- А жук Жора какой? (дети отвечают: маленький, овальный, рогатый, зеленый, шестилапый)

- А что он умеет делать? (ответы детей: ползать, летать, жужжать, переворачиваться,)

- Вот встретились они однажды  на тропинке (вызываем двух детей для драматизации ,показывать героев, а дети называют их : жук  Жора и змея Зоя.)

- И что они стали делать? (ответы детей)

- Они стали разговаривать друг с другом, но каждый по-своему.

Змея говорит: "З-з-з"

- Как змея говорит? (дети повторяют)

Жук отвечает: "Ж-ж-ж"

- Как отвечает жук? (дети повторяют).

А теперь змейки девочки и жуки мальчики

Девочки  з-з-з-з

Мальчики ж-ж-ж-ж

И/у  «Повтори не ошибись»

жа, жа, за — вот идет коза

за, за, жа — мы видели ежа

жу, зу, зу — мы ведем козу

зу, жу, жу — на лужок хожу

зы, зы, зы — новые тазы

  Соня будет говорить за змею, а вы  будете повторять.  

Змея:за-за-за, зо-зо-зо, зу-зу-зу, зы-зы-зы    

Кирюша будет говорить за жука Жору

Жук: жо-жо-жо, жу-жу-жу, жи-жи-жи

(за - жа,  зо - жо, зу - жу, зы – жи, жа-за, жо-зо, жу-зу, жи-зы.)

Разобиделись наши герои – не получается у них разговор- не понимают они друг друга. И разошлись они по домам.

Жук что сделал? (улетел к себе – отвечают дети) и зажужжал:

ЖУ-ЖУ-ЖУ, Я НА ВЕТОЧКЕ СИЖУ И ЖУЖЖУ (дети повторяют хором).

А змея к себе.

- Что сделала змея? (поползла- отвечают дети).

 ЗУ-ЗУ-ЗУ, Я ДОМОЙ К СЕБЕ ПОЛЗУ ( дети хором повторяют). 

-  Бежал мимо кузнечик, увидел грустных жука и змею и ....

- Что он сделал, как вы думаете ? (ответы детей: помирил их, предложил поиграть, подарил подарки..)

И решил он наших героев помирить и развеселить.

И станцевать веселый танец. Веселая физминутка под музыку.

Садимся на стульчики.

4. Физминутка «Жук»

Дети имитируют движения по ходу текста стихов. Картинки.

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

                       

5. Звуковой анализ слов

У вас на столах лежат картинки со звуками Ж и З. Давайте подарим их

картинки со звуком З -  Змее, со звуком Ж- а жуку. И составим с вашим словом предложение.

Например, я подарю журнал Жуку, потому что в слове журнал есть звук Ж.

Примеры ответов

Я подарю зонтик змее, в слове есть звук З.

Зонтик очень красивый. Зонтик нужен, чтобы укрываться от дождя.

Я подарю вазу змее.

Змея поставит цветы в вазу.

В вазу ставят цветы.

Я подарю козу змее.

Змея будет играть с козой.

 Коза дает молоко.

Из шерсти козы вяжут варежки

Я подарю телевизор змее.

По телевизору показывают интересные мультфильмы.

Я подарю розу змее.

Роза самый красивый цветок.

Я подарю ножницы жуку. В этом слове есть звук Ж.

Ножницы помогают резать бумагу.

Я подарю мороженое жуку. В этом слове есть звук Ж.

Мороженое очень вкусное. Мороженое надо есть потихоньку, чтобы не заболеть. Мороженое любят все дети.

Я подарю медвежонка жуку. В этом слове есть звук Ж.

С медвежонком можно играть.

Я подарю флажки жуку. В этом слове есть звук Ж.

Флажки можно брать на праздник. Флажками украшают улицы во время праздника.

Я подарю замок змее. В этом слове есть звук З.

Замок висит на двери.

Замок нужен, чтоб закрывать дом, когда уходишь из дома.

На двери гаража висит замок.

Я подарю березу змее. В этом слове есть звук З.

Береза красивое дерево

Я подарю жабу жуку. В этом слове есть звук Ж.

Жаба живет в болоте.

Жаба и жук теперь друзья.

Дети берут картинку, называют, определяют наличие звука З или Ж и прикрепляют на магнитную доску у домика змеи или жука).

4. Развитие фонематического слуха Игра “Узнай звук”

Дифференциация з-ж в слогах: - Я произношу  слоги, а вы услышав звук [Ж]  хлопаете в ладоши, а если услышите звук  [З], поднимаете руки вверх: за, жа, оз, ож, зла, кож

А теперь я называю вам слова, будьте внимательны:

кружечка, вазелин, кузнец, вязанка, зима, жакет, жара, жук, жёлудь, зеркало, зонт, живот, жираф, журавль, зерно, шиповник, жук, шишка, жаба, лягушка, жмых, ромашка, зефир, школа, животные, карандаш, жёлтый, зябнуть, мышка, вышка, жильцы, зелень, жеребёнок, машина, зелёнка, варежки, земля ,шапка, дорожка, кружок, мишень, снежок, снежный, ошибка, пирожное, пушистый, вежливый, ежи, шоколад.

5. Подведение итога.

  • Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались:

Учились различать и проговаривать звуки з и ж .

  • Как вы думаете, ребята, будут теперь дружить змея Зоя и жук Жора?

 

  • А чтобы вы не забыли о нашем занятии, змейка и жук дарят вам свои портреты на память, которые вы раскрасите дома.

- Дружно жили, не тужили,

Печку в домике топили.

Вместе пели и плясали,

Да трудиться не забывали…

Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Артистами ребята побывали

И сказочку ребята показали.

Артисты были очень хороши,

Похлопайте героям от души!



Предварительный просмотр:

Раскраска Змея Раскраска Жук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [В]-[Ф]; [В’]-[Ф’]»

Конспект занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [В]-[Ф]; [В’]-[Ф’]» Цель: Сформировать умение дифференцировать согласные звуки [В] и [Ф] на слух и в произнош...

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Дифференциация звуков С-Ш"

Конспект фронтального занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей  логопедической группе для детей с ОНР....

Конспект занятия "Проказы Старухи Шапокляк" (дифференциация звуков и букв С-Ш)

Конспект открытого занятия по дифференциации звуков и букв С-Ш....

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Дифференциация звуков С и Ш в словах»

Цель: Учить детей различать звуки С и Ш по акустическим и артикуляционным признакам.Упражнять в произнесении слов со звуками С и Ш различной трудности (в стечении с согласными, с наличием оппозиционны...

Конспект занятия в старшей группе. Тема «Звук и буква И».

Коррекционно-образовательные задачи: Учить выделять звук и в словах, определять место зву­ка в слове; развивать навыки словообразования. Закреплять умение условно обозначать гласные звуки.Коррекци...

Конспект занятия в старшей группе Тема «Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звуков к, къ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...