Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Звук [У]. Буква У.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Подкорытова Юлия Александровна

Цели.

1.Коррекционно-образовательная.

  • Автоматизировать звук [У].
  • Познакомить детей с буквой У.

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать речеслуховое внимание.
  • Развивать фразовую речь.
  • Развивать психические процессы.

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Картинки: фея-звуковичок на гласный звук [У], картинка волк воет на луну, наглядные картинки со звуком У в начале слова; символы звуков на каждого ребенка (по 5 символов), буквенный конструктор, зеркала на каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._zvuk_u.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Звук и буква У.

Цели.

1.Коррекционно-образовательная.

  • Автоматизировать звук [У].
  • Познакомить детей с буквой У.

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать речеслуховое внимание.
  • Развивать фразовую речь.
  • Развивать психические процессы.

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Картинки: фея-звуковичок на гласный звук [У], картинка волк воет на луну, наглядные картинки со звуком У в начале слова; символы звуков на каждого ребенка (по 5 символов), буквенный конструктор, зеркала на каждого ребенка.

План занятия.

I   Организационный момент.

1.  Артикуляционная гимнастика.

2. Дыхательное упражнение.

II   Основная часть.

1. Повторение. Закрепление понятия «звук». 

2. Знакомство со звуком У. Звук [У] - песенка волка. Выделение первого звука в имени звуковичка Уля.

3. Артикуляция. Характеристика звука. Символ. Цвет.

4. Игра «Поймай звук [У]» (ряд звуков).

5.Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев  рук.

6. Анализ ряда ууу.

7. Выделение ударного гласного звука [У] из начала слов – отгадок.

9. Согласование числительных (1-5) с существительным утенок.

10. Упражнение на координацию речи с движением.

11. Буква У. Элементы.

Ход занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

I

1.  Артикуляционная гимнастика. «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Лопаточка», «Накажем язычок», «Иголочка».

2. Дыхательное упражнение «Кошка и котенок».

И.п.: о.с. 1 – вдох носом; 2 – на выдохе произносить громко, низким голосом: «Мяу-мяу!»; 3 – вдох носом; 4 – на выдохе произносить тихо, высоким голосом: «Мяу-мяу!». Повторить 2-3 раза.

Выполняют артикуляционную и дыхательную гимнастику.

II

1. Повторение. Закрепление понятия «звук». На прошлых наших занятиях мы учились внимательно слушать. Что мы слышали? Чем мы слушали звуки? Звуки мы можем увидеть?

Правило. Звуки мы слышим и произносим.

2. Знакомство со звуком У. Звук [У] - песенка волка. Выделение первого звука в имени звуковичка Уля. В моем кабинете живут волшебные феи-звуковички. И сегодня к нам прилетела фея-звуковичок, она принесла вам вот такую картинку. Кто это? Что делает волк? Волк воет на луну, и произносит такой звук: Уууууу.

Споем вместе с волком: Уууууу. Какой звук мы произносили когда пели песенку волка? Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [У].

3.Артикуляция, символ. Характеристика звука.

Возьмем зеркала и посмотрим на наш ротик. Когда мы произносим звук У, наши зубки приоткрыты, язычок в ротике лежит отдыхает, а губки вытягиваются вперед в форме трубочки. Что мы чувствуем если поднесем ладонь ко рту и произнесем звук [У]?

Вывод: когда мы произносим звук [У] во рту нет преграды – зубки и язычок нам не мешают, воздух свободно выходит изо рта.  Этот звук можно пропеть, долго тянуть. Как тянем ниточку из клубочка, так и поем звук. Поется этот звук с голосом. Значит, звук [У] – гласный. Обозначать его мы будем маленьким красным кружочком.

4.Игра «Поймай звук [У]» (ряд звуков).

5.Упражнение на развитие мелкой моторики «Бурёнушка».

Дай молочка, Бурёнушка,

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки,        

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,        

Творогу немножечко,        

Масло, простокваши,

Молочка для каши.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

Дети «доят» корову.

Делают «мордочки» из пальчиков.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Сгибают и разгибают все пальчики.

6. Анализ ряда УУУ.

-Положить столько символов (маленьких кружочков) в ряд, сколько раз я произнесу звук [У].

7. Выделение ударного гласного звука [У] из начала слов – отгадок. Отгадывание загадок, проговаривание и обыгрывание загадок. Что это у Галочки:

Ниточка на палочке,

Палочка – в руке,

А ниточка – в реке? (Удочка.) Поймаем первый звук в слове «удочка». 

Сама ползет,

На себе дом везет. (Улитка.) Поймаем первый звук в слове «улитка». 

Ходит вперевалочку,              

Плавает, ныряет.

На пруду и в речке

Пищу добывает. (Утка.) Поймаем первый звук в слове «утка».

8. Упражнение на координацию речи с движением «Как мы поили телят».

Стало жарко, будто в печке. Замолчали птицы.

Мы телят погнали к речке –

Надо им напиться.

Шарик – пестрый пес дворовый

Как навстречу бросится!

Разогнал телят пугливых,

Скачет, лает, носится...

Махают руками на лицо.

Палец поднести к губам «Тсс».

Дети шагают.

Пьют из сложенных ладошек.

Дети присаживаются.

Подпрыгивают.

Развести руки в стороны.

Прыгают.

9.Буква У. Элементы.

Буква У напоминает ушки

У зайчонка на макушке.

У улитки рожки тоже

Так на букву У похожи.

Правило. Буквы мы видим и пишем.

Повторяют правило.

Звуки. Ушами.

Нет.

Это паровозик.

Звук У.

Это волк.

Поют звук У хором.

Наблюдают в зеркале за артикуляцией звука [У].

Воздух.

Символы звука даются каждому ребенку. Дети подставляют символы к губам, произносят звук.

Хлопают на звук [У].

Выполняют упражнения.

Выкладывают символы в ряд.

Проговаривают звук [У] в отгадках.  Помогают себе рукой, «ловят звук [У] у левого плеча».

Выполняют упражнения.

Находят букву [У] в кассе букв. Проговаривают стихотворение.

III

-Что понравилось на занятии?                        -Что не понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы

Конспект логопедического занятия в старшей группеТема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы...

Конспект логопедического занятия в старшей группе Тема: «Звук и буква ы».

Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематических представлений «Звук и буква ы»....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук и буква Р

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук и буква Р...

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ш».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Ш"....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Т. В гостях у медвежонка Топа».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Т. В гости к медвежонку Топу"....

Конспект 2 занятия в старшей группе Тема «Звук и буква А».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звука А. Учить голосом выделять звук А в словах, определять его место в слове. Учить условно обозначать гласные звуки (фишкой кр...