Включение родителей в коррекционно – образовательный процесс на этапе формирования лексико – грамматических категорий у дошкольников с ОНР.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
В материале дан опытработы по взаимодействию с родителями в работе по формированию лексико-грамматических категорий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В ФАОП ДО (ее части для детей с тяжелыми нарушениями речи) работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной организации, включает следующие направления : ‐ аналитическое; ‐ коммуникативно- деятельностное ; ‐ информационное
« Общее недоразвитие речи » Общее недоразвитие речи (ОНР) – это тяжелые нарушения речи, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторонам, при сохранном слухе и интеллекте. По степени тяжести проявления дефекта в современной логопедии условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три описаны Р.Е. Левиной : первый уровень – отсутствие общеупотребительной речи ; второй уровень – начатки общеупотребительной речи ; третий уровень – развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития . четвертый уровень – незначительные нарушения всех компонентов речи (представлен в работах Т.Б. Филичевой ).
К лексико-грамматической стороне языка относят словарь и грамматически правильное его использование. Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Грамматический строй языка - это закономерности, по которым слова данного языка образуются , изменяются и объединяются в словосочетания и предложения. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Порядок усвоения грамматических категорий по А.Н.Гвоздеву 1. Число существительных 2.Повелительная форма глаголов 3.Падежи (сначала изменения в ед.числе , затем во множественном) 4.Времена и лица глаголов 5. Согласование прилагательных 6.Предлоги 7.Условное наклонение 8.Категория рода 9.Сравнительная степень прилагательных
Основные коррекционно-развивающие задачи при работе с лексико – грамматической стороной речи: 1. Наращивание и активизация словаря (особенно слов действий, признаков ,обобщений) 2 . Устранение аграмматизмов. Аграмматизм - нарушение понимания и неправильное использование грамматических средств языка ( неверное согласование, образование, изменение, сочетание слов) 3 . Усвоение на практике навыков: - словообразования , - словоизменения , - правильного построения различных типов предложений, - употребления предлогов и союзов - развитие «чувства языка ».
Подходы к формированию лексико – грамматического строя речи у дошкольников ЛЕКСИЧЕСКИЙ (грамматические категории изучаются в рамках лексической темы, онтогенетический принцип не соблюдается). ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ (ГРАММАТИЧЕСКИЙ) ( грамматические категории отрабатываются в онтогенетической последовательности, не замыкаются на одной лексической теме, требуют широкой лексической базы).
Порядок формирования у ребенка падежных форм существительных без предлогов при онтогенетическом подходе. Порядок подбора существительных 1.Существительные, которые не меняют в этой категории форму 2.Существительные с ударной флексией (окончанием) 3.Существительные с безударной флексией («слабая позиция») 4.Все формы дифференцируем внутри одного падежа и с каждым новым падежом . Падеж Этапы Примеры 1.В.п 1этап Существительные 3 склонения существительные 2 склонения (неодушевленные) Вижу кровать,дочь Вижу дом,стол,яблоко 2этап Существительные 2 склонения (одушевленные) Вижу кота,петуха 3 этап Существительные 1 склонения Вижу кошку,папу,куклу 2.Р.п 1 этап Сущ -е 2 скл Нет кота,стола,яблока 2 этап Сущ -е 1 и 3 скл Нет куклы,девочки,кровати 3 этап Дифференциация всех форм Р.п . 3.Д.п. 1 этап Сущ -е 2 склонения Дам коту,петуху 2 этап Сущ -е 1 склонения Дам маме,кукле,девочке 4.Т.п. 1 этап Сущ -е 2 скл Пиши карандашом,мячом 2 этап Сущ-е 1скл Пиши ручкой,чисть щеткой 3 этап Сущ -е 3 скл Любуюсь кроватью,мышью
Эффективные формы организации коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества логопеда с семьей (Е.М. Мастюкова, А. Г. Московкина, В.В. Ткачёва , Л. М. Крапивина) индивидуальные формы работы с семьёй; коллективные формы взаимодействия; ф ормы наглядно-информационного обеспечения.
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Анкетирование Семинары-практикумы для родителей Индивидуальные и групповые консультации ( очные ,а также консультационный материал в у голке логопеда) Выполнение заданий логопеда в домашних условиях Выставки пособий, игр и книг для родителей Оформление уголка «Советы логопеда» Изготовление для родителей памяток, буклетов и чек-листов по формирования лексико-грамматического строя речи Посещение родителями занятий для показа на практике способов отработки лексико-грамматических категорий
Инновационные формы сотрудничества с родителями «домашняя игротека»; « почта одного дня »; информационные онлайн - технологии; речевые тематические праздники; воркшоп с применением кейса для родителей «Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР».
Кейс-технологии основаны на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов с использованием различных видов носителей информации. М етод case study (англ. яз - анализ конкретных практических ситуаций) ориентирован на поиск путей и способов решения имеющихся проблем, в его основе лежит принцип непосредственного участия родителя в процессе поиска решения . « Workshop » (с англ. «мастерская ») новый вид информативного обучения, групповой метод развития, в котором нет аудитории и ведущего,все мероприятие строится на вовлечении в процесс каждого из участников.
Результаты применения инновационных технологий в работе с родителями: большая часть родителей стали активными участниками коррекционно-образовательного процесса , понимают и выполняют рекомендации учителя-логопеда; повысилась эффективность встреч логопеда с родителями, интереса родителей к коррекционно-образовательному процессу, практическая вовлеченность их в этот процесс; значительно повысилась компетентность и методическая грамотность родителей; п роизошло сплочение родительского коллектива в ходе решения проблемной ситуации; формирование и развитие у родителей коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов, понимания, что такое диалог и почему он так важен в семье, умения жить в диалоговой среде. Наш опыт работы позволяет сделать следующий вывод: изучение и использование в работе новых , современных технологий позволило нам решить основную нашу задачу - перевести родителей из пассивного слушателя в субъекта, компетентного активного участника коррекционно- образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование театрализованной деятельности, как способа повышения эффективности коррекционной работы в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей-логопатов старшего дошкольного возраста.
Данная работа посвящена одной из важных проблем в логопедии - преодолению общего недорозвития речи у детей дошкольного возраста средствами игры.Последнее время становится важным вопрос о коррекции реч...
Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему....
Коррекционная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических компонентов речи с использованием метода наглядного моделирования с детьми с ОНР "Проделки Снежной Королевы"
Уважаемые коллеги!Вашему вниманию представлена коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических компонентов речи по лексической теме «Врем...
Коррекционно - логопедическая работа по формированию лексико – грамматических средств и развитию связной речи. Составление рассказа о зиме.
активизация предметного словаря по теме;развитие мышления - загадки;установление причинно-следственных связей, сезонные изменения;развитие логического мышления;развитие произвольного внимания, памяти,...
Конспект коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тема: «Какая бывает Весна?»
Цель: Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», активизировать словарь детей по данной теме.Коррекционно-образовательные задачи:- Закрепить знание весенних месяцев, ве...
Конспект коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема « Если хочешь быть здоров»
Цель: обобщение знаний детей об овощах и фруктах;Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Активизировать и уточнить словарь по лексическим темам – Осень, овощи, фрукты,2.Закрепить обобща...
Интегрированное коррекционно – развивающее занятие по формированию лексико – грамматических категорий и связной речи с детьми подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме: «Моя мама лучше всех».
Занятие построено в соответствии с современными требованиями, задания подобраны с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей введены элементы игры и проблемная ситуация которая постав...