Этапы формирования лексико - грамматического строя по возрастам
консультация по логопедии (средняя, старшая группа)
Этапы формирования лексико-грамматического строя у детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_formirovaniya_leksiko-grammaticheskogo_stroya.docx | 17.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы формирования грамматического строя и связной речи (на основе программы Нищевой Н.В.)
Средняя группа (4 -5 лет)
1 период обучения.
- Расширение пассивного словаря и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по изучаемым лексическим темам.
- Обучение пониманию обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий.
- Употребление притяжательных местоимений (мой, моя), притяжательных прилагательных (мамин, папин) и согласование их с существительными, определительных местоимений (такой же, такие же), наречий (тут, там, здесь, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, высоко, низко), количественных числительных (1-5), порядковых числительных.
- Употребление существительных в мн. Числе.
- Употребление существительных в Им.п., В.п., Р.П., Д.падеже без предлога.
- Понимание и употребление предлогов В, НА, У.
- Согласование прилагательных с существительными в Им.п.
- Формирование простого двусловного предложения (Мишка сидит. И т.д.)
2 период обучения
- Употребление существительных в Им.п., В.п., Р.П., Д.п. и Тв.падеже без предлога.
- Понимание и употребление предлогов В, НА, У, ЗА, ПОД.
- Употребление существительных с ум.-ласк. суффиксами.
- Формирование простого предложения из нескольких слов по картинке и демонстрации действий.
(Ко всем предыдущим пунктам, которые звучали ранее, в планах приписываются слова «закрепление умения», «совершенствование умения». И так в дальнейшем при планировании.
Далее звучат только новые цели)
3 период обучения
- Понимание и употребление предлогов В, НА, У, ЗА, ПОД, ПО
- Согласование числительных (Один, два, пять) с существительными мужского и женского рода.
- Обучение распространению предложений однородными подлежащими, определениями, сказуемыми.
Старшая группа (5-6 лет)
1 период обучения.
- Усвоение понимания действий, выраженных приставочными глаголами (наливать, поливать и т.д.) и употребления их в речи.
- Употребление относительных прилагательных со значением соотнесённости с продуктами питания, растениями, материалами (яблочный, берёзовый, шерстяной).
- Понимание и употребление предлогов В, НА, У, ЗА, ПОД, ПО, НАД
- Употребление притяжательных местоимений (мой, твой, наш, ваш, его, её), указательных наречий (тут, здесь, там), количественных и порядковых числительных (1-10)
- Употребление существительных в косвенных падежах с простыми предлогами.
- Обучение распространению предложений однородными подлежащими, определениями, сказуемыми.
2 период обучения
- Употребление в речи глаголов прошедшего времени.
- Употребление в речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
- Употребление в речи относительных и притяжательных прилагательных.
- Развитие умения пользоваться в речи несклоняемыми существительными.
- Согласование прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже.
- Распространение простых предложений с помощью определений. (У Кати резиновый мяч. У Кати красный резиновый мяч.)
3 период обучения
- Употребление в речи слов –антонимов, многозначных слов, приставочных глаголов.
- Употребление простых предлогов.
- Формирование навыка анализа простых предложений без предлога со зрительной опорой.
- Обучение составлению сложносочинённых предложений с союзами И, А, и сложноподчинённых.
Подготовительная группа (6-7 лет)
1 период обучения.
- Обогащение словаря сложными словами (овощевод, картофелекопалка), неизменяемыми словами (пальто), антонимами и синонимами.
- Расширение представлений о переносном значении слов. Активизация в речи слов с переносными значениями.
- Употребление в речи простых и сложных предлогов.
- Употребление в речи местоимений, наречий и причастий.
- Формирование умения образовывать существительные с увеличительными суффиксами (медведище) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).
- Закрепление навыка анализа предложений с предлогами.
2 период обучения
- Обогащение экспрессивной речи сложными словами, многозначными словами, словами в переносном значении, однокоренными словами, прилагательными с уменьшительными суффиксами; относительными, притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей; прилагательными с противоположным значением.
- Пополнение словаря однородными определениями (снег белый, лёгкий, пушистый).
- Обогащение словаря простыми и сложными предлогами.
- Формирование умения образовывать и использовать прилагательные в сравнительной степени( выше, больше, самый длинный).
3 период обучения
- Обогащение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми.
- Пополнение словаря отглагольными существительными (покупать – покупатель, продавать – продавец).
- Совершенствование навыка анализа простых и сложных предложений с предлогом и без и навыка составления графических схем предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...
Использование театрализованной деятельности, как способа повышения эффективности коррекционной работы в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей-логопатов старшего дошкольного возраста.
Данная работа посвящена одной из важных проблем в логопедии - преодолению общего недорозвития речи у детей дошкольного возраста средствами игры.Последнее время становится важным вопрос о коррекции реч...
Комплексный материал "Формирование лексико-грамматического строя речи и предупреждение дисграфии на этапе автоматизации звука [Ш]"
Формирование лексико-грамматического строя речи и профилактика различных видов дисграфии у детей с нарушением речи на основе применения различного комплексного материала будут способствовать автоматиз...
"Формирование лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста"
Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующего сада...
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста
Для воспитателей и логопедов...
"Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с логопедическим заключением ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи на тему "Профессии".
Цели непрерывной образовательной деятельности:- Закрепление знаний из раздела программы «Лексико-грамматические категории», «Зрительное и слуховое внимание, «Общеречевые навыки», «Ручная моторик...