Этапы формирования лексико - грамматического строя по возрастам
консультация по логопедии (средняя, старшая группа)

Распопова Татьяна Сергеевна

Этапы формирования лексико-грамматического строя у детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_formirovaniya_leksiko-grammaticheskogo_stroya.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы формирования грамматического строя и связной речи (на основе программы Нищевой Н.В.)

Средняя группа (4 -5 лет)

1 период обучения.

  • Расширение пассивного словаря и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по изучаемым лексическим темам.
  • Обучение пониманию обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий.
  • Употребление притяжательных местоимений (мой, моя), притяжательных прилагательных (мамин, папин) и согласование их с существительными, определительных местоимений (такой же, такие же), наречий (тут, там, здесь, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, высоко, низко), количественных числительных (1-5), порядковых числительных.
  • Употребление существительных в мн. Числе.
  • Употребление существительных в Им.п., В.п., Р.П., Д.падеже без предлога.
  • Понимание и употребление предлогов В, НА, У.
  • Согласование прилагательных с существительными в Им.п.
  • Формирование простого двусловного предложения (Мишка сидит. И т.д.)

2 период обучения

  • Употребление существительных в Им.п., В.п., Р.П., Д.п. и Тв.падеже без предлога.
  • Понимание и употребление предлогов В, НА, У, ЗА, ПОД.
  • Употребление существительных с ум.-ласк. суффиксами.
  • Формирование простого предложения из нескольких слов по картинке и демонстрации действий.

(Ко всем предыдущим пунктам, которые звучали ранее, в планах приписываются слова «закрепление умения», «совершенствование умения». И так в дальнейшем при планировании.

Далее звучат только новые цели)

3 период обучения

  • Понимание и употребление предлогов В, НА, У, ЗА, ПОД, ПО
  • Согласование числительных (Один, два, пять) с существительными мужского и женского рода.
  • Обучение распространению предложений однородными подлежащими, определениями, сказуемыми.

Старшая группа (5-6 лет)

1 период обучения.

  • Усвоение понимания действий, выраженных приставочными глаголами (наливать, поливать и т.д.) и употребления их в речи.
  • Употребление относительных прилагательных со значением соотнесённости с продуктами питания, растениями, материалами (яблочный, берёзовый, шерстяной).
  • Понимание и употребление предлогов В, НА, У, ЗА, ПОД, ПО, НАД
  • Употребление притяжательных местоимений (мой, твой, наш, ваш, его, её), указательных наречий (тут, здесь, там), количественных и порядковых числительных (1-10)
  • Употребление существительных в косвенных падежах с простыми предлогами.
  • Обучение распространению предложений однородными подлежащими, определениями, сказуемыми.

2 период обучения

  • Употребление в речи глаголов прошедшего времени.
  • Употребление в речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  • Употребление в речи относительных и притяжательных прилагательных.
  • Развитие умения пользоваться в речи несклоняемыми существительными.
  • Согласование прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже.
  • Распространение простых предложений с помощью определений. (У Кати резиновый мяч. У Кати красный резиновый мяч.)

3 период обучения

  • Употребление в речи слов –антонимов, многозначных слов, приставочных глаголов.
  • Употребление простых предлогов.
  • Формирование навыка анализа простых предложений без предлога со зрительной опорой.
  • Обучение составлению сложносочинённых предложений с союзами И, А, и сложноподчинённых.

Подготовительная группа (6-7 лет)

1 период обучения.

  • Обогащение словаря сложными словами (овощевод, картофелекопалка), неизменяемыми словами (пальто), антонимами и синонимами.
  • Расширение представлений о переносном значении слов. Активизация в речи слов с переносными значениями.
  • Употребление в речи простых и сложных предлогов.
  • Употребление в речи местоимений, наречий и причастий.
  • Формирование умения образовывать существительные с увеличительными суффиксами (медведище) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).
  • Закрепление навыка анализа предложений с предлогами.

2 период обучения

  • Обогащение экспрессивной речи сложными словами, многозначными словами, словами в переносном значении, однокоренными словами, прилагательными с уменьшительными суффиксами; относительными, притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей; прилагательными с противоположным значением.
  • Пополнение словаря однородными определениями (снег белый, лёгкий, пушистый).
  • Обогащение словаря простыми и сложными предлогами.
  • Формирование умения образовывать и использовать прилагательные в сравнительной степени( выше, больше, самый длинный).

3 период обучения

  • Обогащение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми.
  • Пополнение словаря отглагольными существительными (покупать – покупатель, продавать – продавец).
  • Совершенствование навыка анализа простых и сложных предложений с предлогом и без и навыка составления графических схем предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...

Использование театрализованной деятельности, как способа повышения эффективности коррекционной работы в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей-логопатов старшего дошкольного возраста.

Данная работа посвящена одной из важных проблем в логопедии - преодолению общего недорозвития речи у детей дошкольного возраста средствами игры.Последнее время становится важным вопрос о коррекции реч...

Комплексный материал "Формирование лексико-грамматического строя речи и предупреждение дисграфии на этапе автоматизации звука [Ш]"

Формирование лексико-грамматического строя речи и профилактика различных видов дисграфии у детей с нарушением речи на основе применения различного комплексного материала будут способствовать автоматиз...

"Формирование лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста"

Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующего сада...

"Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с логопедическим заключением ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи на тему "Профессии".

Цели непрерывной образовательной деятельности:- Закрепление знаний из раздела программы «Лексико-грамматические категории», «Зрительное и слуховое внимание,  «Общеречевые навыки», «Ручная моторик...