ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
статья по логопедии

Калашникова Светлана Сергеевна

Статья опубликована в материалах Всероссийской научно-практической конференции от 15.092017г. "Перспективные научно-практические исследования" (рег.№457)

В статье показано, как образовательный материал с экологическим содержанием встраивается в коррекционную работу учителя – логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

Калашникова Светлана Сергеевна, учитель – логопед

Россия, город Билибино,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Сказка» комбинированного вида

 города Билибино Чукотского автономного округа»

Аннотация: В статье показано, как образовательный материал с экологическим содержанием встраивается в коррекционную работу учителя – логопеда.

Ключевые слова: Экологический компонент, природный материал, логопедический пункт, коррекционно-образовательный процесс.

Развитие речевых механизмов реализуется только в условиях взаимодействия ребенка с сенсорно обогащенной окружающей средой. Природа северного региона отличается от природы других регионов нашей страны. Но особая красота, неповторимая в своем роде, оставляет неизгладимый след в душе любого ребенка. Не в каждом регионе нашей стране можно познакомить дошкольников с северными пейзажами, тундровой растительностью, мелкими животными, птицами буквально за воротами детского сада. Дети могут использовать природный материал, который насобирали самостоятельно: разные по форме, размерам и поверхности камни, песок, спилы сухих веток, сухие листья и травы, живописные коряги, речную гальку, птичьи перышки, разные виды мха, шишки, орехи.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства  своей яркостью, многообразием динамичностью [2, с. 3], вызывая его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон [1, с. 4].

В задачу учителя – логопеда логопедического пункта не входит задача диагностики отношений детей к природе, к другим детям, по воспитанию у дошкольников экологической эмпатии и рефлексии, экологической этики, а также создание благоприятных психологических условий для погружения в мир природы.

Для учителя – логопеда дошкольного логопункта чрезвычайно важным является рациональный и тщательный подбор  образовательного материала  для занятий. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект.

Использование речевого материала с экологическим содержанием и реальных объектов неживой природы в играх и упражнениях, наглядный печатный материал позволяет учесть все вышеперечисленные условия и параллельно стать предпосылкой  для формирования экологических знаний и культуры.

Если проанализировать образовательный материал, который применяется на всех этапах работы над устной речью (развитие и коррекция звукопроизношения, дыхания, просодики, слухового внимания, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматических конструкций, связной речи, мелкой моторики, психических процессов), то можно увидеть, что экологическое содержание пронизывает практически все формы работы, методические приемы, литературные источники, применяемые на практике: в подвижных, дидактических, театрализованных играх, играх – путешествиях, играх –превращениях, в наглядных пособиях и т.д.

На этапе планирования, например,  используются лексические темы, которые в основном связаны с природой: овощи, фрукты, осень, грибы, ягоды,  дикие животные, перелетные птицы и другие.

При постановке звуков используется прием сравнения с животными, насекомыми, птицами, с объектами неживой природы:

  • Артикуляционные упражнения - «Лошадка», «Киска», «Лягушка», «Бегемотик».
  • Дыхательные упражнения – «Ветерок», «Одуванчик»,  «Тучки», «Снежинки».
  • Просодические компоненты – « Скажи как  папа-медведь, а потом как Мишутка», «Произнеси фразу «я – аист» будто птица взмывает к облакам, а потом спускается на землю», «Произнеси «ау» сначала громко, а потом все тише, будто уходишь вглубь леса».
  • Темпо – ритмическая сторона речи – «Постучи как дятел вот так …», «Прохлопай песню «В лесу родилась елочка», «Произнеси стихотворение медленно как улитка».

Для развития слухового восприятия, для релаксации можно использовать фономузыкальный материал. Например, подборку записей природных звуков, шумов, фрагментов музыкальных произведений, песен Виталия Самойлова и музыкально – звуковые картины[5, с. 115]. А также музыкальные инструменты, изображающие то журчание ручейка (металлофон), то стук капели (треугольник).

Для координации слов с движением подходят стихотворения детских поэтов, приметы о времени года, месяцах: «Начинает календарь месяц с именем…январь».

Для автоматизации звуков обычно применяются слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, пословицы, связанные с экологической темой: «На траве не видно тропки», « У шиповника шипы», «Са-са-са – прилетела к нам оса»,

Для закрепления звука в свободной речи и развития диалогической и монологической речи, активно предлагаются стихи, игры – диалоги, тексты для пересказа, рассказы с интересными экологическими сюжетами, а для развития мелкой моторики, массажа, самомассажа и других здоровьесберегающих приемов еще и сухие бассейны, наполненные различными семенами и плодами (крупы, орехи), песком, мелкими камнями.

Для развития общих и мелких движений – физминутки, стихи, подбираемые по возрасту воспитанников.

Для коррекции лексико-грамматических категорий чаще используются дидактические игры: «Где чей хвост?», «Кто где живет?», «Чьи детки?», «Когда это бывает?» и другие.

При использовании всех словесных, наглядных, практических методов в логопедическом пункте детского сада необходимо следить, чтобы содержание коррекционной работы, образовательный материал с экологическим компонентом  строго соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников, знакомил не только с природой средней полосы  нашей страны, но и с конкретным природным окружением.

Природа предоставляет огромные возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению  и использованию приобретенных речевых знаний и умений.

Список использованной литературы

  1. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: «Просвещение» - 1978. – 103 с.
  2. Лучич М. В. Детям о природе: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение. – 1989. – 143 с.: ил.
  3. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение. - 1989. – 144 с.
  4. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа. - 1995. – 160 с.
  5. Попова Т. И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно – экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: LINKA-PRESS. – 1998. – 191 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности ДОУ в осуществлении коррекционно-развивающей помощи ребенку с нарушением речевой деятельности в условиях дошкольного логопедического пункта

Освещен опыт оказания всесторонней помощи ребенку с речевыми нарушениями в  условиях посещения логопункта при ДОУ....

Дошкольный логопедический пункт. Особенности работы логопеда.

В статье раскрываются особенности работы учителя-логопеда на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения ....

Использование малых жанров фольклора в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях дошкольного логопедического пункта

Использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе способствует освоению системы родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказ...

Организация коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте в условиях реализации ФГОС ДО

Мы, педагоги детского сада, сейчас работаем в новых условиях: в условиях реализации ФГОС ДО и в преддверии вступления в силу профессионального стандарта «Педагог», кото...

Организация коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте в условиях реализации ФГОС ДО

Выполнили педагоги:В.Д.КолесниковаЖ.В.НовожиловаМы, педагоги детского сада, сейчас работаем в новых условиях: в условиях реализации ФГОС ДО и в преддверии вступления в силу профессионал...