Практико-ориентированный, педагогический проект на тему: "Хромотерапия, как метод логопедической работы с дошкольниками с ОВЗ"
проект по логопедии (старшая группа)
Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека. Педагогам и родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной педагогике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по хромотерапии в логопедической работе с детьми ОВЗ | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОАУ «Детский сад № 201»
Практико-ориентированный, педагогический проект
«Хромотерапия как метод логопедической работы
с дошкольниками с ОВЗ».
(долгосрочный)
г. Оренбург
Участники проекта
Сологубова О.В.
учитель-логопед
дети
логопедической
группы
и их родители
Содержание
1. Паспорт проекта
2. Актуальность проекта
3. Цель и задачи образовательного проекта
4. Тип проекта
5. Направления реализации проекта
6. Этапы проекта
7. Планируемые результаты
8. Заключение
9. Используемая литература
10. Приложение
Паспорт проекта
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Задача: воздействие цветотерапии на речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи: Повышать уровень коммуникативности и эмоциональной отзывчивости детей.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Задачи: Развивать и активизировать словарный запас детей, моторную сферу. Научить детей употреблять в речи слова - цветообозначения.
Образовательная область: «Художественное-эстетическое развитие»
Задачи: Расширение кругозора, обогащение жизненного и нравственного опыта; развитие языковой способности при помощи цвета.
Образовательная область: «Физическое развитие»
Задачи: Совершенствование функций формирующегося организма, с помощью системы цветовых эталонов.
База внедрения проекта: разновозрастная группа МДОАУ № 201
Возраст дошкольников: 5 - 7 лет
Срок реализации проекта: (долгосрочный)
Актуальность темы:
В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. В деятельности учителя-логопеда они становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
На логопедических занятиях используются как традиционные здоровьесберегающие технологии, такие как пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная гимнастика, так и нетрадиционные технологии.
К ним относится технология хромотерапии (цветотерапии), которая помогает разнообразить логопедические занятия и оптимизирует процесс коррекции речи. Цветотерапия для детей – это особая методика, основанная на влиянии фотонов света различной длины волны на мозг ребёнка.
Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека.
Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.
Педагогам и родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной педагогике.
Данная технология может применяться на всех этапах работы:
- автоматизация и дифференциация звуков;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие правильного дыхания.
В связи с указанной проблемой определены объект, предмет и гипотеза исследования.
Объект изучения: воздействия цветотерапии (хромотерапии) на речевое развитие детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет изучения: дидактические игры и упражнения направленные на овладение детьми системой цветовых эталонов.
Гипотеза: использование игровых приёмов при помощи хромотерапии помогает сделать обучение более интересным, эмоционально - насыщенным. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают образовательную деятельность невероятно увлекательной.
Цель: сформировать у детей посредством цветотерапии познавательную, речевую и коммуникативную деятельность на логопедических занятиях и в свободной деятельности.
Задачи:
- Изучить методы и приемы воздействия цветотерапии на речевое развитие в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР.
- Разработать серию дидактических игр, направленных на овладение детьми системой цветовых эталонов.
- Разработать серию конспектов, направленных на овладение детьми системой цветовых эталонов.
- Научить детей употреблять в речи слова - цветообозначения.
- 5. Апробировать данную модель на практике.
Тип проекта:
Практико-ориентированный, педагогический.
Продолжительность проекта:
Долгосрочный
Участники проекта:
Учитель-логопед, воспитанники группы, родители, педагоги ДОУ.
Проект реализуется по двум направлениям:
1.Совместная деятельность с детьми.
2.Взаимодействие с родителями.
Основные формы, средства и методы реализации:
Реализация проекта осуществляется на основе
игровой деятельности
1.Дидактические игры, творческие задания, беседы.
2.Слушание.
3.Развлечения.
4.Консультации.
5.Изготовление наглядного и раздаточного материала.
6.Взаимодействие (семья).
Этапы проекта:
Проект осуществлялся в несколько этапов:
- Подготовительный;
- Основной;
- Заключительный.
На подготовительном этапе были обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Кроме того были подобраны художественная литература, разработаны необходимые материалы, конспекты образовательной деятельности, сценарии бесед, конкурсов, составлен план его реализации.
Основной этап предусматривал непосредственную реализацию проекта, проведение запланированных мероприятий.
На заключительном этапе была организованна выставка детского творчества. Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результатов деятельности.
Ожидаемый результат:
- Развился познавательный интерес детей к изучению свойства цвета.
- Сформировались коммуникативные способности детей, эмоциональный контакт педагогов, детей родителей с детьми через совместную деятельность.
- Повысился уровень компетентности родителей в коррекционно-образовательном процессе.
- Повысилось профессиональное мастерство учителя-логопеда и педагогов ДОУ.
- Улучшилась координация детей, мелкая и общая моторика.
Результативность.
Работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика в конце изучения ритма, темпа, дикции, голосообразования, выразительности, правильности речи и звукопроизношения, показала, что 90% детей группы хорошо усвоили изучаемые понятия, а также выявлена положительная динамика в речевом развитии детей.
Практическая значимость проекта:
- Обогащена предметно-развивающая среда:
- Картотека дидактических игра для развития цветовых эталонов.
- Картотека конспектов для развития цветовых эталонов.
- Игровые упражнения: «Играем цветом».
- Подготовлены рекомендации для родителей по закреплению пройденного материала:
- Консультация «Хромотерапия как метод логопедической работы
с дошкольниками с ОВЗ».
- Консультация «Хромотерапия, или лечение цветом».
- Консультация «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста».
- Консультация «Роль цвета в образовательном пространстве ребёнка».
- Консультация: «Влияние цветных физминуток на самочувствие детей».
Заключение:
Таким образом, включая элементы хромотерапии на логопедических занятиях, мы можем говорить о том, что процесс коррекции речевых нарушений проходит быстрее, вызывает у детей интерес, дарит яркие образы, хорошее настроение, формирует эстетические чувства.
Используемая литература:
1. Маслова Е.Н. Логопедические игры на развитие внимания и усидчивости. Волгоград: ИТД «Корифей», 2011. 128 с.
2. Нищева Н.В. Разноцветные сказки: цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: уч. методическое пособие конспект. Спб.: Детство пресс, 1999. 64 с.
3. Поваляева, М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. / сост. М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 349с.
4. Цуканова, С.П. Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников. Приложение к пособию «Я учусь говорить и читать» С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 32 с.
5. Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг». СПб.: Речь, 2005г.
6. Серов Н. В. Лечение цветом. СПб., 1997.
7. www.12kgspb.caduk.ru/DswMedia/didigryi.docx
8. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/Разноцветные%20сказки.doc
9. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/raznoe/cvetoterapiya.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация метода проекта в логопедической работе с дошкольниками с ОНР. Проект «Сделаем книгу своими руками».
К числу педагогических технологий, используемых в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями, относится Метод проектов.Сидение у телевизора, у компьютера потихоньку вытеснило привычку читать. Поэто...
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".
Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...
Познавательный, практико-ориентированный, краткосрочный групповой проект для детей подготовительной к школе группы."Солнце-источник жизни на Земле."
Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот п...
Долгосрочный, межгрупповой. практико-ориентированный, познавательно – творческий проект «Тайны Донского края»
Долгосрочный межгрупповой, практико-оринтированный проект региональной направленности "Тайны Донского края"...
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Информационный-практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект "Дари добро"
Оснавные цели - это формирование и воспитание у детей морально-нравственных качеств характера: доброты, эмоциональной отзывчивости, сочувствия и сострадания, гуманного отношения к окружающему миру, ув...
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Тайны русского Севера»
Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследова...