Консультация: "Хромотерапия, как метод логопедической работы с дошкольниками с ОВЗ"
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Цветотерапия для детей – это особая методика, основанная на влиянии фотонов света различной длины волны на мозг ребёнка.
Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hromoterapiya_kak_metod_v_logopedicheskoy_rabote.docx | 24.89 КБ |
hromoterapiya.pptx | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
«Хромотерапия как метод логопедической работы
с дошкольниками с ОВЗ».
В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. В деятельности учителя-логопеда они становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
На логопедических занятиях используются как традиционные здоровьесберегающие технологии, такие как пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная гимнастика, так и нетрадиционные технологии.
К ним относится технология хромотерапии (цветотерапии), которая помогает разнообразить логопедические занятия и оптимизирует процесс коррекции речи. Цветотерапия для детей – это особая методика, основанная на влиянии фотонов света различной длины волны на мозг ребёнка.
Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека.
Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.
Педагогам и родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной педагогике.
Синий цвет стимулирует умственную деятельность, оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли. Используется при коррекции невротических реакций, беспокойства, возбудимости, агрессии.
Голубой цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении. Используется при коррекции тревожности, агрессивности, повышенной возбудимости.
Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, стимулирует психические процессы. Используется при коррекции страхов, инертности апатии.
Оранжевый цвет используется при застенчивости, замкнутости, скованности движений.
Зеленый цвет успокаивает, повышает защитные силы организма.
Розовый цвет оказывает тонизирующее воздействие. Используется при коррекции неусидчивости, неумении концентрировать внимание, переутомлении.
Желтый цвет вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия. Используется при коррекции гиперактивности, формировании самоконтроля.
Белый цвет считается цветом очищения, единения, открытости, оказывает тонизирующее действие на организм человека.
Данная технология может применяться на всех этапах работы:
- автоматизация и дифференциация звуков;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие правильного дыхания.
Как же применять элементы цветотерапии на логопедических занятиях? Более подробно рассмотрим на следующих примерах:
- Упражнение «Цветик-семицветик» (на дыхание.)
А) Перед детьми «Цветик-семицветик». Дети должны определить, какого цвета каждый лепесток у этого цветка, загадать желание и оторвать лепесток.
Помогите ветру унести ваш лепесток, подуйте на него длительно и плавно. Вдох делаем носом, а выдох — ртом.
Б)А теперь давайте подышим цветом:
дышим как синее море: губы узкой трубочкой вперед, воздух выходит холодной тонкой струей (синяя полоска);
дышим, как жаркое желтое солнце: рот широко открываем, делаем «горячий» выдох из глубины рта (желтая полоска);
дышим, как спокойное зеленое поле: рот закрыт, делаем произвольный плавный выдох через нос (зеленая полоска);
дышим, как черная ночь: рот открыт средним «хоботком», делаем вдох и выдыхаем вперед слегка вытягивая губы и собирая «хоботок» к центру (черная полоска);
дуем на раскаленный металл: агрессивный, напористый длительный выдох, губы собираем к центру рта (красная полоска)
Вот вам и готовое пособие для занятий в кабинете и для домашнего задания, выполненное своими руками. Интересно, полезно, быстро!
- Упражнение «Мою руки» (пальчиковая гимнастика).
Мыло бывает разным-преразным (дети намыливают руки):
Синим (соединяют подушечки указательных, пальцев),
Зеленым (соединяют подушечки средних пальцев),
Оранжевым (соединяют подушечки безымянных, пальцев),
Красным (соединяют подушечки мизинцев).
Но не пойму, отчего, же всегда
Черной-пречерной бывает вода (отображают эмоцию удивления: поднимают вверх брови, округляют глаза, приподнимают плечи, разводят в стороны руки)?
После окончания упражнения расслабляют мышцы тела, свободно свесив руки, слегка согнув колени и наклонив голову вперед.
- Упражнение на координацию речи с движением «Желтая песенка».
Желтое солнце на землю глядит, (Руки вверх, потянулись, глаза вверх),
Желтый подсолнух за солнцем следит. (Качание руками влево — вправо),
Желтые груши на ветках висят. (Встряхивание руками вниз),
Желтые листья с деревьев летят. (Махи руками в стороны — вверх — вниз),
Желтая бабочка, желтая букашка.
Желтые лютики, желтая ромашка. (Приседания).
Желтое солнышко, желтенький песочек,
Желтый цвет радости, радуйся дружочек. (Прыжки на месте).
- Автоматизация и дифференциация звуков.
А) Как известно, большая часть индивидуальной работы отводится автоматизации поставленного звука. Использование цвета в период автоматизации может превратить скучную работу в интересную. В зависимости от автоматизируемого звука логопед предлагает ребенку картинки разных предметов, но одного цвета. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а ребенок получает интерес от процесса работы с цветом. Например, автоматизация звука «р»: розовая роза, розовая рубашка, розовые шары, розовый поросёнок, розовая куртка, розовая пирамида.
Б) Очень хорошо использовать цвет для дифференциации звуков, например желтый. Можно предложить детям найти среди желтых предметов сначала те, что содержат в своём названии звук [Ж] (жёлтая жаба, жёлтый жук, желтая одежда, желтый жираф и т.д.), а потом те, в которых встречается звук [З] (желтая змея, желтый зонтик, желтый зайчик, желтая звезда и т.д.)
- Дидактические игры.
«Забавные прищепки»
Задачи:
- Учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.
- Развивать мелкие движения рук, соотносящие действия, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, память.
- Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.
Оборудование
Силуэты персонажей (ежик, солнце, елочка, рыбка, цветочек, петух).
Педагог может предложить играть сразу двум детям. Вначале игры дети должны освоить манипуляцию с прищепкой (открыть - закрыть). Затем педагог показывает цепочку действий, после этого дети самостоятельно выполняют эти действия.
«Ложки - девочки».
Задачи:
- Учить детей выполнять соотносящие действия, согласовывать движения обеих рук, анализировать план - схему, подбирать по цвету резинки, соблюдать последовательность их нанизывания.
- Закреплять знания цветов и оттенков.
- Развивать мелкую ручную моторику, зрительное восприятие, внимание, мышление, память.
- Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость.
Оборудование.
Набор резинок различных цветов (для волос), одноразовые пластмассовые ложки с лицами кукол; карточки - схемы с вариантами чередования резинок по цвету.
Ход игры
Игровые задания:
- Подбери платье для девочки - ложки, в соответствии с образцом.
- Подбор цвета по слову, педагог называет цвет, ребенок выбирает соответствующую резинку по цвету и нанизывает на ложку.
- Подбери платье для девочки, как цвета у радуги. Последовательное расположение цветов в спектре.
«Волшебный круг»
Задачи:
- Совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
- Развивать внимание, мышление.
- Закреплять знания цветов.
Оборудование: разноцветный круг, мяч.
Ход игры: дети встают по краю волшебного круга. Педагог предлагает детям представить, что круг – это клумба, и на ней будет происходить чудо – вырастут цветы. А увидеть их поможет мячик. Ребёнок загадывает цветок, имеющий цвет любого сектора купола, называет растение и его цвет и перекатывает мячик в соответствующий сектор.
На клумбе выросла красная роза – мячик перекатывается в красный сектор.
На клумбе распустился жёлтый нарцисс.
« Жучки на полянке».
Задачи:
- Закреплять названия основных и дополнительных цветов.
- Дать представление детям о том, что цвет - признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.
- Развивать соотносящие действия, мелкую моторику рук, зрительное восприятие, внимание, мышление.
- Воспитывать познавательный интерес.
Оборудование.
Цветы из белой бумаги с цветными серединками по цветам спектра; жуки, выполненные из ткани разных цветов (из бумаги); полянка - зеленая ткань. Игровые действия. Подбор предметов однородных с использованием приемов наложения и приложения.
Ход игры.
Игровые задания:
1. « Помоги жучку найти свой домик».
2.« Назови цвет». Педагог показывает жука, и просит ребенка назвать какого цвета у него домик.
3.«Жучки играли в прятки и перепутали свои домики».
«Угости гномов фруктами и овощами»
Задачи:
- Учить распространять предложения
- Развивать мелкую моторику
- Развивать зрительное восприятие, мышление.
- Закреплять знания цветового спектра у детей
Оборудование: гномы (жёлтый, красный, зелёный, синий, фиолетовый, оранжевый); набор фруктов и овощей.
Ход игры: Гномики пришли в гости. Педагог предлагает детям угостить гномов фруктами (овощами). Как вы думаете, какие фрукты и овощи любят гномы? Например, Жёлтый гномик любит бананы, красный – яблоко. Как вы думаете, почему?
«Прочитай предложение»
Задачи:
- Развивать сенсорное восприятие.
- Закреплять навык чтения.
Чтобы прочитать одно слово в предложении, надо читать только буквы одного цвета. Например, первая буква красная, значит, читаем только красные буквы: «Лиза…» После красной располагается синяя, значит, читаем только синие буквы: «ела…». Последними читаем зелёные буквы: «киви». Получилось: «Лиза ела киви».
«Письмо от Незнайки»
Задачи:
- Развивать слуховое восприятие.
- Учить сопоставлять цвета с предметами.
Ход игры: Педагог читает детям письмо от Незнайки, и предлагает найти в нём ошибки.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Давненько мы с вами не виделись. Это лето я провёл в Солнечном городе. Было очень жарко, синее солнце так и палило. В розовом небе не было ни одного облачка. Целыми днями я купался в оранжевой реке, загорал. Стал фиолетовым, прямо как огурец. Но вот лето закончилось, наступила осень. Листья на деревьях посинели, стали опадать. Совсем скоро наступит зима, выпадет жёлтый снег, все поставят в домах красные ёлки. После Нового года я приеду к вам в гости и привезу угощение – розовые апельсины и сиреневые бананы. До свидания ваш друг Незнайка».
«Слова и краски»
Задачи:
- Обогащать словарь детей эпитетами.
- Развивать чувство цвета у детей.
- Учить видеть связь между цветом и настроением.
Оборудование: иллюстрации или открытки-репродукции, на которых изображена природа в разное время года.
Ход игры: Педагог показывает детям иллюстрацию и предлагает поиграть в игру-соревнование, кто больше придумает слов:
- Небо, какое? (голубое, ясное, безоблачное, высокое и т.д.)
- Когда небо голубое? (летом, утром, когда тепло, нет туч, в ясный день)
- Когда небо голубое, погода хорошая, ясный солнечный день, настроение, у нас какое? (радостное, весёлое, хорошее и т.д.)
Таким образом, включая элементы хромотерапии на логопедических занятиях, мы можем говорить о том, что процесс коррекции речевых нарушений проходит быстрее, вызывает у детей интерес, дарит яркие образы, хорошее настроение, формирует эстетические чувства.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека.
Синий цвет стимулирует умственную деятельность, оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли. Используется при коррекции невротических реакций, беспокойства, возбудимости, агрессии.
Голубой цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении. Используется при коррекции тревожности, агрессивности, повышенной возбудимости.
Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, стимулирует психические процессы. Используется при коррекции страхов, инертности апатии.
Оранжевый цвет используется при застенчивости, замкнутости, скованности движений.
Зеленый цвет успокаивает, повышает защитные силы организма.
Розовый цвет оказывает тонизирующее воздействие. Используется при коррекции неусидчивости, неумении концентрировать внимание, переутомлении.
Желтый цвет вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия. Используется при коррекции гиперактивности , формировании самоконтроля.
Белый цвет считается цветом очищения, единения, открытости, оказывает тонизиующее действие на организм человека.
Данная технология может применяться на всех этапах работы: - развитие правильного дыхания; - развитие общей и мелкой моторики; - автоматизация и дифференциация звуков; - совершенствование грамматического строя речи; - развитие связной речи.
Развитие правильного дыхания Упражнение «Цветик- семицветик » (на дыхание .) Подышим цветом: дышим, как синее море, дышим, как жаркое желтое солнце, дышим, как спокойное зеленое поле, дышим, как черная ночь, дуем на раскаленный металл.
Развитие общей и мелкой моторики Упражнение «Мою руки» (пальчиковая гимнастика ). Мыло бывает разным- преразным (дети намыливают руки): Синим (соединяют подушечки указательных, пальцев), Зеленым (соединяют подушечки средних пальцев), Оранжевым (соединяют подушечки безымянных, пальцев), Красным (соединяют подушечки мизинцев). Но не пойму, отчего, же всегда Черной-пречерной бывает вода (отображают эмоцию удивления: поднимают вверх брови, округляют глаза, приподнимают плечи, разводят в стороны руки)?
Упражнение на координацию речи с движением «Желтая песенка ». Желтое солнце на землю глядит, (Руки вверх, потянулись, глаза вверх), Желтый подсолнух за солнцем следит. (Качание руками влево — вправо), Желтые груши на ветках висят. (Встряхивание руками вниз), Желтые листья с деревьев летят. (Махи руками в стороны — вверх — вниз), Желтая бабочка, желтая букашка. Желтые лютики, желтая ромашка. (Приседания). Желтое солнышко, желтенький песочек, Желтый цвет радости, радуйся дружочек. (Прыжки на месте) .
Автоматизация и дифференциация звуков. Совершенствование грамматического строя речи Дидактические игры: «Забавные прищепки» «Ложки-девочки» «Волшебный круг» «Жучки на полянке» «Угости гномов фруктами и овощами»
Развитие связной речи «Прочитай предложение» Бе л осн е ж к а по утрам готов и л а гномам и з в ерушкам з а втр а к и . На л ивала им чай Б е лосн е ж ка с мо л оком, пекла печенье, бли н ы со сгущ е нко й и т воро г ом. Бел о с н еж к а никогда не разре ш а л а с а диться за сто л с гр я зными рук а ми. Гно м ы привы к ли и с т а ли м ыть р у ки п еред едой без нап о м и н а ния Белоснеж к и.
Таким образом, включая элементы хромотерапии на логопедических занятиях, мы можем говорить о том, что процесс коррекции речевых нарушений проходит быстрее, вызывает у детей интерес, дарит яркие образы, хорошее настроение, формирует эстетические чувства.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод "куклотерапии" в логопедической работе с дошкольниками.
В материале рассказывается о методе "куклотерапии". Влияние этого метода на исправление и развитие речи дошкольника....
Метод "куклотерапии" в логопедической работе с дошкольниками.
В материале рассказывается о методе "куклотерапии" и его влиянии на развитие речи, исправление речевых недостатков....
Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из осно...
Реализация метода проекта в логопедической работе с дошкольниками с ОНР. Проект «Сделаем книгу своими руками».
К числу педагогических технологий, используемых в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями, относится Метод проектов.Сидение у телевизора, у компьютера потихоньку вытеснило привычку читать. Поэто...
МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Закрепление упражнений на формирование словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Методы логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР
Методическая разработка...
Практико-ориентированный, педагогический проект на тему: "Хромотерапия, как метод логопедической работы с дошкольниками с ОВЗ"
Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека. Педагогам и родителям необходимо вл...