Практико-ориентированный, педагогический проект по теме: "Логосказки - как метод коррекции речевых нарушений у детей"
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Современное логопедическое занятие трудно представить без использования информационно – коммуникационных технологий. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки. Логопедические сказки оказывают помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_logoskazkam.docx | 34.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный,
педагогический проект
«Логосказки – как метод коррекции речевых нарушений у детей».
(долгосрочный)
г. Оренбург, 2021-2023 г.
Участники проекта
- учитель-логопед
- дети
логопедической группы
- родители
- педагоги
Содержание
1. Паспорт проекта
2. Актуальность проекта
3. Цель и задачи образовательного проекта
4. Тип проекта
5. Направления реализации проекта
6. Этапы проекта
7. Планируемые результаты
8. Заключение
9. Используемая литература
10. Приложение
Паспорт проекта
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Задача: воздействие логосказок на речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи: Повышать уровень коммуникативности и эмоциональной отзывчивости детей.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Задачи: Развивать и активизировать словарный запас детей, моторную сферу.
Образовательная область: «Художественное-эстетическое развитие»
Задачи: Расширение кругозора, обогащение жизненного и нравственного опыта; развитие языковой способности при помощи логосказок.
База внедрения проекта: разновозрастная группа детского сада
Возраст дошкольников: 5 - 7 лет
Срок реализации проекта: (долгосрочный)
Актуальность темы:
Актуальность. Современное логопедическое занятие трудно представить без использования информационно – коммуникационных технологий. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки. Логопедические сказки оказывают помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии. Известно, что большое значение для речевого и интеллектуального развития ребёнка имеет специально организованная коррекционная работа в соответствии с его индивидуальными особенностями. Для успешного логопедического процесса необходимо создание мотивации общения, нужно добиваться того, чтобы ребенок испытывал радость от занятия, а это возможно только тогда, когда ему интересно. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе. Он занимает огромное место в системе коррекции речевых нарушений.
Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки. Это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии. Логопедической называют сказку, текст которой максимально насыщен определенными одинаковыми (невыговариваемыми) звуками, либо необходимостью совершать желаемые тренировочные движения органами речи. Логопедические сказки оказывают помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии. Они облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфических ошибок при письме, развитие внимания, памяти, воображения.
На современном этапе метод работы со сказкой активно разрабатывают многие известные педагоги и психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, В.А. Гнездилов, Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская, М.А. Поваляева и др.). В институте сказкотерапии, который был открыт в Санкт-Петербурге, разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, которые имеют отклонения в развитии.
Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие или дидактическую игру. «Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка».
Цель: Коррекция речи детей путём использования логосказок. Основная цель показать, что дозированное использование мультимедийных логосказок на коррекционных занятиях делает процесс преодоления речевых нарушений более индивидуализированным, способствует формированию мотивации к логопедическим занятиям, развитию познавательных процессов, формированию речевого здоровья детей, в целом повышает эффективность коррекционно – развивающей логопедической работы.
Задачи:
- Улучшить звукопроизношение.
- Развивать чёткую, грамотную и связную речь.
- Совершенствовать употребление лексико-грамматических категорий.
- Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
- Систематизировать методический и дидактический материал по темам логосказок.
6. Разработать цикл логосказок и апробировать их в практике работы.
7. Обогатить предметно-развивающую речевую среду в логоцентре и группе
Ожидаемый результат: в результате реализации проекта:
· у детей значительно улучшится звукопроизношение;
· произойдет обогащение словарного запаса детей;
· активизируется воображение, память;
· будет разработан дидактический материал по теме (картотека артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, игр на развитие мелкой моторики, развитие речевого дыхания);
· будет разработан цикл логосказок, направленных на профилактику речевых нарушений.
Срок реализации: 2 года – с 01.09.2021 г. – по 20.05.2023 г.
Возраст: дети старшего возраста – подготовительного возраста.
Форма работы: индивидуальная, подгрупповая.
Тип проекта:
Практико-ориентированный, педагогический.
Продолжительность проекта:
Долгосрочный (2021 – 2023 учебный год).
Участники проекта:
Учитель-логопед, воспитанники группы, родители, педагоги.
Проект реализуется по трём направлениям:
1.Совместная деятельность с детьми.
2.Взаимодействие с родителями.
3.Совместная деятельность педагогов.
Основные формы, средства и методы реализации:
Реализация проекта осуществляется на основе
игровой деятельности
1.Дидактические игры, творческие задания, беседы.
2.Слушание.
3.Развлечения.
4.Консультации.
5.Изготовление наглядного и раздаточного материала.
6.Взаимодействие (семья).
Этапы проекта:
Проект осуществлялся в несколько этапов:
- Подготовительный;
- Основной;
- Заключительный.
На подготовительном этапе были обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Кроме того были подобраны художественная литература, разработаны необходимые материалы, конспекты образовательной деятельности, сценарии бесед, конкурсов, составлен план его реализации.
Основной этап предусматривал непосредственную реализацию проекта, проведение запланированных мероприятий.
На заключительном этапе была организованна выставка детского творчества. Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результатов деятельности.
Ожидаемый результат:
- У детей значительно улучшится звукопроизношение.
- Произойдет обогащение словарного запаса детей.
- Активизируется воображение, память.
- Будет разработан дидактический материал по теме (картотека артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, игр на развитие мелкой моторики, развитие речевого дыхания).
- Будет разработан цикл логосказок, направленных на профилактику речевых нарушений.
Результативность.
Работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика в конце изучения правильности речи и звукопроизношения, показала, что 90% детей группы хорошо усвоили изучаемые понятия, а также выявлена положительная динамика в речевом развитии детей.
Практическая значимость проекта:
1. Обогащена предметно-развивающая среда:
- Картотека артикуляционной гимнастики.
- Картотека пальчиковых игр.
- Картотека игр на развитие мелкой моторики.
- Картотека на развитие речевого дыхания.
2. Разработан цикл логосказок, направленных на профилактику речевых нарушений.
3. Подготовлены рекомендации для родителей по закреплению пройденного материала:
- Консультация с показом упражнений по развитию мелкой моторики.
- Памятка: «Сочиняем сказку. Сказка – это интересно».
- Памятка: «9 причин, почему полезно читать детям книги».
4. Подготовлены рекомендации для педагогов:
- Консультация: «Сказкатерапия в детском саду».
- Консультация: «Играем в сказки и развиваем речь детей».
- Мастер-класс: «Сказка – волшебный цветок».
- Семинар: «Сказкотерапия – семья – детский сад».
Заключение:
Таким образом, включая логосказки на логопедических занятиях, мы можем говорить о том, что процесс коррекции речевых нарушений проходит быстрее, вызывает у детей интерес, дарит яркие образы, хорошее настроение, формирует эстетические чувства, развивает связную речь.
Используемая литература:
- Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: Детство-пресс, 2005.
- Аромштам М. С. Азбучные сказки. Начальный курс обучения грамоте детей от пяти лет. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.
- Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: ACT. Астрель, 2006.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение,1991.
- Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки. - СПб.: Издательство КАРО, 2002.
- Гальцова П.С., Дудка И.С., Ильина О.В. Логопедические сказки для самых маленьких. - М.:ТЦ Сфера, 2016.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / - СПб.: РЕЧЬ, 2001.
8. Ивановская О. Г., Петрова Е. А., Савченко С. Ф. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / - СПб.: КАРО, 2008.
- Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. - М., 2003.
10. Лукина Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №4.
11. Малец М. В. Комплекс артикуляционных упражнений "Веселый лягушонок» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 3.
12.Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4.
14.Репина З.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук.-2004.-№ 5(14).
15. Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2.
16. Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1.
17. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4.
18. Урмина И.А., Данилина Т.А. Инновационная деятельность в ДОУ: Програм.- метод.обеспечение /И.А.Урмина, Т.А.Данилина.–М.:Линка – Пресс, 2009.
19. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
20. Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2.
21. Материалы сайтов:
http://www.boltun-spb.ru/art.html
http://detsad-kitty.ru/lessons/logo/115-zanyatiya-dlya-razvitiya-rechi-logopedicheskie.html
План по теме:
«Логосказки – как метод коррекции речевых нарушений у детей»
Работа по самообразованию | Работа с педагогами. | Работа с детьми. | Работа с родителями. | |
Сентябрь 2021 г. | Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата. | Проанализировать педагогическую и психологическую литературу по проблеме исследования. | Диагностирование детей по данной проблеме. | Анкетирование: изучение понимания родителями проблем детей. |
Октябрь 2021 г. | Изучение методической литературы по теме «Использование логосказок – как метода коррекции речевых нарушений у детей». Поиск информации по теме в сети Интернет. | Консультация: «Сказкотерапия в детском саду». | Артикуляционные сказки на развитие артикуляционной моторики. | Совместная деятельность родителей и детей в изготовлении игрушек на дыхание «Султанчиков» и «Вертушек». |
Ноябрь 2021 г. | Посещение МО логопедов города, обмен опытом. | Консультация: «Играем в сказки и развиваем речь детей». | Артикуляционные сказки на развитие дыхания. | Консультация: «Методы и приёмы дыхательной гимнастики» |
Декабрь 2021 г. | Внедрение в педагогический процесс логосказок. | Картотеки: «Артикуляционные сказки». | Пальчиковые сказки на развитие мелкой моторики. | Консультация с показом упражнений по развитию мелкой моторики. |
Январь 2022 г. | Внедрение в педагогический процесс логосказок. | Картотеки: «Пальчиковые сказки». | Пальчиковые игры на развитие графических навыков. | Привлечь родителей к участию в коррекционном процессе на основе педагогического сотрудничества. |
Февраль 2022 г. | Внедрение в педагогический процесс логосказок. | Семинар: «Логосказки в коррекционной работе с детьми». | Фонетические сказки на уточнение артикуляции заданного звука. | Привлечь родителей к изготовлению атрибутов. |
Март 2022 г. | Внедрение в педагогический процесс логосказок. | Семинар: «Сказкотерапия – семья – детский сад». | Фонетические сказки на автоматизацию звуков. | Памятка: «Сочиняем сказку. Сказка – это интересно». |
Апрель 2022 г. | Внедрение в педагогический процесс логосказок. | Мастер-класс: «Сказка – волшебный цветок». | Фонетические сказки на дифференциацию звуков. | Презентация авторской сказки (сказка, сочинённая дома, совместно с родителями). Обсуждение сказки с детьми и родителями. |
Май 2022 г. | Внедрение в педагогический процесс логосказок. | Мастер-класс: «Мастерская сказок». | Закрепление полученных знаний. Повторение пройденного материала. | Изготовление поделок и атрибутов для презентации сказок собственного сочинения. |
Сентябрь 2022 г. | Внедрение в педагогический процесс логосказок. | Картотека: «Сказки – связки». | Лексико-грамматические сказки на обогащение словарного запаса. | Изготовление поделок и атрибутов. |
Октябрь 2022 г. | Внедрение в педагогический процесс логосказок. | Картотека: «Лексико-грамматические сказки». | Лексико-грамматические сказки на закрепление знаний грамматических категорий. | Изготовление героев сказки в технике оригами, объёмной аппликации, из природного материала. |
Ноябрь 2022 г. | Внедрение в педагогический процесс логосказок. | Консультация: «Играем в сказки». | Сказки, способствующие формированию связной речи. | Памятки: «9 причин, почему полезно читать детям книги». |
Декабрь 2022 г. | Внедрение в педагогический процесс логосказок. | Мастер-класс: «Волшебная книга». | Сказки, способствующие формированию связной речи. | Чтение сказок дома (по заданию логопеда). |
Январь 2023 г. | Организация предметно-развивающей среды в кабинете. | Мастер-класс: «Сказка по обучению грамоте». | Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах). | Подготовка к выставке «Мои любимые сказки». |
Февраль 2023 г. | Организация предметно-развивающей среды в кабинете. | Совместная сказка. | Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах). | Выставка книг «Мои любимые сказки» (книги своими руками). |
Март 2023 г. | Организация предметно-развивающей среды в кабинете. | Проведение открытых мероприятий. | Проведение открытых мероприятий. | Выставка «Сказка в рисунках». |
Апрель 2023 г. | Организация предметно-развивающей среды в кабинете. | Проведение открытых мероприятий. | Проведение открытых мероприятий. | Проведение открытых мероприятий. |
Май 2023 г. | Написание отчёта о проделанной работе. | Проведение открытых мероприятий. | Проведение открытых мероприятий. | Проведение открытых мероприятий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые методы коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В дошкольном детстве ведущим видом деятельности является игра. В логопедической работе также используются игровые методы и приёмы для коррекции речевых нарушений у дошкольников. В данной работе предла...
Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей
Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей...
Сказка, как метод коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ
Консультация дл педагогов.Сказка, как метод коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ...
Кинезиология как метод коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
В настоящее время, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одной из приоритетных задач ДОО является «охрана и укрепление физического и психическ...
Логосказка, как метод коррекции речевых нарушений у детей
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Логопедические сказки оказывают существенную помощь в ра...
Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей
Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышлени...
Логоритмика как метод коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Логоритмика – это уникальный метод коррекции речи, который сочетает в себе элементы музыки, ритма и движения для развития речевых навыков у детей. Этот метод был разработан советским логопедом и...