Звуки к-кь
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект фонетико-фонематического занятия в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: "Звуки [К] - [КЬ] "
Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна
Коррекционно-образовательные цели. Познакомить со звуками [К]-[КЬ]. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [КЬ] - [К]; закрепить понимание мягкости согласных; обучать делению слов на слоги и составлению слоговых схем, формировать умение договаривать предложения по картинкам.
Коррекционно-развивающие цели. Повышать речевую активность, развивать коммуникативные навыки, связную речь, фонематические процессы. Развивать зрительное восприятие и внимание, пространственное мышление, тонкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, доброжелательности, самостоятельности, активности.
Оборудование: игрушки «звуковички», предметные картинки, символы звуков, мяч.
Ход занятия
- Организационный момент
Игра с мячом "Выдели звук"
"Мячик лови, своё имя называй – первый звук имени выделяй".
Педагог и дети перебрасывают мяч друг другу, каждый ребёнок произносит своё имя, растягивая первый звук (А-А-Аня и т. д.)
- Знакомство со звуками. Уточнение артикуляции и произношения звуков [КЬ] - [К]
Логопед - Ребята! Вы узнали наших гостей? Обращает внимание детей на игрушки.
- Это котёнок. Педагог произносит слово, выделяя первый согласный.
- Произнесите как я. Дети повторяют слово, выделяя голосом звук [К].
- Какой звук слышится в начале слова? (ответы детей)
Проводится аналогичная работа со словом китенок.
Логопед вместе с детьми даёт сравнительную характеристику звуков [К] – [КЬ], основываясь на ранее усвоенных детьми навыках, приобретённых при знакомстве с другими звуками. Тактильный контроль воздушной струи, выходящей изо рта, вибрацию голосовых связок при произношении звуков.
Звук [К] - согласный, т. к. – не поётся, глухой, т. к. произносится без голоса (контроль рукой у горлышка), твёрдый.
Звук [КЬ] – согласный, т. к. – не поётся, глухой, т. к. произносится без голоса, мягкий.
При произношении звуков [КЬ] - [К] – язык "горкой"- прижимается к нёбу в глубине рта.
3. Игра "Речевая зарядка"
- Попеременное произнесение и сопоставление звуков [КЬ] - [К] логопедом и детьми хором и индивидуально.
-Хоровое повторение чистоговорок.
Логопед: "Слушайте внимательно – повторяйте старательно".
АК – АК – АК – МАК АКИ – АКИ - АКИ – МАКИ
УК – УК – УК – СТУК УКИ – УКИ – УКИ – СТУКИ
ОК – ОК – ОК – СОК ОКИ – ОКИ – ОКИ – СОКИ
ИК – ИК – ИК – КРИК ИКИ - ИКИ - ИКИ – КРИКИ
Слова: маки, стуки, соки, крики – дети пробуют называть сами.
- Игра "Наоборот"
Замена [К] - [Кь]. Логопед произносит КА, а дети – КЯ (КЫ – КИ и т. д.)
Выделение звука [КЬ] на слух.
- Игра "Синий-зеленый"
Логопед называет слова, а дети показывают зеленый символ звука если услышали звук [КЬ] и синий, если услышали звук [К].
- из слогов: КО, КИ, АК, КЕ, ИКЬ, КЁ, КЯ, УК, КЮ
- из слов: кот, кит, кошка, киска, кефир, кино, кофе, кирпич, корка, корабль, охотники, кипеть, конфета, утки, комната, венок, валенки
6. Игра "Сколько раз я произнесу "ки "?
Зачин логопеда: "Слушай внимательно и считай старательно". Индивидуальные ответы детей.
КИ – КИ, КИ, КИ – КА, КА – КИ, КИ – КИ – КА, КА – КА – КИ, КИ – КА – КИ, КИ
- Физминутка
Логопед: "Чтобы деткам не устать, нужно дружно поскакать"
Девочки и мальчики,
Прыгают, как зайчики,
Ножками топают, ручками хлопают.
Головками кивают и тихо приседают.
- Выделение звука [Кь] в произношении по картинкам.
Игра "Котёнок или китёнок"
У детей на столах перевёрнутые картинки, в названии которых встречаются звуки [Кь] или [К]. На доске изображение китёнка под зелёной крышей и котёнка под синей крышей.
На счёт РАЗ — дети двигают картинку к себе.
На счёт ДВА — дети переворачивают картинку.
На счёт ТРИ — складывают руки перед собой и рассматривают картинку.
Дети по очереди выходят к доске и говорят: " Я котёнок, потому что у меня кубик " или " Я китёнок, потому что у меня кепка." Прикрепляют картинки (магнитом) под изображение котёнка или китёнка.
- Игра "Потерялись слова"
Дети договаривают предложения по картинкам, прикреплённым к доске. Логопед начинает, а дети продолжают. (Дети повторяют предложение полностью)
У Никиты новая клетчатая… (кепка)
В океане плавает синий… (кит)
Дети качаются на… (качелях)
У Вари длинные русые… (косы)
В зоопарке дети видели… (кенгуру)
10. Игра "Телеграф"
- деление слов на слоги с помощью хлопков в ладоши по отобранным картинкам на звук [Кь]: кепка, кит, кенгуру, кирпичи, кисти.
- вычерчивание на доске и на листах бумаги схем слогового состава этих слов (логопед даёт образец выполнения на маркерной доске)
- ответы на вопросы (формирование аналитической активности)
Какое слово самое короткое? Почему ты так думаешь?
Какое слово самое длинное? Почему?
- Игра куклы «Звуковички»
Дети вместе делают фонетический разбор слов, используя кукл «Звуковичков».
- Итог занятия
Логопед - С какими звуками познакомились на занятии?
- Каким цветом обозначаем мягкие согласные звуки?
- Каким цветом обозначаем твёрдые согласные звуки?
- В какую игру понравилось играть?
- Вы сегодня все старались, дружно увлечённо занимались! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]
Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...