Знакомство со звуком [Ж] - технологическая карта
план-конспект занятия по логопедии
Технологическая карта ЛОД по изучению элементам грамоты «Знакомство со звуком Ж» в рамках лексической недельной темы «Комнатные растения»
в старшей группе компенсирующей направленности (ТНР)
Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с согласным звуком [Ж].
Задачи: 1) совершенствовать умение различать и выделять звук [Ж] среди других согласных, упражнять в определении места звука в слове;
2) развивать зрительное и слуховое внимание, зрительно-двигательную координацию, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности;
3) воспитывать самостоятельность, коммуникативную активность через постановку определённой задачи.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Необходимые ресурсы: игрушка жук, комнатный цветок, индивидуальные зеркала, звуковая схема, картинки на звук [Ж], липучки разного цвета по количеству детей, магнитная доска, индивидуальные пеналы с цветными карандашами, пособие Н.Ю. Костылевой «100 занимательных упражнений со звуками и буквами».
Пространственно-временной период: 20 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_zh.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта ЛОД по изучению элементам грамоты «Знакомство со звуком Ж» в рамках лексической недельной темы «Комнатные растения»
в старшей группе компенсирующей направленности (ТНР)
Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с согласным звуком [Ж].
Задачи: 1) совершенствовать умение различать и выделять звук [Ж] среди других согласных, упражнять в определении места звука в слове;
2) развивать зрительное и слуховое внимание, зрительно-двигательную координацию, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности;
3) воспитывать самостоятельность, коммуникативную активность через постановку определённой задачи.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Необходимые ресурсы: игрушка жук, комнатный цветок, индивидуальные зеркала, звуковая схема, картинки на звук [Ж], липучки разного цвета по количеству детей, магнитная доска, индивидуальные пеналы с цветными карандашами, пособие Н.Ю. Костылевой «100 занимательных упражнений со звуками и буквами».
Пространственно-временной период: 20 минут.
- Организационный момент (дети на стульчиках в кругу). Отгадайте загадку:
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу
На цветке я сижу и жужжу и жужжу». Кто это? (жук)
- С каким звуком дружит жук? (со звуком [Ж]).
2. Артикуляционная гимнастика
- Возьмите зеркала и посмотрим, как мы произносим звук (берут зеркала из корзины в центре, техника безопасности).
- Что делают губки? (вытягиваются вперёд) – 3 повторения.
- Что делает язычок? (поднимается наверх чашечкой) – 3 повторения.
- Какой воздух выходит из ротика? (тёплый)
- Горлышко включаем. Какой звук получается? (согласный твёрдый звонкий)
- Осторожно убираем зеркала на место.
- Жук один, а нас много, нам нужно каждому жука. Значит, у нас будет много кого? (много жуков).
2. Пальчиковая гимнастика
- Закройте глаза, вытяните ладошки, пожужжите и к вам прилетит жук (раздаём липучки детям в ладошки). Жук непослушный, не сидит на месте, крутится в ладошках и жужжит отрывисто: «Ж-ж-ж-ж». Залетел на правую щёчку и возмущается громко: «Жа-жа-жа!». Перелетел на левую коленку и тихонько: «Жи-жи-жи». Вылетел на правую ручку довольный: «Жу-жу-жу».
3. Развитие фонематического слуха
- Как только услышите звук [Ж], сразу покатайте жука в ладошках: У, Ж, Ш, К, Со, Жа, Ко, Жу, сук, жара, сыр, ёжик, миска, жираф.
4. Отработка предлогов
- Жуки устали, они отдохнут около цветка фиалки: желтые жуки полетели на цветок (дети складывают свои липучки по инструкции), синие жуки полетели за цветок, фиолетовые жуки присели около цветка.
5. Автоматизация звука в словах (дети переходят за столы)
- Что вы видите на доске? (Я вижу…). Что общего у этих картинок? (на доске картинки: ежи, пижама, лыжи, жук, журнал, жёлудь). В этих словах мы слышим звук [Ж]. Расскажите еще раз про этот звук по схеме (согласный звонкий твёрдый синий).
6. Определение места звука в слове по тетради Н.Ю. Костылевой.
- Раскрасьте нужным карандашом место звука в начале слова, в середине слова. Распределите слова по местам. Полный ответ: «Это жираф. Звук находится в начале слова» (проверка выполнения задания на доске).
7. Физминутка (рядом со столами). На окне в горшочках поднялись цветочки (дети сидят на корточках, медленно встают). К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись (тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны). К солнышку листочки повернут цветочки (ладони повернуть вверх). Повернут бутоны, в солнышке утонут (руки соединить над головой, медленно развести в стороны.
8. Самостоятельная работа по разделению слов на слоги (в тетради) – индивидуальная помощь.
9. Итоги работы
- Кто принёс нам новый звук? (жук)
- Какой звук принёс жук?
- Спасибо за работу. Домашнее задание: в тетради нарисовать или вклеить 2 слова со звуком [Ж]. Убираем рабочие места и отдыхаем, посмотрите, как дела у ваших жуков. Дежурный собирает тетради.
Технологическая карта деятельности
Этапы деятельности | Содержание деятельности | |
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | |
Предварительная работа | Разучивание физминутки. Артикуляционная гимнастика. | Ситуативная коммуникация |
Мотивационно-побудительный | Нацеливание | Подготовка к деятельности. Разгадывание загадки |
Основной | Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Фонематические упражнения. Отработка предлогов. Автоматизация звука в словах. Работа в индивидуальных тетрадях. Физминутка. | Выполнение инструкций. Контроль проговаривания. Техника безопасности. Ответ на вопросы педагога. Деление слов на части, нахождение места звука в слове, повторение слоговых рядов. Самостоятельная работа |
Рефлексивный | Итог деятельности. Домашнее задание. | Дети делятся своими впечатлениями |
Проводил: учитель-логопед М.В. Новикова МАДОУ № 316
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта ООД Конспект занятия "Знакомство с профессией лесника"
Развитие интереса у дошкольников к профессии лесника....
Технологическая карта НОД "Подготовка к знакомству с отрицанием."
Воспитанники научаться отрицанию некоторого свойства с помощью части цы «не».-будут уметь классифицировать предметы по одному свойству.-будут знать как строить высказывания, по смыслу отрицающие данны...
Технологическая карта организации совместной НОД с детьми "Знакомство с домашними животными. Мамы и детеныши"
Цель - знакомство с домашними животными и их детенышамиЗадачи образовательной программы1. Развивать все компоненты устной речи.2. Развивать практическое...
Дидактическая игра «Знакомство со звуком А. Назови картинку"
Авторская дидактическая игра "Знакомство со звуком А. Назови картинку"Цель игры: развитие зрительно восприятия и памяти дошкольников, развитие фонематического восприятия и анализа.Обор...
Технологическая карта логопедического занятия " Как дети учили зайчонка Саню звук С произносить". Автомактизация звука С. Актуализация словарного запаса по теме "Дикие животные"
Технологическая карта логопедического занятия с детьми дошкольного возраста...
Технологическая карта логопедического занятия «Как дети учили Машу звук Ш произносить. Автоматизация звука Ш»
Умение правильно произносить звуки способствует формированию положительных коммуникативных навыков и стремлению общаться (ты говоришь правильно – тебя понимают окружающие)...
Технологическая карта ОД в подготовительной к школе группе Образовательная область: Подготовка к обучению грамоте. на тему: «Знакомство с буквами и звуками»
Подготовка к обучению грамоте"знакомство с буквами и звуками"Подготовительная к школе группа...