Знакомство со звуком [Ж] - технологическая карта
план-конспект занятия по логопедии

Новикова Маргарита Владимировна

Технологическая карта ЛОД по изучению элементам грамоты «Знакомство со звуком Ж» в рамках лексической недельной темы «Комнатные растения»

в старшей группе компенсирующей направленности (ТНР)

 

Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с согласным звуком [Ж].

Задачи: 1) совершенствовать умение различать и выделять звук [Ж] среди других согласных, упражнять в определении места звука в слове;

2) развивать зрительное и слуховое внимание, зрительно-двигательную координацию, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности;

3) воспитывать самостоятельность, коммуникативную активность через постановку определённой задачи.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Физическое развитие».

Необходимые ресурсы: игрушка жук, комнатный цветок, индивидуальные зеркала, звуковая схема, картинки на звук [Ж], липучки разного цвета по количеству детей, магнитная доска, индивидуальные пеналы с цветными карандашами, пособие Н.Ю. Костылевой «100 занимательных упражнений со звуками и буквами».

Пространственно-временной период: 20 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_zh.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта ЛОД по изучению элементам грамоты «Знакомство со звуком Ж» в рамках лексической недельной темы «Комнатные растения»

в старшей группе компенсирующей направленности (ТНР)

Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с согласным звуком [Ж].

Задачи: 1) совершенствовать умение различать и выделять звук [Ж] среди других согласных, упражнять в определении места звука в слове;

2) развивать зрительное и слуховое внимание, зрительно-двигательную координацию, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности;

3) воспитывать самостоятельность, коммуникативную активность через постановку определённой задачи.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Физическое развитие».

Необходимые ресурсы: игрушка жук, комнатный цветок, индивидуальные зеркала, звуковая схема, картинки на звук [Ж], липучки разного цвета по количеству детей, магнитная доска, индивидуальные пеналы с цветными карандашами, пособие Н.Ю. Костылевой «100 занимательных упражнений со звуками и буквами».

Пространственно-временной период: 20 минут.

  1. Организационный момент (дети на стульчиках в кругу). Отгадайте загадку:

                                    «Жу-жу-жу, жу-жу-жу

                                   На цветке я сижу и жужжу и жужжу». Кто это? (жук)

- С каким звуком дружит жук? (со звуком [Ж]).

      2. Артикуляционная гимнастика

- Возьмите зеркала и посмотрим, как мы произносим звук (берут зеркала из корзины в центре, техника безопасности).

- Что делают губки? (вытягиваются вперёд) – 3 повторения.

- Что делает язычок? (поднимается наверх чашечкой) – 3 повторения.

- Какой воздух выходит из ротика? (тёплый)

- Горлышко включаем. Какой звук получается? (согласный твёрдый звонкий)

- Осторожно убираем зеркала на место.

- Жук один, а нас много, нам нужно каждому жука. Значит, у нас будет много кого? (много жуков).

     2.  Пальчиковая гимнастика

     - Закройте глаза, вытяните ладошки, пожужжите и к вам прилетит жук (раздаём липучки детям в ладошки). Жук непослушный, не сидит на месте, крутится в ладошках и жужжит отрывисто: «Ж-ж-ж-ж». Залетел на правую щёчку и возмущается громко: «Жа-жа-жа!». Перелетел на левую коленку и тихонько: «Жи-жи-жи». Вылетел на правую ручку довольный: «Жу-жу-жу».

     3. Развитие фонематического слуха

- Как только услышите звук [Ж], сразу покатайте жука в ладошках: У, Ж, Ш, К, Со, Жа, Ко, Жу, сук, жара, сыр, ёжик, миска, жираф.

    4. Отработка предлогов

- Жуки устали, они отдохнут около цветка фиалки: желтые жуки полетели на цветок (дети складывают свои липучки по инструкции), синие жуки полетели за цветок, фиолетовые жуки присели около цветка.

     5. Автоматизация звука в словах (дети переходят за столы)

- Что вы видите на доске? (Я вижу…). Что общего у этих картинок? (на доске картинки: ежи, пижама, лыжи, жук, журнал, жёлудь). В этих словах мы слышим звук [Ж]. Расскажите еще раз про этот звук по схеме (согласный звонкий твёрдый синий).

     6. Определение места звука в слове по тетради Н.Ю. Костылевой.

- Раскрасьте нужным карандашом место звука в начале слова, в середине слова. Распределите слова по местам. Полный ответ: «Это жираф. Звук находится в начале слова» (проверка выполнения задания на доске).

     7. Физминутка (рядом со столами). На окне в горшочках  поднялись цветочки (дети сидят на корточках, медленно встают). К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись (тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны). К солнышку листочки повернут цветочки (ладони повернуть вверх). Повернут бутоны, в солнышке утонут (руки соединить над головой, медленно развести в стороны.

     8. Самостоятельная работа по разделению слов на слоги (в тетради) – индивидуальная помощь.

     9. Итоги работы

- Кто принёс нам новый звук? (жук)

- Какой звук принёс жук?

- Спасибо за работу. Домашнее задание: в тетради нарисовать или вклеить 2 слова со звуком [Ж]. Убираем рабочие места и отдыхаем, посмотрите, как дела у ваших жуков. Дежурный собирает тетради.

Технологическая карта деятельности

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Предварительная работа

Разучивание физминутки.

Артикуляционная гимнастика.

Ситуативная коммуникация

Мотивационно-побудительный

Нацеливание

Подготовка к деятельности.

Разгадывание загадки

Основной

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Фонематические упражнения.

Отработка предлогов.

Автоматизация звука в словах.

Работа в индивидуальных тетрадях.

Физминутка.

Выполнение инструкций.

Контроль проговаривания.

Техника безопасности.

Ответ на вопросы педагога.

Деление слов на части, нахождение места звука в слове, повторение слоговых рядов.

Самостоятельная работа

Рефлексивный

Итог деятельности.

Домашнее задание.

Дети делятся своими впечатлениями  

Проводил: учитель-логопед М.В. Новикова МАДОУ № 316


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ООД Конспект занятия "Знакомство с профессией лесника"

Развитие интереса у дошкольников к профессии лесника....

Технологическая карта НОД "Подготовка к знакомству с отрицанием."

Воспитанники научаться отрицанию некоторого свойства с помощью части цы «не».-будут уметь классифицировать предметы по одному свойству.-будут знать как строить высказывания, по смыслу отрицающие данны...

Технологическая карта организации совместной НОД с детьми "Знакомство с домашними животными. Мамы и детеныши"

Цель - знакомство с домашними животными и их детенышамиЗадачи образовательной программы1.     Развивать все компоненты устной речи.2.     Развивать практическое...

Дидактическая игра «Знакомство со звуком А. Назови картинку"

Авторская дидактическая игра "Знакомство со звуком А. Назови картинку"Цель игры: развитие зрительно восприятия и памяти дошкольников, развитие фонематического восприятия и анализа.Обор...

Технологическая карта логопедического занятия «Как дети учили Машу звук Ш произносить. Автоматизация звука Ш»

Умение правильно произносить звуки способствует формированию положительных коммуникативных навыков и стремлению общаться (ты говоришь правильно – тебя понимают окружающие)...