Тема: "Особенности этапа дифференциации звуков в лого коррекции"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_etapa_differentsiatsii_zvukov_v_logo_korrektsii.docx | 17.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Особенности этапа дифференциации звуков в лого коррекции.»
Дифференциация звуков — это процесс различения и правильного употребления звуков, которые ребенок раньше смешивал в речи. Это важный этап логопедической работы, который следует за постановкой и автоматизацией звука.
Почему недостаточно просто научить ребенка правильно произносить звук? Дело в том, что ребенок может четко произносить звук изолированно или в простых словах, но в спонтанной речи продолжать заменять его другим, похожим звуком.
Дифференциация помогает ребенку:
1. различать звуки на слух;
2. правильно произносить их в речи;
3. использовать звуки в нужном контексте.
Это важный навык не только для чистого произношения, но и для развития фонематического слуха, который необходим для успешного обучения чтению и письму.
Этапы работы по дифференциации звуков.
Работа по дифференциации звуков проводится последовательно, от простого к сложному. Нельзя пропускать этапы, так как каждый из них важен для формирования устойчивого навыка.
Основные этапы дифференциации звуков:
1. Дифференциация изолированных звуков.
2.
Дифференциация звуков в слогах.
3 Дифференциация звуков в словах.
4. Дифференциация звуков в предложениях и связной речи.
Рассмотрим каждый этап подробнее.
Этап 1: Дифференциация изолированных звуков
На этом этапе ребенка учат различать звуки на слух и в произношении, опираясь на зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
Основные задачи этапа:
* научить ребенка слышать разницу между звуками;
* показать разницу в артикуляции;
* закрепить правильное произношение каждого звука отдельно.
Игротека этого этапа:
Игра «Поймай звук». Логопед произносит разные звуки. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук. Например, хлопнуть, когда услышит [Ш] в ряду звуков: С, Ф, Ш, Х, Ш, С, Ш.
Игра «Звуковые песенки». Ребенок поет «песенки» разных звуков, чтобы почувствовать разницу в их произношении. Например, «песенка змеи» — СССС, «песенка жука» — ЖЖЖЖ.
Игра «Доскажи словечко». Взрослый сообщает, что ребёнок должен добавить к слову недостающий звук по сигнальной карточке ( на карточке: стрелка вверх — звук Ш, стрелка вниз — звук С).
Игра «Шифровки». Посмотри на стрелки и назови звук. Стрелка вверх — звук Ш, стрелка вниз — звук С.
Дифференциация звуков в слогах.
После того как ребенок научился различать изолированные звуки, переходим к работе со слогами. Почему важно начинать именно со слогов, а не сразу со слов? Слог — это минимальная произносительная единица. Работа со слогами помогает ребенку лучше осознать структуру слова и место звука в нем.
Последовательность работы со слогами:
1. Открытые слоги (СА, ШО).
2. Закрытые слоги (АС, ОШ).
3. Слоги со стечением согласных (СТА, СТО и т. д.)
Игровые упражнения этого этапа:
Игра " Магнитофон». Логопед произносит цепочки слогов, ребенок повторяет: СА-ША-СА, ШУ-СУ-ШУ.
Игра "Сигнальщик".
У ребенка две карточки с буквами С и Ш. Логопед произносит слоги, ребенок поднимает соответствующую карточку.
Игра «Слоговые дорожки». Ребенок проходит по дорожке из слогов, четко произнося каждый: СА-ШО-СУ-ША-СЭ-ШИ.
На этом этапе полезно использовать наглядные материалы, подключая различные анализаторы — карточки со слогами, слоговые таблицы, модели- символы, игрушки для обозначения звуков.
Этап 3: Дифференциация звуков в словах
Переходим от слогов к словам. На этом этапе важно подбирать речевой материал по принципу от простого к сложному:
1. Слова, где дифференцируемые звуки находятся в начале слова (сок — шок).
2. Слова со звуками в середине (каска — кашка).
3. Слова со звуками в конце (лис — тишь).
4. Слова с несколькими дифференцируемыми звуками (сушка, шоссе).
Примеры игр и упражнений
Игра" Почтовый ящик». Ребенок раскладывает картинки на две группы в почтовые ящики, в зависимости от наличия в слове звука [С] или [Ш].
Игра "Назови лишнее слово». Логопед произносит ряд слов со звуком [С], среди которых одно слово со звуком [Ш]. Ребенок должен его найти: (сок, сам, шапка, сын и т. д.).
Игра «Подбери пару». Нужно подобрать пару слов, отличающихся только одним звуком: ( гора — кора, уточка — удочка, кашка - каска и т. д.)
На этом этапе также важно включать работу над звуковым анализом слов. Учите ребенка определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком ( в начале, середине, конце).
Этап 4. Дифференциация звуков в предложениях и связной речи
Это самый сложный и важный этап. Здесь мы учим ребенка правильно использовать дифференцируемые звуки в спонтанной речи.
Работу начинаем с простых предложений, постепенно усложняя материал:
1, Простые предложения с 1–2 словами на дифференцируемые звуки.
2. Предложения с большим количеством слов на нужные звуки.
3. Чистоговорки и скороговорки, речетренинги.
4. Стихи.
5. Рассказы.
Примеры упражнений этого этапа:
* «Составь предложение». Дайте ребенку картинку и попросите составить предложение, используя слова с дифференцируемыми звуками.
* «Исправь ошибку». Произнесите предложение с ошибкой, ребенок должен ее найти и исправить: «На снегу видны слоды коски» (следы кошки).
* «Повтори скороговорку». Используйте скороговорки для закрепления правильного произношения: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
* «Наведи порядок». Помоги правильно закончить предложение. Если я ошибусь, исправь меня:
Положили в миску …каску.
Надевал пожарный …кашку.
И т. д. Важно контролировать правильное произношение в спонтанной речи. Мягко исправляйте ребенка, если слышите ошибку. Можно использовать игровой момент — договоритесь, что вы будете подавать какой-то сигнал (хлопок, стук), если услышите неправильное произношение.
Участие родителей в логопедической работе тоже очень важно. Вот что вы можете делать дома для закрепления навыков дифференциации звуков:
1. Выполняйте домашние задания логопедат. к.
специалист дает упражнения для ежедневных занятий дома. Важно выполнять их регулярно, но не перегружать ребенка.
2. Играйте в речевые игры.
Многие игры на дифференциацию звуков можно легко включить в повседневную жизнь. Например, по дороге в детский сад играйте в «Я вижу что-то на звук [С]». и т. д.
3. Читайте вместе.
Выбирайте книги с большим количеством слов на отрабатываемые звуки. После чтения обсудите, какие слова с этими звуками встретились в тексте, попросите их красиво назвать, контролируя произношение.
4. Следите за своей речью.
Ребенок учится у вас. Старайтесь говорить четко и правильно произносить все звуки.
5. Хвалите ребёнка за успехи, мотивируйте своего ребёнка на красивую, чёткую речь.
Отмечайте, когда ребенок правильно произносит сложные для него звуки. Это повышает мотивацию.
Важно: не ругайте ребенка за ошибки. Мягко поправляйте, показывая правильный вариант: «Ты сказал "сапка"? Давай скажем правильно — шапка».
Продолжительность работы по дифференциации звуков индивидуальна и зависит от многих факторов:: возраста ребенка, количества смешиваемых звуков, регулярности занятий. Помните, что каждый ребенок уникален, и процесс развития речи у всех проходит по-разному. Только в совместной работе педагогов и родителей мы достигнем желаемых положительных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этап дифференциации звуков. Занятие по постановке звука Р
Дифференциация звуков Р и Л при дислалии...
«Игровые технологии в логопедической работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи на этапе дифференциации звуков»
Данная статья содержит обобщение опыта коррекционной логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе дифференциации звуков....
Конспект занятия на этапе дифференциации звуков
Тема: «Дифференциация звуков [с] и [ш]».Цель: учить различать звуки [c] и [ш] и правильно употреблять их в собственной речиОборудование: письмо, предметные картинки со звуком [с] и [...
Индивидуальное занятие по постановке звука Ш на этапе дифференциации звуков С - Ш.
Вашему вниманию предлагаются примерные упражнения по дифференциации (различению) звуков С и Ш....
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.
Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Б-БЬ] – [П-ПЬ]. Буквы Б, б, П, п.
Цель: обучение дифференциации звуков [Б-БЬ] – [П-ПЬ] и букв Б, б, П, п в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи1) Обучающие: - закреплять знания об...
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Э] – [Е]. Буквы Э, э, Е, е.
Цель: обучение дифференциации звуков [Э] – [Е] и букв Э, э, Е, е в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...