Тема: "Особенности этапа дифференциации звуков в лого коррекции"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Елена Михайловна Данилюк
Часто дети путают и заменяют в речи звуки, которые схожи по звучанию. При этом они уже умеют правильно произносить все звуки. Если вовремя не обратить на это внимание, то могут возникнуть проблемы с чтением и с письмом в школе. Этот материал раскрывает особенности дифференциации звуков и алгоритм логокоррекционной работы этого этапа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Особенности этапа дифференциации звуков в лого коррекции.»

Дифференциация звуков — это процесс различения и правильного употребления звуков, которые ребенок раньше смешивал в речи. Это важный этап логопедической работы, который следует за постановкой и автоматизацией звука.

Почему недостаточно просто научить ребенка правильно произносить звук? Дело в том, что ребенок может четко произносить звук изолированно или в простых словах, но в спонтанной речи продолжать заменять его другим, похожим звуком.

Дифференциация помогает ребенку:

1.  различать звуки на слух;

2. правильно произносить их в речи;

3.  использовать звуки в нужном контексте.

Это важный навык не только для чистого произношения, но и для развития фонематического слуха, который необходим для успешного обучения чтению и письму.

Этапы работы по дифференциации звуков.

Работа по дифференциации звуков проводится последовательно, от простого к сложному. Нельзя пропускать этапы, так как каждый из них важен для формирования устойчивого навыка.

Основные этапы дифференциации звуков:

1. Дифференциация изолированных звуков.

2.

Дифференциация звуков в слогах.

3 Дифференциация звуков в словах.

4.  Дифференциация звуков в предложениях и связной речи.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Этап 1: Дифференциация изолированных звуков

На этом этапе ребенка учат различать звуки на слух и в произношении, опираясь на зрительное, слуховое и тактильное восприятие.

Основные задачи этапа:

*  научить ребенка слышать разницу между звуками;

*  показать разницу в артикуляции;

* закрепить правильное произношение каждого звука отдельно.

Игротека этого этапа:

Игра «Поймай звук». Логопед произносит разные звуки. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук. Например, хлопнуть, когда услышит [Ш] в ряду звуков: С, Ф, Ш, Х, Ш, С, Ш.

Игра «Звуковые песенки». Ребенок поет «песенки» разных звуков, чтобы почувствовать разницу в их произношении. Например, «песенка змеи» — СССС, «песенка жука» — ЖЖЖЖ.

Игра  «Доскажи словечко». Взрослый сообщает, что ребёнок должен добавить к слову недостающий звук по сигнальной карточке ( на карточке:  стрелка вверх — звук Ш, стрелка вниз — звук С). 

Игра  «Шифровки». Посмотри на стрелки и назови звук. Стрелка вверх — звук Ш, стрелка вниз — звук С.

Дифференциация звуков в слогах.  

   После того как ребенок научился различать изолированные звуки, переходим к работе со слогами. Почему важно начинать именно со слогов, а не сразу со слов? Слог — это минимальная произносительная единица. Работа со слогами помогает ребенку лучше осознать структуру слова и место звука в нем.

Последовательность работы со слогами:

1. Открытые слоги (СА, ШО).

2.  Закрытые слоги (АС, ОШ).

3.  Слоги со стечением согласных (СТА, СТО и т. д.)

Игровые упражнения этого этапа:

Игра   " Магнитофон». Логопед произносит цепочки слогов, ребенок повторяет: СА-ША-СА, ШУ-СУ-ШУ.

Игра "Сигнальщик".

У ребенка две карточки с буквами С и Ш. Логопед произносит слоги, ребенок поднимает соответствующую карточку.

Игра «Слоговые дорожки». Ребенок проходит по дорожке из слогов, четко произнося каждый: СА-ШО-СУ-ША-СЭ-ШИ.

На этом этапе полезно использовать наглядные материалы, подключая различные анализаторы — карточки со слогами, слоговые таблицы,  модели- символы,  игрушки для обозначения звуков.

Этап 3: Дифференциация звуков в словах

Переходим от слогов к словам. На этом этапе важно подбирать речевой материал по принципу от простого к сложному:

1. Слова, где дифференцируемые звуки находятся в начале слова (сок — шок).

2. Слова со звуками в середине (каска — кашка).

3.  Слова со звуками в конце (лис — тишь).

4.  Слова с несколькими дифференцируемыми звуками (сушка, шоссе).

Примеры игр и упражнений

Игра" Почтовый ящик». Ребенок раскладывает картинки на две группы в почтовые ящики,  в зависимости от наличия в слове звука [С] или [Ш].

Игра "Назови лишнее слово». Логопед произносит ряд слов со звуком [С], среди которых одно слово со звуком [Ш]. Ребенок должен его найти: (сок, сам, шапка, сын и т. д.).

Игра   «Подбери пару». Нужно подобрать пару слов, отличающихся только одним звуком: ( гора — кора, уточка — удочка, кашка - каска и т. д.)

На этом этапе также важно включать работу над звуковым анализом слов. Учите ребенка определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком ( в начале, середине, конце).

Этап  4.  Дифференциация звуков в предложениях и связной речи

    Это самый сложный и важный этап. Здесь мы учим ребенка правильно использовать дифференцируемые звуки в спонтанной речи.

Работу начинаем с простых предложений, постепенно усложняя материал:

1, Простые предложения с 1–2 словами на дифференцируемые звуки.

2. Предложения с большим количеством слов на нужные звуки.

3.  Чистоговорки и скороговорки, речетренинги.

4. Стихи.

5. Рассказы.

Примеры упражнений этого этапа:

*  «Составь предложение». Дайте ребенку картинку и попросите составить предложение, используя слова с дифференцируемыми звуками.

*  «Исправь ошибку». Произнесите предложение с ошибкой, ребенок должен ее найти и исправить: «На снегу видны слоды коски» (следы кошки).

*  «Повтори скороговорку». Используйте скороговорки для закрепления правильного произношения: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

*   «Наведи порядок». Помоги правильно закончить предложение. Если я ошибусь, исправь меня:

Положили в миску …каску.

Надевал пожарный …кашку.

И т. д.   Важно контролировать правильное произношение в спонтанной речи. Мягко исправляйте ребенка, если слышите ошибку. Можно использовать игровой момент — договоритесь, что вы будете подавать какой-то сигнал (хлопок, стук), если услышите неправильное произношение.

    Участие родителей в логопедической работе тоже очень  важно. Вот что вы можете делать дома для закрепления навыков дифференциации звуков:

1. Выполняйте домашние задания логопедат. к.

специалист дает упражнения для ежедневных занятий дома. Важно выполнять их регулярно, но не перегружать ребенка.

2.  Играйте в речевые игры.

Многие игры на дифференциацию звуков можно легко включить в повседневную жизнь. Например, по дороге в детский сад играйте в «Я вижу что-то на звук [С]». и т. д.

3.  Читайте вместе.

Выбирайте книги с большим количеством слов на отрабатываемые звуки. После чтения обсудите, какие слова с этими звуками встретились в тексте, попросите их красиво назвать, контролируя произношение.

4.  Следите за своей речью.

Ребенок учится у вас. Старайтесь говорить четко и правильно произносить все звуки.

5.  Хвалите  ребёнка  за успехи, мотивируйте своего ребёнка на красивую, чёткую речь.

Отмечайте, когда ребенок правильно произносит сложные для него звуки. Это повышает мотивацию.

Важно: не ругайте ребенка за ошибки. Мягко поправляйте, показывая правильный вариант: «Ты сказал "сапка"? Давай скажем правильно — шапка».

    Продолжительность работы по дифференциации звуков индивидуальна и зависит от многих факторов:: возраста ребенка, количества смешиваемых звуков, регулярности занятий. Помните, что каждый ребенок уникален, и процесс развития речи у всех проходит по-разному. Только в совместной работе педагогов и родителей мы достигнем желаемых положительных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этап дифференциации звуков. Занятие по постановке звука Р

Дифференциация звуков Р и Л при дислалии...

«Игровые технологии в логопедической работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи на этапе дифференциации звуков»

      Данная статья содержит обобщение опыта коррекционной логопедической работы  с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе дифференциации звуков....

Конспект занятия на этапе дифференциации звуков

Тема: «Дифференциация звуков [с] и [ш]».Цель: учить различать звуки [c] и [ш]  и правильно употреблять их в собственной речиОборудование: письмо, предметные картинки со звуком [с] и [...

Индивидуальное занятие по постановке звука Ш на этапе дифференциации звуков С - Ш.

Вашему вниманию предлагаются примерные упражнения по дифференциации (различению) звуков С и Ш....

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.

Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Б-БЬ] – [П-ПЬ]. Буквы Б, б, П, п.

Цель: обучение дифференциации звуков [Б-БЬ] – [П-ПЬ]  и букв Б, б, П, п в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи1) Обучающие: - закреплять знания об...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Э] – [Е]. Буквы Э, э, Е, е.

Цель: обучение дифференциации звуков [Э] – [Е] и букв Э, э, Е, е в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...