Семинар Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в процессе театрализованной деятельности по автоматизации звуков.
методическая разработка по логопедии
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в процессе театрализованной деятельности по автоматизации звуков.
Цель: Показать аспекты взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_vzaimodeystviyu.docx | 45.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 12 г. ЧЕЛЯБИНСКА».
454904, г.Челябинск, п. Новосинеглазовский,ул. Лермонтова19. Телефон/факс 8(351) 280-09-78,E-mail:mdou12v@mail.ru |
Семинар
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в процессе театрализованной деятельности по автоматизации звуков.
Выполнила: учитель-логопед Макарова И.В. |
Челябинск, 2022
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в процессе театрализованной деятельности по автоматизации звуков.
Цель: Показать аспекты взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по театрализованной деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты указывают на необходимость интегрирования образовательных областей, образовательного процесса в целом. Естественно, это необходимо и в коррекционно-развивающей работе. Применительно к коррекции речевых нарушений процесс интеграции предполагает создание предметно-развивающей среды, стимулирующей личностное и речевое развитие ребенка, профессиональный рост педагогов, их тесное взаимодействие с родителями, и непосредственно сам процесс коррекционно-развивающей деятельности.
Актуальной проблемой для педагога является поиск и использование в практике методов и приемов, наиболее полно учитывающих принципы личностно-ориентированного образования, способствующих гармоничному развитию физических, психических, нравственно-волевых, художественно-творческих качеств ребенка.
Л.С. Выготский отмечал необходимость использования тех видов деятельности, которые привлекают ребенка, соответствуют его возрасту.
А.Р. Лурия писал, что “активность самого ребенка, необходимая для сохранения каждой полноценной деятельности, всегда возможна только при устойчивом активном внимании ребенка и только при его активном участии в данном виде деятельности”.
У детей с ОНР имеет место неустойчивость внимания, трудности его распределения. Патология речевой деятельности отрицательно влияет на формирование интеллектуальной, сенсорной и эмоционально-волевой сферы.
Сегодня мы остановимся на театрализованной деятельности.
Для решения логопедических задач в своей работе мы используем театрализованные игры, привлекаем театральные средства, атрибуты.
Дети очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу конкретно образного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.
Участвуя в театрализованных играх, они отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой ни будь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Умело поставленные педагогом вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура, монологическая и диалогическая речь, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно и понятно изъясняться.
Для ребенка с речевой патологией, который не может овладеть речевыми операциями стихийно, в процессе неорганизованного ознакомления с той или иной областью действительности и речевая деятельность, которого формируется в условиях специального систематического обучения, театрализация логопедического процесса просто необходима. Именно в театрализации можно избежать монотонности, будничности. Такое обучение проходит не по принуждению, вызывает у детей радость, модулирует положительное психоэмоциональное состояние.
Основные направления коррекционной работы в театрально-игровой деятельности, решаемые воспитателем
- Совершенствование познавательных процессов.
- Развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника.
- Воспитание интереса к различным видам творческой деятельности.
- Овладение импровизационными умениями.
- Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности:
- Закрепление, активизация и обогащение словаря.
- Развитие и совершенствование грамматического строя речи.
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Формирование умения передачи мимикой, интонацией, жестом, позой, движением основные эмоции.
- Развитие и укрепление взаимодействия детей, воспитание уважения друг к другу;
- Развитие связной речи.
Именно поэтому существует необходимость активно использовать элементы театрализованной деятельности в логопедических группах. Можно применять разнообразные виды театра.
Пальчиковый театр:
- способствует развитию речи, внимания, памяти;
- формирует пространственные представления;
- развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
- повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
- стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.
Настольный театр:
- помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
- сопровождать движения пальцев речью;
- побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр картинок и фланелеграф:
- развивают творческие способности;
- содействуют эстетическому воспитанию;
- развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Вязаный театр:
- развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;
- формирует творческие способности, артистизм;
- обогащает пассивный и активный словарь.
Театр на перчатке:
- оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
- помогает справиться с переживаниями, страхами;
- перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
Театр кукол Би-ба-бо:
- посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
Театрализованные игры исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.
В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность.
Виды драматизации:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного спектакля. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.
Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе…)
Этапы организации театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность организуется поэтапно. Сначала педагог знакомит детей с произведением и распределяет роли. При этом он учитывает не только их возраст, но и личные пожелания.
Далее педагог «подгоняет» роль под определенного ребенка и разучивает с ним текст. «Подгонка» роли заключается в замене слов с учетом звукового наполнения, упрощении фраз. Но этого нельзя делать, когда педагог только знакомит воспитанников с произведением.
Следующий этап — подготовка оборудования и атрибутов: билетов, костюмов, афиши, декораций. К этому процессу следует привлекать детей с учетом их возрастных возможностей и родителей.
Также важно подобрать музыкальное сопровождение. В выборе музыки могут участвовать дети старшего дошкольного возраста. Целесообразно их привлекать и к исполнению музыкальных отрывков в ходе театрализованной деятельности.
Особого внимания требует репетиционный этап. Важно, чтобы дети не уставали и не теряли интерес к деятельности. Сначала педагог проводит репетиции индивидуально, затем в малых группах по 3–4 человека. На репетициях, помимо текста, дошкольники разучивают мимику, жесты, походку своих героев, интонацию.
На заключительном этапе педагог организует общую игру-драматизацию.
Воспитатель сначала читает детям художественное произведение. Во время беседы дошкольники обсуждают сюжет, героев, их характеры, отдельные эпизоды.
Чтобы закрепить полученную информацию, воспитатель организует занятия по изобразительной деятельности: дошкольники лепят, рисуют героев, делают индивидуальные и коллективные аппликации по мотивам произведения. В ходе изобразительной деятельности дети представляют действие в цвете, различных формах, «прощупывают» его. Затем воспитатель проводит пальчиковые игры для развития мелкой моторики и соотнесения речи с движением, конкурс поделок из бросового материала, организует совместное творчество.
Дошкольники обращаются к произведению и на занятиях. Например, изучая диких и домашних животных и птиц, дети запоминают их виды, названия, учатся правильно называть детенышей. Так, в процессе подготовки к индивидуальным выступлениям они расширяют словарный запас по данной и смежным темам.
Учитель-логопед проводит работу по развитию речи, используя специальные приемы и упражнения:
- артикуляционную гимнастику, связанную с развитием дикции (например: «Покажите, как волк скалит клыки», «Как дышит собачка, высунув широкий язычок»);
- упражнения для развития интонационной выразительности речи (в младшем возрасте проводится со звукоподражанием);
- логоритмические упражнения без музыкального сопровождения;
коррекционно-развивающие игры:
- на развитие памяти, расширение словарного запаса (дети играют в игры «Скажи, какой», «Подскажи словечко», отгадывают загадки);
- на развитие слухового восприятия (например: «Узнай по описанию героя сказки», «Нарисуй по описанию»);
- на развитие логического мышления: что сначала, что потом;
- на словоизменение и словообразование;
- на образование звукослоговой структуры («Прошагай, кто из героев быстрее доберется до леса»);
- на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, театр теней): когда ребенок «работает» с куклой, он совершенствует мелкую моторику и координацию движений, несет ответственность за ее управление, становится внимательным;
- упражнения для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы;
- театральные этюды; они схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединенных сюжетом (например: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»).
Таким образом, разучивая разные роли, ребенок учится правильно и четко проговаривать слова, а также управлять интонацией, мимикой, жестами. Автоматизация звуков происходит естественным путем, не утомляя ребенка. Но чтобы достичь результата, нужно организовать данную работу с детьми поэтапно.
Основные направления коррекционной работы в театрально-игровой деятельности, решаемые логопедом
1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, интонационной выразительности, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Развитие звуковой культуры речи.
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это овладение культурой речепроизношения, которое включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза, двигательные навыки в процессе разговора).
Сегодня речь пойдет об использовании театрализованной деятельности при формировании звуковой культуры речи.
В подготовительный этап постановки звуков входят такие понятия, как формирование правильной артикуляционной позы и развитие воздушной струи, т.е. артикуляционная гимнастика и упражнение на развитие речевого дыхания. Оба эти направления можно обыграть в театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Начнем с артикуляционной гимнастики. Это специальная гимнастика, которая тренируем мышцы языка при помощи специально подобранных упражнений. Дело довольно рутинное, если не обыграть это сказочными персонажами, игровыми ситуациями и интересными историями. С первых занятий ребята знакомятся с лягушкой Квакшей и знакомятся с артикуляционным аппаратом. Дети рассматривают ее, могут одеть на руку, открыть, закрыть рот, рассмотреть язык, а потом повторить за ней упражнения.
Мы предлагаем детям не просто повторить артикуляционную позу, а изобразить: «как волк скалит зубы», «как облизывается кошечка», «Дышит собачка», «Скачет лошадка». Каждое упражнение сопровождается каким-либо образом и подкрепляется картинкой. Для обучения детей средствам речевой выразительности применяю артикуляционную сказки: «Прогулочка», «Жало змеи», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл» и т.д.
С помощью стихотворной сказки и показом движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:
В недалёкой деревушке жил старичок со своею старушкой.
Каждое утро, открыв окошко, проветривал он свою избушку (открываем широко рот)
К ним толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
А с ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Старик со старухою всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
И целоваться скорей потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись - в улыбочке губы, (снова широкая улыбка).
Чистили все свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
На стол ставим Чашки, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На чай подули и остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Старушка Блины испечет для внучат (широкий язык лежит на нижней губе)
Внучата на запах блинов тех спешат.
Блин пожуём, завернём и прикусим (покусываем распластанный язык, затем заворачиваем за нижние зубы и покусываем)
Блинчик с вареньем - малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак - варенье мы слижем! (кончик языка облизывает губы по кругу).
Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!
На улице ждёт интересного много!
Дед для внучат приспособил качели (широкий язык ставим по очереди то за верхние, то за нижние зубы)
Все дети на них покачаться успели.
Дед пересел на коня, внуки тоже,
Он перешёл на галоп, дети тоже… (щёлкаем языком),
Вот замедляет лошадка шажочки, (медленное цоканье с растягиванием подъязычной уздечки),
Что же мы видим? Мы видим грибочки! (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
Мы их срезаем, в корзинку кладём,
И на лошадке домой привезём!
Есть много готовых разработок сказочной Артикуляционной гимнастики. Так же сказочные инсценировки и герои применяются при выполнении биоэнергопластики.
Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение проводятся игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия.
Комплекс дыхательных упражнений направлен на формирование глубокого вдоха и диафрагмально-реберного дыхания, т.к. у многих детей дыхание ключичное, поверхностное. Дыхательная гимнастика выполняется в игровой форме, используя маски-шапочки, и сочетается с движениями рук, ног, туловища, головы и одновременно включаем речевой материал, который произносится на выдохе. Сначала это гласные и согласные звуки, которые произносятся изолированно. Потом сочетание этих звуков, характеризующие звукоподражания животных, птиц, людей и неживых предметов.
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, то есть умения отличать одни речевые фонемы от других. Развитие восприятия и дифференциации звуков речи происходит при узнавании и различении неречевых звуков, различение правильно и дефектно произнесенного звука, различение близких по звуковому составу слов, дифференциация слогов, звуков. Для достижения поставленной цели используется любой вид театра в играх: "Подари подарки", "Собери яблоки", "Помоги Маше"«Ты добрый ветерок, который спасает Колобка от лисы», «Ты ураган, который разрушит дом», «Ты волк, из сказки «Три поросенка», «Насос», «Воздушный шарик», «Ежик» и т.д.
Логопедическая работа по формированию ритмической организации высказывания ведется через игры, направленные на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения, например в игре «Барабанщик».
Постановка звука – огромный труд, который требует оптимальных игровых условий. Для получения результата у ребенка должна быть мотивация, элементы театрализованной деятельности помогают ее обеспечить.
Дети подражают Жуку, Змее, Насосу, Комару, Веселому моторчику трактора и т.д. Для этого используется набор игрушек или картинок.
Автоматизация звука также сопровождается звукоподражанием на первом этапе. Затем используются чистоговорки, скороговорки. Они произносятся с разной скоростью и интонацией.
Cкороговорки
С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.
Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звуков воспитанников.
«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»
Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:
На шпажке изображена эмоция, с которой надо рассказать скороговорку.
- Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка (раздраженно). - На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
- Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).
- Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно).
- Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» (спокойно)
При автоматизации звука в стихах часто использую элементы театрализованной деятельности. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.
Расскажи стихи руками, в движении.
Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини - спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.
Не менее важны элементы культурного общения (общая тональность детской речи, поза, двигательные навыки в процессе разговора), умения пользоваться двигательными средствами выразительности речи (мимика, жесты). Они тесно связаны с театральной деятельностью.
Развитие мелкой моторики
Необходимость развития мелкой моторики пальцев рук давно признана специалистами как средство стимуляции речи. У детей с нарушением речи во время занятий рекомендуется использовать самые разнообразные приемы, развивающие тонкую моторику. Ребенок, участвующий в театральных постановках пальчикового театра, развивает более четкую мелкую моторику и координацию движений, тренирует мышцы рук, что в свою очередь, служит формированию образного мышления, стимулирует творческую деятельность.
В чем значимость Пальчикового театра? Пальчиковый театр - занятие и интересное, и полезное, сочетание этих двух свойств дает положительный эффект всех развивающих упражнений. Пальчиковый театр решает следующие задачи: стимулирует развитие речи, внимание, память, формирует пространственные представления, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга, которая обладает психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом.
Пальчиковый театр используются как элемент логопедического занятия:
- для инсценирования русских народных сказок;
- для разыгрывания коротких диалогов;
- при обучении порядковому счету;
- при загадывании загадок;
- при автоматизации различных звуков:
Речевой материал, который изучается на занятии, закрепляется через пальчиковый театр. Т.е. прослеживается связь с лексической темой занятия. Идет автоматизация звуков у говорящих детей и вызывание звукоподражания у неговорящих детей.
Для улучшения показателей сформированности звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями через использование элементов театрализованной деятельности, используем пальчиковый игротренинг, Согласованные действия слова и движения руки облегчают процесс автоматизации и введения звука в спонтанную речь, так как развитие моторики и речи это два взаимосвязанных процесса.
Формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.
При формировании грамматического строя речи можно так же использовать элементы театрализованной деятельности. Можно использовать «Разноцветные сказки» Нищевой Н.В. Сказки способствуют развитию зрительного и слухового внимания, развитию цветовосприятия и цветоразличения, наблюдательности, мышления, расширяется активный словарь, упражнение в согласование прилагательных с существительными, а также помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.
Вывод: Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления творческих способностей детей, а также эта деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
В конце нашего семинара, хотелось бы предложить вам просмотр занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К НОВОГОДНЕМУ УТРЕННИКУ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих тяжелые нарушения речи. Общей целью взаимодействия в работе специалистов ДОУ с учителем-логопедом является по...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыка...
План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса на 2015 —2016 учебный год.
Содержание плана...
Статья "Система взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-образовательного процесса " (из опыта работы)
В статье представлена система взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса....
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в процессе развития темпо-ритмических и координаторных способностей у детей с нарушениями речи
Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерным является несформированность таких показателей как темп, ритм, координация движений. Такие двигательные нарушения у детей затрудняют не только ориентац...
План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса ДОУ на 2017 – 2018 учебный год.
План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса ДОУна 2017 – 2018 учебный год....
Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-образовательного процесса
В данной статье обобщен опыт совместной деятельности учителя-логопеда с воспитателями и родителями дошкольников. Итоговым результатом совместной образовательной деятельности стало создание картотеки о...