ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К НОВОГОДНЕМУ УТРЕННИКУ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих тяжелые нарушения речи. Общей целью взаимодействия в работе специалистов ДОУ с учителем-логопедом является помощь, которую можно оказать таким детям в условиях детского сада комбинированного вида, в котором имеется логопедическая группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_uchitelya-logopeda_dou_so_spetsialistami.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ
В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ
К НОВОГОДНЕМУ УТРЕННИКУ
ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Учитель-логопед:
Грачева Анна Владимировна
(высшая категория,
общий пед. стаж - 33 лет, стаж работы по специальности – 23 лет)
План
- Вступление.
- Краткая характеристика детей логопедической группы.
- Значение праздничных утренников в решении коррекционно-воспитательных задач с детьми с ОНР.
- Особенности подготовки и проведения праздничных утренников для детей с ОНР.
- Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателей в процессе подготовки и проведения новогоднего утренника для детей с ОНР.
- Заключение.
- Литература.
Вступление
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих тяжелые нарушения речи. Общей целью взаимодействия в работе специалистов ДОУ с учителем-логопедом является помощь, которую можно оказать таким детям в условиях детского сада комбинированного вида, в котором имеется логопедическая группа.
Краткая характеристика детей логопедической группы
В нашем ДОУ логопедическая группа функционирует второй год. Эту группу посещают 13 детей с диагнозом ОНР. Из них 5 детей с I и II уровнем речевого развития, являющимися наиболее тяжелыми формами расстройства речи, и 6 детей с III уровнем речевого развития. 12 детей проходят в этой группе второй год обучения, один ребенок зачислен вновь в этом учебном году. Группа разновозрастная: 2 детей поступили в группу в возрасте 4 лет, остальные – в возрасте 5 лет.
Значение праздничных утренников в решении коррекционно-воспитательных задач с детьми с ОНР
Особое место в системе воспитания детей с речевыми расстройствами занимают праздники. Высокий эмоциональный подъём, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают материал содержания песен, стихов. Положительный эмоциональный фон праздников и развлечений даёт возможность наиболее эффективно решать задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми с тяжёлыми речевыми нарушениями. Участвуя в праздничных утренниках, развлечениях, дети приобретают не только новые навыки, знания, но и закрепляют тот материал, который был отработан на занятиях. У детей постепенно начинают развиваться чувство уверенности и творческие способности.
Особенности подготовки и проведения праздничных утренников для детей с ОНР
Успешное проведение любого массового мероприятия зависит от правильно организованной подготовки к нему, умелого подбора репертуара. Проведение праздников для детей с ОНР имеет свои особенности, которые музыкальный руководитель старается учитывать при подготовке к утренникам. Для детей с ОНР характерны ограниченный запас слов, стойкие трудности в формировании грамматического строя речи, дефекты произношения, нарушение общей и мелкой моторики, координации речи с движением. В зависимости от уровня речевого развития детей, динамики коррекционной работы с ними, программу утренников для детей логопедической группы, в сравнении с программой для детей старшего возраста общеобразовательной группы, музыкальный руководитель упрощает не только по содержанию, но и по форме и объёму. На первом году обучения детей составляет сценарии несложные по форме, менее продолжительные по времени. Использует речевой материал, упражнения, построения, танцы и песни, которые не требуют усиленной тренировки, большого физического и душевного напряжения. Так, например, детям с ОНР много усилий потребуется для заучивания песен, текст которых труден как для понимания, так и для произнесения (большое количество слов со сложной слоговой структурой, со стечением согласных звуков), а также песен, исполняемых в быстром темпе: дети пропускают части слов, а то и целые слова, не договаривают или искажают окончания. Поэтому музыкальный руководитель подбирает небольшие и мелодичные произведения в спокойном темпе, которые легче воспринимаются и запоминаются детьми.
Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателей в процессе подготовки и проведения новогоднего утренника для детей с ОНР
В процессе обсуждения как новогоднего, так и любого другого сценария, музыкальный руководитель, учитель-логопед и воспитатели логопедической группы совместно продумывали материал, доступный для понимания детей и посильный для их участия в празднике: подбирали стихотворения, инсценировки, распределяли роли, планировали соответствующую речевую работу. При этом учитывали не только возраст детей, но и их речевые возможности на данный период. Так, например, на первом году обучения детей в логопедической группе, в начале учебного года, когда речевые возможности детей невелики, для расширения у них представления о празднике, об окружающем, в утренник включали инсценировки, сценки кукольного театра, концертные номера с участием взрослых и детей из общеобразовательных групп. На музыкальных занятиях широко использовали весёлые игры, упражнения, хороводы, где текст, в основном, произносят взрослые, а дети добавляют слоги, отдельные слова, простые словосочетания. Например, при проведении с детьми игры «Медведь и заинька», взрослый начинает низким голосом: «У медведя дом большой…». Дети, имитируя ходьбу медведя, отвечают тоже низким голосом, подражая взрослому: «Ой, ой! Ой, ой!». Взрослый продолжает, уже высоким голосом: «А у зайки маленький…». Дети, прыгая как зайчики, повторяют тоже высоким голосом: «Ой, ой! Ой, ой!». Взрослый опять произносит слова низким голосом: «Мишка наш пошел домой…». Дети, имитируя ходьбу медведя, вновь отвечают низким голосом: «Ой, ой! Ой, ой!». Взрослый меняет интонацию: «Да и заинька домой…». Дети, прыгая как зайчики, продолжают тонким голосом: «Ой, ой! Ой, ой!». Подобные игры позволяли, даже при такой невысокой речевой активности детей, решать задачи по развитию слухового внимания, координации речи с движением, выразительности движений, интонационной выразительности речи, а соответствующее музыкальное сопровождение - по развитию координации движений с музыкой. Начиная с новогоднего праздника, постепенно привлекали детей к более активному речевому участию в торжествах. В этом году в репертуар новогоднего утренника вошла игра с однословными ответами детей – «Чего на елке не бывает». В данном случае однословные ответы детей позволяют им максимально сконцентрироваться на содержании речевого материала игры, а специалистам – игровыми средствами решать следующие задачи: развивать у детей слуховое внимание, логическое мышление, координацию речи с движением.
Кроме возрастных и речевых особенностей детей логопедической группы, в процессе подготовки к праздничным утренникам, учитывались и их психологические особенности: одни из них, в силу отставания в развитии, отсутствия достаточной речевой практики, молчаливы, нерешительны, внутренне скованны, другие, наоборот, двигательно беспокойны, расторможены и часто недостаточно осмысленно многоречивы. К этим детям осуществляли дифференцированный педагогический подход. Так, для замкнутых, неуверенных детей создавали щадящую обстановку, не предъявляли сразу высоких требований к их деятельности, поддерживали, отмечали малейшие успехи. Расторможенным, беспокойным детям давали доступные для них поручения и задания, воспитывающие у них чувство ответственности за порученное дело.
Работу по музыкальному развитию детей проводили в тесной взаимосвязи с развитием у них речемыслительной деятельности и речевых способностей. Установление взаимосвязи между удержанными в памяти ощущениями, восприятиями, представлениями и речью обеспечивает успешное развитие познавательной деятельности и расширяет речевые возможности детей. В логопедической группе логопед и воспитатели постепенно подводили детей к осознанию сути и содержания праздника, расширяли их представления о данном событии, наращивали словарь по теме праздника. Так, перед новогодним утренником в коррекционной группе были проведены логопедические занятия на темы: «Зима», «Зимние развлечения», «Новогодний праздник». Воспитатели на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой знакомили детей с такими сказками как «Снегурочка», «Мороз Иванович» и др. Проводились подвижные, речедвигательные, пальчиковые игры, занятия по изобразительной деятельности по данной тематике. Погружение детей в определенную тему, помимо решения конкретных коррекционных и образовательных задач, являлось стимулирующим фактором для пробуждения у детей интереса к предстоящему празднику, развивало их речевые способности, повышало возможности для самовыражения.
Кроме того, логопедом и воспитателями коррекционной группы проводилась специальная работа над речевым материалом сценария. Известно, что каждая песня состоит из слов и напева. Текст песни в сочетании с музыкой дает возможность наиболее ярко и полно проникнуть в настроение и содержание музыкального произведения, раскрыть его художественный образ. Для выразительного исполнения песни необходима выработка ясного, отчётливого произношения слов. Прежде чем начать разучивать песни, стихотворения и инсценировки, логопед и воспитатели проводили тщательную словарную работу над текстом, чтобы смысл всех произведений стал понятен каждому ребёнку. Так, например, проводя словарную работу над текстом произведений к новогоднему утреннику, разъясняли детям такие выражения, как «шишки смолистые», «мышка-поскребушка», «хлопотушка-белочка», «задира-шалунишка» и т.д.
Помимо этого, учитель-логопед определенным образом отрабатывала с детьми текст песен и стихов: индивидуально или небольшими подгруппами учила детей проговаривать трудные слова, по возможности совершенствовала и закрепляла у детей правильную чёткую артикуляцию звуков, ясное и чистое произношение слов и фраз, работала над интонационной выразительностью речи. Воспитатели по заданию логопеда закрепляли речевой материал, в свободное от занятий время разучивали с детьми трудные для них движения и тексты.
Для того, чтобы дети лучше и быстрее запоминали речевой материал к утреннику, логопед и воспитатели использовали такую эффективную методику запоминания текста, как заучивание с опорой на мнемотаблицу. Мнемотаблица, или еще иначе ее называют «рисуночное письмо», представляет собой наглядную схему с пиктограммами к каждому отдельному тексту, и выступает в качестве плана речевого высказывания. Такие рисуночные алгоритмы текстов не только помогали детям в запоминании, но и повышали их речевую активность, поддерживали интерес к произведению на протяжении всего времени заучивания.
Музыкальные хороводы, в том числе «Все бело на улице» (муз. А.Филиппенко), «Здравствуй, елка!» (муз. и сл. Е.Михайленко), включенные в новогодний сценарий, воспитатели сначала разучивали в группе в виде хороводной игры без музыки. Таким образом, дети учились координировать свою речь с движениями. И уже затем музыкальный руководитель подключала к хороводу музыкальное сопровождение, обучая детей координировать свои движения не только с речью, но и с музыкой.
Особое внимание учитель-логопед и музыкальный руководитель, а также воспитатели по рекомендациям специалистов, уделяли развитию у детей с ОНР чувства ритма, слухового восприятия, памяти. Важное место в этой работе занимали логоритмические упражнения.
Через логоритмические упражнения реализовывали следующие задачи:
- развивали дыхание, голос, артикуляцию;
- развивали фонематическое восприятие и фонематические представления;
- расширяли лексический запас;
- развивали слуховое внимание и зрительную память;
- совершенствовали общую и мелкую моторику;
- вырабатывали чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью;
- развивали мелодико-интонационные и просодические компоненты,
- развивали творческую фантазию и воображение;
- развивали чувство ритма.
Логоритмические упражнения помогали специалистам и воспитателям в подготовке детей с ОНР к выступлению на праздничных утренниках. Дети с ОНР страдают нарушением слоговой структуры и звуконаполняемости слов, что может проявляться как в отдельно взятых, трудных для ребенка словах, так и во фразе: дети могут опускать предлоги, окончания слов во фразе, пропускать или переставлять слоги в словах. Чтобы избежать этого, логопед и воспитатели заучивали с детьми тексты песен и стихов, сочетая проговаривание текста по слогам с воспроизведением его ритмического рисунка с помощью каких-либо движений. Например, проговаривая стихотворение по слогам, одновременно отхлопывали его ритм в ладоши. Для поддержания у детей интереса к подобным упражнениям, чередовали различные ритмичные движения: хлопки в ладоши, по коленям, по столу, постукивания кулачками, указательными пальцами по столу, приседания, оттопывание ритма ногами, прыжки и т.д. Музыкальный руководитель с успехом использовала в логоритмических упражнениях детские музыкальные инструменты: проговаривала или пропевала с детьми текст, отбивая или простукивая заданный ритмический рисунок на специально подобранных музыкальных инструментах. Такие упражнения помогали детям быстро и правильно запомнить текст, развивали ритм и тембровый слух, координацию речи с движением, музыкальную память и мышление. Подобные логоритмические упражнения использовались и как концертные номера на праздниках, например, в новогодний сценарий вошла логоритмическая игра с музыкальными инструментами «Пироги пекла лиса» (М.Ю.Картушина).
Дети с системными речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное запоминание. Нередко то, что было только что заучено, быстро забывается. Старались не упрекать детей в нерадивости: только поощрение, терпение и, конечно, правильно организованные систематические занятия во взаимодействии всех специалистов помогали им достичь определённых успехов.
Заключение
Проводимая таким образом совместная работа музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы по подготовке и проведению праздничных утренников для детей с ОНР помогала в реализации основной цели детских праздников: доставить детям радость, создать необходимые условия для их самовыражения доступными для них средствами, способствовала развитию у детей речевых и творческих способностей.
Литература.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987. – 142 с.
- Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 352 с.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
- Картушина М.Ю. Логопедическая ритмика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: КАРО, 2005. – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".
«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...
Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска.
Тема : "Лес. Деревья" Пример таблицы взаимодействия учителя-логопеда с педагогами детского сада....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»
Словообразование родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...
«Авторские методы работы по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи (ОНР)»
Предлагается материал из опыта работы логопеда по обучению грамоте с помощью необычных пособий и придуманных автором методов (изучение новых букв, анализ слова, предупреждение дисграфии). ...
Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «В мире животных»
Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи«В мире животных»...
Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "В мире животных"
Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "В мире животных"...
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
У большинства детей с ОНР при поступлении в школу возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению г...