ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
статья по логопедии на тему
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников и родителей.
Исследованиями доказано, что если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ОНР, которые имеют отклонения не только в плане речевого развития, но и общего психического.
Уже в дошкольном возрасте у них возникают трудности в усвоении программы дошкольного образовательного учреждения, они малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи таких детей оказывается более низким по сравнению с их сверстниками.
Поэтому каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs.docx | 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Чернова И.В., учитель-логопед
МБДОУ детский сад №197 г. Оренбурга
Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:
- Создание единого коррекционно-образовательного пространства;
- Оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;
- Повышение уровня подготовки специалистов;
- Пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов;
- Расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, медицинских работников, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников и родителей.
Исследованиями доказано, что если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ОНР, которые имеют отклонения не только в плане речевого развития, но и общего психического.
Уже в дошкольном возрасте у них возникают трудности в усвоении программы дошкольного образовательного учреждения, они малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи таких детей оказывается более низким по сравнению с их сверстниками.
Поэтому каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
Модель взаимодействия субъектов
коррекционно-образовательного процесса в ДОУ
Семья | Логопед | Воспитатели |
Ребёнок |
Музыкальный руководитель |
Система взаимодействия логопеда и воспитателя
по созданию условий для коррекции и компенсации
речевой патологии
- Закрепление скорректированных логопедом звуков в регламентированных и не регламентированных видах деятельности по тетрадям взаимодействия.
- Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики.
- Упражнения в правильном употреблении грамматических категорий.
- Развитие внимания, памяти, восприятия различной модальности, логического и других форм мышления в играх и упражнениях.
- Развитие и совершенствование связной речи.
- Закрепление первоначальных навыков чтения и письма.
- Развитие графических навыков.
- Активизация и обогащение словаря детей: актуализация лексики, расширение семантико-синтаксических конструкций.
Система взаимодействия логопеда и музыкального руководителя
по созданию условий для коррекции и компенсации
речевой патологии
- Использование упражнений на развитие основных движений.
- Использование упражнений на различение звуков по высоте, вокальных упражнений.
- Использование упражнений для выработки правильного фонационного выдоха.
- Работа над просодической стороной речи.
Планы совместной деятельности специалистов ДОУ
Мероприятия | Срок | Ответственные |
Организационные мероприятия | ||
Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей ДОУ в ПМПК | Апрель | Заведующий ДОУ, логопед, медицинские работники |
Комплектование логопедических групп с учетом рекомендаций ПМПК | Апрель— июнь | Заведующий ДОУ, логопед |
Анкетирование родителей с целью получения информации о раннем психофизическом развитии детей и выявления запросов, пожеланий | Сентябрь | Логопед, старшая медсестра |
Обсуждение и утверждение годового плана совместной работы участников коррекционно-педагогического процесса по преодолению речевых нарушений и совершенствованию познавательной сферы у детей | Сентябрь | Логопед, воспитатели |
Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе | В течение года | Специалисты, логопед |
Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями профильных специалистов | Ежемесячно | Логопед, специалисты |
Формирование у педагогов, родителей информационной готовности к коррекционной работе с детьми, имеющими речевые проблемы | ||
Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями (семинар) | Декабрь | Логопед, старшая медсестра |
Специфика работы воспитателей, специалистов с детьми логопедических групп (семинар-практикум) | Ноябрь | Логопед |
Консультативно-информационная помощь воспитателям, специалистам, родителям: — организация индивидуальных занятий с ребенком; — методика проведения артикуляционной гимнастики; — личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка; — создание предметно-развивающей и обогащенной речевой среды в логопедических группах; — консультации по запросам | Октябрь Октябрь
Ноябрь В течение года |
Логопед Заведующий ДОУ, логопед Логопед |
Инновации в дошкольном специальном образовании |
| педагоги |
Совместная коррекционно-педагогическая деятельность | ||
Обследование различных сторон психофизического развития детей | Сентябрь | Воспитатели, специалисты |
Составление индивидуальных планов (программ) коррекционно-педагогической работы | — II — | То же |
Корректировка календарно-тематических планов работы специалистов на основе обобщенных данных, полученных в ходе обследования, и других источников информации | Сентябрь— октябрь | Специалисты |
Взаимопосещение занятий: — групповых; — индивидуальных; —интегрированных | Декабрь— апрель | Логопед, специалисты |
Проведение тематических родительских собраний | Октябрь, январь, май | Логопед, воспитатели, специалисты |
Участие в работе психолого-педагогического консилиума | В течение учебного года | Специалисты, воспитатели, родители |
Аналитические мероприятия | ||
Проведение психолого-педагогического и логопедического мониторинга | Декабрь — апрель | Специалисты, воспитатели |
Анализ коррекционно-педагогической работы за год. Определение задач на новый учебный год (круглый стол) | Май | То же |
Составление цифрового и аналитического отчета | — II — | Логопед |
Выступление на итоговом педагогическом совете | — II — | — // — |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса на 2015 —2016 учебный год.
Содержание плана...
Планирование работы учителя-логопеда по взаимодействию с участниками коррекционно-педагогического процесса
Данное планирование работы по взаимодействию всех участников коррекционно-педагогического процесса позволяет обеспечить всестороннее гармоничное развитие детей, посещающих логопедическую группу ДОУ....
Специфика и сущность взаимодействия учителя –логопеда с другими участниками коррекционно - образовательного процесса
Специфика и сущность взаимодействия учителя –логопеда с другими участниками коррекционно - образовательного процесса Коррекционные образовательные учреждения для дошкольников решают комплек...
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей при индивидуализации педагогического процесса в ГБДОУ
Нарушения речи- распространенное явление среди дошкольников, школьников и взрослых. Если их не устранить своевременно , они могут вызвать чувство закомплексованности, помешать развитию природных спосо...
Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателя по развитию фонематических процессов старших дошкольников
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок хорошо учился в школе.Как правильно подготовить ребёнка к школьному обучению? Этот вопрос волнует...
Методическая разработка " Дневник взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса по работе с неговорящим ребенком"
Методическая разработка " Дневник взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса по работе с неговорящим ребенком". Основная цель «Дне...
"Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями и детьми в процессе консультирования в ДОО".
Традиционные и инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) в дошкольной образовательной организации....