Конспект комплексного занятия Автоматизация звука С на материале темы «Весна шагает по планете»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Макарова Ирина Васильевна

: Создание условий для развития речи детей на материале по теме «Весна шагает по планете». Автоматизация звука [с].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_avtomatizatsiya_s.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 12 г. ЧЕЛЯБИНСКА».

454904, г.Челябинск, п. Новосинеглазовский,ул. Лермонтова19.

Телефон/факс 8(351) 280-09-78,E-mail:mdou12v@mail.ru

Конспект комплексного занятия

Автоматизация звука С на материале темы «Весна шагает по планете»

Выполнила:

учитель-логопед

Макарова И.В.

Челябинск, 2023

Автоматизация звука (С) на материале темы «Весна шагает по планете»

Цель: Создание условий для развития речи детей на материале по теме «Весна шагает по планете». Автоматизация звука [с].

Программные задачи:

Коррекционно – образовательные:

- автоматизация звука [С] в словах и предложениях,  развитие фонематического восприятия;  

- совершенствование грамматического строя речи; согласование прилагательных с существительными;

-побуждать устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи. Закрепление знаний о сезонных признаках весны;

-формирование умения обыгрывать сюжет знакомой сказки;

-активизация речевой деятельности детей;

-побуждать детей эмоционально воспринимать сказку;

Коррекционно – развивающие:

- развивать образное мышление, актёрские способности;

- развивать вербальную память, интонационное оформление речи, речевое дыхание, мимическую активность, артикуляционную и общую моторику;

- побуждать детей к активному общению, умению строить диалог;

- способствовать развитию подражательным навыкам, повадкам животных, их движениям, голосу;

Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать интерес  к природе, к окружающему миру, творческую активность.

Словарная работа: активизация словаря признаков и глаголов, проговаривание чистоговорок с заданным звуком.

Оборудование:

- Демонстрационная магнитная доска с магнитами.

- Стульчики по количеству детей.

- Зеркало для проведения артикуляционной гимнастики.

- Конверт с письмом.

- Фон для создания картины.

- Картинка с изображением проталин.

- Пять-шесть различных букв или алфавит для нахождения буквы С в ряду других..

- Экран для закрывания губ логопеда (при выполнении заданий на выделение звука среди других звуков, в слогах, словах.)

- Слоговые дорожки для звука [С].

- Цветные шаблоны, изображающие солнышко,  облака, ручей, дом, на крыше которого висят сосульки, перелётных птиц, проталины, кораблик, серого зайчика, подснежник, т.е. атрибуты, отражающие характерные признаки весны.

- Музыкальный центр и диск с записью музыкального сопровождения.

Предварительная работа.

- Наблюдение за весенними изменениями в природе.

 -Чтение произведений о весне, разучивание пословиц и поговорок.

- Постановка и ввод звука [с] в различные типы слогов.

- Проведение дидактических игр и упражнений  по теме «Весна»: «Подбери действия», «Подбери признаки» и др.

- Разучивание текста к сказке Голобородовой В.Г. «Как зайка весну встречал».

Ход занятия:

  1. Орг.момент

Дети к нам пришли гости, поздоровайтесь.

«Мы приветствуем гостей-                                                                                                                                      Дорогих наших друзей!                                                                                                                                                                              Вот уже и позади                                                                                                                                                                  Все холодные деньки.                                                                                                                                                            Снова солнце ярче греет,                                                                                                                                                    Скоро все зазеленеет!

 - Давайте улыбнёмся друг другу и всем нашим гостям.

2.  Определение темы и цели занятия

- Ой, ребята, здесь лежит какой-то конверт и свёрток! (Педагог обращает внимание детей на письмо и свёрток, которое лежат поблизости.)

- Давайте откроем и прочитаем письмо.

«Добрый день, я очень рада, что моё письмо дошло до вас! Хотела вам показать свою картину, но злая Снежная королева  заколдовала её». (Педагог открывает полотно – лист с белым  фоном).

- Как вы думаете, кто прислал это письмо, что было на картине? Как нам быть, как узнать? (Рассуждения детей.)

- А вот, ребята, в конверте ещё что-то лежит. Это загадка:

Светает рано по утрам,                                                                                                                                       Проталины и тут и там.                                                                                                                                                Ручей шумит, как водопад,                                                                                                                                                                                              Скворцы к скворечнику летят.                                                                                                                                Звенят под крышами капели,                                                                                                                                 Медведь с еловой встал постели.                                                                                                                                 Всех солнышко тепло ласкает.                                                                                                                                      Кто это время года знает? (Весна)

- Правильно, весна! Так вот кто нам прислал письмо и картину! Интересно, а что же было на картине? (Дети делают свои предположения, перечисляя признаки весны.)

- Давайте подумаем, как нам вернуть то, что было на картине. (Высказывания детей, среди которых звучат предложения нарисовать, сделать аппликацию и т.п.)

- Хорошие вы назвали идеи, ребята. Но у нас очень мало времени и нет ни красок, ни ножниц. Ой, кажется, здесь ещё что-то написано с другой стороны листа! Давайте прочитаем:

«Чтобы вернуть картину нам опять,
Вам нужно губки и язычки тренировать,
Звук [C] красиво говорить, не забывать.
И признаки весны быстрее вспоминать.
Злые чары распадутся,
Картина сможет к нам вернутся!»

Вот такой здесь есть  совет.
Теперь я спрошу, а вы дайте ответ.

(Дети должны будут повторить фразу, меняя вопросительную интонацию на утвердительную.)

Будем губки, язычок тренировать?
 Будем признаки весны мы называть?                                                                                                                                        

3. Актуализация знаний.

-Вспомните о  каком времени года была загадка?  (Эта загадка о весне) (Ответы детей)

–Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном времени     года – весне, и вспомним все то, что мы знаем о ней.

- Нравится ли вам весна? По каким признакам мы   можем узнать о том, что весна наступает? Ее можно услышать, увидеть и  даже понюхать.  Только зимой солнышко греет мало и его лучиков почти не видно, а весной солнышко греет больше и лучиков становится много. Наше личико похоже на солнце (такое же круглое), а улыбки это наши лучики от которых всем становится теплее.                                                                                                                   -Ребята, и мы с вами попробуем почувствовать весну сейчас на наших лицах,  сделав самомассаж ?

Самомассаж лица.
Светит яркое весеннее солнышко
(поглаживание и ласкает нам лицо)
Дождик ещё холодный.
(постукивание подушечками пальцев)
По утрам ещё иногда пощипывает морозец.
(пощипывание)
А всё-таки солнышко светит сильнее.
(снова поглаживание)

-Личико стало красивым , а язычок,  чтобы стал послушным, сделаем гимнастику.

Артикуляционная гимнастика «История  Лучика- веселого язычка»
Совсем недавно была зима, и реки были покрыты льдом. Её поверхность была ровная и гладкая. 
(Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.)

– Но лед стал таять и колоться, поплыли льдинки с острыми краями. (Язык заострить и вытянуть вперед.) Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. – В лес возвращаются перелётные птицы. (Скользящие движения языком по нёбу назад и вперёд.) Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). Язычок спрятался за дерево (опустился за нижние зубки) и слушал, как  стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание) « Д-д-д» (поднять язычок вверх). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок  огляделся (часики). – Снежные сугробы растаяли. (Упражнение «горочка» с последующим расслаблением языка.)

– С гор побежали ручьи. (Скользящие движения верхними зубами по языку.)

На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 3 раза). Язычок поспешил домой.

- Давайте произнесем этот звук.

 (Звук произносится хором и индивидуально с усилением и ослаблением звука. Например: ссссСССС, ССССсссс, сссСССсссс.)

 Анализ артикуляции звука и его характеристика

- Вспомним, как он произносится.

(Дети хором совместно с логопедом проговаривают в стихотворной форме основные моменты артикуляции звука [с].)

Губы улыбаются,
Зубы в заборчик превращаются.
Кончик язычка за зубки  опускается,
А спинка поднимается - горка получается.
Воздух тонкий и прохладный по горочке спускается,
Голос не включается.

- Звук [с] - согласный, глухой, твёрдый.

 Связь звука с буквой. Профилактика дисграфии. Упражнение «Пальце буквы»

- Выберите букву, которая обозначает звук [с], среди других букв. (Дети выполняют задание и показывают нужную букву.)

- Постройте эту букву пальчиками, ладошками.

(Обращается внимание детей на то, в какую сторону «открывается» буква [с].)

 Развитие фонематического слуха

Выделение звука:

1) из ряда др. звуков:

- Постройте букву пальчиками, услышав звук  [с] среди других звуков: ф, м, с, п, х, с;

2) в слогах: са, ма, ва, су; ас, ун, ос;

3) выделение звука в словах, развитие логического мышления:

сосулька, солнце, капель, ручей, метель, подснежник

- Какое слово лишнее и почему?

(лишнее слово метель, т.к. оно относится к зиме; сосулька, солнце, ручей, подснежник;

соловей, капель, веснушки, подснежник (лишнее слово капель, т.к. в нём нет звука [c])

(При произнесении звуков, слогов и слов логопед закрывает губы экраном, чтобы дети опирались при нахождении звука на его акустические признаки, а не на артикуляцию.

- Вам встретилось слово капель. Что оно обозначает?

 (Ответы детей. Затем выполняется упражнение для пальчиков «Капель»в процессе которого уточняются названия весенних месяцев.)

Кап, кап, кап, звенит капель,
 Март прошёл, настал апрель.

(На каждое слово загибают последовательно пальчики на одной, затем на другой руке.)

Отвечай, не зевай: (Хлопают в ладоши и договаривают слово.)
За апрелем будет…. 
(май).

Динамическая пауза. Развитие мелкой моторики.

Игра с мячом « Подбери словечко»                                                                                                               (Самомассаж рук с помощью мячика.)

«Мячик мне ты возвращай на вопросы отвечай.»

- Я буду задавать вам вопросы, и бросать кому-то из вас мяч, а вы должны мне отвечать на вопросы быстро. Например: Весна какая? (ранняя) .  -Солнце,   какое? Погода,  какая? Утро какое ? Ветерок, какой? Ручей, какой? Капель, какая? Снег, какой?  – Весна, что делает? (зацветает, приходит, звенит, идет, просыпается и т.д. ). - Солнце, что делает? (греет). Ручьи,  что делают? (журчат , бегут, текут)?  Птицы,   что делают ?(поют , вьют) Снеговик,  что делает ?

 Автоматизация звука в слогах

- Весной кругом бегут ручейки. Споём песенки водички в ручейках: проводим букву С в гости к певцам - гласным. (Со зрительной опорой на буквы.)

 Автоматизация звука в словах и фразах. Развитие чувства рифмы.
Упражнение в употреблении падежных окончаний существительного.
Координация речи с движением

- В солнечный весенний денёк хочется и песни петь, и стихи сочинять. Сочиним чистоговорки про это время года.

(Дети проговаривают сопряжено и отражённо, сопровождая речь подходящими по смыслу движениями.)

Сна-сна-сна (2 раза), нам сегодня не до сна! («Руки под голову».)
Сна-сна-сна (2 раза), к нам идёт… (весна). 
(«Шагают» пальчиками.)
Сне-сне-сне (2 раза), рады все …(весне). 
(Хлопки.)
Сну-сну-сну (2 раза), я люблю… (весну). 
(«Сердечко» пальчиками.)
Сны-сны-сны(2 раза),  много дел  у…(весны). 
(Стучат кулачком по кулачку.)
Сной-сной-сной (2 раза),  солнце светит нам…(весной). 
(Скрещенные ладошки над головой с разведёнными пальцами.)
Сной-сной-сной (2 раза),  хорошо…(весной). 
(Жест «хорошо» - ладошка в кулаке, большой палец отведён вверх.)

 Закрепление знаний о признаках весны в природе. Упражнение в составлении предложений по теме «Весна». Автоматизация звука [С ] в связной речи.

- Ой, ребята! Я кое-что нашла. Похоже, чары Снежной королевы начали распадаться! (Педагог вынимает цветные шаблоны, изображающие солнышко,  облака, ручей, дом, на крыше которого висят сосульки, перелётных птиц, проталины, кораблик, серого зайчика, подснежник, т.е. атрибуты, отражающие характерные признаки весны.)

- Подойдите  к столу, посмотрите внимательно, что за предметы там лежат. Можно ли с их помощью создать весеннюю картину?

- Мы начнём  создавать картину с земли или с неба?

(Дети с помощью педагога приходят к выводу, что начнут работу с неба, т.к. изменения весной начинают происходить потому, что солнце согревает землю.)

- Предлагаю вам выбрать, кто про какую примету весны нам будет рассказывать. Не забывайте о верном произношении звука [С].

(Дети выбирают каждый свой шаблон, затем по очереди размещают шаблоны при помощи магнитов на магнитной доске так, чтобы получилась весенняя картина  и называют примету весны, составляя предложение.)

Примеры предложений.

Наступила весна. Светит яркое солнце. По небу плывут голубые облака. Тает снег. На крышах домов виднеются сосульки. Началась капель. Появились проталины. На проталинах выросли подснежники. Прорастает зелёная молодая травка. Бегут звонкие ручейки. Дети пускают кораблики. Возвращаются перелётные птицы. Зайчик сменил белую шубку на серую. Много дел у весны!

Ребята, а все ли признаки весны мы назвали? (Ответы детей).

- Посмотрите, какая чудесная весенняя картина у нас получилась: солнышко светит,
по небу плывут удивительные облака, журчит весёлый ручеёк, прилетели птицы, расцвели первые цветы-подснежники!

-Молодцы! Вы очень хорошо справились, и много чего знаете!

А сказки любите читать,

А в них играть?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Иль на волку, иль на козу?

Примерные ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, маски, грима, прически, головного убора.

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, или в грозу,

Или в бабочку, или в осу?

Педагог: Как вы думаете, ребята, людям какой профессии важно менять интонацию голоса? (Ответ детей: артистам, юмористам...). Оказывается, интонацию голоса меняют все в зависимости от настроения и ситуации.

Я предлагаю вам артистами стать

И  сказку про весну показать.

Драматизация сказки В.Г. Голобородова «Как заяц весну встречал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Весна шагает по планете» Возрастная группа: подготовительная

Конспекторганизованной образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие»Раздел «Развитие речи»Тема: «Весна шагает по планете»Возрастная группа:...

Конспект НОД в младшей группе по окружающему миру, тема "Весна шагает по планете"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16654041","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю 11.03-15.03) Группа: разновозрастная Блок: «Встречаем весну» Тема: «Весна шагает по планете»

Программное содержание:1.Обогащение представлений детей о весне: сезонных изменениях в природе, одежде людей, трудовой деятельности (солнце светит ярко, бывают дожди, земля и вода прогреваются солнцем...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в первой младшей группе по теме "Весна шагает по планете"

Данный конспект помогает  детям формировать знания  по теме «Весна».Задачи: 1. Образовательная: Знакомить с характерными признаками весны; формировать представлени...

Домашнее задание по лексической теме: "Весна шагает по планете. Звуки "С", "Сь"

Уважаемые родители предоставляю вашему вниманию материал для закрепления по лексической теме: "Весна шагает по планете.Звуки "С", "Сь"...

конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему:"Весна шагает по планете"

Цель: Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе.Задачи:Обучающие: уточнить словарь по теме «Весна», совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласова...