Самообразование на тему:«Мультипликация как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая, подготовительная группа)
Самообразование педагога -одна из составляющих его профессиональной компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobraz_voytova.docx | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №78 города Калининграда
План по самообразованию
на тему:
«Мультипликация как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»
на 2023 –2024 учебный год.
Выполнил:
Воспитатель группы «Акварелька»
Войтова И.М
Актуальность:
Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности.
Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Все виды искусства (живопись, музыка и т.д.) благотворно влияют на становление личности дошкольников, но именно в детстве одним из самых востребованных видов современного искусства является мультипликация. Мультипликация сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей различных видов искусств. Являясь одним из видов современного искусства, мультипликация обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями.
Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Этому способствует интеграция разных видов изобразительного искусства, которые сосуществуют в мультипликации на равных: рисунок, живопись, лепка, графика, фотография, скульптура, литература, музыка, дизайн, декоративно-прикладное творчество, театр. Искусство мультипликации в первую очередь воздействует на воображение и фантазию детей. В мультипликации все рисунки, предметы, вещи, персонажи «оживают» и могут передвигаться, перемещаться из одного места в другое. И не только перемещаться, но и полноценно жить на экране, совершать те или иные поступки, самостоятельно разрешать конфликты входить в тесные взаимоотношения друг с другом, рассуждать, говорить и даже, если это нужно, петь, танцевать и играть на различных музыкальных инструментах.
В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.
Работа над созданием фильма создает условия для формирования у ребенка личностных качеств, таких как инициатива, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и т.д. А это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС дошкольного образования.
Цель самообразования: Повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетенции;
Создание условий для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста посредством анимационной и мультипликационной деятельности.
Задачи:
- повысить собственный уровень путем изучения необходимой литературы
- разработать перспективный план работы с детьми
- разработать план работы с семьями воспитанников
- организовать дополнительное образование (кружок) во внеурочной деятельности
- познакомить детей с основными видами мультипликации
- познакомить детей с основными технологиями создания мультфильмов – планированию общей работы, разработке и изготовлению героев мультфильмов, фонов и декораций, установке освещения, съёмке кадров, озвучиванию и сведению видео- и звукорядов
- развивать интерес к мультипликации и желание к самостоятельному творчеству
- развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение.
Срок | Форма работы, содержание |
Сентябрь- Ноябрь 2023 |
Изучение материально-технического оснащения в мультстудии. Знакомство с графическими возможностями ПК, пакетом графических программ.
|
Декабрь 2023 | Создание картотеки мультфильмов; Оформление книжного уголка «Мы из мультика»
Просмотр вебинаров по теме «Мультипликация» Вводное занятие для выявления интересов детей по теме «Мультипликация» Анкетирование родителей; |
Январь 2024 | Пополнение картотеки по мультипликационным средствам -подбор звуковых и музыкальных файлов. – -запись необходимых по сценарию звуковых файлов. – -эффекты перехода и анимации (заготовка будущего мультфильма). -создание титров в начале и конце фильма. Консультация для родителей: «Мультфильмы в жизни ребенка» Родительское собрание; Памятка для родителей «Мультфильмы и ребенок»; |
Февраль 2024 | Изучение компьютерных программ по созданию мультфильмов Изготовление различных декораций, фонов к мультфильмам Изучение и апробирование различных техник мультипликации; Консультация для воспитателей: «Что развивает мультипликация?» |
Март 2024 | Подготовка к проведению съемок мультфильма Выставка нашего творчества в ходе создания мультфильма Оформление стенгазеты; Изготовление буклетов; папок-передвижек; |
Апрель 2024 | Изучение программы по записи звуковых эффектов, наложение музыкального фона. Работа над озвучиванием мультфильма; Запись музыкального фонового сопровождения голосами детей Мастер-класс для педагогов ДОУ «Создание мультфильма в детском саду» |
Май 2024 | Проведение диагностики по всестороннему развитию детей. Открытые просмотры мультфильмов Выступление на педагогическом совете «Наша мультистория» Отчет Самоанализ о проделанной работе |
Методическая литература:
- Анофриков П. Принципы организации детской мультстудии. // Искусство в школе. 2009. № 6. С 13-16.
- Бэдли Х. Как монтировать любительский фильм.
- Велинский Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки. Методическое пособие для начинающих мультипликаторов
- Горичева В.С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.
- Зубкова С. А., Степанова С. В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. №5. С. 54–59Тимофеева Л.Л. «Мультфильмы руками детей»
- Ишкова Е. И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. 2013. № 8. С. 20 – 23
- Красный Ю. Е. Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение, 2007. 175 с.
- Нагибина М. И. Волшебная азбука; Анимация от А до Я: Учебное пособие для начального мультимедийного образования / М. И. Нагибина, художник И. П. Мурашова. – Ярославль: Изд-во «Перспектива», 2011
- Милборн А. Я рисую мультфильм. М.: РОСМЭН, 2006. 64 с.
- Смольникова К. Мультик своими руками. Смольникова К.// Саткинский работник. — 2011. — № 15. 04. 2011
- Тимофеева Л. Л. Мультфильм своими руками. // Воспитатель. 2009. № 10. С. 25 – 28
- Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 201
Используемая литература:
1. А. А. Гусакова «Мультфильмы в детском саду» ТЦ «Сфера», М. 2010 г.
2. Е.И. Гришина «Доброта с экрана», Н. Новгород, 2018.
4. Интернет- ресурс wikipedia.org 5. Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
8. «Педагогический словарь» - http://my-dict.ru/dic/pedagogicheskiy-slovar/2183365-iniciativa
9. Интернет-ресурс: http://festival.1september.ru/articles/643088/
Цель:повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и общекультурного уровня путём внедрения технологии «мультипликации» в образовательный процесс, изучение и внедрение новых педагогических технологий, совершенствование своих знаний.
Задачи: 1. Расширить собственные знания по данной теме путём изучения необходимой литературы, в сети Интернет, педагогических сообществах, прослушивание вебинаров. 2. Продолжать изучать новые информационные технологии. 3. Создать условия для развития познавательной активности детей, применяя технологию «мультипликация». 4. Разработка педагогических мини - проектов по данной теме. 5. Обобщать свой педагогический опыт и распространять его посредством проведения консультации для педагогов (выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, в конкурсах).
Реализация работы по самообразованию:
1. Разработка перспективного плана работы с детьми 5-6 лет по теме «Развитие познавательной активности детей с использованием метода мультипликации» 2. Разработка мини – проектов по теме мультфильмов: «Яблоко», «Детский сад с Юбилеем!», «23 Февраля», «Куда исчезают бабочки?», «Азбука светофора», «Мой любимый город Бор» 3. Новизна опыта заключается в использовании метода мультипликации, как итогового мероприятия по лексической теме (например): Мультфильм «Яблоко» - темы «Осень», «Фрукты»; мультфильм «Детский сад с Юбилеем!» – тема «Детский сад» и т.д. Творческая деятельность стимулирует познавательную активность детей дошкольного возраста через организацию совместной проектной деятельности и способствует самовыражению воспитанников. 4. Разработка рекомендаций для родителей. 5. Изготовление буклетов для родителей по теме. 6. Участник творческой группы по STEM –образованию, и использование мультстудии «Ятворю мир!»
Прослушивание вебинаров по теме:
1. Международный вебинар«Творческое воображение как условие интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста» 2. Международный вебинар «Сюжетная анимация в Scratch-2 как средство развития творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста» 3. «Теоретические основы создания анимационного фильма для детей дошкольного возраста» 4. «Обучение дошкольников мультипликации: «Создание мультфильма и его озвучка». Издательство «Учитель»
Изучение новых информационных технологий:
Знакомство с графическими возможностями ПК, пакетом графических программ. Изучение графического редактора «MovieMaker», Изучение звукового и видеоредактора: Windows Movie Maker, «Pinnacle Studio HD Ultimate Collection 15».Изучение новых информационных технологий: Знакомство с графическими возможностями ПК, пакетом графических программ. Изучение графического редактора «MovieMaker», Изучение звукового и видеоредактора: Windows Movie Maker, «Pinnacle Studio HD Ultimate Collection 15».
Участие в конкурсах, конференциях по теме самообразования
1. Участие во Всероссийской научно –практической конференции в Мининском университете 2. Конкурс научно-исследовательских работ по инновационной деятельности в образовании – 2018 – Диплом 2 степени 3. Публикация в сборнике «Проблемы и перспективы развития дошкольного образования»тема «Развитие речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильма» 16 апреля 2019 года 4. Публикация в журнале «Инновационная деятельность в образовании» «МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» (стр. 41) 5. Международный творческий конкурс, посвященный ПДД «Светофор – наш добрый друг», дети 1 место, номинация«Мультфильм», диплом руководителя
6. Участие во Втором Международном фестивале авторской детской мультипликации «Я ТВОРЮ МИР». 7. Участие в Областном фестивале отрядов ЮИД,участие в конкурсе видеороликов «Без вас не получиться», участники фестиваля. 8. Диплом I и II степени Фестиваль детского анимационного творчества «Волшебный мир мультипликации» 9. МультФестиваль «Город моей мечты», Дипломы 1 и 2 степени. 10. Диплом I и II степени Муниципальный конкурс детского видеотворчества«Вдохновение 2020» (мультфильмы «Светофор», «Куда зимой исчезают бабочки», «Мой город Бор»). 11. ГАОУ ВО МГПУ, Университет. Международный фестиваль детского анимационного творчества и авторской детской мультипликации «Я ТВОРЮ МИР» Участие в 3 номинациях (результат в мае 2020)
Вывод по теме:
Таким образом, использование современной образовательной технологии «мультипликация» в познавательном развитии старших дошкольников дает нам возможность: стимулировать детей к достижению того или иного результата; достигать определённой и реальной цели, продукта творческой деятельности; использовать разные виды продуктивной деятельности в одном мультфильме; проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, а также освоенные ранее знания и умения; формировать коммуникативные навыки и нравственные качества; является средством развития детской инициативы и самостоятельности; Результатом участия в мультпроектетакже становятся развитие мышления, развитие творческого потенциала, формирование умения наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах, а также совершенствование навыков общения в коллективе. Мультипликация, как инновационный метод проектной деятельности, является универсальным способом развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире. Мультфильм учит ребенка тому, что доброе начало восторжествует, а зло будет наказано. А возможность самому воплотить сказку наяву, буквально сделать ее своими руками – это и очень важный жизненный опыт, и повышение самооценки, и гармонизация всей личности ребенка.
Результаты работы по теме:
Мультфильм – социальная реклама «Азбука светофора»(ПДД) Мультфильм - исследование «Куда исчезают бабочки?» Мультфильмы- поздравления 1. «Детский сад – с Юбилеем!», 2. «Мой любимый город Бор» Мультфильмы к детским произведениям «Яблоко» Мультфильмы - музыкальные открытки «С 23 Февраля!»
Используемая литература:
1. А. А. Гусакова «Мультфильмы в детском саду» ТЦ «Сфера», М. 2010 г. 2. Е.И. Гришина «Доброта с экрана», Н. Новгород, 2018. 3. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. - №5. - С.54-59 4. Интернет- ресурс wikipedia.org 5. Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. 6. Нагибина М.И. «Технология анимации» 7. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 8. «Педагогический словарь» - http://my-dict.ru/dic/pedagogicheskiy-slovar/2183365-iniciativa 9. Интернет-ресурс: http://festival.1september.ru/articles/643088/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым сп...
Индивидуальный план по самообразованию "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Целью работы является изучение применения сказкотерапии в работе с детьми....
План по самообразованию "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования метода сказкотерапии для...
План по самообразованию: "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
план по самообразованию...
План по самообразованию педагога Тема: «Сказкотерапия, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».
Сказкотерапия — это направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических от...
Приложение к плану по самообразованию "Сказкотерапия, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста".
Памятки, консультации, игры....