«Работа над проектом «Санкт - Петербург – гордая белая птица» - как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Курина Людмила Николаевна

В статье описана работа над проектом "Санкт - Петербург - гордая белая птица" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sankt_-_peterburg_-_gordaya_belaya_ptitsa.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над проектом «Санкт - Петербург – гордая белая птица» -  

как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»

Тема проекта выбрана не случайно. Так сложилось, что большинство детей, посещающих наш детский сад, приехали из разных уголков нашей страны, (произошло) в силу профессиональной деятельности родителей. Практика общения с детьми и родителями нашей группы показала, что у них недостаточен объем знаний о городе и его достопримечательностях. Нередко сами родители очень мало или практически ничего не знают о Санкт-Петербурге.  Не все родители в свободное время осуществляют прогулки с детьми по улицам города, мало кто из них посещает театры и музеи нашего города. Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого города? Прежде всего, они должны знать и любить свой город. А еще важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям.  Мы должны не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Вот поэтому у нас возникла идея работы над данном проектом.

В связи с этим актуальность проекта «Санкт - Петербург – гордая белая птица» заключается в создании психолого - педагогических условий для пробуждения у детей чувства любви к городу, воспитание чувства сопричастности к его жизни, стремление к сохранению и возрождению традиций петербургской культуры.

Наш проект носит познавательно – исследовательский характер, является долгосрочным, групповым.

В самом начале работы мы определили основные цели проекта:

  • осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма;
  • приобщение дошкольников к истории и культуре города – Санкт - Петербурга, его достопримечательностях;
  • воспитание любви и привязанности к городу;
  • развитие речи старших дошкольников;

             -   формирование интереса к коллективной, игровой, продуктивной,

                  творческой деятельности

С задачами проекта Вы можете ознакомиться на страницах презентации, но нам хотелось бы более подробно остановиться на одной из важнейших задач– это развитие речевых компетенций в рамках нашей работы. Мы считаем, помимо получения знаний о городе и приобщения к его культурным ценностям, что важным аспектом является формирование культуры речи. Развитие связной речи, и двух форм речевого общения — диалога и монолога.

Проблема развития связной речи у детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и наш опыт педагогической деятельности.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности были использованы нами в рамках работы с проектом.

Цепочку выполнения задач по речевому развитию можно проследить в разных видах деятельности:

- Развитие словаря (закрепление, уточнение, активизация словаря через ознакомление с окружающим - наблюдение, экскурсия, рассматривание предметов, картин, дидактические игры, НОД, стихи, загадки)

- Формирование разговорной (диалоговой) речи – (умение выстроить диалог с ровесником и взрослым)

- Формирование грамматического строя речи – (грамотно выстроенные короткие рассказы по картинкам, рисункам)

- Обучение рассказыванию – это развитие монологической речи, детское словотворчество

- Воспитание звуковой культуры речи. В каждом слове правильно произносить звуки точно, ясно, развитие интонационных средств выразительности речи (паузы, ударения, темп).

- Ознакомление с художественной литературой. Слушать текст, понимать, отличать плохих и хороших героев, рассуждать: Как бы я? Кто он – герой? Какой он? Хочу я быть таким же?

Наш проект интересен и многообразен своими методами и формами работы:

Включает в себя

- Тематические занятия,

- Мимио – проекты,

- Виртуальные экскурсии по Санкт – Петербургу (которые были разработаны нами в рамках проекта)

- Компьютерные презентации, беседы,

- Целевые прогулки,

- Рассматривание ситуаций,

- Заучивание стихов,

- Заучивание стихов с использованием мнемотаблиц,

- Настольные, ролевые, дидактические игры,

- Наблюдения,

- Чтение художественных произведений,

- Рассматривание иллюстраций.

Запланировав такое многообразие форм и методов работы, мы спланировали и ожидаемый результат, который был достигнут в ходе работы над проектом: 

- Приобретение знаний и представлений об истории своего региона, города, достопримечательностях и людях, прославивших его.

- Уточнение и дополнение знаний о достопримечательностях города и культуре поведения в городе.

- Формирование представлений о мероприятиях, направленных на развитие и улучшение города.

- Приобретение навыков дисциплины и культуры поведения в общественных местах города.

- Развитие гуманного отношения и чувства патриотизма к своему городу. 

- Развитие речевых и социо – игровых компетенций.

Проект был реализован нами в трех направления:

- НОД познавательного цикла по ознакомлению с окружающим с использованием ИК и интерактивных технологий,

- Изобразительная деятельность детей

- Игровая деятельность детей

Хотелось бы также отметить активное участие родителей в реализации проекта.

В декабре было собрано родительское собрание, на котором мы предложили поучаствовать в таком интересном виде деятельности. Познакомив с планом работы и рассказав об актуальности данной проблемы родители с удовольствием согласились сотрудничать.

Мы советовали родителям, посетить те места, о которых рассказывали детям,

уделить побольше времени прогулкам по городу, акцентируя внимание на достопримечательностях. И что интересно, к окончанию проекта, уже дети, гуляя по городу, рассказывали родителям о том, с чем мы знакомились в рамках проекта.

Родителям были рекомендованы, а в дальнейшем и ими реализованы следующие формы работы:

- Совместное с детьми изготовление книжек - самоделок о Санкт-Петербурге; дети очень любят рассматривать книжки, делиться впечатлениями о процессе изготовления и о содержания. Очень гордятся своим участием в данной работе. При этом решаются основные задачи по развитию социо – коммуникативных и речевых компетенций.

- Оформление фотовыставки на тему "Прогулка по городу" (совместно с детьми);

- Детское словотворчество к фотовыставке. Ребята с удовольствием делятся впечатлениями о месте съемки, тем самым происходит развитие монологической речи.

- Выставка рисунков на тему: «Достопримечательности нашего города»; создание общей книги – «Санкт – Петербург – глазами детей».

- Изготовление настольных, дидактических игр по теме (пазлы, кубик, силуэты).

Презентация проекта:

Музыкально - тематическое занятие (выступление детей старшей группы перед детьми средней группы) с рассказами о достопримечательностях Санкт-Петербурга, где дети делились своими знаниями, впечатлениями о памятниках нашего города.

Оформление группового уголка «Наш – Санкт – Петербург».

Изготовление лэпбука «Санкт – Петербург – гордая белая птица».

Далее мы хотим Вам представить одну из форм презентации нашего проекта – это лэпбук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста...

Проект «Мир, в котором я живу» как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения».

Проблема социализации, адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к современному миру, постоянно меняющимся условиям жизни является одной из актуальнейших  на сегодняшний день....

«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста» .План работы по самообразованию в подготовительной группе.

Художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о ж...

Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал содержит в себе: - Теоретические основы создания педагогических условий для развития театрализованной деятельности.- Сущностная характеристика театрализованной деятельности старши...

Сообщение из опыта работы на тему: «Игра как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»

       Детство, уникальный и волшебный мир. В дошкольном детстве – коротком, но важном  периоде детки  приобретают первоначальные знания об окружающем мире. ...