Методическая копилка развития слухового восприятия и сенсорных эталонов для детей с ОВЗ.
методическая разработка по логопедии

Методическая копилка развития слухового восприятия и сенсорных эталонов для детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая копилка по развитию слухового восприятия и сенсорных эталонов для детей с ОВЗ.

Picture background

Picture background

Picture background

Выполнила

Жильцова Юлия Анатольевна

Picture background

Picture background

Развитие слухового восприятия

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой -восприятие речевых звуков. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте.

Неречевой (физический) слух - это улавливание различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи).

С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, человеческая речь.

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ.

Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) - важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший слух. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Именно поэтому мы предлагаем игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат малышей сосредотачиваться на звуке, улавливать и различать разнообразные звуки.

При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков советуем соблюдать следующую последовательность:

- звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.

- звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;

- звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и т. д.;

- звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, скрип

двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, т. п.;

- транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п.

Речевой (фонематический) слух - это способность улавливать и различать на слух звуки родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков - слова, фразы, тексты. Умение сосредоточиться на звуках речи – очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить - произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса.

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, ее нужно развивать с первых лет жизни.

Очень важно не упустить возможности возраста и помочь ребенку в формировании правильной речи. При этом одинаково значимы как умение отчетливо выговаривать слова, так и дифференцировать звуки языка на слух.

При развитии речевого слуха работа продвигается от различения (слышу - не слышу) к восприятию (что слышу).

Слуховое восприятие проходит следующие стадии (от простого к сложному):

#1042;осприятие со зрительной опорой: ребенок слышит название предмета и видит сам предмет или картинку.

#1057;лухо-зрительное восприятие: ребенок не только слышит голос, но видит лицо и губы говорящего.

#1063;исто слуховое восприятие: ребенок не видит говорящего (а также предмет, явление, о котором говорят), а только слышит голос.

Усложнять задания по развитию слухового восприятия речи следует постепенно. Так, сначала мы предлагаем звукоподражания, затем короткие

слова, далее можно предлагать слова более сложные (состоящие из

нескольких слогов), а потом – короткие и длинные фразы.

Игры на развитие неречевого слуха.

1. «Кто кричит?»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух криков животных и птиц.

Ход игры: Игра проводится летом на даче или в гостях в деревне. Вместе с ребенком познакомьтесь с домашними животными и птицами, научите ребенка различать издаваемые ими звуки и соотносить звук с конкретным животным (лошадь, корова, коза, свинья) или птицей (утка, гусь, курица, петух, цыпленок, индюк).

– Давай посидим во дворе. Закрой глаза и постарайся угадать, кто там кричит. Конечно, это петух прокукарекал! Молодец, угадал. А теперь? Да, это хрюкает свинья.

2. «Звуки дома»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода.

Ход игры: Находясь в квартире, прислушайтесь вместе с ребенком к звукам дома – тиканью часов, скрипу двери, шуму воды в трубах, к звукам, которые издают различные бытовые приборы (жужжание пылесоса, шипение закипающего чайника, гудение компьютера и пр.). Лучше проводить такую работу, организуя различные игры:

«Найди, что тикает (звенит, жужжит и т. д.)или соревнование: «Кто больше звуков услышит?»

3. «Постучим, погремим!»

Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Оборудование: различные предметы – бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.

Ход игры: Игра проводится в квартире. Познакомьте ребенка с

разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетиком, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее и т. п.

После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал. Можно производить звук за ширмой или за спиной у ребенка.

4. «Найди такую же коробочку»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.

Оборудование: баночки с различными крупами.

Ход игры: Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы – горох, гречневую и манную крупы, рис. В качестве коробочек удобно использовать непрозрачные контейнеры, коробочек с одинаковой крупой должно быть по две. Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы, главное – чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных. Чтобы звук в парных коробочках не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала.

Один набор коробочек положите перед ребенком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

5. «Погремушки»

Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.

Оборудование: звучащие игрушки – погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и др.

Ход игры: Подберите набор разнообразных звучащих игрушек. Вместе

с ребенком извлекайте из них звуки, пока малыш не научится четко дифференцировать их на слух. После этого можно организовать игру «Узнай по звуку»: спрячьте игрушки за ширму, пусть ребенок послушает издаваемые звуки и угадает, какая игрушка звучала (можно производить звуки за спиной у ребенка). В этой игре можно поменяться с ребенком ролями: он играет, а вы угадывайте игрушки и называйте их.

6. «Весёлый Петрушка»

Цель: развитие слухового внимания; обучение умению быстро реагировать на звук.

Оборудование: игрушка Петрушка; детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.

Ход игры: Взрослый начинает игру с объяснения.

– Сейчас к тебе в гости придет весёлый Петрушка. Он будет играть в бубен. Как только услышишь звуки – повернись! Раньше времени поворачиваться нельзя!

Взрослый располагается за спиной ребенка на расстоянии 2–4 м. Ударяя в бубен (или другой инструмент), быстро достает из-за спины Петрушку. Петрушка кланяется и снова прячется. Игру можно проводить, используя разные музыкальные инструменты.

7. «Солнышко и дождик»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различных звуков бубна – звон и стук.

Оборудование: бубен.

Ход игры: В этом варианте игры «Солнышко и дождик» мы предлагаем научить ребенка переключать слуховое внимание, выполняя разные действия согласно различному звучанию бубна: звеним – легонько трясем бубен в руке; стучим – держим бубен в одной руке, ладонью другой руки ритмично ударяем по мембране бубна.

– Давай пойдем на прогулку. Погода хорошая, светит солнышко. Ты

гуляй, а я буду бубном звенеть – вот так! Если пойдет дождь, я буду в бубен стучать – вот так. Услышишь стук – беги домой!

Повторите игру, меняя звучание бубна несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать позвенеть и постучать в бубен, а после этого поменяться в игре ролями.

8. «Мишка и зайчик»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различного темпа звучания одного музыкального инструмента.

Оборудование: барабан или бубен.

Ход игры: В этой игре можно научить ребенка определять темп звучания музыкального инструмента (быстрый или медленный) и выполнять определенные действия в зависимости от темпа.

– Давай поиграем! Мишка ходит медленно – вот так, а зайчик прыгает быстро – вот как! Когда я стучу в барабан медленно – ходи как мишка, когда стучу быстро – бегай (прыгай) быстро, как зайчик!

Повторите игру, меняя темп звучания барабана – медленный, быстрый – несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать постучать в барабан в разном темпе (темпы значительно различаются), а после этого поменяться в игре ролями.

9. «Маленький барабанщик»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различного темпа, ритма и силы звучания барабана.

Оборудование: детский барабан.

Ход игры: В этой игре мы продолжаем знакомить ребенка с различными темпами, ритмом и громкостью звучания. В игре используется барабан с палочками.

Предложите малышу постучать в барабан медленно, быстро. Предложите малышу постучать в барабан тихо, громко.

Предложите повторить за вами простой ритм (повторяя ритмические

рисунки, можно также хлопать в ладоши).

После того, как ребенок научится различать на слух, а также воспроизводить различные удары по барабану, предложите ему определить на слух характер звука.

– Я спрячусь и буду играть в барабан, а ты угадай и скажи, как я играю: медленно или быстро, громко или тихо.

Если речевые возможности ребенка не позволяют дать словесный ответ, предложите повторить звук – поиграть на барабане.

Игры на развитие речевого слуха.

1. «Кто там?»

Цель: различение на слух звукоподражаний.

Оборудование: игрушки – кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка и др.

Ход игры: В этой игре необходимы двое ведущих: один находится за дверью, держит игрушку и подает сигнал, другой ведет игру. За дверью раздается звук – крик животного или птицы (звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «пи-пи», «и-го-го», «му», «ква-ква» и др.), педагог прислушивается и просит ребенка послушать и отгадать – кто там, за дверью. Ребенок может ответить любым доступным способом: показать на картинку с изображением соответствующего животного, назвать его словом или звукоподражанием. Требовать от ребенка определенной формы ответа следует в зависимости от его речевых возможностей.

– Слышишь, кто-то там за дверью кричит. Послушай внимательно. Кто там? Собака? Давай посмотрим.

Взрослый идет к двери, открывает ее и приносит игрушку. – Молодец, угадал. Послушай, кто еще там кричит.

Игра продолжается с другими игрушками. Если нет второго ведущего, то можно проводить эту игру, пряча игрушки за ширмой.

2. «Кто позвал?»

Цель: развитие речевого слуха – различение на слух голосов знакомых людей.

Ход игры: Игра проводится с группой людей (мама, папа, дедушка, и т.д.). Ребенок поворачивается к остальным участникам игры спиной. Игроки по очереди называют имя ребенка, а ребенок должен слушать внимательно и постараться угадать, кто его зовет.

3. «Покажи игрушку!»

Цель: развитие речевого слуха – умения слушать слова. Оборудование: различные игрушки и предметы.

Ход игры: Ребенок сидит на расстоянии 2–3 метров от взрослого, а на полу или на столе лежат различные игрушки или предметы. Взрослый объясняет задание:

– Сейчас я буду называть игрушки, а ты внимательно слушай. Постарайся найти игрушку, которую я назвал, и дай ее мне.

Это задание можно усложнять в следующих направлениях: увеличивать набор игрушек (начиная от 2–3), помимо игрушек

использовать различные предметы;

слова-названия игрушек могут усложняться, быть похожими по звуковому составу (вначале следует подбирать игрушки с простыми названиями, резко отличными по звуковому составу);

называть любые игрушки и предметы в комнате, в дальнейшем – во всей квартире;

менять силу голоса – произносить слова инструкции шепотом; увеличивать расстояние между ребенком и вами;

произносить слова из-за ширмы. 4. «Горячий – холодный»

Цель: развитие речевого слуха – умения внимательно слушать слова. Оборудование: мячик.

Ход игры: Перед началом игры необходимо уточнить представления

ребенка о том, что значит «холодный» и «горячий» – сравнить контрастные по температуре объекты. Например, зимой можно сравнить снег и горячую батарею. Лучше, если у ребенка будет возможность почувствовать температуру объекта – дотронуться до него.

Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напротив ребенка.

– Ну-ка, дотронься до оконного стекла – какое стекло? Холодное. А чай, который ты пил, – какой? Правильно, горячий. Теперь давай поиграем в мяч. Я буду катить тебе мяч со словами «холодный» или «горячий». Если я скажу «холодный» – можно трогать мяч. Если скажу «горячий» – мяч трогать нельзя.

5. «Съедобное – несъедобное»

Цель: развитие речевого слуха – умения внимательно слушать слова; развитие мышления.

Оборудование: мячик.

Ход игры: Перед началом игры необходимо уточнить представления ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный» – показать малышу продукты питания или блюда, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть, – это съедобное, и то, что нельзя есть, – это несъедобное. Такую подготовку удобно проводить дома на кухне – заглянуть в холодильник, в кухонные шкафы, во время еды.

Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напротив ребенка.

– Давай поиграем в мяч. Я буду катить к тебе мяч и говорить разные слова. А ты внимательно слушай: если я назвала съедобное – то, что можно кушать, – лови мяч. Если я назвала несъедобное – то, что есть нельзя, – не трогай мяч.

Взрослый катит к ребенку мяч, называя: «пирожок», «конфета», «кубик», «суп», «ручка» и т. д. Ребенок должен внимательно слушать слова.

6. «Слушай и выполняй!»

Цель: развитие речевого слуха – умение правильно воспринимать словесную инструкцию.

Ход игры: Ребенок стоит на расстоянии 2–3 метров от педагога. Взрослый предупреждает ребенка:

– Сейчас я буду давать тебе команды, а ты внимательно слушай и выполняй! Походи по комнате. Выгляни в окошко. Попрыгай. Садись на диван. Покружись. Похлопай в ладоши.

7. «Правильно – неправильно?»

Цель: развитие речевого слуха – умения внимательно слушать слова. Оборудование: различные игрушки и предметы.

Ход игры: Взрослый выполняет роль ведущего.

– Давай поиграем в такую игру: я буду показывать на предмет или игрушку и называть ее. Если назову правильно – сиди спокойно, если неправильно – хлопни в ладоши!

Развитие сенсорных эталонов.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В

игре закрепляются полученные знания и представления об окружающем мире, формируются психические функции ребенка, осуществляется его всестороннее развитие.

Для ребенка с нарушением зрения игра приобретает особое значение с точки зрения задач коррекционно-восстановительной работы. В дидактической игре создаются тоже условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт. При этом происходит развитие всех его сохранных анализаторов, то есть создаются условия для осуществления сенсорного воспитания.

У детей с нарушением зрения система сенсорных эталонов и перцептивных действий затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью.

Подборка заданий на развитие сенсорных эталонов.

1. «Сухой дождь»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, закрепление знаний о цвете, учить находить местоположение прищепки по цвету.

Материал: дуга, на которую прикреплены разноцветные атласные ленты, прищепки.

Ход игры: рассмотреть и потрогать с детьми ленточки. Сказать, что это дождь.

Вспомнить в какое время года идут дожди. Например: «Зеленый дождь идет весной, он веселый и радостный, потому что распускаются почки на деревьях, появляется травка и т.д. Варианты ассоциаций: красный-лето, желтый – золотая осень, синий – холодный дождь поздней осени.

Предложить найти прищепки соответствующего цвета и прикрепить их на

ленту.

2. Мобильный тренажер «Сухой бассейн»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам .Развитие фонематических процессов, звуко-буквенного анализа. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)

Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.

3. «Найди букву на ощупь».

Ребенок ищет букву и старается на ощупь определить. Далее можно предложить детям назвать слова на звук, который обозначает данная буква.

4. «Логокуб»

Цель: развитие познавательных, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики рук; развитие пространственных представлений, активизация в речи предлогов для обозначения пространственного расположения предметов; развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления (развитие анализа и синтеза)

Материал: куб, у которого грани разного цвета, картинки с изображением предметов разной формы и цвета.

5. «Пуговицы»

Смешайте несколько комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Игра развивает зрительное внимание, восприятие. Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше. Игра развивает зрительно – моторную координацию, моторику рук. Положите на стол множество разнообразных пуговиц.

Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с

двумя дырочками и т. Игра развивает зрительное внимание.

6. «Сравни картинки»

Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.

7. «Фигурные таблицы»

Можно найти в продаже или сделать самостоятельно таблицы, в ячейках которых вразнобой нарисованы разные фигуры. Задача ребенка – в каждой из фигур нарисовать определенный простой знак (в круге – точку, в квадрате – диагональную линию и т.д.). Эта игра развивает способность переключать зрительное внимание.

8. «Исправь ошибки»

Материал: карточка, на которой правильно и зеркально изображены буквенные и цифровые знаки, простой карандаш.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку карточку и задаёт вопрос: «Какие буквы и цифры написаны неправильно? Найди и зачеркни их ».

9. «Найди пару»

Материал: карточки с нарисованными в ряд предметами, на которых изображены парные и лишние изображения, простой карандаш .

Ход игры: ребёнку по очереди предъявляют карточки и педагог просит рассмотреть картинку и найти 2 одинаковых рисунка в каждом ряду.

Усложнение: сначала показывают цветные изображения, затем контурные и теневые.

10. «Дорисуй картинку и раскрась»

Материал: набор картинок, на которых изображена только левая сторона предмета, простой и цветные карандаши .

Ход игры: педагог даёт ребёнку инструкцию: «Посмотри на левую половину картинки, а теперь правую. Нарисуй простым карандашом такую

же половинку, чтобы вместе они представляли собой одно целое

изображение. Раскрась его».

11. «Раз, два, три - назови»

Цели: Закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание, ориентировку в микропространстве.

Ход игры: Дети шагают по кругу под счет раз, два, три. Потом педагог говорит: «Раз, два, три - цвет предмета назови» и показывает какой-нибудь предмет. Дети называют цвет предмета. Снова шагают по кругу и на слова «раз, два, три - форму предмета назови», называют форму показываемого предмета. Можно называть объемную форму предметов, величину двух предметов, цвет, оттенки цвета.

Подборка заданий по работе с картиной.

Особенности зрительного восприятия детей с нарушениями зрения

откладывают своеобразный отпечаток и на восприятие этими детьми сюжетных изображений.

Работа по обучению восприятию и осмысливанию движений человека

и животного проводится по следующим этапам:

1) восприятие и воспроизведение разнообразных движений по подражанию за тифлопедагогом с обязательным проговариванием;

2) выполнение и называние движений по заданию тифлопедагога; 3) имитация разнообразных движений на игрушках, моделях;

4) узнавание и называние графически изображенных движений.

Затем необходимо соединить движения с конкретными предметами, чтобы дети могли научиться распознавать различные действия человека и животных.

Схема обучения восприятию действий человека и животных следующая:

1) восприятие и называние действий с предметами, воспроизводимых

тифлопедагогом;

2) выполнение конкретных действий по заданию тифлопедагога; 3) имитация действий с предметами на игрушках и моделях;

4) подбор конкретного предмета из нескольких по заданному движению;

5) поиск движения и позы к действию с заданным предметом;

6) распознавание разнообразных действий человека и животных, графически изображенных на карточках, прочитывание элементарных ситуаций.

Примерный дидактический материал для занятий по развитию восприятия сюжетных изображений может быть следующим: набор сюжетных картин (собственно сюжетные картины и пейзажи), сюжетные картины для фронтальной и индивидуальной демонстрации, набор масок эмоций человеческого лица (муляжи, изображения, схемы), набор картин с изображением различных эмоциональных состояний человека, фотороботы человеческого лица (отдельные элементы глаз, носа, бровей и т.д.), набор картин с изображениями поз, жестов; перфокарты на соотнесение частей суток и предметов сюжета; перфокарты на соотнесение явлений природы, времен года и сюжета; карточки с движущимися полосками для выделения композиционных планов сюжетных изображений; разрезные сюжетные изображения.

Примерные виды работ на занятии по развитию восприятия сюжетного изображения рекомендуются следующие: рассматривание картины по алгоритму, составление рассказа-описания; раскладывание силуэтов предметов и объектов на мольберте или на листе, как на картине; узнавание героя, предмета по описанию; составление картинки по образцу (без образца) из плоскостного или объемного материала и сравнение с имеющейся; составление «живой» картины (моделирование детьми сюжета картины); раскрашивание фишками героев; узнавание объектов и персонажей картины

в контурном и силуэтном изображении; воспроизведение позы, мимики

персонажа картины, определение его настроения; составление целой картинки из частей; определение сходств и различий в двух картинах или фрагментах картины; раскладывание серии картин в логической последовательности; игры «Что лишнее?», «Что перепутал художник?», «Что изменилось?»

Задания:

1. Сочинение рассказа на основе личного опыта «Как я провел

зимние каникулы».

Цель: выявить индивидуальный уровень и особенности владения

связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных

впечатлений.

Задачи: развивать фразовую речь при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры.

Инструкция: детям предлагалось рассказать о том, как они встречали

Новый Год с семьѐй; чем они занимались в новогодние каникулы, как проводили время; в какие зимние игры играли на улице; свои впечатления о новогодних каникулах.

2. Рассказ по серии сюжетных картин «Заяц и морковка».

Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ по

серии сюжетных картин.

Инструкция: посмотри на эти картинки и по ним сам придумай рассказ.

3. Рассказ из личного опыта «Мой лучший друг/подруга».

Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ из

личного опыта.

Инструкция: расскажи про своего лучшего друга; как его зовут,

сколько ему лет; где вы познакомились; как вы начали общаться; чем вы любите заниматься вместе

4. Рассказ на тему и продолжение по данному началу.

Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ по

предложенной теме и данному началу «Гнездо».

Инструкция: Послушай начало рассказа и попробуй сам придумать

конец истории. «Таня целое лето жила в деревне у бабушки. Однажды она потеряла своего любимого кота Барсика. Она ходила по деревне и звала его. Кота нигде не было видно. Вдруг девочка увидела, как в траве мелькнул черный хвост Барсика. Таня подошла поближе и обнаружила гнездо с куриными яйцами. Кот Барсик успел выкатить лапой одно яйцо из гнезда. Таня взяла его на руки и увидела, что на яйце появилась трещина…»

5. Рассказ о сказочном герое «Путешествие в мультфильм».

Цель: выявить уровень самостоятельного монологического высказывания ребенка на личностно заданную тему.

Инструкция: расскажи мне про своего любимого персонажа из

мультфильма. Чем он тебе нравится, чем он похож на тебя, какими качествами ты хотел быть похожим на него?

Подборка заданий для развития сенсорных действий (обследования)

1. «Разноцветные прищепки»

Цель: развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки,

находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение

к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Материал: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик и другие), прищепки.

Ход игры: Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение. При этом можно использовать художественное слово.

Солнышко утром рано встает, Лучики тянет – тепло нам дает.

2. «Найди на ощупь».

Педагог дает задание ребенку найти только насекомых в сухом бассейне. 3. «Найди и разложи».

Ребенок находит в бассейне все игрушки и раскладывает их по группам (классифицирует)

4. «Узнай друга»

Цель: Развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти. Ход игры: Одной половине детей завязывают глаза и дают

возможность походить. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук. Затем дети меняются местами.

5. «Тяжело-легко»

Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия, формирование навыка различения объектов окружающей среды на основе анализа их качеств и свойств, развитие внимания, развитие мелкой моторики. Оборудование: одинаковые по форме и величине пластиковые герметично закрытые контейнеры (коробочки, кубики и пр.), отличающиеся по весу (2 комплекта). Для изменения веса можно использовать крупу, бобовые культуры, песок. Ход игры: перед ребенком расставляется один комплект контейнеров. Взрослый предлагает ребенку взять в каждую руку по

контейнеру и помогает обследовать их (перемещает вверх-вниз, потряхивает

и т.д.). Завершая обследование, взрослый помогает ребенку придать различное по высоте положение рук в соответствии с весом контейнера. Действия сопровождаются инструкциями и характеристиками «возьми», «держи», «тут», «там», «высоко», «низко», «легко», «тяжело» и т.д. Затем ребенку предлагается самостоятельно найти «такое», «такое же». Для этого используется второй комплект контейнеров. При наличии остаточного зрения контейнеры располагаются за ширмой или должны быть непрозрачными. В случае возникновения трудностей при обследовании и сравнении контейнеров на этапе знакомства с игрой могут использоваться один наполненный контейнер и один пустой. Усложнение игры: контейнеры (комплекты) могут быть отнесены друг от друга на некоторое расстояние, что создаст условия для сохранения их образа в памяти; увеличивается количество контейнеров для сравнения, изменяется вес контейнеров в наборе

6. «Съедобное-несъедобное»

Цель: развивать умение ребенка определять по запаху «съедобное — несъедобное». Оборудование: кусочек хлеба, огурец, мыло и зубная паста, три пластиковых подноса — красного, желтого и синего цветов, пластиковые стаканчики с крышечками, в которых проделаны отверстия, кукла.

Ход игры: взрослый заранее раскладывает по стаканчикам продукты питания: хлеб и огурец, а также предметы туалета: небольшой кусочек мыла и выжимает зубную пасту. Закрывает стаканчики сверху крышечками, в которых проделаны отверстия. Взрослый сообщает ребенку, что к ним в гости пришла кукла Ира. Она не знает, что можно есть, а что нельзя и предлагает рассказать кукле, что можно употреблять в пищу, а что нет. Взрослый подводит ребенка к столу, на котором стоят три подноса. На красном подносе стоят стаканчики с несъедобными предметами, на желтом — с продуктами питания, а на синем лежат предметы из стаканчиков — кусочек хлеба, огурец, мыло, тюбик зубной пасты. Взрослый берет стаканчик с нарезанными кусочками хлеба. Вкладывает в руку ребенку и говорит:

«Понюхай. Это хлеб. Хлеб можно есть». Берет с синего подноса целый

кусочек хлеба и дает ребенку попробовать. Действие повторяется 2–3 раза. Аналогичные действия проводятся и со стаканчиком, в котором лежит нарезанный огурец. Затем взрослый поочередно берет стаканчики с красного подноса. Точно также предъявляет их ребенку для обнюхивания. Затем вкладывает в руку поочередно тюбик с пастой и мыло в соответствии с тем, что в данный момент нюхает ребенок. При этом произносит следующую инструкцию: «Нюхай. Это мыло. Мыло есть нельзя». При произнесении последней фразы взрослый может сопровождать ее естественным запрещающим жестом. По такой же схеме действуют с мылом. Если ребенок захочет все-таки попробовать на вкус несъедобные предметы, не стоит отнимать их и его ругать. Следует еще раз напомнить ребенку, что это несъедобный предмет: «Это мыло (паста). Мыло (пасту) есть нельзя». Варианты: если ребенок научился уверенно различать четыре представленных в игре предмета, можно усложнить ее и добавить еще по одному съедобному и несъедобному предмету. А затем уже предложить самому ребенку разложить по подносам стаканчики: на желтый — съедобное, на красный — несъедобное.

7. «Веселое чаепитие»

Цель: развитие вкусовых качеств у детей; развитие обоняния. Оборудование: лимон, мята, два одинаковых чайника с теплым

заваренным чаем, чашки, поднос, два блюдца, таблички, написанные крупным шрифтом (лимон, мята).

Ход игры: на столе на подносе стоят два чайника с теплым заваренным чаем, рядом стоят чашки, на блюдцах лежит лимон и мята. Взрослый подводит ребенка к столу и говорит: «Смотри. Тут чайники». Ребенок вместе со взрослым рассматривает чайники. Поочередно с каждого чайники снимают крышки: «Смотри. Я снимаю крышку. Там чай. Чай пахнет». Аналогичные действия производят со вторым чайником. После этого взрослый обращает внимание ребенка на блюдца, на которых лежат лимон и

мята. Взрослый вместе с ребенком рассматривает лимон, при этом

произносит: «ЛИМОН» и предъявляет табличку. Ребенок ощупывает, может попробовать его на вкус. Затем взрослый отрезает кусочек лимона. Дает его ребенку и просит положить в один из чайничков. Затем аналогичные действия взрослый совершает с мятой. После того как в один чайник положили лимон, а во второй — мяту, крышки чайников нужно закрыть и подождать 1–2 минуты. Взрослый разливает чай по чашкам и дает попробовать ребенку: «Пей. Тут лимон. Чай с лимоном», «Покажи лимон». «Пей. Тут мята», «Покажи мяту». Действия повторяются 2–3 раза. Взрослый может попросить у ребенка: «Покажи, какой чай тебе нравится?», «Какой чай не нравится?». Со временем, когда ребенок научится отличать чай с лимоном от чая с мятой, можно добавить третий и последующие вкусы (малина, молоко и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового восприятия и речи у слепых детей

Развитие слухового восприятия и речи у слепых детей...

Методическая разработка.Развитие слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации.

Данная методическая разработка содержит практический  матераиал по работе над развитием слухового восприятия у детей с нарушением слуха, а так же у детей после кохлеарной имплатации....

Дидактические упражнения для развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей младшего дошкольного возраста.

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира. Овладение звуовыми характеристиками способствует цел...

Фронтальное занятие по развитию слухового восприятия и обучение произношению слабослышащих детей

Фронтальное занятие по развитию слухового восприятия и обучение произношению слабослышащих детейВозраст: старший дошкольныйОбразовательная область: коррекционная работаНепосредственная образовательная...

Мастер-класс: « Использование приёмов работы по развитию слухового восприятия и речи у слабослышащих детей»

Одним из главных условий эффективности коррекционно- образовательного процесса для детей с нарушением слуха является создание слухо-речевой среды. Это обусловлено тем, что формирование речевой деятель...

Методическое пособие "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

В настоящее время ведущей формой сенсорного обучения и воспитания становятся учебные занятия. Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, нельзя осуществить всех задач се...