Методическое пособие "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
методическая разработка (младшая группа)

Исаева Анна Ивановна

В настоящее время ведущей формой сенсорного обучения и воспитания становятся учебные занятия. Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм.

Причина появления данной методической разработки заключается в том, что дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от  обучающих занятий в дидактической игре действует одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_2.docx227.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35

C:\Users\1\Downloads\Картинка.jpg

ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ         ЭТАЛОНОВ   ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Методическое пособие

Автор – составитель:

Исаева А.И.

Ангарск, 2016

СОДЕРЖАНИЕ        

Пояснительная записка …………………………………………………………..5

  1. Основная часть
  1. Анализ психолого-педагогической литературы……………………….....7
  2. Требования к дидактической игре………………………………………11
  3. Перспективный план на год по сенсорному воспитанию детей

третьего года жизни………………………………………………………13

  1.  Дидактические игры по цвету…………………………………………...17
  2. Дидактические игры по форме………………………………………….19
  3. Дидактические игры по величине………………………………………23
  1. Организация предметно – развивающей среды по сенсорному развитию в соответствии с ФГОС ДО………………………………..27
  2. Сотрудничество  с родителями……………………………………….30

Глоссарий………………………………………………………………………...32

Список литературы………………………………………………………………34

Пояснительная записка

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка:  знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком.

 Ф. Фребель, М. Монтессори  справедливо считали, что сенсорное воспитание является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Л.С. Выготский доказал, что все психические функции в раннем возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.  

Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как  А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина,  В.П. Зинченко, Пилюгина, Н.П.  Сакулина  и многие другие.

В настоящее время ведущей формой сенсорного обучения и воспитания становятся учебные занятия. Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм.

Причина появления данной методической разработки заключается в том, что дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от  обучающих занятий в дидактической игре действует одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное.  

Проблема   заключается в том, что в настоящее время недостаточно используется потенциал игры, как одного из основных средств развития сенсорного опыта у детей раннего возраста. Не всегда воспитателями соблюдается главные принципы дидактической игры: единство игровой и дидактических задач. Очень часто из-за  настойчивого стремления, во что бы то ни стало добиться решения дидактических задач, поупражнять и научить детей,  педагоги часто становятся на путь прямого обучения.

Активное обучающее воздействие воспитателя необходимо, но оно должно осуществляется косвенно, с помощью подбора дидактических игр, через дидактический материал, игровые правила и действия,

Методическая разработка позволит педагогам решить существующие  проблемы, так как авторы используют комплексный и деятельностный подходы, которые позволят планировать и  проводить дидактические игры  в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей раннего возраста.

 Методическая разработка составлена на основе методики Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосовой, Э. Г. Пилюгиной, но авторский подход данного пособия заключается в том, что структура дидактической  игры представлена в  совокупности её основных компонентов: дидактическая и игровая задачи, игровые действия,  правила, результат, дидактический материал.

Пособие состоит из  пояснительной записки, анализа психолого-педагогической литературы, требований к дидактической игре, перспективного планирования, классификации дидактических игр, опыта взаимодействия с родителями, организации предметно – пространственной среды, глоссария, списка литературы, приложения.

Содержание методической разработки  может быть использовано другими воспитателями в планировании и построении занятий по использованию дидактических игр как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста.

  1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время педагоги все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Несмотря на это, наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов советской теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований.

В трудах М. Монтессори термины «воспитание» и «развитие» встречаются повсеместно, а «образование» и «обучение» значительно реже. Цель воспитания – содействовать психофизическому развитию. Сущность воспитания по М. Монтессори «помощь жизни с самого рождения».

Центральный метод Монтессори – свободная работа детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия. «…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжить его во весь период обучения, который подготавливает индивидуума для жизни в обществе…».

Великий педагог Ф. Фребель для образовательно-воспитательных занятий с детьми  придумал шесть «даров». Первый дар - шесть цветных шерстяных мячиков синего, красного, желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого цветов, которые следует подвесить над постелью ребенка двух - трех месяцев, чтобы с их помощью он выучился различать цвета, воспринимать различные направления движений.

Второй дар - деревянный шар, цилиндр и куб - предназначался для детей трех - четырех лет. Играя этими предметами, ребенок, по замыслу Фребеля, будет знакомиться с основными формами тел, с их весом, твердостью, подвижностью.

Третий, Четвертый, Пятый и Шестой дар применялись для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Фребель показал, что посредством игры ребенок «развивается не только физически, вводится в жизнь и развивает свои органы чувств». Педагогические идеи Фребеля получили широкое распространение и завоевали признание во всем мире, в том числе и в России.

В отличие от Ф. Фребеля М. Монтессори подробно описывает методику развития тактильного чувства,  чувства зрения, звука и других. Развивать у детей чувство осязания - значит учить их «видеть руками».

Для развития чувства зрения Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы - бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но не только в этом состояло использование зрительного рецептора. Обстоятельно разработала Монтессори и упражнения в распознавании звуков. Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук, цвет – все это надо различать и этому надо научить ребенка». Следовательно,  по мнению М. Монтессори  для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т.е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается детьми только через сенсорную гимнастику, т.е. через систему упражнений по развитию органов чувств.

Отечественная психология выдвинула учение о роли предметной деятельности в формировании восприятия как целостного образа предмета вследствие практического вычленения субъектом предмета в предметно-опосредованной деятельности.

Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. На втором-третьем году жизни ребёнок находится на  первом  этапе (предэталонном), у него только начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения сенсорных эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

Важное значение сенсорного воспитания признавали видные отечественные педагоги П.Сакулина, Е.И.Тихеева. В настоящее время широко известна и повсеместно используется система дошкольного воспитания Л.А. Венгера и его школы. Необходимо отметить, что в ее основу положены некоторые идеи М. Монтессори. Главное значение сенсорного воспитания в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия.

В числе педагогов ярких, талантливых, создавших оригинальную систему дошкольного воспитания необходимо отметить Елизавету Ивановну Тихееву, которая рапортовала за: «…воспитание подрастающего поколения, вбирающее в себя положительный опыт разных педагогических систем, с учетом уровня развития общества, так и знания о природе ребенка…..». Отсюда и понятен ее решительный протест против господства единой педагогической системы. Разрабатывая теорию дошкольного воспитания, она сумела творчески использовать классическое наследие. Воспитывать маленького ребенка нужно в гармоничной целостности всех природных способностей. Истоки развития – внешний мир, окружающий ребенка, предметы, средства, игра, труд, общение со взрослыми. Роль педагога – исследовательская. Педагог изучает личность ребенка в целом.

Факт развития сенсорики не только в процессе пассивного созерцания индивидом окружающей действительности, но и в процессе активной практической деятельности субъекта доказан в исследованиях Л.А. Венгера.

 Именно деятельность, подчеркивал Л.А. Венгер, определяет характер практических и познавательных задач, предъявляющих определенные требования к ориентирующим их перцептивным действиям и тем самым направляющих их формирование.

  В работах Л.А. Венгера сенсорное воспитание ребенка рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений. Важнейшим элементом его усложнения является организованное педагогом обучение детей обобщенным и систематизированным знаниям о воспринимаемых и качествах предметов.

  По мнению Л.А. Венгера, оно состоит из: ознакомления детей с сенсорными эталонами и выработки у них перцептивных операций по применению усвоенных эталонов для обследования предметов и явлений, выделения и характеристики их свойств.

Современные программно-методические руководства уделяют значительное внимание проблеме сенсорного воспитания. Для детей раннего возраста предусмотрены специально организованные занятия по сенсорному воспитанию. По рекомендациям доктора педагогических наук Смирновой Е.О. первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей ребенка среды (речевые и неречевые звуки, разнообразные и в достаточном количестве зрительные впечатления) и специальные занятия по сенсорному воспитанию (на первом году жизни). В дальнейшем проводят занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.). Дальнейшее сенсорное развитие осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию, в процессе повседневной жизни.

В программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере и др.).

Авторы данной программы выделяют следующие основные задачи по сенсорному развитию детей второй группы раннего возраста:

- Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия:

- Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т.д.).

- Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие. Развивать образные представления.

- Создать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязательными свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т.п.);

- Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

- Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;

- Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).

Основным средством содержания сенсорного воспитания  для детей раннего возраста традиционно считаются дидактические игры. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка.

В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Но игра является сквозным механизмом для решения всех образовательных задач и присутствует во всей психолого-педагогической работе.

Основные задачи дидактических игр для сенсорного развития детей второй группы детей раннего возраста:

- Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5-8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2-4 частей), складные кубики (4-6 шт.) и др.);

- Развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков – цвет, форма, величина);

- Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.).

- Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета; собирать картинку из 4-6 частей;

- В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от занятий в дидактической игре действует одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное.  

Дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда  познавательные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым началом.

Т.е. дидактическая задача, как бы замаскирована, скрыта от ребенка. Если этот принцип нарушается, исчезает игровой характер, воспитатель становиться на путь прямого обучения и дидактическая игра перестает быть сама собой.

Проблема  также заключается в том, что недостаточно используется потенциал игры, необходимо проводить дидактические игры  в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания.

Мы изменили структуру дидактической игры. Если ранее выделяли только дидактическую задачу, игровые правила и действия, то сейчас мы представляем структуру дидактической игры в совокупности основных компонентов: дидактическая и игровая задача, игровые действия, правила, результат, дидактический материал, а также дополнительные компоненты: сюжет и роль.

  1. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НА ГОД ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Месяц

Дидактические игры по цвету

Дидактические игры по величине

Дидактические игры по форме

Сентябрь

Основные задачи сенсорного воспитания:

- Учить соотносить предметы по форме, вкладывать в соответствующие отверстия коробки;

- Учить нанизывать на стержень пирамидки большие и маленькие кольца.

Д/и «Почини колеса у паровозика»;

Д/и «Спрячь козлика».

Д/и «Соберем петрушку (пирамидку)»;

Д/и «Башенки для гномиков».

Д/и «Огурчики и помидорчики»

Д/и «Занимательная коробка».

Октябрь

Основные задачи сенсорного воспитания:

- Учить распознать и раскладывать однородные предметы четырех  основных цветов;

- Учить раскладывать однородные предметы разной величины на две группы;

- Учить раскладывать кольца пирамидки по цвету.

Д/и «Цветок для бабочки».

Д/и «Две коробки»;

Д/и «Собери и разбери пирамидку».

Д/и «Разложи фигурки по домикам»

Ноябрь

Основные задачи сенсорного воспитания:

- Учить выбирать одинаковые по цвету предметы из четырех предложенных цветов;

- Учить различать и называть желтый цвет, закреплять знание красного и зеленого цветов;

- Учить правильно раскладывать другие вкладыши из 2-3 предметов.

Д/и «Цветные колпачки»;

Д/и «Посади цветочек».

Д/и «Длинные – короткие»;

Д/и «Три медведя».

Д/и «Найди такую же фигуру»;

Д/и  «Какие бывают фигуры».

Декабрь

Основные задачи сенсорного воспитания:

- Упражнять в различении и назывании основных цветов;

- Упражнять в раскладывании однородных предметов разной величины м формы.

Д/и «Помоги матрешке найти свои игрушки»;

Д/и «Украсим платок».

Д/и «Большая и маленькая куклы»;

Д/и «Вкладыши»;

Д/и «Светофор».

Январь

Основные задачи сенсорного воспитания:

-Упражнять в использовании застежек липучек;

- Учить шнуровке.

Д/и «Подбери заплатку к одежде»;

Мягкая моторика «Веселый огород»;

Д/ и «Зашнуруй сапожок».

Д/и «Катится – не катится»;

Февраль

Основные задачи сенсорного воспитания:

- Учить правильно размещать в коробке вкладыши разной формы и величины;

- Учить нанизывать мелкие предметы на шнур.

Д/и «Елочки и грибочки»;

Д/и «Подбери чашку к блюдцу».

Д/и «Нанизывание больших и малых бус».

Д/и «Из каких фигур состоит машина?»;

Д/и «Геометрическое лото».

Март

Основные задачи сенсорного воспитания:

- Закреплять знание основных цветов, упражнять в их различении и назывании;

- Развивать мелкую моторику пальцев (шнуровка, пуговицы);

- учить складывать пирамидку.

Д/и «Цветное домино»;

Д/и «Соберем матрешке бусы».

Д/и «Широкое - узкое»;

Д/и «Построй башню».

Д/и «Составь предмет»;

Д/и «Узнай фигуру».

Апрель

Основные задачи сенсорного воспитания:

- Упражнять в складывании вкладышей из 3-4 частей;

- Закреплять умение собирать пирамидку по форме;

-  Упражнять в различении и назывании цветов;

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Д/и «Разноцветные палочки»;

Д/и «Собери мячик».

Д/и «Домики для медвежат»;

Д/и «Мостики для зайчат».

Д/и «Найди пару по форме».

Май

Основные задачи сенсорного воспитания:

- Закреплять знание основных цветов, умение выделять и называть их;

- Упражнять в нанизывании пирамидок из 6-8 колец;

- Закреплять навыки различения величины предметов – вкладышей.

Д/и «Рыбки в аквариуме»;

Д/и «Поставь цветок в вазу».

Д\и  «Угостим мышек чаем»

 Д/и «Веселые человечки»;

Д/и «Найди лишнюю фигуру»

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ  В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности – образовательной среде (Т.С. Комарова, С.Л. Новоселова, Г.Н. Пантелеева, Е.О. Смирнова, Е.И. Тихеева и др.).

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

- Содержательно – насыщенной;

- Трансформируемой;

- Полифункциональной;

- Вариативной;

- Доступной;

- Безопасной.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.

Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; игровой материал периодически меняется, появляются новых предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Весь игровой материал и пособия доступны для детей. м. приложение 2)

Организация развивающей среды вДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду, чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставит и решать игровую задачу.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. На основе ощущений и восприятия у детей формируется представление о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Дети учатся выделять один предмет из множества, находить сходство и различия между ними. Сенсорное развитие также предполагает развитие таких качеств, как ориентировочная деятельность (рассматривание, ощупывание и т. д.), а также способствует освоению системы сенсорных эталонов.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

При создании в группе центрасенсорного развития необходимо решить следующие задачи:

-создать условия для обогащения зрительного сенсорного опыта детей;

-разработать игры, направленные на формирование тактильного, осязательного и сенсорного опыта детей;

организовать центр сенсорногоразвития с учётом возможности детей играть как самостоятельно, так и совместно;

-обеспечить доступность и мобильность игр, представленных в центре.

Сенсорные игры способствуют знакомству детей не только со свойствами различных предметов, но и с представлениями о форме, величине, цвете. Кроме того, во время игр развивается мелкая моторика кистей и пальцев рук. Выделяя сходства разных предметов, дети учатся сопоставлять одни предметы с другими, запоминают сенсорные эталоны.

Поэтому организация образовательного пространства является одним из важных педагогических условий, которое должно быть развивающим и эмоционально комфортным для ребёнка. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.

  1. СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей

Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без контакта с семьёй. В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) поставлена задача осуществления партнерства с семьей, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

И в первую очередь, это требует от педагога большой внутренней психологической работы. Переориентировать себя на принятие родителей, не идеализировать родителей, научиться видеть в родителях полноправных партнёров.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае если педагог будет знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка. Для этого необходимо использовать педагогические ситуации, вызывающие у родителей позитивные эмоции.

Необходимо, чтобы взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка, о развитии детско-взрослых отношений.

Такое информирование происходит при непосредственном общении, либо из различных источников: стенды, интернет-сайт детского сада.

В современном мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование.

Под образованием родителей понимается обогащение знаний, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе.

Нами было разработано тематическое планирование работы с родителями по сенсорному воспитанию детей третьего года жизни.

План работы с родителями на год  по сенсорному воспитанию детей третьего года жизни.

Месяц

Формы работы

Сентябрь

Родительское собрание «Сенсорное воспитания: средства, формы, методы». -  Рассказать об особенностях сенсорного воспитания, о дидактических играх и их  роли для ребёнка данного возраста. 

Анкетирование родителей на тему: «Роль сенсорной культуры в жизни ребенка»

Октябрь

Консультация в родительском уголке «Учим детей различать цвета».

Оформление библиотеки для родителей на тему: «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию»

Ноябрь

Выставка дидактически игр для родителей по ознакомлению с цветом, формой и величиной.

Памятка « Методические рекомендации для родителей  по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье» (см. приложение 3) - для каждой семьи с краткими рекомендациями по создаю развивающей среды.

Декабрь

Консультация для родителей «Развитие представлений о цвете, форме, величине средствами развивающих игр».

Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку (предложить использовать четыре цвета, знакомых детям, привлекать детей к работе)

Январь

Мастер - класс на тему «Игра – путешествие по стране «Сенсорика» (см. приложение 4)

Консультация для родителей «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста»

Февраль

Папка – раскладушка «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в бытовой деятельности»

Консультация для родителей «Изучаем фигуры»

Март

Выставка продуктивной деятельности «Мы любим рисовать и лепить»; оформление фотовыставки на данную тему.

Организация родительской мастерской по изготовлению дидактических игр по форме.

Апрель

Индивидуальная беседа с родителями на тему: «С удовольствием ли играет Ваш ребенок в дидактические игры?»

Оформление презентации «Один день из жизни нашей группы».

Май

Итоговое родительское собрание «Ниши достижения»

Представление опыта семейного воспитания на тему «Играем дома».

ГЛОССАРИЙ

Дидактика (от греч. «дидактикос» - «обучающий») представляет собой отрасль педагогического знания, изучающую проблемы обучения и образования (основные категории дидактики) в педагогике.

Игра -вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит как в её результате, так и в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.

Дидактическая игра –это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). 

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Сенсорный эталоны –это психические образы, которые содержат представление о чувственно воспринимаемых свойствах объектов.

Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Сенсорное воспитание –целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)

Сенсорный опыт –это информация, воспринятая через органы чувств (глаза, уши, кожу, нос и язык), а также знание о внешнем мире, которое порождается этой информацией.

Сенсорная культура –результат усвоения ребенком сенсорных эталонов, созданных человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Сенсорное развитие ребенка– это развитие у ребенка процессов  ощущения, восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира, это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств.                                                  

Правило - требование для исполнения неких условий ( на поведение) всеми участниками какого-либо действия.

Комплексный подход - это единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитания 

Деятельностный подход -

Восприятие— целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.  

Ощущения - простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений при их непосредственном воздействии на соответствующие рецепторы.                                                                                  

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.,1977.
  2. Бондаренко Е.А.Развивающие игры для детей от года до трех лет.М: ООО     «Издательство АСТ», 2003.
  3. Венгер Л.А. , Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М. : Просвещение, 1988.
  4. Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под ред.  Ляминой Г.М., М., 1981.
  5. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет:Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; - М.: Просвещение, 1988.
  6. Галанова Т.В.Развивающие игры с малышами до трех лет.        Яр.: Академия развития, 1996 .
  7. ГригорьеваГ.Г . Дети раннего возраста. М., Академия, 2001
  8. Дети раннего возраста в дошкольных         учреждениях: К.Л.Печора,Г.В.Пантюхина,Л.Г.Голубева. М,:Просвещение,1986
  9. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет.садов., - 2 – е изд., дораб./ А.К.Бондаренко, - М., Просвещение, 1991.
  10. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста./ Под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1985.
  11. Дидактические игры и упражненияпо сенсорному воспитанию дошкольников. /Под ред.Л.А. Венгера.М.:Просвещение,1978.
  12. Дошкольная педагогика.Учеб.пособие для студентов сред.учеб.за-

ведений.2-е изд./ Р.Р.Болотина, Т.С.Комарова, С.П.Баранова., - М., Издательский центр « Академия»,1997.

  1. Дошкольная педагогика.Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений/С.А.Козлова, Т.А.Куликова., - М., Издательский центр « Академия» , 1998.
  2. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика. 1986.
  3. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М., 1983
  4. Пилюгина Э.Г.Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего       возраста: - М.:Просвещение, 1983.
  5.  Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. – М. 2016.
  6. Сенсорное воспитание в детском саду:  Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н.   Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981.
  7. УсоваА.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005.
  8. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред.Ф.С.Сохина, Н.Н.Поддьякова, - М., Просвещение, 1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие - презентация " Полифункциональные материалы для детей раннего возраста "

Данные пособия разработаны нами для работы с детьми раннего возраста .С использованием палочек КЮИЗЕНЕРА ....

Учебно-методическое пособие: «Элементы развивающей среды для детей раннего возраста в адаптационный период». «Сарафанчик – волшебный карманчик».

Методическое пособие. «Элементы развивающей среды для детей раннего возраста в адаптационный период» «Сарафанчик – волшебный карманчик»...

Методическая разработка комплексного музыкального занятия для детей раннего возраста "В гости к кукле Маше"

Комплексное музыкальное занятие с элементами пальчиковой гимнастики. Основные задачи:1.Формировать устойчивый интерес к различным видам музыкальной деятельности. 2. Способствовать развитию мелкой мото...

Программа методического объединения для воспитателей в группах детей раннего возраста "Формирование благожелательного восприятия взрослого в период адаптации у детей раннего возраста"

Тема формирования положительного опыта общения с незнакомыми взрослыми очень актуальна в группах раннего возраста, особенно в период адатпации детей к детскому саду. именно поэтому это и стало темой д...

Методическая разработка. Формирование КГН у детей раннего возраста.

Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Поэтому важно с раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их....

Методическая разработка. Игра как средство формирования творческой активности детей раннего возраста.

Разговор о творчестве применительно к детям раннего возраста может показаться странным. Ведь творчество в общем планерассматривается как деятелность результатом которой является создание новых материа...

Методическая разработка «Формирование словаря у детей раннего возраста посредством наглядного пособия «Книжка -малышка»

Актуальность методической разработки «Формирование словаря у детей раннего возраста посредством наглядного пособия «Книжка - малышка» заключается в том, что своевременное и правильно...